Поддержка территориального общественного самоуправления как инструмента развития активности граждан

Тип: статья

Время поддерживать ТОС

Сегодня территориальное общественное самоуправление (далее - ТОС) становится важной формой самоорганизации граждан для осуществления ее собственных инициатив по вопросам местного значения. Анализ практики их работы показывает, что ТОС является серьезным инструментом как для повышения гражданской активности населения, так и для решения задач, стоящих перед муниципальными образованиями.

В ряде муниципалитетов на сегодняшний день уже удалось преодолеть еще не так давно распространенное среди руководителей муниципальных образований сомнение в полезности такого органа, как ТОС. Изучив опыт, многие поверили в реальные возможности участия органов ТОС в решении ряда местных проблем.

Тем не менее в российских регионах развитие ТОС происходит неравномерными темпами и в самых разнообразных вариациях. Так, в Новосибирске ТОС уже много лет поддерживаются мэрией, имеют помещения и оргтехнику и получают возможность на конкурсной основе реализовывать различные проекты, например по обустройству дворовой территории, созданию спортплощадки, размещению общественной библиотеки. В Волгоградской области несколько лет назад был бум развития сельских ТОС, которые занимались преимущественно культурно-массовой работой. Во Владимире ТОС представляют собой, по сути, продолжение администра­тивного аппарата. В Томске упор делается на проведении конкурсов, таких как «Лучший двор», «Лучший подъезд» и т. д. В Белгороде создана уникальная система общественного самоуправления - Советы территорий, кото­рые объединяют граждан по месту житель­ства и месту работы. А в Ямало-Ненецком автономном округе ТОС вообще не получили развития.

К сожалению, на практике пока от­сутствуют условия для повсеместного использования на муниципальном уров­не механизмов ТОС. В настоящее время подобные формы самоорганизации населения развиваются примерно в 20% муниципальных образований, что говорит о том, что возможности самоорганиза­ции жителей для решения проблем местного значения до сих пор используется далеко не полностью.

Почему так происходит? В первую очередь потому, что тосовское движение по-прежнему не всегда получает поддержку всех, казалось бы, заинтересованных в результатах деятельности ТОС - органов власти, общественности, различных организаций, бизнеса. Во многих муниципальных образованиях не оказывается консультационная, методическая, юридическая помощь при создании и органи­зации деятельности ТОС. Так, практически во всех муниципалитетах на сегодняш­ний день реализуются программы поддержки предпринимателей, функциониру­ют бизнес-инкубаторы для помощи представителям малого и среднего бизнеса, но нет ни программ поддержки развития ТОС, ни даже специалистов, способных дать грамотную консультацию по вопросам создания или разработки устава ТОС. В итоге граждане зачастую не знают, что нужно сделать для того, чтобы ТОС ста­ло реальностью в их многоквартирном доме или районе, а существующие ТОС не совсем отчетливо представляют, в каком направлении им развиваться, чтобы достичь высоких результатов.

Отсутствие в органах местного самоуправления грамотных социальных ме­неджеров и организаторов, способных содействовать самоорганизации жителей, дополняется неготовностью органов местного самоуправления к конструктивной партнерской работе с органами ТОС. Ну и конечно, недостаточное развитие ме­ханизмов ТОС в муниципальных образованиях не в последнюю очередь связано с недостатком локальных, региональных и федеральных инвестиций в сферу развития ТОС.

Серьезной проблемой, тормозящей развитие ТОС, в настоящее время яв­ляется также низкая территориальная самоуправленческая активность граж­дан, что подтверждается результатами социологических опросов. В частности, они показывают, что отношение у граждан к идее принять участие в улучшении своей среды проживания вместе с органами местного самоуправления стабильно индифферентное.

