Работа по улучшению делового климата в России носит системный характер. Так, на федеральном уровне реализуется программа «Национальная предпринимательская инициатива». В соответствии с ней «Деловая Россия» разработала «дорожные карты» по ключевым факторам предпринимательского климата:
- «Повышение доступности энергетической инфраструктуры»,
- «Совершенствование таможенного администрирования»,
- «Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства»,
- «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики»,
- «Регистрация собственности»,
- «Оптимизация процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»,
- «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта».
Меры, предложенные «Деловой Россией», были утверждены постановлениями Правительства РФ. На региональном уровне разрабатываются и утверждаются стандарты деятельности органов государственной власти субъектов РФ по улучшению инвестиционного климата.
Однако «Деловая Россия» считает необходимым также задействовать и муниципальный уровень власти, так как именно на муниципальном уровне инвестор сталкивается с основными проблемами, препятствующими реализации инвестиционного проекта на начальном этапе.
На местном уровне выявлены следующие проблемы:
- отсутствие земельных участков для размещения производств и информации о них;
- отсутствие необходимой инженерной и транспортной инфраструктуры и информации о ней;
- отсутствие планов развития территории и стратегического взгляда на развитие территории со стороны представителей местной власти;
- сложности с получением согласований и подключений, административными и коррупционными барьерами;
- отсутствие или невысокое качество трудовых ресурсов.
Вывод: без активизации муниципального уровня политика улучшения национального делового климата не заработает полностью. Основная проблема заключается в том, что у муниципальных образований не хватает в полной мере полномочий, ресурсов и стимулов.
«Деловая Россия» считает, что пришло время в полной мере привлекать муниципалитеты к общенациональной задаче улучшения делового климата в стране, сделать их полноправными соучастниками этого процесса.
Для решения этой задачи предлагается ряд конкретных инициатив, суть которых — одновременное и минимально необходимое увеличение полномочий, ресурсов и стимулов для муниципалитетов. «Деловая Россия» предлагает:
1/. Дополнить ФЗ-131 нормой, согласно которой к вопросам местного значения будет отнесено «создание благоприятных условий для улучшения делового климата, привлечения инвестиций и развития на территории муниципального образования малого и среднего бизнеса».
Предусмотреть соответствующие полномочия в муниципальных уставах для глав муниципальных образований и глав местных администраций. Предусмотреть включение в ежегодный отчет глав муниципалитетов в качестве одной из основных позиций рост инвестиций, развитие бизнеса и увеличение количества рабочих мест.
2/. Предоставить на практике реальную бюджетную возможность муниципальным образованиям формировать собственные бюджеты экономического развития, которые могут быть целевым образом направлены на создание дополнительных условий для развития бизнеса.
3/. Исключить практику компенсации выпадающих доходов региональных бюджетов только на один год при закреплении за регионами новых полномочий на постоянной основе.
4/. Предусмотреть создание в муниципальных образованиях современной эффективной системы администрирования взаимодействия с предпринимателями и инвесторами, в том числе:
- реализовать принцип открытости — образовать в муниципалитетах советы по улучшению делового климата и привлечению инвестиций, для участия в которых пригласить ведущих предпринимателей и инвесторов; повестку дня работы советов строить на основе вопросов, поставленных инвесторами и предпринимателями;
- создать на уровне муниципальных районов и городских округов муниципальные инвестиционные паспорта, которые бы включали основную информацию для предпринимателей и инвесторов:
- карты распределения инфраструктуры и доступа к ней, включая перечень с указанием мест расположения готовых строительных площадок с инфраструктурой,
- планы развития инфраструктуры и строительства на территории муниципалитета,
- сведения о занятой и свободной земле,
- сведения о доступных энергоресурсах,
- сведения о состоянии рынка труда,
- административную информацию для предпринимателей и инвесторов, включая контакты ответственных должностных лиц,
- информацию об инвестиционной привлекательности муниципалитета,
- стоимостную информацию по всем разделам;
- создать инвестиционные страницы муниципалитетов в структуре региональных инвестпорталов;
- создать системы «одного окна» для оказания услуг предпринимателям;
- сертифицировать все административные процедуры муниципалитета на основе Системы менеджмента качества ISO 9001-2011.
