Министерство территориального развития Пермского края традиционно ведет проверки состояния нормативно-правовой базы муниципальных образований в части территориального планирования и территориального развития, осуществляет мониторинг социально-экономических рисков и проблем в муниципальных образованиях и реализации мероприятий по их устранению, проводит краевые конкурсы на самое благоустроенное поселение и лучшее муниципальное образование. Однако в процессе работы на посту министра территориального развития в диалоге с законодательным собранием Пермского края, краевым советом муниципальных образований и иным и организациями межмуниципального сотрудничества, а также с представителями органов местного самоуправления сформировалась некоторая позиция в отношении идеологии развития муниципальных образований, а также направлений работы министерства на ближайшую перспективу.
Первое направление — это оптимизация административно-территориального устройства. Речь идет и об укрупнении муниципальных образований, и об организации компактного проживания населения. В результате территориальных преобразований число муниципалитетов к 2014 году сократилось с 363 до 339. Для тех, кто готов идти на территориальную оптимизацию, мы предусмотрели мероприятия по методическому сопровождению и возмещению с 2014 года затрат на выборы в представительные органы вновь образованных муниципальных образований. Укрупнение планируется проводить без какого-либо административного давления, только по доброй воле жителей. Если граждане посчитают, что укрупнение поможет сделать их жизнь лучше, комфортнее, благоустроеннее, то мера будет применяться. Если граждане выскажутся против, то никакого укрупнения не будет. Также предлагается шире использовать и такой вариант оптимизации муниципального управления, как создание единой администрации муниципального района и поселения — административного центра. В нашем крае пионерами в этой области стали Суксунский и Горнозаводский муниципальные районы. На этих площадках мы планируем отработать технологию создания объединенной администрации и обеспечения ее эффективной работы.
В Пермском крае насчитывается 1058 населенных пунктов с населением до десяти человек, что делает необходимыми меры по обеспечению компактного проживания населения. Этой проблемой надо заниматься, потому что, как правило, в таких поселках отсутствует какая-либо инфраструктура (и коммунальная, и социальная). И поэтому надо ставить перед собой задачу выработать определенную программу действий, чтобы решить эту проблему. Особенно это касается тупиковых поселков. В малонаселенных поселках, расположенных вдоль трасс, еще есть возможности развития, можно продумать, как и куда там следует вложить средства, чтобы получить эффект. Но обеспечить дороги, медицинскую помощь, пожарную охрану и т. д. в тупиковых поселках мы не можем — это слишком дорогое удовольствие. Мы понимаем, что жители не хотят переезжать с насиженных мест. Как правило, это люди преклонного возраста, и здесь тоже надо обойтись без экстремизма. Министерство рассчитывает на участие органов МСУ в том, чтобы достичь взаимопонимания с жителями таких деревень. Надо попытаться уговорить людей переехать в другое место, где у них будет и медпомощь, и социальное обеспечение, и снабжение, и транспорт, и т. д. Если жители дадут свое согласие, поселениям надо входить в краевую программу «Переселение жителей из труднодоступных и отдаленных населенных пунктов Пермского края на 2014 — 2018 годы». Первый опыт расселения тупикового поселка в Пермском крае будет в 2014 году в Юрлинском районе. Кроме того, есть потребность принимать решение по поселкам, которые образовались вокруг колоний УФСИН на севере Пермского края. Ряд колоний ликвидируется, работа у людей пропадает, а поселки, расположенные в труднодоступных местах, становятся обреченными на вымирание. Министерство будет разрабатывать систему мер, направленную на расселение этих населенных пунктов.
Следующее направление работы министерства — повышение уровня социально-экономического развития муниципальных образований. Все муниципалитеты, включая сельские поселения, должны принять свои программы СЭР, и все муниципальные программы СЭР должны пройти согласование с нашим министерством. Это делается с целью обеспечения единообразия в подходах, чтобы не получилось как в басне «Лебедь, рак и щука». Министерство приступило к мониторингу выполнения действующих муниципальных программ СЭР и к составлению рейтингов муниципалитетов по этому показателю.
