Время поддерживать ТОС
Сегодня территориальное общественное самоуправление (далее - ТОС) становится важной формой самоорганизации граждан для осуществления ее собственных инициатив по вопросам местного значения. Анализ практики их работы показывает, что ТОС является серьезным инструментом как для повышения гражданской активности населения, так и для решения задач, стоящих перед муниципальными образованиями.
В ряде муниципалитетов на сегодняшний день уже удалось преодолеть еще не так давно распространенное среди руководителей муниципальных образований сомнение в полезности такого органа, как ТОС. Изучив опыт, многие поверили в реальные возможности участия органов ТОС в решении ряда местных проблем.
Тем не менее в российских регионах развитие ТОС происходит неравномерными темпами и в самых разнообразных вариациях. Так, в Новосибирске ТОС уже много лет поддерживаются мэрией, имеют помещения и оргтехнику и получают возможность на конкурсной основе реализовывать различные проекты, например по обустройству дворовой территории, созданию спортплощадки, размещению общественной библиотеки. В Волгоградской области несколько лет назад был бум развития сельских ТОС, которые занимались преимущественно культурно-массовой работой. Во Владимире ТОС представляют собой, по сути, продолжение административного аппарата. В Томске упор делается на проведении конкурсов, таких как «Лучший двор», «Лучший подъезд» и т. д. В Белгороде создана уникальная система общественного самоуправления - Советы территорий, которые объединяют граждан по месту жительства и месту работы. А в Ямало-Ненецком автономном округе ТОС вообще не получили развития.
К сожалению, на практике пока отсутствуют условия для повсеместного использования на муниципальном уровне механизмов ТОС. В настоящее время подобные формы самоорганизации населения развиваются примерно в 20% муниципальных образований, что говорит о том, что возможности самоорганизации жителей для решения проблем местного значения до сих пор используется далеко не полностью.
Почему так происходит? В первую очередь потому, что тосовское движение по-прежнему не всегда получает поддержку всех, казалось бы, заинтересованных в результатах деятельности ТОС - органов власти, общественности, различных организаций, бизнеса. Во многих муниципальных образованиях не оказывается консультационная, методическая, юридическая помощь при создании и организации деятельности ТОС. Так, практически во всех муниципалитетах на сегодняшний день реализуются программы поддержки предпринимателей, функционируют бизнес-инкубаторы для помощи представителям малого и среднего бизнеса, но нет ни программ поддержки развития ТОС, ни даже специалистов, способных дать грамотную консультацию по вопросам создания или разработки устава ТОС. В итоге граждане зачастую не знают, что нужно сделать для того, чтобы ТОС стало реальностью в их многоквартирном доме или районе, а существующие ТОС не совсем отчетливо представляют, в каком направлении им развиваться, чтобы достичь высоких результатов.
Отсутствие в органах местного самоуправления грамотных социальных менеджеров и организаторов, способных содействовать самоорганизации жителей, дополняется неготовностью органов местного самоуправления к конструктивной партнерской работе с органами ТОС. Ну и конечно, недостаточное развитие механизмов ТОС в муниципальных образованиях не в последнюю очередь связано с недостатком локальных, региональных и федеральных инвестиций в сферу развития ТОС.
Серьезной проблемой, тормозящей развитие ТОС, в настоящее время является также низкая территориальная самоуправленческая активность граждан, что подтверждается результатами социологических опросов. В частности, они показывают, что отношение у граждан к идее принять участие в улучшении своей среды проживания вместе с органами местного самоуправления стабильно индифферентное.
Среди других проблем, сдерживающих развитие ТОС, можно также обозначить такие, как:
- низкий уровень активности гражданского общества в решении вопросов местного значения и проблем развития территорий;
- недостаточная правовая грамотность;
- правовой нигилизм, недоверие населения корганам власти, уверенность в том, что «наверху» все решено;
- неразвитостьу активистов лидерских качеств, умения формировать актив и строить управленческую деятельность;
- недоверие органов власти к деятельности органов ТОС и перспективам самоорганизации граждан;
- недостаточное использование органами местного самоуправления потенциала ТОС для решения проблем жителей.
Вместе с тем ответственное и инициативное участие населения в решении основных вопросов местного значения - это фактор социальных перемен, необходимый для мощного рывка в развитии государства. Поэтому популяризация и распространение лучших практик работы ТОС, стимулирование создания ТОС в муниципальных образованиях, поддержка органов ТОС должны стать сегодня одними из приоритетных направлений деятельности органов местного самоуправления и муниципального сообщества и активно поддерживаться государством.
