Бизнес для МСУ

Тип: статья

Работа по улучшению делового климата в России носит системный характер. Так, на федеральном уровне реализуется программа «Наци­ональная предпринимательская инициатива». В соответствии с ней «Деловая Россия» разработала «дорожные карты» по ключевым факто­рам предпринимательского климата:

  • «Повышение доступности энерге­тической инфраструктуры»,
  • «Совершенствование таможенного адми­нистрирования»,
  • «Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства»,
  • «Развитие конкуренции и совершенствование анти­монопольной политики»,
  • «Регистрация собственности»,
  • «Оптимизация процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпри­нимателей»,
  • «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и под­держка экспорта».

Меры, предложенные «Деловой Россией»,  были утверждены постановлениями Правительства РФ. На региональном уровне разрабатываются и утверждаются стандарты деятельности ор­ганов государственной власти субъектов РФ по улучшению инвестици­онного климата.

Однако «Деловая Россия» считает необходимым также задейство­вать и муниципальный уровень власти, так как именно на муниципаль­ном уровне инвестор сталкивается с основными проблемами, препят­ствующими реализации инвестиционного проекта на начальном этапе.

На местном уровне выявлены следующие проблемы:

  • отсутствие земельных участков для размещения производств и ин­формации о них;
  • отсутствие необходимой инженерной и транспортной инфраструк­туры и информации о ней;
  • отсутствие планов развития территории и стратегического взгля­да на развитие территории со стороны представителей местной власти;
  • сложности с получением согласований и подключений, админис­тративными и коррупционными барьерами;
  • отсутствие или невысокое качество трудовых ресурсов.

Вывод: без активизации муниципального уровня политика улуч­шения национального делового климата не заработает полностью. Основная проблема заключается в том, что у муниципальных образова­ний не хватает в полной мере полномочий, ресурсов и стимулов.

«Деловая Россия» считает, что пришло время в полной мере при­влекать муниципалитеты к общенациональной задаче улучшения дело­вого климата в стране, сделать их полноправными соучастниками этого процесса.

Для решения этой задачи предлагается ряд конкретных инициатив, суть которых — одновременное и минимально необходимое увеличе­ние полномочий, ресурсов и стимулов для муниципалитетов. «Деловая Россия» предлагает:

1/. Дополнить ФЗ-131 нормой, согласно которой к вопросам местно­го значения будет отнесено «создание благоприятных условий для улуч­шения делового климата, привлечения инвестиций и развития на тер­ритории муниципального образования малого и среднего бизнеса».
Предусмотреть соответствующие полномочия в муниципальных уста­вах для глав муниципальных образований и глав местных администра­ций. Предусмотреть включение в ежегодный отчет глав муниципали­тетов в качестве одной из основных позиций рост инвестиций, развитие бизнеса и увеличение количества рабочих мест.

2/. Предоставить на практике реальную бюджетную возможность муниципальным образованиям формировать собственные   бюджеты экономического развития, которые могут быть целевым образом на­правлены на создание дополнительных условий для развития бизнеса.

3/. Исключить практику компенсации выпадающих доходов регио­нальных бюджетов только на один год при закреплении за регионами  новых полномочий на постоянной основе.

4/. Предусмотреть создание в муниципальных образованиях совре­менной эффективной системы администрирования взаимодействия с предпринимателями и инвесторами, в том числе:

  • реализовать принцип открытости — образовать в муниципалите­тах советы по улучшению делового климата и привлечению инве­стиций, для участия в которых пригласить ведущих предпринима­телей и инвесторов; повестку дня работы советов строить на основе вопросов, поставленных инвесторами и предпринимателями;
  • создать на уровне муниципальных районов и городских округов муниципальные инвестиционные паспорта, которые бы включали основную информацию для предпринимателей и инвесторов:

- карты распределения инфраструктуры и доступа к ней, включая перечень с указанием мест расположения готовых строительных площадок с инфраструктурой,

- планы развития инфраструктуры и строительства на территории муниципалитета,

- сведения о занятой и свободной земле,

- сведения о доступных энергоресурсах,

- сведения о состоянии рынка труда,

- административную информацию для предпринимателей и инвес­торов, включая контакты ответственных должностных лиц,

- информацию об инвестиционной привлекательности муниципа­литета,

- стоимостную информацию по всем разделам;

  • создать инвестиционные страницы муниципалитетов в структуре региональных инвестпорталов;
  • создать системы «одного окна» для оказания услуг предпринима­телям;
  • сертифицировать все административные процедуры муниципа­литета на основе Системы менеджмента качества ISO 9001-2011.