В рамках данного направления определена и другая, не менее важная задача — повышение инвестиционной привлекательности муниципальных территорий. Здесь важно правильно расставить приоритеты и акценты. Посещая муниципалитеты края, я определил для себя, что инвестиционная привлекательность муниципального образования складывается исключительно из самобытности данной территории. Бесполезно думать и рассчитывать на то, что вдруг, как по волшебству, в муниципалитет зайдет большой инвестор, который построит там фабрики и заводы, создаст сотни рабочих мест и принесет миллионы доходов в бюджет. И под эту иллюзорную цель муниципалитеты принимают инвестиционные программы — «мертвые» документы, которые не могут быть реализованы. Муниципальным властям надо исходить из того, что никто со стороны к ним не придет, значит, надо искать инвесторов внутри своих территорий. Создавать крупные предприятия, конечно, важно, и если появится такая перспектива, мы будем этим заниматься. Однако на данном этапе муниципалитетам Пермского края не надо ставить себе глобальные задачи по созданию крупных предприятий, не надо искать инвестора на контракты в десятки и сотни миллионов рублей. Нам нужна экономическая стабильность, которую не всегда можно достичь, создавая крупные предприятия, которые в большей степени зависят от мировых финансово-экономических процессов, чем малые предприятия. Я думаю, что в Пермском крае надо в первую очередь создать стимулы к развитию локального — малого и среднего — бизнеса на территориях с потреблением продукции внутри территорий. Когда задача по повышению инвестиционной привлекательности рассматривается именно в таком контексте, становится возможным выявить неиспользованные ресурсы.
Пример: молоко из одного района везут за 200 км на молокозавод в другом районе, где его пакетируют, а потом везут обратно за те же 200 км и реализуют населению. Территория, производящая молоко, сама же это молоко и потребляет, но не перерабатывает. Ресурсом развития здесь является уровень потребления и потребительские запросы населения. Довольно часто эти факторы не учитываются при составлении муниципальных инвестиционных программ, а это — большое упущение. Министерство видит значительный потенциал в привлечении небольших инвестиций для создания в муниципалитетах малых предприятий по переработке сельхозпродукции, производству стройматериалов, товаров и услуг народного потребления внутри районов, максимум — на межрайонном уровне. Малые предприятия менее болезненно и более гибко реагируют на конъюнктуру рынка, они более стабильны, так как уровень потребления гарантирует им прибыль, а работают на таких предприятиях, как правило, местные жители. Поэтому при формировании политики повышения инвестиционной привлекательности поселения или района главным фактором должно быть внутреннее потребление.
В настоящее время совместно с краевым минторгом наше министерство отрабатывает методику анализа инвестиционных ресурсов и потребностей муниципальных районов Пермского края. Сначала мы хотим опросить глав районов: какое «неглобальное» производство, использующее внутренние ресурсы и нацеленное на внутреннее потребление, им бы хотелось видеть в своем районе и что можно сделать на муниципальном и краевом уровнях? Далее министерство будет анализировать полученную информацию и в контакте с муниципалитетами определит возможные направления для привлечения инвестиций в экономику территорий. Осенью мы планируем провести в Перми форум муниципальных районов с привлечением бизнеса краевого масштаба, чтобы помочь муниципалитетам найти своих инвесторов. Инвестиционные деньги в Пермском крае есть, но власти пока не удается правильно подать свои интересы бизнес-сообществу, а форум может стать надежной площадкой для кооперации власти и бизнеса. В крае работает ежегодная площадка «Дни пермского бизнеса в Перми», в этом году мероприятие пройдет в шестой раз, и сейчас нам нужно создать площадку для представления бизнесу предложений от иных территорий края.
