Согласно п.«б»ч. 1 ст. 72 Конституции РФ обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. При этом согласно п. «е» ч Л ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению законности, охране общественного порядка, борьбе с преступностью, а ч. 1 ст. 132 Конституции РФ предусматривает, что органы местного самоуправления наряду с другими вопросами местного значения самостоятельно осуществляют охрану общественного порядка.
При этом Федеральным законом от 06. 10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) предусмотрено два вопроса местного значения, касающихся общественного порядка:
- подп. 8 ч. 1 ст. 15 и подп. 9 ч. 1 ст. 1 б - организация охраны общественного порядка на территории городского округа муниципальной милицией;
- подп. 33 ч. 1 ст. 14 и подп. 37 ч. 1 ст. 16 - создание условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка. И если вопрос создания муниципальной милиции постоянно откладывается в связи с отсутствием необходимого регулирования на федеральном уровне, то участие в охране общественного порядка добровольных формирований граждан в последнее время набирает обороты.
Мировой опыт показывает, что ни одно государство не может решить проблемы обеспечения общественного порядка только ресурсами судебно-полицейского аппарата. Всегда одной из составляющих решения данной задачи является повышение правового сознания и правовой культуры граждан, в т. ч. посредством привлечения их к охране общественного порядка.
В связи с этим весьма полезным является изучение опыта органов местного самоуправления, самостоятельно решающих задачу по созданию необходимых условий и мотивации граждан к работе по охране правопорядка.
Так, на территории Сургута добровольные народные дружины функционировали с 1996 г. Однако Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», направленный на повышение эффективности реорганизованных структур МВД России, оставил вне правового поля деятельность добровольных формирований по охране общественного порядка, в частности, остались не урегулированы вопросы организации, финансирования, социального обеспечения и гарантий дружинников.
Позитивную роль сыграло также решение о создании в марте 2012 г. координационного совета (штаба) на уровне городской администрации, основной задачей которого в соответствии с распоряжением администрации города от 28.03.2012 № 731 «О координационном совете по вопросам деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка» стало создание условий для повышения эффективности деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка2.
Благодаря деятельности координационного совета были разработаны и утверждены ключевые документы, регламентирующие деятельность народных дружин города Сургута, в т.ч.:
- решение Думы города «Об установлении социальной гарантии гражданам, участвующим в деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка» (установлена социальная гарантия в размере 2400 руб./мес.);
- порядок предоставления социальной гарантии гражданам, участвующим в деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка;
- положение о добровольных формированиях населения по охране общественного порядка на территории городского округа город Сургут.
Очередным шагом на пути к достижению цели по привлечению общественности к профилактике правонарушений явилось утверждение долгосрочной целевой программы "Профилактика правонарушений в муниципальном образовании городском округе Сургут на 2012-2015 гг.", в рамках которой были реализованы мероприятия:
- по созданию общественных формирований правоохранительной направленности, материальному стимулированию граждан, участвующих в охране общественного порядка;
- предоставление ежемесячных выплат гражданам, участвующим в деятельности добровольных народных формирований населения по охране общественного порядка.
Также была выстроена система совместной работы дружин с УМВД России. В частности, был регламентирован и организован выход дружинников по графику на дежурства, все дружинники были включены в расстановку сил по охране общественного порядка в городе с привязкой к участковым пунктам полиции. В участковых пунктах сотрудники полиции проводят инструктажи, регулярную учебу дружинников, осуществляется совместное патрулирование территорий микрорайонов. Каждый дружинник участвует в охране общественного порядка не менее 1 б ч/мес, время выхода на дежурство согласовывается с полицией. Добровольные народные дружины также участвуют в охране общественного порядка во время проведения общегородских мероприятий (1 и 9 мая, День города, День нефтяной и газовой промышленности и т.д.). Сегодня в городе на постоянной основе функционируют 19 добровольных народных дружин общей численностью 120 чел. Основная часть (17) дружин работает по территориальному принципу совместно с участковыми уполномоченными полиции, остальные - по линии ГИБДД и потребительского рынка.
Половина всех граждан, участвующих в работе дружин, находится в возрастном диапазоне от 36 до 55 лет. Средний возраст сургутского дружинника составляет около45 лет. Почти на две трети дружины состоят из женщин. Абсолютное большинство граждан, участвующих в деятельности добровольных формирований по охране общественного порядка, являются работниками бюджетной сферы.
Вместе с тем следует отметить, что в последнее время наблюдается тенденция постепенного омоложения состава дружин за счет активизации новых форм работы в студенческой среде. На базе Сургутского государственного университета и Сургутского профессионального колледжа созданы две молодежные дружины. Ведется работа по созданию казачьей дружины.
В целях выяснения мотивов вступления в дружины и степени удовлетворенности условиями организации работы дружин в октябре 2013 г. среди дружинников был проведен анкетный опрос. Некоторые результаты опроса являются весьма интересными и достойными внимания.
