Создание условий для деятельности добровольных формирований граждан по охране общественного порядка

Тип: статья

Согласно п.«б»ч. 1 ст. 72 Конституции РФ обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности находится в совместном ведении Российской  Федерации и субъектов РФ. При этом согласно п. «е» ч Л ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению законности, охране обще­ственного порядка, борьбе с преступностью, а ч. 1 ст. 132 Конституции РФ предусма­тривает, что органы местного самоуправления наряду с другими вопросами местно­го значения самостоятельно осуществляют охрану общественного порядка.

При этом Федеральным законом от 06. 10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федераль­ный закон № 131-ФЗ) предусмотрено два вопроса местного значения, касающихся общественного порядка:

  • подп. 8 ч. 1 ст. 15 и подп. 9 ч. 1 ст. 1 б - организация охраны общественного по­рядка на территории городского округа муниципальной милицией;
  • подп. 33 ч. 1 ст. 14 и подп. 37 ч. 1 ст. 16 - создание условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка. И если вопрос создания муниципальной милиции постоянно откладывается в связи с отсутствием необходимого регулирования на федеральном уровне, то участие в охране общественного порядка добровольных формирований граждан в по­следнее время набирает обороты.

Мировой опыт показывает, что ни одно государство не может решить проблемы обеспечения общественного порядка только ресурсами судебно-полицейского ап­парата. Всегда одной из составляющих решения данной задачи является повышение правового сознания и правовой культуры граждан, в т. ч. посредством привлечения их к охране общественного порядка.

В связи с этим весьма полезным является изучение опыта органов местного само­управления, самостоятельно решающих задачу по созданию необходимых условий и мотивации граждан к работе по охране правопорядка.

Так, на территории Сургута добровольные народные дружины функциониро­вали с 1996 г. Однако Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», на­правленный на повышение эффективности реорганизованных структур МВД России, оставил вне правового поля деятельность добровольных формирований по охране общественного порядка, в частности, остались не урегулированы во­просы организации, финансирования, социального обеспечения и гарантий дру­жинников.

Позитивную роль сыграло также решение о создании в марте 2012 г. координа­ционного совета (штаба) на уровне городской администрации, основной задачей которого в соответствии с распоряжением администрации города от 28.03.2012 № 731 «О координационном совете по вопросам деятельности добровольных формирова­ний населения по охране общественного порядка» стало создание условий для по­вышения эффективности деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка2.

Благодаря деятельности координационного совета были разработаны и утверж­дены ключевые документы, регламентирующие деятельность народных дружин го­рода Сургута, в т.ч.:

  • решение Думы города «Об установлении социальной гарантии гражданам, участвующим в деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка» (установлена социальная гарантия в раз­мере 2400 руб./мес.);
  • порядок предоставления социальной гарантии гражданам, участвующим в дея­тельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка;
  • положение о добровольных формированиях населения по охране общественного порядка на территории городского округа город Сургут.

Очередным шагом на пути к достижению цели по привлечению общественности к профилактике правонарушений явилось утверждение долгосрочной целевой программы "Профилактика правонарушений в муниципальном образовании городском округе Сургут на 2012-2015 гг.", в рамках которой были реализованы мероприятия:

  • по созданию общественных формирований правоохранительной направленности, материальному стимулированию граждан, участвующих в охране общественного порядка;
  • предоставление ежемесячных выплат гражданам, участвующим в деятельности добровольных народных формирований населения по охране общественного порядка.

Также была выстроена система совместной работы дружин с УМВД России. В част­ности, был регламентирован и организован выход дружинников по графику на дежур­ства, все дружинники были включены в расстановку сил по охране общественного порядка в городе с привязкой к участковым пунктам полиции. В участковых пунктах сотрудники полиции проводят инструктажи, регулярную учебу дружинников, осу­ществляется совместное патрулирование территорий микрорайонов. Каждый дру­жинник участвует в охране общественного порядка не менее 1 б ч/мес, время выхода на дежурство согласовывается с полицией. Добровольные народные дружины также участвуют в охране общественного порядка во время проведения общегородских мероприятий (1 и 9 мая, День города, День нефтяной и газовой промышленности и т.д.). Сегодня в городе на постоянной основе функционируют 19 добровольных на­родных дружин общей численностью 120 чел. Основная часть (17) дружин работает по территориальному принципу совместно с участковыми уполномоченными по­лиции, остальные - по линии ГИБДД и потребительского рынка.

Половина всех граждан, участвующих в работе дружин, находится в возрастном диапазоне от 36 до 55 лет. Средний возраст сургутского дружинника составляет около45 лет. Почти на две трети дружины состоят из женщин. Абсолютное большинство граждан, участвующих в деятельности добровольных формирований по охране обще­ственного порядка, являются работниками бюджетной сферы.

Вместе с тем следует отметить, что в последнее время наблюдается тенденция постепенного омоложения состава дружин за счет активизации новых форм работы в студенческой среде. На базе Сургутского государственного университета и Сургут­ского профессионального колледжа созданы две молодежные дружины. Ведется работа по созданию казачьей дружины.

В целях выяснения мотивов вступления в дружины и степени удовлетворенности условиями организации работы дружин в октябре 2013 г. среди дружинников был проведен анкетный опрос. Некоторые результаты опроса являются весьма интерес­ными и достойными внимания.