Какие это могут предложения? Мы считаем, что муниципалитетам при выборе приоритетов развития своей экономики следует обратить самое пристальное внимание на вовлечение в оборот и народное потребление продукции, которую производят ЛПХ и КФХ, небольшие сельхозпредприятия. Президентом России Владимиром Путиным на апрельском заседании Госсовета поставлена задача обеспечить продовольственную безопасность страны. К сожалению, Россия сильно зависит от импорта продовольствия, и при этом многим сельхозпроизводителям зачастую некуда реализовывать свою продукцию, а сельским хозяйством заниматься невыгодно. Поэтому сейчас особенно валено повышать уровень переработки нашей сельхозпродукции: чем глубже будет уровень переработки, тем больше ресурсов будет оставаться на территории, тем большими ресурсами территория будет располагать для своего развития. Поэтому в приоритетном порядке министерство будет поддерживать и продвигать муниципальные инвестпроекты по созданию предприятий сельхозпереработки. Также будут рассматриваться предложения по созданию производств стройматериалов, осуществлению заготовки и консервации грибов и лесных ягод, строительству небольших гостиниц, пансионов и кафе и т. д., — все, что будет востребовано на муниципальных территориях и обеспечено их собственными ресурсами.
В рамках этой работы надо выявлять уже имеющиеся, но незадействованные производственные ресурсы. Скажем, где-то есть остановленное производство и собственники готовы его продать за минимальную сумму. Власть могла бы рассказать пермским предпринимателям о возможности выкупить это предприятие и о своих желаниях по организации там производства определенной направленности. Так, сейчас всего за 2 млн руб. продается завод по консервации грибов (предприниматели не смогли организовать маркетинговую политику и разорились). При этом к нам приезжают бизнесмены из Центральной России и скупают за бесценок у граждан дары леса, а потом продают это все у себя в десять раз дороже. Здесь можно определить и смежную задачу для нашего министерства — содействовать краевому бизнесу в выходе на межрегиональные рынки и, в целом, в осуществлении эффективной маркетинговой политики. Я думаю, что задачи экономического развития территорий Пермского края вполне реализуемы или только нашими силами, или в кооперации с федеральными инвесторами.
Отдельно в рамках данного направления министерство рассматривает социально-экономическое развитие моногородов, в том числе путем запуска в работу агломерационных механизмов и иных форм межмуниципального сотрудничества. Межмуниципальное сотрудничество обладает большим потенциалом для решения инфраструктурных проблем территорий. Например, путем создания и реализации укрупненных инфраструктурных проектов по модернизации лифтового оборудования можно получить более качественные услуги, которые предоставляют крупные исполнители, и более существенно снизить затраты, чем если бы каждый муниципалитет реализовывал свой проект индивидуально. Среди первых мы планируем создать Березниковско-Соликамскую агломерацию, в которую войдут два моногорода. Пакет необходимых документов подготовлен, согласования проведены, и соответствующую заявку мы направили в Минрегион России.
Давно обсуждается вопрос создания Пермской агломерации с участием Перми, Пермского и Краснокамского районов. Создана рабочая группа для выявления ресурсов и определения принципов взаимодействия, но пока, к сожалению, мы не далеко продвинулись. Однако уже начинает складываться определенное понимание о том, как можно выстроить партнерство по транспортной и коммунальной инфраструктуре, чтобы повысить доступность этих услуг и доступность территорий друг для друга. Партнерство уже только по указанным направлениям даст серьезный позитивный эффект для всех территорий, включаемых в агломерацию.
Следующее направление — участие министерства в работе по повышению финансовой обеспеченности муниципальных образований Пермского края. Тема очень болезненная и сложная, ведь уровень дотационности наших муниципалитетов порой доходит до 98%. Дискуссия о повышении налоговых доходов местных бюджетов идет уже не первый год, лет пять мы говорим о возвращении в местные бюджеты доходов от налога на добычу общераспространенных природных ископаемых — так называемых нерудных материалов: песка, гравия, глины. Министерство планирует довести этот разговор до конкретного решения в пользу местных бюджетов. Мы считаем, что данная мера будет стимулировать муниципалитеты к запуску карьеров в разработку и развитие производства, подтолкнет дорожное строительство, создаст рабочие места. Второй ресурс — штрафы ГИБДД. Есть соответствующие предварительные договоренности с краевым Минфином, однако вопрос находится еще в стадии обсуждения. Третий ресурс — налог на имущество юридических лиц, с которым уже гораздо сложнее. Имущество юридических лиц по территории Пермского края распространено неравномерно, но основной аргумент таков: если у территории появятся доходы с этого налога, то снизится уровень ее дотационности. Здесь министерству предстоит еще провести цикл дискуссий с другими заинтересованными органами.