Среди других проблем, сдерживающих развитие ТОС, можно также обозна­чить такие, как:

  • низкий уровень активности гражданского общества в решении вопросов мест­ного значения и проблем развития территорий;
  • недостаточная правовая грамотность;
  • правовой нигилизм, недоверие населения корганам власти, уверенность в том, что «наверху» все решено;
  • неразвитостьу активистов лидерских качеств, умения формировать актив и стро­ить управленческую деятельность;
  • недоверие органов власти к деятельности органов ТОС и перспективам само­организации граждан;
  • недостаточное использование органами местного самоуправления потенциала ТОС для решения проблем жителей.

Вместе с тем ответственное и инициативное участие населения в решении основных вопросов местного значения - это фактор социальных перемен, не­обходимый для мощного рывка в развитии государства. Поэтому популяризация и распространение лучших практик работы ТОС, стимулирование создания ТОС в муниципальных образованиях, поддержка органов ТОС должны стать сегодня одними из приоритетных направлений деятельности органов местно­го самоуправления и муниципального сообщества и активно поддерживаться государством.

В основе проекта - поддержка гражданской активности 

Проект Фонда «Устойчивое развитие» «Поддержка территориального общественного самоуправления как эффективного инструмента развития общественной активности граждан» (далее - проект) стал победителем Открытого конкурса по выделению грантов некоммерческим неправительственным организациям, про­веденного в соответствии с распоряжением Президента РФ от 29.03.2013 № 115-рп«Об обеспечении в 2013 году государствен­ной поддержки некоммерческих неправи­тельственных организаций, реализующих социально значимые проекты и участвующих в развитии институтов гражданского обще­ства». Сумма выделенного гранта составила 2 млн 300 тыс. руб. Был определен срок реа­лизации проекта - с ноября 2013 г. до сен­тября 2014 г.

Основная цель проекта - содейство­вать созданию органов ТОС как одного из основных механизмов стимулирования гражданской активности населения и местных сообществ в муниципальных образованиях России.

Основные задачи проекта:

  • исследование ситуации с ТОС в регионах реализации проекта, подготовка экспертного обзора и подборки лучших практик ТОС, сбор и обобщение ин­формации о положении дел с организацией ТОС в регионах осуществления проекта;
  • в обучение очно в школе ТОС группы из 25 активных граждан - представителей местных сообществ из муниципальных образований Московской области и дис­танционно в формате восьми вебинаров - не менее 100 активистов из других регионов проекта (Свердловская и Нижегородская области, Республика Бурятия, Хабаровский край);
  • ознакомление лиц, принимающих решения, из числа органов местного самоуправ­ления с перспективами и очевидными преимуществами взаимодействия с мест­ными жителями при решении вопросов местного значения с использованием механизмов ТОС. Проведение в рамках Школы ТОС круглого стола «Территори­альное общественное самоуправление как ресурс стратегического развития муниципальных образований» для депутатов представительных органов муни­ципальных образований и должностных лиц местного самоуправления из Мо­сковской области;
  •  закрепление на практике навыков, полученных в ходе обучения. Укрепление взаимодействия местных активистов и комитетов ТОС с органами местного само­управления в регионах проведения проекта, реализация лучших проектных инициатив, подготовленных слушателями школы ТОС;
  • повышение правовой грамотности наиболее активных граждан и через них зна­чительной части населения муниципальных образований, а также специалистов органов местного самоуправления;
  • распространение информации о лучших практиках ТОС для их широкого тира­жирования в муниципальных образованиях России среди населения и органов местного самоуправления.

В ходе реализации проекта было проведено анкетирование населения и представителей ТОС в пяти пилотных регионах проекта (Московская, Ниже­городская и Свердловская области, Республика Бурятия и Хабаровский край). Анкетирование позволило выявить и проанализировать общественное мнение по состоянию и перспективам развития ТОС. На основе собранных материалов и анализе 260 анкет населения и представителей ТОС были подготовлены 5 ре­гиональных обзоров по истории развития и текущему состоянию ТОС в регионах выполнения проекта (Московская, Нижегородской и Свердловской области, Ре­спублика Бурятия и Хабаровский край), которые позволят дифференцированно оценить состояние ТОС на территориях реализации проекта и выявить лучшие практики ТОС.

