Регион и муниципалитеты: вертикаль сотрудничества

Тип: статья

Министерство территориального развития Пермского края тради­ционно ведет проверки состояния нормативно-правовой базы муни­ципальных образований в части территориального планирования и территориального развития, осуществляет мониторинг социально-экономических рисков и проблем в муниципальных образованиях и реализации мероприятий по их устранению, проводит краевые конкур­сы на самое благоустроенное поселение и лучшее муниципальное образование. Однако в процессе работы на посту министра террито­риального развития в диалоге с законодательным собранием Пермс­кого края, краевым советом муниципальных образований и иным и организациями межмуниципального сотрудничества, а также с пред­ставителями органов местного самоуправления сформировалась не­которая позиция в отношении идеологии развития муниципальных образований, а также направлений работы министерства на ближай­шую перспективу.

Первое направление — это оптимизация административно-терри­ториального устройства. Речь идет и об укрупнении муниципальных образований, и об организации компактного проживания населения. В результате территориальных преобразований число муниципалите­тов к 2014 году сократилось с 363 до 339. Для тех, кто готов идти на территориальную оптимизацию, мы предусмотрели мероприятия по методическому сопровождению и возмещению с 2014 года затрат на выборы в представительные органы вновь образованных муниципаль­ных образований. Укрупнение планируется проводить без какого-либо административного давления, только по доброй воле жителей. Если граж­дане посчитают, что укрупнение поможет сделать их жизнь лучше, комфортнее, благоустроеннее, то мера будет применяться. Если граж­дане выскажутся против, то никакого укрупнения не будет. Также пред­лагается шире использовать и такой вариант оптимизации муниципаль­ного управления, как создание единой администрации муниципального района и поселения — административного центра. В нашем крае пио­нерами в этой области стали Суксунский и Горнозаводский муници­пальные районы. На этих площадках мы планируем отработать техно­логию создания объединенной администрации и обеспечения ее эффективной работы.

В Пермском крае насчитывается 1058 населенных пунктов с насе­лением до десяти человек, что делает необходимыми меры по обеспе­чению компактного проживания населения. Этой проблемой надо за­ниматься, потому что, как правило, в таких поселках отсутствует какая-либо инфраструктура (и коммунальная, и социальная). И поэтому надо ставить перед собой задачу выработать определенную программу действий, чтобы решить эту проблему. Особенно это касается тупико­вых поселков. В малонаселенных поселках, расположенных вдоль трасс, еще есть возможности развития, можно продумать, как и куда там сле­дует вложить средства, чтобы получить эффект. Но обеспечить дороги, медицинскую помощь, пожарную охрану и т. д. в тупиковых поселках мы не можем — это слишком дорогое удовольствие. Мы понимаем, что жители не хотят переезжать с насиженных мест. Как правило, это люди преклонного возраста, и здесь тоже надо обойтись без экстремиз­ма. Министерство рассчитывает на участие органов МСУ в том, чтобы достичь взаимопонимания с жителями таких деревень. Надо попытать­ся уговорить людей переехать в другое место, где у них будет и медпо­мощь, и социальное обеспечение, и снабжение, и транспорт, и т. д. Если жители дадут свое согласие, поселениям надо входить в краевую программу «Переселение жителей из труднодоступных и отдаленных населенных пунктов Пермского края на 2014 — 2018 годы». Первый опыт расселения тупикового поселка в Пермском крае будет в 2014 году в Юрлинском районе. Кроме того, есть потребность принимать реше­ние по поселкам, которые образовались вокруг колоний УФСИН на севере Пермского края. Ряд колоний ликвидируется, работа у людей пропадает, а поселки, расположенные в труднодоступных местах, ста­новятся обреченными на вымирание. Министерство будет разраба­тывать систему мер, направленную на расселение этих населенных пунктов.

Следующее направление работы министерства — повышение уров­ня социально-экономического развития муниципальных образований. Все муниципалитеты, включая сельские поселения, должны принять свои программы СЭР, и все муниципальные программы СЭР должны пройти согласование с нашим министерством. Это делается с целью обеспечения единообразия в подходах, чтобы не получилось как в бас­не «Лебедь, рак и щука». Министерство приступило к мониторингу выполнения действующих муниципальных программ СЭР и к состав­лению рейтингов муниципалитетов по этому показателю.