В целом по данному направлению мы поставили перед собой задачу проанализировать ресурсы всех территорий и принять такие меры, чтобы каждая территория была заинтересована в своем развитии. Очевидно, что работа по повышению финансовой обеспеченности местных бюджетов непосредственно увязана с нашей работой по социально-экономическому развитию муниципальных образований и повышению их инвестиционной привлекательности. При этом мы понимаем, что сейчас ни один муниципалитет в своем развитии не заинтересован, так как ничего от этого не получает, кроме дополнительных проблем. Где-то новые рабочие места вообще не нужны, так как там нулевой коэффициент безработицы среди квалифицированных кадров, а «профессиональных» безработных никакими рабочими местами не заманишь. Где-то рабочие места в общем-то нужны, но налоговых стимулов к их созданию нет. Поэтому сейчас министерство говорит о необходимости передавать на места доходы от экономических налогов с соответствующей корректировкой краевой системы межбюджетных отношений.
Кроме того, мы считаем, что есть резервы в плане совершенствования администрирования местных налогов на землю и на имущество физических лиц. Совместно с муниципалитетами мы планируем провести аудит использования этих налоговых инструментов: все ли собственники земли и недвижимого имущества платят положенные налоги, насколько правильно рассчитаны для них налоговые ставки?
Первая задача — обеспечить хотя бы 95%-ный сбор начисляемых сегодня платежей. Местные власти должны провести работу по постановке земельных участков, находящихся в собственности граждан, на кадастровый учет. Все муниципалитеты края так или иначе над этим работали, но не всем удалось справиться, и сейчас к данному направлению подключается наше министерство с координацией и методической поддержкой.
Вторая задача — провести аудит расчета ставки налога на имущество физических лиц. Очень часто она бывает занижена для обеспеченных категорий населения либо завышена для малообеспеченных и пенсионеров. Нам нужно определить адекватные ставки, чтобы муниципалитеты могли пользоваться этим налогом для своего развития и формировать такую имущественную политику, которая будет способствовать росту их возможностей.
Третья задача, которую мы хотим поставить перед муниципальными образованиями, — это формирование двухчастного бюджета: на текущие расходы и на развитие. В принципе муниципальные бюджеты развития в Пермском крае уже есть — это те средства, которые заложены на выполнение мероприятий по программам СЭР. К сожалению, они перемешаны с текущими расходами. Мы думаем, что выделение этой части бюджета в отдельный раздел и признание его бюджетом развития может изменить к лучшему отношение органов муниципального управления к работе над реализацией программ СЭР. Тогда появится возможность более эффективно учитывать поступающее федеральное и краевое софинансирование, более эффективно расходовать имеющиеся средства, своевременно выявлять проблемы и в целом создать четкие правила игры в сфере территориального развития. Переход на двухчастные бюджеты следует провести во всех муниципальных образованиях, сначала — в городских округах и муниципальных районах, а затем — ив поселениях. Мы также полагаем, что предлагаемые меры позволят запустить в работу трехлетние бюджеты и долгосрочное бюджетное планирование в муниципалитетах.
Мы понимаем, что текущая финансово-экономическая ситуация сейчас очень сложная, есть очень много вопросов и проблем, прежде всего — предельный дефицит краевого и муниципальных бюджетов. Но нам все же необходимо видеть и обсуждать перспективы. Среди них — инициатива ряда депутатов законодательного собрания по изменению политики субсидирования местных бюджетов из краевого Фонда социально-экономического развития. Предлагается вернуть подушевой принцип в методику расчета субсидий местным бюджетам, утверждать субсидии на трехлетний срок и ввести запрет на секвестр суммы субсидии в течение всего трехлетнего периода. Министерство понимает, что муниципалитеты тратят средства ФСЭР на инвестиционные проекты, а сокращение лимитов приводит к замораживанию проектов. Поэтому мы поддерживаем этот законопроект.