Так, ответы на вопрос «Как давно вы являетесь членом добровольной народной дружины (ДНД)?» показывают, что большинство граждан участвуют в охране обще­ственного порядка более трех лет. Вместе с тем около трети состава дружин попол­нились в последние 1-3 года.

Примечательно, что подавляющее большинство респондентов (77%) при всту­плении в ряды дружинников руководствовались чувством долга перед обще­ством. В целом среди мотивов доминируют патриотические морально-нравствен­ные аспекты. Только 7% дружинников указали на важность денежного вознаграж­дения.

Практически все (90%) опрошенные выразили мнение, что непосредственное участие граждан в охране общественного порядка влияет на улучшение кримино­генной обстановки в городе.

Большинство ответивших (54%) отметили, что недостаточный объем полномочий дружинника существенно снижает его авторитет в глазах общественности (35%). Вме­сте с тем их практически не беспокоит потенциальная угроза жизни и здоровью. Толь­ко 2% респондентов отметили этот аспект как проблему.

Показательно, что вопрос о причинах относительной непопулярности ДНД сре­ди горожан выявил комплекс факторов. Практически треть респондентов отметили, что негативно влияют на популярность работы дружинника низкая активность граж­дан, недоверие и безразличие, а также незначительный размер вознаграждения. Несущественно отстают от них в качестве негативных причин отсутствие информации и страх столкнуться с преступником.

Вместе с тем почти 2/3 респондентов положительно оценивают деятельность органов местного самоуправления по созданию условий для работы дружин. По­казатель удовлетворенности работой органов местного самоуправления в этой сфере составил 63%.

Удивительно, что несмотря на указанные выше патриотические морально-нрав­ственные мотивы вступления в ряды дружин, на вопрос о необходимых мерах для повышения эффективности работы дружин, треть респондентов (29%) отметили важ­ность увеличения размера социальной гарантии. Примерно в равной степени (около 15%) в качестве факторов повышения эффективности были названы мероприятия по обучению и физической подготовке. Также опрошенные указали на необходимость наделения дружинников дополнительными полномочиями (14%) и более активного освещения деятельности дружинников (13%).

В целях популяризации деятельности дружин и стимулирования граждан к ак­тивному участию в охране общественного порядка муниципальное казенное учреж­дение «Наш город» ежегодно организует городской конкурс «Лучшая добровольная дружина по охране общественного порядка города Сургута»1.

Воссоздание механизма сотрудничества добровольных народных дружин с УМВД города позволило добиться позитивных результатов в сфере профилактики право­нарушений. В результате совместной работы полиции и народных дружин за 2012 г. раскрыто 27 преступлений, выявлено 2435 административных правонарушений, про­верено 4502 лиц, состоящих на учете в полиции, проведено 3110 профилактических бесед с гражданами, 2565 - с несовершеннолетними. В период проведения 20 обще­городских праздников и мероприятий дружинниками оказана помощь сотрудникам полиции в охране общественного порядка.

В мае 2013 г. координационный совет рассмотрел варианты дальнейшего раз­вития деятельности дружин в рамках взаимодействия в сфере выявления и предот­вращения административных правонарушений со структурными подразделениями администрации города:

  • департаментами архитектуры и градостроительства, имущественных и земель­ных отношений, по экономической политике, городского хозяйства;
  • управлением по природопользованию и экологии.

В целях развития деятельности дружин в рамках данного взаимодействия про­ведена предварительная работа по подготовке необходимой документации (подго­товлены образцы заявлений, выписки из соответствующих статей Кодекса РФ об ад­министративных правонарушениях, согласование со специалистами структурных подразделений администрации города, утвержден порядок проведения совместных мероприятий. Представителями департамента по экономической политике и коми­тета по природопользованию и экологии администрации города проведена учеба с командирами дружин, в ходе которой им разъяснены основные механизмы действий при выявлении правонарушений, даны конкретные рекомендации, они обеспечены необходимыми образцами документов. В 2013 г. дружинники приступили непосред­ственно к работе по выявлению правонарушений.

Активизация работы сургутских народных дружин в 2012 г. была отмечена на конкурсе муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области создания условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка дипломом I степени в номинации «Городские округа автономного округа численностью населения свыше 100 тыс. че­ловек». Город Сургут был награжден призовым фондом 250тыс. руб. Решением коор­динационного совета денежные средства были направлены на укрепление матери­ально-технического обеспечения дружин, поощрение дружинников, были приоб­ретены накидки и специализированная форма дружинникам по линии ГИБДД.

Таким образом, несмотря на отсутствие детализированной нормативной базы на уровне Федерации органы местного самоуправления Сургута создали эффектив­ную систему вовлечения граждан в деятельность по охране общественного порядка и механизм взаимодействия администрации города, УМВД и добровольных народных дружин (приложение). Вместе с тем в целях дальнейшего повышения результатив­ности работы дружин еще предстоит решить ряд существенных задач, а именно уста­новление дополнительных социальных гарантий (оплачиваемые дни котпуску) и стра­хование членов добровольных народных дружин.

По материалам журнала "Практика муниципального управления"

Автор: Н.П. Алешкова, канд. юрид. наук., заместитель главы администрации г. Сургута, доцент кафедры государ­ственного и муни­ципального права Сургутского государственного университета