В рамках данного направления определена и другая, не менее важ­ная задача — повышение инвестиционной привлекательности муни­ципальных территорий. Здесь важно правильно расставить приорите­ты и акценты. Посещая муниципалитеты края, я определил для себя, что инвестиционная привлекательность муниципального образования складывается исключительно из самобытности данной территории. Бес­полезно думать и рассчитывать на то, что вдруг, как по волшебству, в муниципалитет зайдет большой инвестор, который построит там фаб­рики и заводы, создаст сотни рабочих мест и принесет миллионы до­ходов в бюджет. И под эту иллюзорную цель муниципалитеты прини­мают инвестиционные программы — «мертвые» документы, которые не могут быть реализованы. Муниципальным властям надо исходить из того, что никто со стороны к ним не придет, значит, надо искать инвесторов внутри своих территорий. Создавать крупные предприя­тия, конечно, важно, и если появится такая перспектива, мы будем этим заниматься. Однако на данном этапе муниципалитетам Пермско­го края не надо ставить себе глобальные задачи по созданию крупных предприятий, не надо искать инвестора на контракты в десятки и сотни миллионов рублей. Нам нужна экономическая стабильность, ко­торую не всегда можно достичь, создавая крупные предприятия, ко­торые в большей степени зависят от мировых финансово-экономи­ческих процессов, чем малые предприятия. Я думаю, что в Пермском крае надо в первую очередь создать стимулы к развитию локального — малого и среднего — бизнеса на территориях с потреблением продук­ции внутри территорий. Когда задача по повышению инвестиционной привлекательности рассматривается именно в таком контексте, ста­новится возможным выявить неиспользованные ресурсы.

Пример: молоко из одного района везут за 200 км на молокозавод в другом районе, где его пакетируют, а потом везут обратно за те же 200 км и реализуют населению. Территория, производящая молоко, сама же это молоко и потребляет, но не перерабатывает. Ресурсом развития здесь является уровень потребления и потребительские запросы на­селения. Довольно часто эти факторы не учитываются при составле­нии муниципальных инвестиционных программ, а это — большое упу­щение. Министерство видит значительный потенциал в привлечении небольших инвестиций для создания в муниципалитетах малых пред­приятий по переработке сельхозпродукции, производству строймате­риалов, товаров и услуг народного потребления внутри районов, мак­симум — на межрайонном уровне. Малые предприятия менее болезненно и более гибко реагируют на конъюнктуру рынка, они более стабильны, так как уровень потребления гарантирует им прибыль, а работают на таких предприятиях, как правило, местные жители. По­этому при формировании политики повышения инвестиционной при­влекательности поселения или района главным фактором должно быть внутреннее потребление.

В настоящее время совместно с краевым минторгом наше мини­стерство отрабатывает методику анализа инвестиционных ресурсов и потребностей муниципальных районов Пермского края. Сначала мы хотим опросить глав районов: какое «неглобальное» производство, ис­пользующее внутренние ресурсы и нацеленное на внутреннее потреб­ление, им бы хотелось видеть в своем районе и что можно сделать на муниципальном и краевом уровнях? Далее министерство будет ана­лизировать полученную информацию и в контакте с муниципалите­тами определит возможные направления для привлечения инвести­ций в экономику территорий. Осенью мы планируем провести в Перми форум муниципальных районов с привлечением бизнеса кра­евого масштаба, чтобы помочь муниципалитетам найти своих инвесто­ров. Инвестиционные деньги в Пермском крае есть, но власти пока не удается правильно подать свои интересы бизнес-сообществу, а форум может стать надежной площадкой для кооперации власти и бизнеса. В крае работает ежегодная площадка «Дни пермского бизнеса в Пер­ми», в этом году мероприятие пройдет в шестой раз, и сейчас нам нужно создать площадку для представления бизнесу предложений от иных территорий края.