Но следует подчеркнуть, что финансовая обеспеченность местных бюджетов и реализация местных проектов не являются генеральными целями для органов государственной власти. В Пермском крае есть приоритеты трех уровней. На первом месте стоят федеральные приоритеты, которые ставит Президент России. На данный момент это создание мест в детских садах, расселение и снос ветхого и аварийного жилья. На эти приоритеты выделяются федеральные средства. Достаточно их или нет, но все уровни публичной власти должны исполнять задачи, поставленные Президентом. В этой системе участвуют региональные и муниципальные ресурсы, таким образом, можно говорить о единой системе софинансирования. Здесь может быть принята единая пропорция софинансирования для всех территорий края. На втором месте — региональные приоритеты (сейчас мы ведем строительство и модернизацию объектов социальной сферы — больниц, поликлиник, школ и т. д.). Здесь уровень софинансирования может изменяться, потому что в первую очередь надо выполнять задачи федерального уровня. На третьем месте идут уже муниципальные приоритеты. Понимая всю важность муниципальных приоритетов, власти края все же оказывают финансовое содействие их выполнению в последнюю очередь. Это также дискуссионная тема, ее надо широко обсуждать, чтобы создать в крае прозрачные и понятные правила игры, которые понимают и соблюдают все игроки. Ситуации, при которых в одном муниципальном районе, где нет проблем «верхнего» уровня, за счет федеральных и региональных денег решаются проблемы третьего уровня, а соседний район никак не может справиться с федеральными проблемами, надо пресекать. Мы должны вместе сначала решить федеральные задачи, потом — региональные, а затем — муниципальные. Если какие-либо индивидуальные отклонения возникают, их надо корректировать своевременно в процессе рабочего взаимодействия и согласованной работы.
Четвертое направление работы министерства — участие населения в местном самоуправлении. Здесь также определено несколько задач. Первая — это самообложение граждан. Тут есть свои проблемы, мы уже обсуждали их с законодательным собранием. Мы видим, что порой на проведение референдума по самообложению в малонаселенных поселениях тратится столько же денег, сколько потом граждане вносят на реализацию местных проектов, и смысл самообложения пропадает. Вторая проблема заключается в том, что в поселение может входить не один или пять, а все двадцать населенных пунктов. И если часть деревень заинтересована в реализации проекта, то остальным он абсолютно не интересен. Как правило, крупные поселения с многочисленным населением понимают смысл и пользу самообложения, а в малонаселенных возникают сложности с пониманием. Здесь министерство призывает муниципалитеты к поиску и реализации решений по увязке и балансировке интересов жителей разных населенных пунктов, чтобы, с одной стороны, не утратить инициативу граждан, а с другой — не идти на бессмысленные траты или не «загонять» граждан в самообложение административными мерами. Сейчас Пермский край софинансирует проекты самообложения в пропорции 5 к 1, однако такое соотношение не является для людей весомым стимулом: как правило, рубль в собственном кармане для людей более ценен, чем рубль бюджетный. Поэтому сейчас рассматривается вопрос об увеличении объема краевого софинансирования таких проектов. Второе — мне кажется необходимым, когда мы говорим о перспективах развития малонаселенных пунктов, формировать программу развития поселений — программу СЭР. В этой программе должны быть учтены интересы и особенности абсолютно всех населенных пунктов, входящих в поселение, а не только административного центра и прилегающих деревень. Тогда гражданин, приходя на референдум, будет знать, что для его отдаленной деревни также предусмотрен свой проект, который непременно будет сделан в следующем году или через год. По крайней мере, люди смогут оценить эффект от самообложения (как оно сработало в других деревнях) и понять, как оно может сработать в его деревне. Тогда нам будет проще и легче убеждать людей идти на самообложение. Но для этого поселениям необходимо составлять реалистичные программы, основанные на знании своих ресурсов, не обещая людям того, чего в обозримом будущем они не получат. Власти поселений должны понимать, что они смогут сделать самостоятельно или при поддержке района и края, а что — не смогут, и заложить это в свои программы, предусмотрев также корреляцию на изменение обстоятельств.