5/. Рекомендовать крупным муниципалитетам создавать муниципальные комплексные программы позиционирования. Разработать на федеральном уровне методические рекомендации по составлению и реализации программ позиционированиямуниципальных образований.
6/. Упростить законодательную процедуру выделения земли в городских округах. Исключить в Земельном и Градостроительном кодек-сах процедуру выделения земли через предварительное согласование, оставив две процедуры: торги за земельный участок и конкурс за право аренды. Расходы на межевание и постановку на кадастровый учет покрывать за счет бюджета экономического развития.
7/. Предусмотреть установление единых сроков и цен для прохождения исчерпывающего перечня процедур реализации любого инвестиционного проекта: предоставление земельных участков, получение технических условий для подключения к инженерным сетям, получение разрешения на строительство, ввод объекта в эксплуатацию.
8/. Сформировать систему налоговых поступлений в бюджет муниципального образования, стимулирующих создание условий для развития бизнеса и привлечение инвестиций. Расширить состав и общий объем местных налогов и сборов, закрепить за местными бюджетами часть налоговых доходов, на развитие налогооблагаемой базы которых могут влиять органы местного самоуправления соответствующих территорий, в том числе:
- налоговые поступления от индивидуальных предпринимателей (ЕНВД и патенты) — 100%;
- поступления от компаний, которые ведут упрощенный налоговый учет, — не менее 20%;
- доля от НДФЛ, которая поступает в доход муниципалитета, — не менее 50%;
- налог на добычу общераспространенных полезных ископаемых — класс 14 «Добыча полезных ископаемых» по ОКВЭД — для ископаемых на территории муниципалитета, с введением принципа «где добыл, там и плати»;
- административные штрафы (за нарушение правил дорожного движения и т. д.);
- местные штрафы за нарушения местных правил благоустройства, а также правил организации и безопасности дорожного движения (для чего разрешить муниципалитетам устанавливать такие штрафы).
9/. Создать стимулы для повышения эффективности персонала органов МСУ:
- установить возможность выплат годовых бонусов руководителям и работникам органов МСУ из общего премиального фонда на основе показателей роста местных инвестиций и развития бизнеса (количество зарегистрированных компаний и ИП, количество занятых, рост средней заработной платы, рост доходов муниципалитета);
- использовать показатели развития бизнеса на территории муниципалитета в качестве одного из основных критериев работы глав муниципальных образований (рост налоговых поступлений, привлеченные инвестиции, новые здания, новые промышленные объекты, создание новых рабочих мест, повышение производительности труда, рост легальной миграции, связь со средним доходом граждан на территории муниципального образования);
- сформировать ежегодный всероссийский рейтинг инвестиционной привлекательности муниципальных образований;
- создать на федеральном и региональном уровнях дополнительные системы финансового поощрения лучших муниципальных образований, основанных на результатах ежегодного рейтинга;
- разработать федеральные образовательные стандарты для обучения и обмена лучшими практиками работников органов МСУ, разработать справочную и методическую литературу для органов МСУ, где в виде схем и конкретных рекомендаций были бы описаны основные процедуры работы с бизнесом и инвесторами на всех этапах реализации инвестиционных проектов, создания и развития бизнеса;
- создать кадровый резерв муниципальных служащих в каждом регионе;
- предусмотреть возможность зарубежных стажировок российских работников органов МСУ с отбором кандидатов на конкурсной основе;
- разработать механизм приглашения опытных зарубежных управляющих муниципального уровня на контрактной основе.
10/. Разработать стандарты бизнес-планов общераспространенных местных бизнесов (торговля, бытовые услуги, аптеки, транспорт и т. д.), согласованные с требованиями ведущих банков, которые имеют широкую сеть региональных отделений.
Эти предложения предлагаются к широкому обсуждению. Для их воплощения в жизнь необходимо объединение усилий «Деловой России», объединений муниципальных образований, мэров крупных городов, законодательной и исполнительной власти.
По материалам журнала "Муниципальная Россия"