Проблемы точечной застройки
С развитием населенных пунктов изменяются потребности людей, в связи с чем необходимы создание новых объектов капитального строительства и замена изношенных, ненужных зданий.
Поэтому точечная застройка, под которой мы понимаем строительство новых зданий или сооружений на сложившейся территории поселения, является неизбежным и необходимым явлением жизни общества. В то же время следует учитывать, что данный процесс влечет ряд следующих проблем:
- воздействует на сложившуюся градостроительную среду, имеющую в т. ч. историко-культурную ценность;
- увеличивает нагрузку на транспортную и социальную инфраструктуру, плотность застройки;
- в отдельных случаях приводит к сокращению озелененных территорий;
- может воздействовать на состояние близлежащих зданий;
- создает массу неудобств жителям.
Согласно ч. 2 ст. 36 Конституции РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно только в том случае, если это не наносит ущерб окружающей среде и не нарушает права и законные интересы иных лиц.
В связи с этим в целях минимизации негативных последствий точечной застройки до приемлемого для граждан и окружающей среды уровня необходимо активно управлять процессом строительства с учетом системных взаимосвязей факторов, обеспечивающих благоприятные условия проживания в поселениях. Решение проблем, которые связаны с негативными последствиями точечной застройки, должно основываться на контроле за соблюдением законодательства, градостроительном планировании и постоянном совершенствовании правоприменительной практики и законодательства.
Региональное регулирование вопросов точечной застройки
Органы местного самоуправления обладают ключевыми полномочиями в сферах градостроительной деятельности, организации благоустройства на соответствующей территории, в частности утверждают генеральные планы, правила землепользования и застройки, выдают разрешения на строительство, осуществляют правовое регулирование и контроль в сфере благоустройства.
В то же время эффективность правового регулирования в указанных сферах, осуществляемого субъектом РФ, имеет очень большое значение для деятельности органов местного самоуправления, в т. ч. при регулировании вопросов точечной застройки.
Так, в Нижегородской области формируется и совершенствуется законодательство, обеспечивающее системный подход куправлению градостроительной деятельностью. Закон Нижегородской области от 08.04.2008 № 37-3 «Об основах регулирования градостроительной деятельности на территории Нижегородской области» (далее - Закон № 37-3) устанавливает цель, направления и задачи политики пространственного развития территории, состав, порядок подготовки и утверждения региональных нормативов градостроительного проектирования, состав и порядок подготовки, согласования и утверждения схемы территориального планирования, а также регулирует деятельность по планировке территорий Нижегородской области. В соответствии с данным законом органы местного самоуправления утверждают документы территориального планирования, которые обеспечивают устойчивое развитие поселений, координируя нагрузки на социальную и транспортную инфраструктуру и определяя градостроительное зонирование.
В целях обеспечения государственной охраны исторической застройки принят Закон Нижегородской области от 03.07.2007 № 86-3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Нижегородской области» (далее - Закон № 86-3).
Реализация проектов, не соответствующих требованиям законодательства, недопустима и не разрешается. В соответствии с Законом Нижегородской области от 03.10.2007 № 129-3 «О Правительстве Нижегородской области», иными нормативными правовыми актами контроль за законностью оснований строительных работ осуществляет Инспекция государственного строительного надзора Нижегородской области
В целяхохраны озелененных территорий принят Закон Нижегородской области от07.09.2007 № 110-3 «Об охране озелененных территорий Нижегородской области», который:
- установил нормативы площади озелененных территорий общего пользования для населенных пунктов области;
- ввел учет озелененных территорий в целях эффективного управления ими и обеспечения прав граждан и общественных объединений на достоверную информацию о состоянии данных территорий;
- предусмотрел обязательное проведение компенсационного озеленения во всех случаях уничтожения (вырубки, сноса) или повреждения зеленых насаждений, входящих в состав зеленого фонда.
Урегулирование вопросов возмещения ущерба от точечного строительства на соседнем земельном участке обеспечивает постановление правительства Нижегородской области от 12.10.2009 № 714 «Об утверждении Порядка установления причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности». В соответствии сданным Порядком установление причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности осуществляется в случае причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства. Важным вопросом является влияние стройки на повседневную жизнь граждан. Для решения данной проблемы приняты законы Нижегородской области от 02.08.2007 № 88-3 «О государственном административно-техническом надзоре на территории Нижегородской области» и от 10.09.2010 № 144-3 «Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области» (далее - Закон № 144-3).