Вторая задача в рамках работы с населением — создание органов ТОС в сельских территориях. В Перми есть ТОСы. Конечно, в крупном городе есть своя специфика самоорганизации населения, однако попробовать применить этот опыт в сельской среде необходимо, и в этом мы видим большую роль органов местного самоуправления районов и поселений. На первых порах перед ТОСами целесообразно поставить две задачи: благоустройство (пусть в самых минимальных объемах) и очистка территории от ТБО. Сейчас мусором засыпаны все пустоши, все обочины, все опушки. Власти поселений эту проблему решить не могут, а ТОСы могли бы организовать сбор мусора вокруг населенных пунктов, следить за чистотой улиц, убеждать соседей не выбрасывать мусор на улицу и в окрестные леса и луга. Здесь нельзя торопиться, надо двигаться очень аккуратно, ведь опыта организации сельских ТОСов у нас практически нет. Министерство предлагает Совету муниципальных образований Пермского края и другим организациям межмуниципального сотрудничества создать отдельную площадку для обсуждения вопросов, связанных с созданием сельских ТОСов, и презентации накопленного опыта с целью его применения на других территориях. Кроме того, в рамках подпрограммы «Развитие и поддержка МСУ» государственной программы Пермского края «Региональная политика и развитие территорий» мы проводим цикл кустовых обучающих семинаров для муниципальных служащих и гражданских активистов на тему «Участие населения в осуществлении местного самоуправления в форме ТОС».
Другая задача — совершенствование работы по обращениям граждан. Президент России, когда встречался с руководителями органов местного самоуправления накануне Всероссийского съезда муниципальных образований, а также в своем Послании Федеральному собранию поставил задачу приблизить власть к населению. Для этого необходимо повысить эффективность деятельности органов МСУ в указанном направлении. Мы должны стать честными, открытыми и прозрачными, доступными для граждан не только физически, но и в плане взаимодействия и решения насущных вопросов людей. Считаю необходимым выделить несколько важных принципов для этой работы органов местного самоуправления Пермского края: не давать людям пустых обещаний, четко определять сроки данных обещаний и четко их исполнять, не пускать людей «по кругу». Порой представители власти что-то обещают гражданам, а потом забывают или дают заведомо невыполнимые обещания, — все это вызывает недоверие к власти. В других случаях один чиновник отправляет человека к другому чиновнику, а тот — к третьему и т. д. Министерство и муниципалитеты должны сообща обсудить опыт работы с обращениями граждан и принять общие установки по ее совершенствованию. На самом деле это вопрос не столько должностных возможностей, сколько организации межведомственного взаимодействия внутри системы органов и структур власти. К примеру, в Перми для работы по обращениям граждан был создан отдельный сервис в рамках системы электронного межведомственного взаимодействия. Куда бы человек ни обратился, к работе подключаются все департаменты администрации, и видна статистика: когда и куда гражданин обратился, кто подключился, какие ответы получены, какие результаты достигнуты. Этот механизм помогает предотвратить противоречия в ответах, которые разные департаменты дают на одно обращение, и, что очень важно, обеспечить преемственность решений власти. Как власть, мы должны знать и помнить, что мы гражданину обещали и как отработали по его обращению.
Наконец, пятое направление работы министерства территориального развития Пермского края — кадровая политика. За 2012 — 2013 годы за счет средств по краевой целевой программе повышения квалификации муниципальных кадров проведено обучение 4055 служащих и глав муниципалитетов. С 2014 года планируется обучать и работников муниципальных учреждений, а также участвовать в софинансировании мероприятий по муниципальным программам развития муниципальной службы. Следующий приоритет — повышение уровня заработной платы для муниципальных служащих. Проблем с компетентностью у нас очень много. Так, в одном из поселений уже давно не могут найти бухгалтера, в том числе и потому, что зарплата у специалистов среднего и низшего звена чрезвычайно низкая, особенно на фоне роста зарплат работников бюджетной сферы. Глава поселения получает зарплату в три раза ниже, чем директор школы, специалист муниципальной администрации — в три раза ниже, чем учитель, а ответственность в разы выше. В крае начался отток муниципальных кадров.
