По статистике областной жилинспекции, порядка 13% всех поступивших в структуру жалоб от тюменцев касаются неправильного расчета размера платы за коммунальные услуги, в том числе и за общедомовые нужды. «При этом они редко находят подтверждение, – отметила начальник Государственной жилищной инспекции Тюменской области Лариса Боровицкая. – По большей части обращения связаны с тем, что граждане видят некий рост платы и считают это неправильным».
Между тем, некоторые жалобы все-таки имеют основания. Это может быть и некорректный расчет платы за общедомовые нужды, и незаконные подключения, и наличие «резиновых» квартир, где прописан один человек, а фактически проживают гораздо больше, при этом счетчика на воду в квартире нет. И, как показывает общероссийская практика, управляющие компании, выставляя счета за общедомовое потребление ресурсов, предпочитают не искать тех, кто платит неправильно или вовсе не делает этого, а просто перераспределяют сумму на всех жильцов дома.
Однако стоит отметить, что в каждом регионе установлены законные нормы общедомовых расходов. И каждая управляющая компания, выставляя жителям счета, должна опираться именно на эти цифры, а все потребленные сверх меры кубометры воды и киловатты электричества – прямые убытки коммунальщиков. Так, в Тюмени, по данным департамента тарифной и ценовой политики области, норматив потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды (для многоэтажек с возможностью установки общих и индивидуальных приборов учета) составляет максимум 0,060 кубометров холодной и 0,040 горячей воды в месяц на один квадратный метр уборочных площадей. А норматив по электроснабжению – 3 кВт/ч в месяц на один квадратный метр уборочных площадей в доме, оборудованном лифтом. При этом объем коммунальной услуги распределяется между потребителями пропорционально размеру площади квартиры.
Если возникло подозрение, что платежи за общедомовые нужды завышены, эксперты советуют поступить следующим образом:
1.Нужно подать заявление в управляющую компанию с просьбой разъяснить порядок расчетов. «Это обязанность поставщика коммунальных услуг – разъяснить потребителю, что и как было начислено, – прокомментировала Лариса Боровицкая. – Если выявлена ошибка в расчетах, ее тут же должны исправить».
2.Если уж аргументы управляющей компании кажутся неубедительными или объяснений нет вовсе, тогда можно обратиться в органы жилнадзора. Именно сотрудники жилищной инспекции могут заставить управляющую компанию выставлять правильные суммы в будущем, а также сделать перерасчет за уже истекший период.
Кроме того, жилинспекция должна проверить, всю ли информацию управляющие компании вносят в платежки, ведь это тоже прописано в законе. «В платежном документе должно быть информации достаточно для того, чтобы самому просчитать, сколько составляет сумма за общедомовые нужды, – говорит директор направления «Городское хозяйство» Института экономики городаВладилен Прокофьев. – К сожалению, сегодня требование о включении в платежный документ полной информации о потреблении ресурсов не выполняется».
Ситуацию поможет исправить лицензирование управляющих компаний, ведь одно из обязательных требований для получения права управлять домом – соблюдение стандартов раскрытия информации.
По материалам сайта Института экономики города (г. Москва)