5/. Рекомендовать крупным муниципалитетам создавать муници­пальные комплексные   программы позиционирования.  Разработать на федеральном уровне методические рекомендации по составлению и реализации программ позиционированиямуниципальных образований.

6/. Упростить законодательную процедуру выделения земли в го­родских округах. Исключить в Земельном и Градостроительном кодек-сах процедуру выделения земли через предварительное согласование, оставив две процедуры: торги за земельный участок и конкурс за право аренды. Расходы на межевание и постановку на кадастровый учет покрывать за счет бюджета экономического развития.

7/. Предусмотреть установление единых сроков и цен для прохож­дения исчерпывающего перечня процедур реализации любого инвес­тиционного проекта: предоставление земельных участков, получение технических условий для подключения к инженерным сетям, получение разрешения на строительство, ввод объекта в эксплуатацию.

8/. Сформировать систему налоговых поступлений в бюджет муниципального образования, стимулирующих создание условий для разви­тия бизнеса и привлечение инвестиций. Расширить состав и общий объем местных налогов и сборов, закрепить за местными бюджетами часть налоговых доходов, на развитие налогооблагаемой базы которых могут влиять органы местного самоуправления соответствующих тер­риторий, в том числе:

  • налоговые поступления от индивидуальных предпринимателей (ЕНВД и патенты) — 100%;
  • поступления от компаний, которые ведут упрощенный налого­вый учет, — не менее 20%;
  • доля от НДФЛ, которая поступает в доход муниципалитета, — не менее 50%;
  • налог на добычу общераспространенных полезных ископаемых — класс 14 «Добыча полезных ископаемых» по ОКВЭД — для ископа­емых на территории муниципалитета, с введением принципа «где добыл, там и плати»;
  • административные штрафы  (за нарушение правил дорожного движения и т. д.);
  • местные штрафы за нарушения местных правил благоустройства, а также правил организации и безопасности дорожного движения (для чего разрешить муниципалитетам устанавливать такие штра­фы).

9/. Создать стимулы для повышения эффективности персонала ор­ганов МСУ:

  • установить возможность выплат годовых бонусов руководителям и работникам органов МСУ из общего премиального фонда на осно­ве показателей роста местных инвестиций и развития бизнеса (ко­личество зарегистрированных компаний и ИП, количество занятых, рост средней заработной платы, рост доходов муниципалитета);
  • использовать показатели развития бизнеса на территории муни­ципалитета в качестве одного из основных критериев работы глав муниципальных образований (рост налоговых поступлений, привле­ченные инвестиции, новые здания, новые промышленные объекты, создание новых рабочих мест, повышение производительности тру­да, рост легальной миграции, связь со средним доходом граждан на территории муниципального образования);
  • сформировать ежегодный всероссийский рейтинг инвестицион­ной привлекательности муниципальных образований;
  • создать на федеральном и региональном уровнях дополнитель­ные системы финансового поощрения лучших муниципальных об­разований, основанных на результатах ежегодного рейтинга;
  • разработать федеральные образовательные стандарты для обуче­ния и обмена лучшими практиками работников органов МСУ, раз­работать справочную и методическую литературу для органов МСУ, где в виде схем и конкретных рекомендаций были бы описаны ос­новные процедуры работы с бизнесом и инвесторами на всех эта­пах реализации инвестиционных проектов, создания и развития бизнеса;
  • создать кадровый резерв муниципальных служащих в каждом регионе;
  • предусмотреть возможность зарубежных стажировок российс­ких работников органов МСУ с отбором кандидатов на конкурсной основе;
  • разработать механизм приглашения опытных зарубежных управ­ляющих муниципального уровня на контрактной основе.

10/. Разработать стандарты бизнес-планов общераспространенных местных бизнесов (торговля, бытовые услуги, аптеки, транспорт и т. д.), согласованные с требованиями ведущих банков, которые имеют широ­кую сеть региональных отделений.

Эти предложения предлагаются к широкому обсуждению. Для их воплощения в жизнь необходимо объединение усилий «Деловой Рос­сии», объединений муниципальных образований, мэров крупных горо­дов, законодательной и исполнительной власти.

По материалам журнала "Муниципальная Россия"