Современные механизмы ТОС: опыт Омска

Тип: статья

Правовое и организационное обеспечение деятельности ТОС в Омске

Первый комитет территориального общественного самоуправления (далее - ТОС) появился в г. Омске в 1992 г. Сегодня в общественном самоуправлении участвуют более 18,5 тыс. омичей. Они благоустраивают территории дворов и детских площадок, проводят разъяснительную правовую работу с населением и помогают определять дома для капитального ремонта.

В Омске действует пять фондов объединения и развития ТОС, 76 комитетов, работает около 500 квартальных комитетов, более 14 тыс. старших по домам и подъ­ездам. В совокупности это более 20 тыс. чел., среди которых 3400 старших по домам, 11 400 старших по подъездам, 484 квартальных комитета, 152 председателя коми­тетов ТОС и ревизионных комиссий, 1080 членов комитетов ТОС, 502 квартальных комитета.

Ежегодно комитеты ТОС проводят более 1100 социально значимых мероприятий. В 2013 г. под руководством комитетов ТОС было организовано и проведено более 1500 субботников и средников, оформлено около 16 тыс. клумб, высажено более 10 тыс. деревьев и кустарников, благоустроено более 1700 дворов, отремонтировано и окра­шено более 1 тыс. малых архитектурных форм.

Логичным продолжением развития ТОС стало появление в 2008 г. молодежного движения ТОС. В 2010 г. в каждом комитете ТОС города был создан молодежный совет.

На сегодняшний день отмечается рост числа молодых председателей и членов коми­тетов ТОС: доля молодежи среди выборных лиц ТОС составляет 8,8%. Молодежное движение ТОС представляют молодежные советы, созданные и работающие при ко-митетахТОС. Сегодня в их составе около 500 молодых людей. В целях создания усло­вий для стимулирования участия молодежи в работе комитетов ТОС администрация Омска проводитделовые игры.

Необходимо отметить, что на уровне нормативных правовых актов региона в Ом­ской области признается важность существования указанной формы самоорганиза­ции жителей (рис. 1).

Программные правовые акты, предусматривающие поддержку деятельности ТОС

 Стратегия социально-экономического

 развития Омской области, утв. указом

 губернатора Омской области

от 24.06.2013 № 93

 

 Муниципальная программа 

«Социальная поддержка

граждан и развитие

общественных отношений»

на 2014-2018 гг.

 

Долгосрочная целевая

программа «Развитие

территориального

общественного самоуправления

в городе Омске» на 2013-2017 гг.

 

Так, согласно п. 4.2 Стратегии социально-экономического развития Омской об­ласти, утв. Указом губернатора Омской области от 24.06.2013 № 93 (далее - Стратегия), для улучшения качества жизни населения важно сконцентрироваться на решении такой стратегической задачи, как повышение эффективности ТОС и непосредствен­ного управления многоквартирными домами собственниками помещений в таких домах.

Кроме того, согласно п. 7 Стратегии повышение эффективности системы госу­дарственного и муниципального управления Омской области обусловлено необхо­димостью ее синхронизации с происходящими на территории региона социально-экономическими изменениями. В этой связи в числе стратегических направлений указываются реализация мероприятий, направленных на повышение открытости органов местного самоуправления Омской области, и создание условий доступа к ин­формации об их деятельности, в т. ч. за счет развития системы общественных и кон­сультативных органов. Предполагается использование потенциала общественных организаций (в т. ч. молодежных) в решении вопросов социально-экономического развития Омской области, развитие ТОС, привлечение населения к процессам при­нятия решений по вопросам местного значения и контроля их реализации.

Как предусмотрено в Стратегии, успешная реализация задачи развития ТОС на территории Омской области будет способствовать:

  • снижению административных барьеров;
  • повышению качества и доступности муниципальных услуг;
  • согласованию интересов органов местного самоуправления Омской области и гражданского сообщества;
  • выработке механизмов выражения общественного мнения и доведения его до органов местного самоуправления Омской области (формирование «обществен­ного заказа»), возрастанию общественного самосознания населения.

Осуществление ТОС в г. Омске регламентируется Положением о территориальном общественном самоуправлении, утв. решением Омского городского Совета от 07.06.2006 № 366 (далее - Положение). При анализе Положения следует обратить особое вни­мание на ст. 6, которая регламентирует компетенцию ТОС. В частности, предусмотре­но, что в целях представления интересов населения, проживающего на соответству­ющей территории, ТОС вправе:

  • обращаться с инициативой в администрацию г. Омска по формированию планов социально-экономического развития территорий, на которых осуществляется ТОС;
  • содействовать в организации взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с жителями города; О создавать объединения (фонды, союзы, ассоциации) с другими ТОС.