Так, ответы на вопрос «Как давно вы являетесь членом добровольной народной дружины (ДНД)?» показывают, что большинство граждан участвуют в охране общественного порядка более трех лет. Вместе с тем около трети состава дружин пополнились в последние 1-3 года.
Примечательно, что подавляющее большинство респондентов (77%) при вступлении в ряды дружинников руководствовались чувством долга перед обществом. В целом среди мотивов доминируют патриотические морально-нравственные аспекты. Только 7% дружинников указали на важность денежного вознаграждения.
Практически все (90%) опрошенные выразили мнение, что непосредственное участие граждан в охране общественного порядка влияет на улучшение криминогенной обстановки в городе.
Большинство ответивших (54%) отметили, что недостаточный объем полномочий дружинника существенно снижает его авторитет в глазах общественности (35%). Вместе с тем их практически не беспокоит потенциальная угроза жизни и здоровью. Только 2% респондентов отметили этот аспект как проблему.
Показательно, что вопрос о причинах относительной непопулярности ДНД среди горожан выявил комплекс факторов. Практически треть респондентов отметили, что негативно влияют на популярность работы дружинника низкая активность граждан, недоверие и безразличие, а также незначительный размер вознаграждения. Несущественно отстают от них в качестве негативных причин отсутствие информации и страх столкнуться с преступником.
Вместе с тем почти 2/3 респондентов положительно оценивают деятельность органов местного самоуправления по созданию условий для работы дружин. Показатель удовлетворенности работой органов местного самоуправления в этой сфере составил 63%.
Удивительно, что несмотря на указанные выше патриотические морально-нравственные мотивы вступления в ряды дружин, на вопрос о необходимых мерах для повышения эффективности работы дружин, треть респондентов (29%) отметили важность увеличения размера социальной гарантии. Примерно в равной степени (около 15%) в качестве факторов повышения эффективности были названы мероприятия по обучению и физической подготовке. Также опрошенные указали на необходимость наделения дружинников дополнительными полномочиями (14%) и более активного освещения деятельности дружинников (13%).
В целях популяризации деятельности дружин и стимулирования граждан к активному участию в охране общественного порядка муниципальное казенное учреждение «Наш город» ежегодно организует городской конкурс «Лучшая добровольная дружина по охране общественного порядка города Сургута»1.
Воссоздание механизма сотрудничества добровольных народных дружин с УМВД города позволило добиться позитивных результатов в сфере профилактики правонарушений. В результате совместной работы полиции и народных дружин за 2012 г. раскрыто 27 преступлений, выявлено 2435 административных правонарушений, проверено 4502 лиц, состоящих на учете в полиции, проведено 3110 профилактических бесед с гражданами, 2565 - с несовершеннолетними. В период проведения 20 общегородских праздников и мероприятий дружинниками оказана помощь сотрудникам полиции в охране общественного порядка.
В мае 2013 г. координационный совет рассмотрел варианты дальнейшего развития деятельности дружин в рамках взаимодействия в сфере выявления и предотвращения административных правонарушений со структурными подразделениями администрации города:
- департаментами архитектуры и градостроительства, имущественных и земельных отношений, по экономической политике, городского хозяйства;
- управлением по природопользованию и экологии.
В целях развития деятельности дружин в рамках данного взаимодействия проведена предварительная работа по подготовке необходимой документации (подготовлены образцы заявлений, выписки из соответствующих статей Кодекса РФ об административных правонарушениях, согласование со специалистами структурных подразделений администрации города, утвержден порядок проведения совместных мероприятий. Представителями департамента по экономической политике и комитета по природопользованию и экологии администрации города проведена учеба с командирами дружин, в ходе которой им разъяснены основные механизмы действий при выявлении правонарушений, даны конкретные рекомендации, они обеспечены необходимыми образцами документов. В 2013 г. дружинники приступили непосредственно к работе по выявлению правонарушений.
Активизация работы сургутских народных дружин в 2012 г. была отмечена на конкурсе муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области создания условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка дипломом I степени в номинации «Городские округа автономного округа численностью населения свыше 100 тыс. человек». Город Сургут был награжден призовым фондом 250тыс. руб. Решением координационного совета денежные средства были направлены на укрепление материально-технического обеспечения дружин, поощрение дружинников, были приобретены накидки и специализированная форма дружинникам по линии ГИБДД.
Таким образом, несмотря на отсутствие детализированной нормативной базы на уровне Федерации органы местного самоуправления Сургута создали эффективную систему вовлечения граждан в деятельность по охране общественного порядка и механизм взаимодействия администрации города, УМВД и добровольных народных дружин (приложение). Вместе с тем в целях дальнейшего повышения результативности работы дружин еще предстоит решить ряд существенных задач, а именно установление дополнительных социальных гарантий (оплачиваемые дни котпуску) и страхование членов добровольных народных дружин.
По материалам журнала "Практика муниципального управления"