Какие это могут предложения? Мы считаем, что муниципалитетам при выборе приоритетов развития своей экономики следует обратить самое пристальное внимание на вовлечение в оборот и народное потреб­ление продукции, которую производят ЛПХ и КФХ, небольшие сельхоз­предприятия. Президентом России Владимиром Путиным на апрельском заседании Госсовета поставлена задача обеспечить продовольственную безопасность страны. К сожалению, Россия сильно зависит от импор­та продовольствия, и при этом многим сельхозпроизводителям зачас­тую некуда реализовывать свою продукцию, а сельским хозяйством заниматься невыгодно. Поэтому сейчас особенно валено повышать уровень переработки нашей сельхозпродукции: чем глубже будет уровень переработки, тем больше ресурсов будет оставаться на тер­ритории, тем большими ресурсами территория будет располагать для своего развития. Поэтому в приоритетном порядке министерство будет поддерживать и продвигать муниципальные инвестпроекты по созда­нию предприятий сельхозпереработки. Также будут рассматриваться предложения по созданию производств стройматериалов, осуществ­лению заготовки и консервации грибов и лесных ягод, строительству небольших гостиниц, пансионов и кафе и т. д., — все, что будет вос­требовано на муниципальных территориях и обеспечено их собствен­ными ресурсами.

В рамках этой работы надо выявлять уже имеющиеся, но незадействованные производственные ресурсы. Скажем, где-то есть останов­ленное производство и собственники готовы его продать за минималь­ную сумму. Власть могла бы рассказать пермским предпринимателям о возможности выкупить это предприятие и о своих желаниях по орга­низации там производства определенной направленности. Так, сейчас всего за 2 млн руб. продается завод по консервации грибов (предпри­ниматели не смогли организовать маркетинговую политику и разори­лись). При этом к нам приезжают бизнесмены из Центральной России и скупают за бесценок у граждан дары леса, а потом продают это все у себя в десять раз дороже. Здесь можно определить и смежную задачу для нашего министерства — содействовать краевому бизнесу в выходе на межрегиональные рынки и, в целом, в осуществлении эффективной маркетинговой политики. Я думаю, что задачи экономического разви­тия территорий Пермского края вполне реализуемы или только наши­ми силами, или в кооперации с федеральными инвесторами.

Отдельно в рамках данного направления министерство рассматри­вает социально-экономическое развитие моногородов, в том числе пу­тем запуска в работу агломерационных механизмов и иных форм меж­муниципального сотрудничества. Межмуниципальное сотрудничество обладает большим потенциалом для решения инфраструктурных про­блем территорий. Например, путем создания и реализации укрупнен­ных инфраструктурных проектов по модернизации лифтового обору­дования можно получить более качественные услуги, которые предоставляют крупные исполнители, и более существенно снизить затраты, чем если бы каждый муниципалитет реализовывал свой про­ект индивидуально. Среди первых мы планируем создать Березниковско-Соликамскую агломерацию, в которую войдут два моногорода. Пакет необходимых документов подготовлен, согласования проведе­ны, и соответствующую заявку мы направили в Минрегион России.

Давно обсуждается вопрос создания Пермской агломерации с учас­тием Перми, Пермского и Краснокамского районов. Создана рабочая группа для выявления ресурсов и определения принципов взаимодей­ствия, но пока, к сожалению, мы не далеко продвинулись. Однако уже начинает складываться определенное понимание о том, как можно вы­строить партнерство по транспортной и коммунальной инфраструкту­ре, чтобы повысить доступность этих услуг и доступность территорий друг для друга. Партнерство уже только по указанным направлениям даст серьезный позитивный эффект для всех территорий, включаемых в агломерацию.

Следующее направление — участие министерства в работе по по­вышению финансовой обеспеченности муниципальных образований Пермского края. Тема очень болезненная и сложная, ведь уровень дотационности наших муниципалитетов порой доходит до 98%. Дискус­сия о повышении налоговых доходов местных бюджетов идет уже не первый год, лет пять мы говорим о возвращении в местные бюджеты доходов от налога на добычу общераспространенных природных иско­паемых — так называемых нерудных материалов: песка, гравия, гли­ны. Министерство планирует довести этот разговор до конкретного решения в пользу местных бюджетов. Мы считаем, что данная мера будет стимулировать муниципалитеты к запуску карьеров в разработ­ку и развитие производства, подтолкнет дорожное строительство, со­здаст рабочие места. Второй ресурс — штрафы ГИБДД. Есть соответ­ствующие предварительные договоренности с краевым Минфином, однако вопрос находится еще в стадии обсуждения. Третий ресурс — налог на имущество юридических лиц, с которым уже гораздо слож­нее. Имущество юридических лиц по территории Пермского края рас­пространено неравномерно, но основной аргумент таков: если у тер­ритории появятся доходы с этого налога, то снизится уровень ее дотационности. Здесь министерству предстоит еще провести цикл дис­куссий с другими заинтересованными органами.

