Люди должны быть центром, вокруг которого выстраивается система городского управления. С этого понимания необходимо начинать работу по пере- форматированию структуры взаимоотношений между властью и жителями. Работу с населением необходимо выстраивать так же четко и отлаженно, как работу с документами. Этот административный процесс занимаету муниципальных служащих столько времени, что человек часто отходит на второй план. В итоге прямую и непосредственную работу с населением через личное общение чиновники заменяют письменной официальной перепиской по мере поступления заявлений граждан. Именно это и становится камнем преткновения, когда останавливается конструктивный диалог и начинает формироваться негативное представление о власти.
Между тем работа с населением должна стать абсолютно системным процессом, выстроенным по вертикали и горизонтали.
Любая система состоит из элементов. Они взаимосвязаны между собой, при этом каждый выполняет свою функцию. Это простое школьное определение понятия «система» вполнедоступно характеризует сложный процесс построения и развития институтов гражданского общества. Не только оно само является системным, но и механизмы работы с ним должны быть таковыми. Это возможно проиллюстрировать на примере Вологды. Схематично систему территориального общественного самоуправления (далее -ТОС) г. Вологды можно представить следующим образом:
Совет многоквартирного дома, ТСЖ
|
Комитеты территориального общественного самоуправления (ТОС)
|
Общественный совет г. Вологды (экспертная площадка)
|
Совет многоквартирного дома (далее - СМД) - самая первая ступень в системе ТОС, можно сказать, ее ядро, потому что ближе всего находится к простому жителю города. СМД объединяет людей в одном доме, подъезде и на лестничной площадке. Для объединения нужно какое-то общее действие, иначе у людей не будет причины собираться вместе. Это действие может разворачиваться по любому поводу - проблема ЖКХ, организация дворового праздника, общее дежурство родителей на детской площадке для безопасности детей. К каждому дому нужен индивидуальный подход. Когда выявлен вопрос, волнующий людей, можно начать сбор инициативной группы. Как правило, впоследствии она и становится во главе управления СМД.
Наталья Зеленина, председатель СМД «Дальняя, 20-г»: «У совета много функций. И главная - решение вопросов жилищно-коммунальной сферы. Именно решение, а не сглаживание наболевших проблем. СМД нельзя создавать как фиктивное образование для упрощения работы управляющих компаний. Советы должны представлять собой сильные объединения граждан, которые действительно занимаются управлением своими домами почти на уровне ТСЖ. Только в этом случае они станут основой для создания следующих институтов гражданского общества, в первую очередь ТОС. Если его составляющие элементы будут существовать только на бумаге, то и сам ТОС никогда не будет работающим».
Конечно, состав ТОС формируется не только из СМД. В комитеты входят лидеры общественного мнения, депутаты, руководители общественных организаций, наиболее активные граждане. Они представляют в ТОС интересы жителей домов нескольких улиц и даже микрорайонов. Сейчас на территории Вологды создан 31 ТОС. Они полностью охватывают границы города. ТОС стали двигателями общественного прогресса: побудили к конструктивной деятельности тысячи человек - люди стали принимать участие в акциях по благоустройству города, в социально значимых проектах, выросло число общественных инициатив, активно подключился бизнес. Кроме того, ТОС стали выполнять функцию общественного контроля. В итоге все важные общественно значимые решения городские власти теперь принимают только с учетом интересов населения и мнения жителей. Это позволило добиться двойного положительного эффекта: органы власти стали более открытыми, научились идти на контакт, а жители - более ответственными, стали заботиться о своих домах, улицах и городе в целом.
Опыт развития ТОС г. Вологды уже изучают муниципальные образования Вологодской области и других регионов Российской Федерации. Весной 2013 г. практика ТОС г. Вологды, представленная в рамках мероприятий, посвященных Дню местного самоуправления, получила высокую оценку на государственном уровне. Но это не значит, что высокая оценка дает повод расслабиться. Напротив, созданная система требует дальнейшего поступательного развития. Оно заключается прежде всего в вовлечении в активную деятельность как можно большего числа людей и постоянном преобразовании системы, применении новых моделей развития. Если первоначально ТОС в Вологде создавались в виде общественных объединений, действующих на основании конференции граждан, то теперь постепенно они будут переводиться в разряд юридических лиц. Для ТОС статус юридического лица - это новый уровень развития, а значит, новые возможности и задачи. Например, появляются перспективы для участия в конкурсах различных уровней на получение грантов. Это позволит людям придумывать свои проекты, воплощать идеи в жизнь независимо от возможностей городского бюджета или спонсорской поддержки.