Согласно ст. 17 Закона № 144-3 строительные площадки в обязательном порядке должны оборудоваться средствами очистки колес автотранспорта и подъездными дорогами, имеющими асфальто-, железобетонное или другое твердое покрытие. Производственные и бытовые стоки, образующиеся на строительной площадке, при производстве работ должны очищаться и обезвреживаться, места производства работ - быть ограждены, строительный мусор - вывозиться в специально отведенные для этого места, строительные материалы и изделия - складироваться только в пределах огражденной площадки. Вскрытие дорожных покрытий, тротуаров, газонов, а также разрытие других территорий общего пользования осуществляются в соответствии с требованиями, установленными органами местного самоуправления, в границах и в сроки, которые определены в разрешении на производство работ. Дорожные покрытия, тротуары, газоны и другие разрытые участки должны быть восстановлены в сроки, указанные в разрешении.
При производстве строительных работ запрещается:
- повреждать существующие сооружения, зеленые насаждения и элементы благоустройства, приготовлять раствор и бетон непосредственно на проезжей части улиц, за пределами места проведения работ;
- производить откачку воды из канализационных колодцев,траншей, котлованов непосредственно на тротуары, дворовые территории и проезжую часть улиц, оставлять землю и мусор после окончания работ;
- занимать излишнюю площадь под складирование, ограждение мест производства работ сверх установленных границ;
- загромождать проходы и въезды во дворы, нарушать нормальный проезд транспорта и движение пешеходов;
- выполнять в ночное время вблизи жилых домов сопровождающиеся шумом строительно-монтажные работы (механизированные земляные работы, забивка и вибропогружение свай, работа пневматического инструмента и др.);
- осуществлять движение строительных машин на гусеничном ходу по прилегающим к строительной площадке и не подлежащим последующему ремонту участкам улично-дорожной сети.
Соблюдение перечисленных требований контролируют Инспекция административно-технического надзора Нижегородской области и органы местного самоуправления.
Для соблюдения прав граждан необходим постоянный контроль, направленный на предотвращение и пресечение нарушений законодательства. Вместе с тем и само законодательство требует непрерывного совершенствования с учетом практического опыта правоприменения и общественного развития.
В соответствии с постановлением Законодательного собрания Нижегородской области от 29.02.2012 № 437-V «О принятии Положения о мониторинге правоприменения нормативных правовых актов Нижегородской области, принятых Законодательным собранием Нижегородской области, и признании утратившими силу отдельных постановлений Законодательного собрания области» комитет Законодательного собрания Нижегородской области по вопросам градостроительной деятельности, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса осуществляет мониторинг исполнения Закона № 86-3 и Закона № 37-3.
Мониторинг исполнения законодательства
При мониторинге исполнения законодательства у органов местного самоуправления запрашивается информация о практике работы, проблемах правового регулирования, предложениях о внесении изменений в законодательство. На основе данных мониторинга обеспечивается внесение изменений в законодательство Нижегородской области в целях повышения качества жизни граждан, сохранения историко-культурного наследия и формирования современной градостроительной среды.
Сегодня точечная застройка большей частью воспринимается как отрицательный фактор, который создает серьезные неудобства для граждан, проживающих в близлежащих домах, в результате ущемления их прав на комфортное проживание. Отрицательно она сказывается и на экологических характеристиках затрагиваемого пространства. Разворачивание точечной застройки может затрагивать также интересы различных субъектов права, объекты права собственности, оказавшиеся в данной зоне (они могут подвергнуться деформации и т. д.). Все это создает массу проблем, вт. ч. в практике деятельности органов местного самоуправления. Опыт Нижегородской области в этой сфере показывает, что проблемы точечной застройки можно успешно решать. И региональное регулирование играет не последнюю роль в этом процессе. Меры, предусмотренные актами субъекта РФ, могут способствовать сведению к минимуму негативных последствий точечной застройки.
По материалам журнала "Практика муниципального управления"