В целом по данному направлению мы поставили перед собой задачу проанализировать ресурсы всех территорий и принять такие меры, что­бы каждая территория была заинтересована в своем развитии. Очевид­но, что работа по повышению финансовой обеспеченности местных бюджетов непосредственно увязана с нашей работой по социально-эко­номическому развитию муниципальных образований и повышению их инвестиционной привлекательности. При этом мы понимаем, что сейчас ни один муниципалитет в своем развитии не заинтересован, так как ни­чего от этого не получает, кроме дополнительных проблем. Где-то новые рабочие места вообще не нужны, так как там нулевой коэффициент безработицы среди квалифицированных кадров, а «профессиональных» безработных никакими рабочими местами не заманишь. Где-то рабочие места в общем-то нужны, но налоговых стимулов к их созданию нет. Поэтому сейчас министерство говорит о необходимости передавать на места доходы от экономических налогов с соответствующей корректи­ровкой краевой системы межбюджетных отношений.

Кроме того, мы считаем, что есть резервы в плане совершенствова­ния администрирования местных налогов на землю и на имущество физических лиц. Совместно с муниципалитетами мы планируем прове­сти аудит использования этих налоговых инструментов: все ли соб­ственники земли и недвижимого имущества платят положенные нало­ги, насколько правильно рассчитаны для них налоговые ставки?

Первая задача — обеспечить хотя бы 95%-ный сбор начисляемых сегодня пла­тежей. Местные власти должны провести работу по постановке зе­мельных участков, находящихся в собственности граждан, на кадастро­вый учет. Все муниципалитеты края так или иначе над этим работали, но не всем удалось справиться, и сейчас к данному направлению под­ключается наше министерство с координацией и методической поддер­жкой.

Вторая задача — провести аудит расчета ставки налога на иму­щество физических лиц. Очень часто она бывает занижена для обеспеченных категорий населения либо завышена для малообеспе­ченных и пенсионеров. Нам нужно определить адекватные ставки, чтобы муниципалитеты могли пользоваться этим налогом для своего развития и формировать такую имущественную политику, которая будет способствовать росту их возможностей.

Третья задача, которую мы хотим поставить перед муниципальны­ми образованиями, — это формирование двухчастного бюджета: на те­кущие расходы и на развитие. В принципе муниципальные бюджеты развития в Пермском крае уже есть — это те средства, которые зало­жены на выполнение мероприятий по программам СЭР. К сожалению, они перемешаны с текущими расходами. Мы думаем, что выделение этой части бюджета в отдельный раздел и признание его бюджетом развития может изменить к лучшему отношение органов муниципаль­ного управления к работе над реализацией программ СЭР. Тогда по­явится возможность более эффективно учитывать поступающее феде­ральное и краевое софинансирование, более эффективно расходовать имеющиеся средства, своевременно выявлять проблемы и в целом со­здать четкие правила игры в сфере территориального развития. Пере­ход на двухчастные бюджеты следует провести во всех муниципаль­ных образованиях, сначала — в городских округах и муниципальных районах, а затем — ив поселениях. Мы также полагаем, что предлага­емые меры позволят запустить в работу трехлетние бюджеты и долго­срочное бюджетное планирование в муниципалитетах.

Мы понимаем, что текущая финансово-экономическая ситуация сейчас очень сложная, есть очень много вопросов и проблем, прежде всего — предельный дефицит краевого и муниципальных бюджетов. Но нам все же необходимо видеть и обсуждать перспективы. Среди них — инициатива ряда депутатов законодательного собрания по изме­нению политики субсидирования местных бюджетов из краевого Фон­да социально-экономического развития. Предлагается вернуть подуше­вой принцип в методику расчета субсидий местным бюджетам, утверждать субсидии на трехлетний срок и ввести запрет на секвестр суммы субсидии в течение всего трехлетнего периода. Министерство понимает, что муниципалитеты тратят средства ФСЭР на инвестици­онные проекты, а сокращение лимитов приводит к замораживанию проектов. Поэтому мы поддерживаем этот законопроект.