Реализация указанных норм администрацией г. Омска осуществляется главным образом в ходе работы различных совещательных структур, к компетенции которых может быть отнесена реализация полномочий, связанных с работой ТОС (рис. 2). Од­ним из таких органов является Координационный совет при мэре г. Омска по стра­тегии развития города (далее - Совет).

Совещательные органы администрации г. Омска, уполномоченные в сфере поддержки работы ТОС

 Координационный совет

при мэре г. Омска по стратегии

развития города

 

Совет по территориальному

общественному самоуправлению

при мэре г. Омска

 

Экспертный совет

по вопросам территориального

общественного самоуправления

г. Омска

Совет - это постоянно действующий совещательный и координирующий орган, который обеспечивает взаимодействие органов местного самоуправления г. Омска с органами государственной власти Омской области, организациями и населением города по вопросам формирования и реализации стратегии развития Омска, в т. ч. по вопросам разработки и реализации концепций, программ, планов по социаль­но-экономическому развитию города. К числу основных задач Совета отнесено обеспечение взаимодействия организаций, действующих на территории города, и населения по вопросам разработки и реализации документов по планированию развития Омска, рассмотрение их предложений поданным вопросам. Необходимо отметить, что в состав данного совещательного органа включен представитель ТОС. Заседания Совета нередко проводятся при активном участии членов комите­тов ТОС.

Вторым совещательным органом, компетентным в вопросах ТОС в администра­ции г. Омска, является Совет по территориальному общественному самоуправ­лению при мэре г. Омска (далее - Совет по ТОС). Он создан в целях взаимодействия органов местного самоуправления города с органами ТОС по общественно значимым вопросам, информирования органов ТОС и населения о деятельности органов мест­ного самоуправления Омска и участии ТОС в реализации муниципальных программ города.

Работа Совета по ТОС проводится под председательством мэра г. Омска. В его состав также входят главы администраций административных округов, председатели комитетов ТОС, исполнительные директора фондов развития ТОС (далее - фонды развития) в административных округах города, председатель и заместители пред­седателя Омского городского Совета, а также председатели комитетов Омского го­родского Совета.

В число задач Совета по ТОС входят:

  • разработка предложений по развитию ТОС;
  • обсуждение проектов нормативных правовых актов, регламентирующих деятель­ность ТОС и органов местного самоуправления;
  • совместная деятельность органовТОС и администрации г. Омска по реализации муниципальных программ города, информирование населения о таком взаимо­действии;
  • взаимодействие с некоммерческими организациями по вопросам ТОС.

Реализуя указанные задачи, Совет поТОС проводит анализ выполнения муници­пальных программ в части деятельности органов ТОС в ходе их реализации, разра­батывает и вносит предложения по вопросам реализации таких программ, а также по формам и методам взаимодействия ТОС и органов местного самоуправления в целом.

Представляется интересным полномочие Совета по ТОС по привлечению специалистов структурных подразделений администрации города к подготовке вопросов, предусмотренных планом работы Совета. Такое полномочие, во-первых, придает ему необходимый статус, а во-вторых, существенно обогащает его ре­сурсы.

Третьим совещательным органом, специализирующимся на работе ТОС, является Экспертный совет по вопросам территориального общественного самоуправ­ления г.Омска (далее-Экспертный совет)". Данный совещательный орган отличает­ся от предыдущего более «предметной» специализацией.

Так, к полномочиям Экспертного совета относится разработка рекомендаций и предложений по вопросам развития ТОС в г. Омске, в т. ч.:

  • по формированию перечня приоритетных направлений взаимодействия адми­нистрации города и органовТОС;
  • совершенствованию нормативного правового регулирования в сфере развития ТОС в Омске; в развитию проектной деятельности комитетов ТОС, направленной на повышение активности населения в решении вопросов местного значения;
  • выработке актуальных мер поддержки развития ТОС, включая содействие повы­шению образовательного уровня представителей ТОС, методическое и матери­ально-техническое обеспечение его деятельности;
  • развитию технологий межсекторного взаимодействия в сфере ТОС, адаптации лучших практик и опыта развития ТОС других регионов России.

Кроме того, Экспертный советуполномочен на экспертную оценку мер поддерж­ки развития ТОС, а также предложений, поступивших от органов ТОС, по проектам нормативных правовых актов в сфере развития ТОС в Омске. По вопросам своей де­ятельности Экспертный советуполномочен вносить на рассмотрение мэра города предложения и рекомендации в виде аналитических и информационных материалов и иных документов.

