Проблемы точечной застройки и их решение: опыт Новгородской области

Тип: статья

Проблемы точечной застройки

С развитием населенных пунктов изменяются потребности людей, в связи с чем необходимы создание новых объектов капитального строительства и замена изно­шенных, ненужных зданий.

Поэтому точечная застройка, под которой мы понимаем строительство новых зданий или сооружений на сложившейся территории поселения, является неизбеж­ным и необходимым явлением жизни общества. В то же время следует учитывать, что данный процесс влечет ряд следующих проблем:

  • воздействует на сложившуюся градостроительную среду, имеющую в т. ч. исто­рико-культурную ценность;
  • увеличивает нагрузку на транспортную и социальную инфраструктуру, плотность застройки;
  • в отдельных случаях приводит к сокращению озелененных территорий;
  • может воздействовать на состояние близлежащих зданий;
  • создает массу неудобств жителям.

Согласно ч. 2 ст. 36 Конституции РФ владение, пользование и распоряжение зем­лей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно только в том случае, если это не наносит ущерб окружающей среде и не нарушает права и законные интересы иных лиц.

В связи с этим в целях минимизации негативных последствий точечной застрой­ки до приемлемого для граждан и окружающей среды уровня необходимо активно управлять процессом строительства с учетом системных взаимосвязей факторов, обеспечивающих благоприятные условия проживания в поселениях. Решение про­блем, которые связаны с негативными последствиями точечной застройки, должно основываться на контроле за соблюдением законодательства, градостроительном планировании и постоянном совершенствовании правоприменительной практики и законодательства.

Региональное регулирование вопросов точечной застройки

Органы местного самоуправления обладают ключевыми полномочиями в сферах градостроительной деятельности, организации благоустройства на соответствующей территории, в частности утверждают генеральные планы, правила землепользования и застройки, выдают разрешения на строительство, осуществляют правовое регули­рование и контроль в сфере благоустройства.

В то же время эффективность правового регулирования в указанных сферах, осуществляемого субъектом РФ, имеет очень большое значение для деятельности органов местного самоуправления, в т. ч. при регулировании вопросов точечной застройки.

Так, в Нижегородской области формируется и совершенствуется законодатель­ство, обеспечивающее системный подход куправлению градостроительной деятель­ностью. Закон Нижегородской области от 08.04.2008 № 37-3 «Об основах регулиро­вания градостроительной деятельности на территории Нижегородской области» (далее - Закон № 37-3) устанавливает цель, направления и задачи политики простран­ственного развития территории, состав, порядок подготовки и утверждения регио­нальных нормативов градостроительного проектирования, состав и порядок под­готовки, согласования и утверждения схемы территориального планирования, а так­же регулирует деятельность по планировке территорий Нижегородской области. В соответствии с данным законом органы местного самоуправления утверждают документы территориального планирования, которые обеспечивают устойчивое развитие поселений, координируя нагрузки на социальную и транспортную инфра­структуру и определяя градостроительное зонирование.

В целях обеспечения государственной охраны исторической застройки принят Закон Нижегородской области от 03.07.2007 № 86-3 «Об объектах культурного на­следия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, располо­женных на территории Нижегородской области» (далее - Закон № 86-3).

Реализация проектов, не соответствующих требованиям законодательства, не­допустима и не разрешается. В соответствии с Законом Нижегородской области от 03.10.2007 № 129-3 «О Правительстве Нижегородской области», иными нормативными правовыми актами контроль за законностью оснований строительных работ осущест­вляет Инспекция государственного строительного надзора Нижегородской области

В целяхохраны озелененных территорий принят Закон Нижегородской области от07.09.2007 № 110-3 «Об охране озелененных территорий Нижегородской области», который:

  • установил нормативы площади озелененных территорий общего пользования для населенных пунктов области;
  • ввел учет озелененных территорий в целях эффективного управления ими и обес­печения прав граждан и общественных объединений на достоверную инфор­мацию о состоянии данных территорий;
  • предусмотрел обязательное проведение компенсационного озеленения во всех случаях уничтожения (вырубки, сноса) или повреждения зеленых насаждений, входящих в состав зеленого фонда.

Урегулирование вопросов возмещения ущерба от точечного строительства на соседнем земельном участке обеспечивает постановление правительства Ниже­городской области от 12.10.2009 № 714 «Об утверждении Порядка установления при­чин нарушения законодательства о градостроительной деятельности». В соответствии сданным Порядком установление причин нарушения законодательства о градостро­ительной деятельности осуществляется в случае причинения вреда жизни или здо­ровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц при строитель­стве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства. Важным вопросом является влияние стройки на повседневную жизнь граждан. Для решения данной проблемы приняты законы Нижегородской области от 02.08.2007 № 88-3 «О государственном административно-техническом надзоре на территории Нижегородской области» и от 10.09.2010 № 144-3 «Об обеспечении чистоты и поряд­ка на территории Нижегородской области» (далее - Закон № 144-3).