Но следует подчеркнуть, что финансовая обеспеченность местных бюджетов и реализация местных проектов не являются генеральными целями для органов государственной власти. В Пермском крае есть приоритеты трех уровней. На первом месте стоят федеральные при­оритеты, которые ставит Президент России. На данный момент это создание мест в детских садах, расселение и снос ветхого и аварийного жилья. На эти приоритеты выделяются федеральные средства. Доста­точно их или нет, но все уровни публичной власти должны исполнять задачи, поставленные Президентом. В этой системе участвуют регио­нальные и муниципальные ресурсы, таким образом, можно говорить о единой системе софинансирования. Здесь может быть принята еди­ная пропорция софинансирования для всех территорий края. На вто­ром месте — региональные приоритеты (сейчас мы ведем строитель­ство и модернизацию объектов социальной сферы — больниц, поликлиник, школ и т. д.). Здесь уровень софинансирования может изменяться, потому что в первую очередь надо выполнять задачи феде­рального уровня. На третьем месте идут уже муниципальные приори­теты. Понимая всю важность муниципальных приоритетов, власти края все же оказывают финансовое содействие их выполнению в после­днюю очередь. Это также дискуссионная тема, ее надо широко обсуж­дать, чтобы создать в крае прозрачные и понятные правила игры, кото­рые понимают и соблюдают все игроки. Ситуации, при которых в одном муниципальном районе, где нет проблем «верхнего» уровня, за счет федеральных и региональных денег решаются проблемы третьего уров­ня, а соседний район никак не может справиться с федеральными про­блемами, надо пресекать. Мы должны вместе сначала решить феде­ральные задачи, потом — региональные, а затем — муниципальные. Если какие-либо индивидуальные отклонения возникают, их надо кор­ректировать своевременно в процессе рабочего взаимодействия и со­гласованной работы.

Четвертое направление работы министерства — участие населения в местном самоуправлении. Здесь также определено несколько задач. Первая — это самообложение граждан. Тут есть свои проблемы, мы уже обсуждали их с законодательным собранием. Мы видим, что порой на проведение референдума по самообложению в малонаселенных поселениях тратится столько же денег, сколько потом граждане вносят на реализацию местных проектов, и смысл самообложения пропадает. Вторая проблема заключается в том, что в поселение может входить не один или пять, а все двадцать населенных пунктов. И если часть дере­вень заинтересована в реализации проекта, то остальным он абсолют­но не интересен. Как правило, крупные поселения с многочисленным населением понимают смысл и пользу самообложения, а в малонасе­ленных возникают сложности с пониманием. Здесь министерство при­зывает муниципалитеты к поиску и реализации решений по увязке и балансировке интересов жителей разных населенных пунктов, чтобы, с одной стороны, не утратить инициативу граждан, а с другой — не идти на бессмысленные траты или не «загонять» граждан в самообло­жение административными мерами. Сейчас Пермский край софинансирует проекты самообложения в пропорции 5 к 1, однако такое соот­ношение не является для людей весомым стимулом: как правило, рубль в собственном кармане для людей более ценен, чем рубль бюджетный. Поэтому сейчас рассматривается вопрос об увеличении объема крае­вого софинансирования таких проектов. Второе — мне кажется необ­ходимым, когда мы говорим о перспективах развития малонаселенных пунктов, формировать программу развития поселений — программу СЭР. В этой программе должны быть учтены интересы и особенности абсолютно всех населенных пунктов, входящих в поселение, а не толь­ко административного центра и прилегающих деревень. Тогда гражда­нин, приходя на референдум, будет знать, что для его отдаленной де­ревни также предусмотрен свой проект, который непременно будет сделан в следующем году или через год. По крайней мере, люди смогут оценить эффект от самообложения (как оно сработало в других дерев­нях) и понять, как оно может сработать в его деревне. Тогда нам будет проще и легче убеждать людей идти на самообложение. Но для этого поселениям необходимо составлять реалистичные программы, основан­ные на знании своих ресурсов, не обещая людям того, чего в обозри­мом будущем они не получат. Власти поселений должны понимать, что они смогут сделать самостоятельно или при поддержке района и края, а что — не смогут, и заложить это в свои программы, предусмотрев также корреляцию на изменение обстоятельств.