В рамках обучающего компонента проекта проведено 8 региональных обу­чающих вебинаров для удаленных регионов и один межрегиональный, органи­зованный Фондом «Устойчивое развитие» в Москве с представителями из всех регионов, участвующих в выполнении проекта (всего в вебинарах участвовало 310 человек). Вебинары способствовали распространению информации о со­стоянии и перспективах развития ТОС в регионах и их лучшему опыту.

В рамках Школы ТОС обучены 25 чел. из числа местных активистов Московской области методике организации и техноло­гиям работы ТОС.

На территории Московской области реа­лизованы четыре проектные инициативы по решению вопросов местного значения, отобранные в ходе конкурсного отбора из числа подготовленных обученными ак­тивистами в школе ТОС.

Школа ТОС для социальных лидеров Подмосковья

Школа для активистов ТОС была организована и проведена в период с 17 по 21 мар­та 2014 г. на базе Московского областного учебного центра «Нахабино».

Программа обучения в школе ТОС состояла из теоретических и практических занятий, посвященных правовым основам, организационному обеспечению ТОС, роли активиста ТОС как социального лидера. В программу также были включены выступление представителя из Нижнего Новгорода, где в 2014 г. отмечен 20-лет­ний юбилей движения ТОС, организационно-деятельностная игра и круглый стол «Территориальное общественное самоуправление как ресурс стратегического развития муниципальных образований».

В ходе обучения участникам были даны разъяснения по вопросам создания, организации работы ТОС, взаимодействия с органами местного самоуправления. Обучение было рассчитано также на руководителей действующих ТОС и комитетов многоквартирных домов, которые не только повысили свои управленческие навыки, но и поделились практическим опытом создания ТОС.

Вот только некоторые примеры отзывов участников Школы ТОС:

.. .Школа ТОС помогла мне сделать то, что мне не удавалось в течение достаточно про­должительного времени - найти единомышленников в сфере своей профессиональной деятельности, обменяться с ними опытом работы, получить теоретические и практи­ческие знания в сфере развития ТОС. Обучающий курс в игровой форме очень действенный. Полученные знания планирую применить на практике.

 

.. .Хотелось бы, чтобы такая школа ТОС стала регулярной. На местах отсутствуют методические материалы и практическое руководство по созданию, регистрации и ор­ганизации деятельности ТОС. В данной области не существует специализированных утвержденных в системе образования курсов, учебников, пособий. В этих условиях даже недельное обучение в школе ТОС приобретает особую ценность и значимость.

 

... Узнала много нового и интересного для себя и жителей. После обучения захотелось не до­вольствоваться только существующим уличным комитетом, а создать ТОС.

Организация и проведение обучения в школе ТОС позволило привлечь к участию в местном самоуправлении активных жителей региона, и со временем в Московской области можно ожидать не только увеличения количества ТОС, но и повышения эффективности их деятельности.

Реализация лучших проектных инициатив, подготовленных слушателями школы ТОС

Для участия в конкурсе на финансирование лучших инициатив ТОС 25 че­ловек, прошедших обучение в школе ТОС представили свои проектные идеи. На сегодняшний день поддержаны следующие заявки:

  • участие Совета многоквартирного дома в ремонте цоколя и внедрение методов общественного самоуправления и партнерства в городском поселении (муни­ципальное образование г. Краснозаводск Сергиево-Посадского района Москов­ской области);
  • благоустройство территории и создание парка отдыха «Полет» (муниципальное образование городское поселение Люберцы);
  • благоустройство территории в деревне Бережки (муниципальноеобразование сельское поселение Лаговское Подольского района);
  • передача опыта взаимодействия активных граждан с органами местного само­управления, организация семинара с участием общественной палаты и актив­ными жителями города, укрепление партнерских и добрососедских связей ТОС (муниципальное образование городской округ Лобня Московского области).

По материалам Фонда "Устойчивое развитие"