Согласно ст. 17 Закона № 144-3 строительные площадки в обязательном поряд­ке должны оборудоваться средствами очистки колес автотранспорта и подъездны­ми дорогами, имеющими асфальто-, железобетонное или другое твердое покрытие. Производственные и бытовые стоки, образующиеся на строительной площадке, при производстве работ должны очищаться и обезвреживаться, места производства работ - быть ограждены, строительный мусор - вывозиться в специально отведенные для этого места, строительные материалы и изделия - складироваться только в пре­делах огражденной площадки. Вскрытие дорожных покрытий, тротуаров, газонов, а также разрытие других территорий общего пользования осуществляются в соот­ветствии с требованиями, установленными органами местного самоуправления, в границах и в сроки, которые определены в разрешении на производство работ. Дорожные покрытия, тротуары, газоны и другие разрытые участки должны быть восстановлены в сроки, указанные в разрешении.

При производстве строительных работ запрещается:

  • повреждать существующие сооружения, зеленые насаждения и элементы бла­гоустройства, приготовлять раствор и бетон непосредственно на проезжей части улиц, за пределами места проведения работ;
  • производить откачку воды из канализационных колодцев,траншей, котлованов непосредственно на тротуары, дворовые территории и проезжую часть улиц, оставлять землю и мусор после окончания работ;
  • занимать излишнюю площадь под складирование, ограждение мест производ­ства работ сверх установленных границ;
  • загромождать проходы и въезды во дворы, нарушать нормальный проезд транс­порта и движение пешеходов;
  • выполнять в ночное время вблизи жилых домов сопровождающиеся шумом строительно-монтажные работы (механизированные земляные работы, забив­ка и вибропогружение свай, работа пневматического инструмента и др.);
  • осуществлять движение строительных машин на гусеничном ходу по прилега­ющим к строительной площадке и не подлежащим последующему ремонту участкам улично-дорожной сети.

Соблюдение перечисленных требований контролируют Инспекция админи­стративно-технического надзора Нижегородской области и органы местного само­управления.

Для соблюдения прав граждан необходим постоянный контроль, направленный на предотвращение и пресечение нарушений законодательства. Вместе с тем и само законодательство требует непрерывного совершенствования с учетом практическо­го опыта правоприменения и общественного развития.

В соответствии с постановлением Законодательного собрания Нижегородской области от 29.02.2012 № 437-V «О принятии Положения о мониторинге правопри­менения нормативных правовых актов Нижегородской области, принятых Законо­дательным собранием Нижегородской области, и признании утратившими силу от­дельных постановлений Законодательного собрания области» комитет Законода­тельного собрания Нижегородской области по вопросам градостроительной деятельности, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса осуществляет мониторинг исполнения Закона № 86-3 и Закона № 37-3.

Мониторинг исполнения законодательства

При мониторинге исполнения законодательства у органов местного самоуправ­ления запрашивается информация о практике работы, проблемах правового регу­лирования, предложениях о внесении изменений в законодательство. На основе данных мониторинга обеспечивается внесение изменений в законодательство Ниже­городской области в целях повышения качества жизни граждан, сохранения исто­рико-культурного наследия и формирования современной градостроительной среды.

Сегодня точечная застройка большей частью воспринимается как отрицательный фактор, который создает серьезные неудобства для граждан, проживающих в близ­лежащих домах, в результате ущемления их прав на комфортное проживание. От­рицательно она сказывается и на экологических характеристиках затрагиваемого пространства. Разворачивание точечной застройки может затрагивать также инте­ресы различных субъектов права, объекты права собственности, оказавшиеся в дан­ной зоне (они могут подвергнуться деформации и т. д.). Все это создает массу проблем, вт. ч. в практике деятельности органов местного самоуправления. Опыт Нижегород­ской области в этой сфере показывает, что проблемы точечной застройки можно успешно решать. И региональное регулирование играет не последнюю роль в этом процессе. Меры, предусмотренные актами субъекта РФ, могут способствовать све­дению к минимуму негативных последствий точечной застройки.

По материалам журнала "Практика муниципального управления"

А.Б. Рыжов, руководитель аппарата комитета Законодательного собрания Нижего­родской области по вопросам градо­строительной деятельности, жилищно-комму­нального хозяйства и топливно-энерге­тического комплекса