Муниципальные программы, направленные на поддержку ТОС

В настоящее время в Омске действует долгосрочная целевая программа «Раз­витие территориального общественного самоуправления в городе Омске» на 2013-2017 гг. (далее - муниципальная программа). Важное место в данной программе за­нимает, в частности, проведение информационно-разъяснительной работы по во­просам жилищно-коммунального хозяйства.

ПРИМЕР: Учитывая важную роль и обширный опыт комитетов ТОС в благоустройстве и озелене­нии территории города, рабочей группой по решению вопросов организации и совер­шенствования деятельности органов ТОС, функционирующей в соответствии с муни­ципальной программой, было постановлено создать на основе накопившегося опыта видеопособие по благоустройству придомовой территории многоквартирного дома в летний и зимний периоды. Применение такого пособия на практике позволит исполь­зовать в процессе благоустройства наиболее подходящие материалы и безопасные технологии.

Специально для собственников индивидуальных жилых домов разработана и распространяется Памятка собственникам индивидуальных жилых домов и ли­цам, проживающим в индивидуальныхжилыхдомах. Для развития самоуправля­емых территорий комитеты ТОС привлекают социальных партнеров, участвуют в конкурсе общественно полезных проектов, а также организуют культурно-мас­совые и спортивные мероприятия. Комитеты ТОС проводят работу по предупреж­дению правонарушений, члены общественных формирований участвуют в со­вместном патрулировании территорий, например,проводятся специальные рейды в целях профилактики пожаров и соблюдения чистоты на придомовых территориях, в т. ч. в секторе индивидуальной жилой застройки. С жителями проводятся разъяснительные беседы о необходимости соблюдать правила пожарной безопасности и собирать твердые бытовые отходы в соответствии с установлен­ным графиком, а жидкие - только в специально оборудованных для этих целей местах.

Кроме того, администрация города организовала ежегодное издание инфор­мационного сборника «Вестник ТОС. Актуальные вопросы управления много­квартирным домом: вопросы и ответы», где разъясняются правовые и организа­ционные основы деятельности председателей советов многоквартирных домов и комитетов ТОС.

В частности, в указанном сборнике рассмотрены следующие вопросы:

  • о порядке капитального ремонта жилищного фонда в 2013 г. в соответствии с Фе­деральным законом от 25.12.2012 № 271 -ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодатель­ных актов Российской Федерации»;
  • способах воздействия на лиц, которые не прописаны, но постоянно проживают в доме, не оплачивая при этом коммунальные услуги;
  • порядке действий по переносу санитарных установок (контейнеров для сбора ТБО) с одного места на другое;
  • процедуре реализации обязанности собственников помещений устанавливать приборы учета потребления газа, воды и электрической энергии; в об органах публичной власти, уполномоченных проверять деятельность управ­ляющих компаний; в обслуживании детских площадок и малых архитектурных форм, установленных на придомовых территориях;
  • особенностях процедуры оформления земельного участка под многоквартирным домом в собственность.

Разъяснения по указанным и иным вопросам даются отраслевыми специали­стами администрации г. Омска, а также специалистами фондов развития в адми­нистративных округах города. Помимо этого на официальном сайте городской администрации размещаются видеоуроки по теме управления многоквартирным домом.

Согласно реализуемой муниципальной программе активисты ТОС Омска проходят регулярное обучение по различным направлениям (государственное и муниципальное управление, тематические семинары по начислению комму­нальных платежей, особенностям организации ремонта кровли, подъездов и под­валов и т.д.).

Особое место в муниципальной политике, направленной на информирование населения в сфере ТОС, занимает книга «История славных дел территориального общественного самоуправления города Омска». Она была учреждена по инициативе общественности в 2010 г. в целях эффективного привлечения комитетовТОС г. Омска, активистов ТОС и граждан к деятельности, направленной на благо города и повы­шение авторитета ТОС в Омске. Ежегодно в книгу заносятся комитеты и активисты ТОС, достигшие высоких результатов в общественной работе.

С 2014 г. в Омске также реализуется муниципальная программа «Социальная поддержка граждан и развитие общественных отношений» на 2014-2018 гг.* В рамках подпрограммы «Поддержка некоммерческих организаций» предусмотрена поддерж­ка деятельности ТОС:

  • ресурсная (предоставление субсидий (грантов), имущественной поддержки);
  • организационная (обмен информацией о деятельности, предоставление мето­дической помощи, участие социально ориентированных некоммерческих орга­низаций в реализации целевых муниципальных программ).

Данная подпрограмма также предусматривает обеспечение массовой обще­ственной поддержки деятельности ТОС. В связи с этим обсуждается возможность создания в Интернете сайта органов ТОС города как площадки общедоступного об­суждения деятельности комитетов ТОС, предполагается создание аккаунтов в со­циальных сетях, предназначенных для тех же целей.