Вторая задача в рамках работы с населением — создание органов ТОС в сельских территориях. В Перми есть ТОСы. Конечно, в круп­ном городе есть своя специфика самоорганизации населения, однако попробовать применить этот опыт в сельской среде необходимо, и в этом мы видим большую роль органов местного самоуправления рай­онов и поселений. На первых порах перед ТОСами целесообразно поставить две задачи: благоустройство (пусть в самых минимальных объемах) и очистка территории от ТБО. Сейчас мусором засыпаны все пустоши, все обочины, все опушки. Власти поселений эту проблему решить не могут, а ТОСы могли бы организовать сбор мусора вокруг населенных пунктов, следить за чистотой улиц, убеждать соседей не выбрасывать мусор на улицу и в окрестные леса и луга. Здесь нельзя торопиться, надо двигаться очень аккуратно, ведь опыта организации сельских ТОСов у нас практически нет. Министерство предлагает Со­вету муниципальных образований Пермского края и другим организа­циям межмуниципального сотрудничества создать отдельную площад­ку для обсуждения вопросов, связанных с созданием сельских ТОСов, и презентации накопленного опыта с целью его применения на других территориях. Кроме того, в рамках подпрограммы «Развитие и поддер­жка МСУ» государственной программы Пермского края «Региональ­ная политика и развитие территорий» мы проводим цикл кустовых обучающих семинаров для муниципальных служащих и гражданских активистов на тему «Участие населения в осуществлении местного самоуправления в форме ТОС».

Другая задача — совершенствование работы по обращениям граж­дан. Президент России, когда встречался с руководителями органов местного самоуправления накануне Всероссийского съезда муниципаль­ных образований, а также в своем Послании Федеральному собранию поставил задачу приблизить власть к населению. Для этого необходимо повысить эффективность деятельности органов МСУ в указанном на­правлении. Мы должны стать честными, открытыми и прозрачными, доступными для граждан не только физически, но и в плане взаимодей­ствия и решения насущных вопросов людей. Считаю необходимым вы­делить несколько важных принципов для этой работы органов местно­го самоуправления Пермского края: не давать людям пустых обещаний, четко определять сроки данных обещаний и четко их исполнять, не пускать людей «по кругу». Порой представители власти что-то обеща­ют гражданам, а потом забывают или дают заведомо невыполнимые обещания, — все это вызывает недоверие к власти. В других случаях один чиновник отправляет человека к другому чиновнику, а тот — к тре­тьему и т. д. Министерство и муниципалитеты должны сообща обсу­дить опыт работы с обращениями граждан и принять общие установки по ее совершенствованию. На самом деле это вопрос не столько долж­ностных возможностей, сколько организации межведомственного вза­имодействия внутри системы органов и структур власти. К примеру, в Перми для работы по обращениям граждан был создан отдельный сер­вис в рамках системы электронного межведомственного взаимодействия. Куда бы человек ни обратился, к работе подключаются все департамен­ты администрации, и видна статистика: когда и куда гражданин обратил­ся, кто подключился, какие ответы получены, какие результаты достиг­нуты. Этот механизм помогает предотвратить противоречия в ответах, которые разные департаменты дают на одно обращение, и, что очень важно, обеспечить преемственность решений власти. Как власть, мы должны знать и помнить, что мы гражданину обещали и как отработали по его обращению.

Наконец, пятое направление работы министерства территориаль­ного развития Пермского края — кадровая политика. За 2012 — 2013 годы за счет средств по краевой целевой программе повышения квали­фикации муниципальных кадров проведено обучение 4055 служащих и глав муниципалитетов. С 2014 года планируется обучать и работников муниципальных учреждений, а также участвовать в софинансировании мероприятий по муниципальным программам развития муниципаль­ной службы. Следующий приоритет — повышение уровня заработной платы для муниципальных служащих. Проблем с компетентностью у нас очень много. Так, в одном из поселений уже давно не могут найти бухгалтера, в том числе и потому, что зарплата у специалистов сред­него и низшего звена чрезвычайно низкая, особенно на фоне роста зарплат работников бюджетной сферы. Глава поселения получает зар­плату в три раза ниже, чем директор школы, специалист муниципаль­ной администрации — в три раза ниже, чем учитель, а ответствен­ность в разы выше. В крае начался отток муниципальных кадров.