Евгений Абрамов, председатель ТОС «Можайский»: «В Вологде мы будем участниками пилотного проекта по переводу ТОС в статус юридического лица. Это решение пришло к нам после того, как жители выразили желание взять в свои руки преобразование парка возле дома культуры на нашей территории. Парк старый, бюджетных средств на его модернизацию сейчас нет. Мы собрались и подумали, что нам и не нужно его кардинально изменять, мы можем наполнить его жизнью самостоятельно, без огромных финансовых вливаний. Был придуман проект под условным названием "Парк советского периода". Наша идея - наполнить старый парк атрибутами советского прошлого- поставить деревянную сцену, привезти туда несколько скульптур из других территорий, к примеру скульптуру пионера или бюст В.И. Ленина. Эти атрибуты создадут настроение. А дальше мы должны наполнить этот парк движением - проводить там праздники, собираться активом для обсуждения каких-то новых идей. Таким образом, мы получили бы новое публичное пространство, созданное руками самих жителей».
Разумеется, в этом направлении ТОС необходимо оказывать помощь, привлекать экспертов не только на этапе оформления заявок на гранты, но и при обсуждении и формировании концепции проекта.
Экспертное обсуждение общественных инициативтоже должно представлять собой систематический процесс. В Вологде постоянную работу в этом направлении ведет Общественный совет города (далее - Общественный совет). Он представляет собой объединение экспертов по различным тематическим группам. Причем формирование состава Общественного совета происходит самими гражданами, а не предлагается «сверху». Этот момент исключительно важен. Если жители считают экспертом в какой-то сфере того или иного человека, в дальнейшем они будут доверять именно ему и выносить на обсуждение важные темы, изначально будучи настроенными на конструктивный диалог.
Людмила Коротаева, председатель Общественного совета г, Вологды: «Общественный совет - это публичная площадка, где могут встретиться за одним столом представители власти, бизнеса и жители. Эти стороны формируют полноценное городское партнерство, определяя стратегию развития города и в дальнейшем совместными усилиями воплощая ее в жизнь. В Вологде Общественный совет стал действительно связующим звеном между гражданами и властью.Теперь все социально значимые преобразования вначале проходят экспертизу совета, получают рекомендации и только после этого отправляются на окончательное согласование в структуры власти.Таким образом, программа развития Вологды формируются не в закрытых кабинетах группой чиновников, а в сообществе с жителями города».
Текущие вопросы, которые в настоящий момент волнуют горожан, тоже не остаются без внимания Общественного совета. К примеру, в 2013 г. группа Общественного совета по делам молодежи взяла под свои контроль создание велосипедных дорожек в Вологде. В итоге не только велосипедисты получили свои законные пути движения, но и была сформирована целая программа под условным названием «Велосипедная Вологда». Она, в частности, предполагает ремонт и строительство новых дорог в городе с обязательным строительством дорожки для движения велосипедистов. Эти условия уже были исполнены городской властью при ремонте ряда улиц. Кстати, в состав Общественного совета входят и председатели ТОС, поскольку они являются лидерами общественного мнения в микрорайонах, формируют общественное сознание,так как напрямую ежедневно общаются с активами советов домов. Включение ТОС в экспертный совет - это механизм, который снижает риск связи между жителями и властью по «испорченному телефону».
Прямой разговор и согласованные действия в одном направлении - залог успеха в построении современного гражданского общества, живущего под девизом городского партнерства. Ресурсной площадкой для поддержки партнерских отношений и развития системы ТОС в Вологде стал Центр по работе с населением (далее - Центр). По сути, открыв Центр, городские власти провели административную реформу.
Елена Земчихина, директор МКУ «Центр по работе с населением»: «По своему функционалу Центр выполняет роль территориальной мини-администрации. Это многофункциональное учреждение в каждом микрорайоне города, решающее несколько задач. На базе Центра граждане могут получить юридические, образовательные, государственные услуги, а также решить вопросы местного значения по любым сферам, получить прямой доступ без предварительной записи к руководителям администрации города, оставить свое обращение различным службам. Кроме того, Центр занимается организацией культурно-массовых и спортивных мероприятий, обеспечивая досуг вологжан. Это и площадка для встреч активных жителей, на которой рождаются новые инициативы, разрабатываются социально значимые проекты».
С момента открытия Центра в Вологде были реализованы десятки общественных инициатив совместными усилиями за счет средств городского бюджета, спонсоров и при помощи жителей: построены новые детские и спортивные площадки, проведено благоустройство и озеленение дворов, городских парков и скверов, а также реализованы социально значимые проекты.
Евгений Шулепов, глава г. Вологды приоткрывает главный секрет успеха: «Общий принцип работы всех элементов системы ТОС - дойти до каждого. Важно каждому жителю города дать возможность решить свои вопросы, реализовать свои предложения. Власти должны обеспечить право жителей города на конструктивную, созидательную деятельность и предоставить все возможности для этого. И начинать нужно с информирования о таких возможностях, т.е. ссоздания единого информационного поля, в котором существуют все элементы системы. По сути, это тоже социальная инновация и еще один механизм управления процессом. Городские власти должны уметь конструировать действительность сначала в умах людей, а затем с их помощью и в реальной жизни. Распространять этот вирус пассионарности - первое, с чего нужно начинать развитие любого города, ведь без общего желания двигаться вперед невозможно построить то самое гражданское общество, о котором сейчас так мечтают все».
По материалам журнала "Практика муниципального управления"