Фонды развития ТОС

В 1997-1998 гг. на территориях административных округов города комитетами ТОС были созданы окружные фонды развития, которые являются некоммерчески­ми организациями, на добровольной основе объединяющими органы ТОС (рис. 3). Основная задача таких организаций - оказание финансовой поддержки деятель­ности комитетов ТОС. Фонды развития кооперируют финансовые средства и коор­динируют деятельность комитетов ТОС, обеспечивая законность предоставления компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг активи­стам ТОС, оказывая содействие комитетам ТОС в текущей работе (содержание и те­кущий ремонт помещений, заключение договоров, оплата коммунальных услуг, установка приборов учета, пожарной сигнализации и т. п.). Фонды развития также уполномочены организовывать научно-исследовательскую и образовательную работу по проблемам деятельности ТОС административного округа. В целях реше­ния поставленных задач фонды развития принимают на работу специалистов и тех­нический персонал, а также заключают договоры на выполнение научно-исследо­вательских, консультационных, экспертных и иных работ. В качестве учредителей указанных организаций выступают администрации административных округов г. Омска, которые осуществляют финансирование деятельности комитетов ТОС, аккумулируя необходимые средства в фондах развития. Такой подход позволяет стабильно финансировать комитеты ТОС за счет как муниципальных, так и добро­вольных общественных взносов.

Фонды развития (объединения и развития)

территориального общественного самоуправления административных

округов  г. Омска

 

 Комитеты территриального общественного самоуправления

        административных округов г. Омска                                       

Ревизионные комиссии территориальных общественных самоуправлений

административных округов г. Омска

            Комиссии, секторы    

КТОС

        1. Комиссии по охране

          общественного порядка

        2. Молодежные советы      

 

 

 

 Старшие

   по домам

Старшие

  по подъездам

Квартальные

    комитеты

 

 

 

                                                                  Население                                                                                   

В настоящее время обсуждаются возможности совершенствования системы финансирования деятельности комитетов ТОС фондами развития. Согласно одной из позиций такая система может быть усовершенствована путем предоставления комитетам ТОС права выбора некоммерческой организации, предоставляющей субсидию на поддержку и развитие ТОС на определенной территории. Сторон­ники данного подхода утверждают, что действующая правовая база создает опре­деленную зависимость комитетов ТОС от фондов развития, осуществляющих их финансирование, и, следовательно, приводит к утрате необходимой связи с жи­телями соответствующих территорий. Такая зависимость также проявляется, в частности, в официальном трудоустройстве председателей комитетов ТОС в фондах развития и закреплении помещений и иного имущества ТОС за этими фондами. Между тем предоставление органам ТОС права выбора организации, которая будет осуществлять финансирование их деятельности, исключит такую зависимость. Авторы указанного подхода также предлагают предоставить коми­тетам ТОС право самостоятельно выступать получателями бюджетных средств, направленных на их поддержку, в случае предоставления таким комитетам ста­туса юридического лица.

Таким образом, развитие ТОС в г. Омске обеспечивается путем принятия ряда программно-целевых правовых актов регионального и муниципального уровней. Текущие вопросы деятельности ТОС решаются специально создаваемыми совеща­тельными органами в структуре администрации города. Вместе с тем, не умаляя до­стигнутых результатов работы, следует отметить, что ТОС до сих пор находится на этапе своего становления. И только в ходе развития органам ТОС предстоит доказать свое право именоваться наиболее близкой к населению инстанцией, приобщающей граждан к реализации народовластия.

Численность граждан, принимающих участие в ТОС г. Омска 

Структура ТОС

2005 г.

2007 г.

2010 г.

2013 г.

КТОС

75

76

76

76

Ревизионные комиссии

37

63

76

76

Домовые комитеты

73

73

-

-

Квартальные комитеты

496

494

479

484

Старшие по домам

3220

3464

4113

3401

Старшие по подъездам

-

-

9103

11405

Итого

5987

6128

13 847

15 442

Динамика образования комитетов ТОС в Омске с 1994 по 2014 г.:

1994 г. - 2; 1995 г. - 5; 1996 г. - 12; 1997 г. - 52; 1998 г. - 64; 1999 г. - 68; 2000 г. - 69; 2002 г. - 71; 2003 г. - 73; 2005-2014 гг.-76.

Средний возраст председателей комитетов ТОС, лет:

2005 г. -54;         2010 г.-49,6;

2007 г. -49;             2013 г. - 50.

По материалам журнала "Практика муниципального управления"

С.О. Попов, канд. юрид. наук, эксперт