Проблему планируется решать, во-первых, через пересмотр краевых нормативов на содержание органов местного самоуправления. Во-вто­рых, следует проанализировать объем функций, выполняемых муни­ципальными служащими, как относящихся к их собственной компе­тенции, так и функций по федеральным полномочиям, которые «сваливались» на муниципалитеты без какого-либо федерального фи­нансирования. Одних контрольных функций за последние годы нако­пилось более десятка, а специалистов и ставок для их реализации нет. В-третьих, надо провести аудит организации системы органов мест­ного самоуправления. Не во всех, но во многих муниципалитетах я вижу скрытые резервы повышения качества муниципального управ­ления за счет реструктуризации местных администраций и примене­ния качественно нового менеджмента. В Перми был проведен вне­шний аудит системы менеджмента в двух крупных департаментах и выявлено, что в одном премии за работу с документами, время на принятие решений, время на участие в совещаниях завышены, а дру­гом — наоборот. Исходя из реального документооборота и возложен­ных на департаменты функций аудиторы нам рекомендовали в одном департаменте сократить десять человек, а в другом — добавить 25. Мы выполнили эти рекомендации и получили хороший результат. Надо смотреть, чтобы люди в муниципалитетах не были, с одной стороны, перегружены работой, а с другой стороны, — загружены не полно­стью.

Я не призываю муниципалитеты сокращать штаты,  но надо сделать так, чтобы каждый специалист нес полную нагрузку, соот­ветствующую его квалификации и должностным возможностям, от­давая все свое рабочее время выполнению должностных обязаннос­тей. В-четвертых, надо научиться воспитывать кадры через систему стимулов к карьерному росту. Слабым местом многих муниципальных администраций является отсутствие реальных шансов для специалис­тов на карьерный рост и профессиональное развитие. Люди не видят перспективы, а без перспективы им незачем прилагать усилия к по­вышению качества и количества проделываемой работы. Зачастую они связывают свою карьеру не с ростом квалификации, а с личнос­тью того или иного муниципального руководителя. Надо постараться создать стимулы карьерного развития муниципальных служащих внут­ри системы органов МСУ. В данном направлении министерство будет выстраивать совместную работу с муниципалитетами и проводить с ни­ми согласованные мероприятия. В-пятых, министерством предполага­ется корректировка правил проведения краевого конкурса муници­палитетов. Сейчас он стал формальным, а в будущем хотелось бы видеть в нем рабочий инструмент развития территорий и кадрового потен­циала органов местного самоуправления.

Также министерство будет вести работу по оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления в рамках реализации указа Президента РФ № 607 от 12 мая 2012 года. В этом указе даны четкие показатели и критерии, по которым следует оценивать работу главы муниципалитета. На данный момент в Российской Федерации оценке эффективности муниципальной деятельности уделяется не так много внимания, как оценке эффективности деятельности глав субъек­тов Федерации, но вскоре тема станет очень актуальной и оценка будет не менее жесткой, чем для губернаторов. Министерство планирует совместно с муниципалитетами и организациями межмуниципального сотрудничества проработать это направление, обсудить опыт, выявить слабые и сильные позиции, разработать систему мер по устранению проблем и недостатков. Совместно мы сможем выработать систему мер, реализация которых позволит повысить эффективность деятельности муниципальных органов Пермского края. Здесь мало собрать статисти­ку по показателям, надо эту статистику осмыслить и сделать рабочим инструментом управления. Если мы только собираем цифры и никаких решений не принимаем, то тогда эти цифры никому не нужны. Надо обсудить и понять, почему несколько территорий при равных исход­ных условиях дают разные показатели: чем это вызвано, как устранить причины неэффективности в работе? Через осмысленную статистику мы должны выходить на принятие управленческих решений, направ­ленных на развитие Пермского края.

По материалам журнала "Муниципальная Россия!" 

А. Маховиков, первый заместитель председателя правительства Пермского края