Проблему планируется решать, во-первых, через пересмотр краевых нормативов на содержание органов местного самоуправления. Во-вторых, следует проанализировать объем функций, выполняемых муниципальными служащими, как относящихся к их собственной компетенции, так и функций по федеральным полномочиям, которые «сваливались» на муниципалитеты без какого-либо федерального финансирования. Одних контрольных функций за последние годы накопилось более десятка, а специалистов и ставок для их реализации нет. В-третьих, надо провести аудит организации системы органов местного самоуправления. Не во всех, но во многих муниципалитетах я вижу скрытые резервы повышения качества муниципального управления за счет реструктуризации местных администраций и применения качественно нового менеджмента. В Перми был проведен внешний аудит системы менеджмента в двух крупных департаментах и выявлено, что в одном премии за работу с документами, время на принятие решений, время на участие в совещаниях завышены, а другом — наоборот. Исходя из реального документооборота и возложенных на департаменты функций аудиторы нам рекомендовали в одном департаменте сократить десять человек, а в другом — добавить 25. Мы выполнили эти рекомендации и получили хороший результат. Надо смотреть, чтобы люди в муниципалитетах не были, с одной стороны, перегружены работой, а с другой стороны, — загружены не полностью.
Я не призываю муниципалитеты сокращать штаты, но надо сделать так, чтобы каждый специалист нес полную нагрузку, соответствующую его квалификации и должностным возможностям, отдавая все свое рабочее время выполнению должностных обязанностей. В-четвертых, надо научиться воспитывать кадры через систему стимулов к карьерному росту. Слабым местом многих муниципальных администраций является отсутствие реальных шансов для специалистов на карьерный рост и профессиональное развитие. Люди не видят перспективы, а без перспективы им незачем прилагать усилия к повышению качества и количества проделываемой работы. Зачастую они связывают свою карьеру не с ростом квалификации, а с личностью того или иного муниципального руководителя. Надо постараться создать стимулы карьерного развития муниципальных служащих внутри системы органов МСУ. В данном направлении министерство будет выстраивать совместную работу с муниципалитетами и проводить с ними согласованные мероприятия. В-пятых, министерством предполагается корректировка правил проведения краевого конкурса муниципалитетов. Сейчас он стал формальным, а в будущем хотелось бы видеть в нем рабочий инструмент развития территорий и кадрового потенциала органов местного самоуправления.
Также министерство будет вести работу по оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления в рамках реализации указа Президента РФ № 607 от 12 мая 2012 года. В этом указе даны четкие показатели и критерии, по которым следует оценивать работу главы муниципалитета. На данный момент в Российской Федерации оценке эффективности муниципальной деятельности уделяется не так много внимания, как оценке эффективности деятельности глав субъектов Федерации, но вскоре тема станет очень актуальной и оценка будет не менее жесткой, чем для губернаторов. Министерство планирует совместно с муниципалитетами и организациями межмуниципального сотрудничества проработать это направление, обсудить опыт, выявить слабые и сильные позиции, разработать систему мер по устранению проблем и недостатков. Совместно мы сможем выработать систему мер, реализация которых позволит повысить эффективность деятельности муниципальных органов Пермского края. Здесь мало собрать статистику по показателям, надо эту статистику осмыслить и сделать рабочим инструментом управления. Если мы только собираем цифры и никаких решений не принимаем, то тогда эти цифры никому не нужны. Надо обсудить и понять, почему несколько территорий при равных исходных условиях дают разные показатели: чем это вызвано, как устранить причины неэффективности в работе? Через осмысленную статистику мы должны выходить на принятие управленческих решений, направленных на развитие Пермского края.
По материалам журнала "Муниципальная Россия!"