В основе проекта - поддержка гражданской активности
Проект Фонда «Устойчивое развитие» «Поддержка территориального общественного самоуправления как эффективного инструмента развития общественной активности граждан» (далее - проект) стал победителем Открытого конкурса по выделению грантов некоммерческим неправительственным организациям, проведенного в соответствии с распоряжением Президента РФ от 29.03.2013 № 115-рп«Об обеспечении в 2013 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, реализующих социально значимые проекты и участвующих в развитии институтов гражданского общества». Сумма выделенного гранта составила 2 млн 300 тыс. руб. Был определен срок реализации проекта - с ноября 2013 г. до сентября 2014 г.
Основная цель проекта - содействовать созданию органов ТОС как одного из основных механизмов стимулирования гражданской активности населения и местных сообществ в муниципальных образованиях России.
Основные задачи проекта:
- исследование ситуации с ТОС в регионах реализации проекта, подготовка экспертного обзора и подборки лучших практик ТОС, сбор и обобщение информации о положении дел с организацией ТОС в регионах осуществления проекта;
- в обучение очно в школе ТОС группы из 25 активных граждан - представителей местных сообществ из муниципальных образований Московской области и дистанционно в формате восьми вебинаров - не менее 100 активистов из других регионов проекта (Свердловская и Нижегородская области, Республика Бурятия, Хабаровский край);
- ознакомление лиц, принимающих решения, из числа органов местного самоуправления с перспективами и очевидными преимуществами взаимодействия с местными жителями при решении вопросов местного значения с использованием механизмов ТОС. Проведение в рамках Школы ТОС круглого стола «Территориальное общественное самоуправление как ресурс стратегического развития муниципальных образований» для депутатов представительных органов муниципальных образований и должностных лиц местного самоуправления из Московской области;
- закрепление на практике навыков, полученных в ходе обучения. Укрепление взаимодействия местных активистов и комитетов ТОС с органами местного самоуправления в регионах проведения проекта, реализация лучших проектных инициатив, подготовленных слушателями школы ТОС;
- повышение правовой грамотности наиболее активных граждан и через них значительной части населения муниципальных образований, а также специалистов органов местного самоуправления;
- распространение информации о лучших практиках ТОС для их широкого тиражирования в муниципальных образованиях России среди населения и органов местного самоуправления.
В ходе реализации проекта было проведено анкетирование населения и представителей ТОС в пяти пилотных регионах проекта (Московская, Нижегородская и Свердловская области, Республика Бурятия и Хабаровский край). Анкетирование позволило выявить и проанализировать общественное мнение по состоянию и перспективам развития ТОС. На основе собранных материалов и анализе 260 анкет населения и представителей ТОС были подготовлены 5 региональных обзоров по истории развития и текущему состоянию ТОС в регионах выполнения проекта (Московская, Нижегородской и Свердловской области, Республика Бурятия и Хабаровский край), которые позволят дифференцированно оценить состояние ТОС на территориях реализации проекта и выявить лучшие практики ТОС.
В рамках обучающего компонента проекта проведено 8 региональных обучающих вебинаров для удаленных регионов и один межрегиональный, организованный Фондом «Устойчивое развитие» в Москве с представителями из всех регионов, участвующих в выполнении проекта (всего в вебинарах участвовало 310 человек). Вебинары способствовали распространению информации о состоянии и перспективах развития ТОС в регионах и их лучшему опыту.
В рамках Школы ТОС обучены 25 чел. из числа местных активистов Московской области методике организации и технологиям работы ТОС.
На территории Московской области реализованы четыре проектные инициативы по решению вопросов местного значения, отобранные в ходе конкурсного отбора из числа подготовленных обученными активистами в школе ТОС.
Школа ТОС для социальных лидеров Подмосковья
Школа для активистов ТОС была организована и проведена в период с 17 по 21 марта 2014 г. на базе Московского областного учебного центра «Нахабино».
Программа обучения в школе ТОС состояла из теоретических и практических занятий, посвященных правовым основам, организационному обеспечению ТОС, роли активиста ТОС как социального лидера. В программу также были включены выступление представителя из Нижнего Новгорода, где в 2014 г. отмечен 20-летний юбилей движения ТОС, организационно-деятельностная игра и круглый стол «Территориальное общественное самоуправление как ресурс стратегического развития муниципальных образований».
В ходе обучения участникам были даны разъяснения по вопросам создания, организации работы ТОС, взаимодействия с органами местного самоуправления. Обучение было рассчитано также на руководителей действующих ТОС и комитетов многоквартирных домов, которые не только повысили свои управленческие навыки, но и поделились практическим опытом создания ТОС.
Вот только некоторые примеры отзывов участников Школы ТОС:
.. .Школа ТОС помогла мне сделать то, что мне не удавалось в течение достаточно продолжительного времени - найти единомышленников в сфере своей профессиональной деятельности, обменяться с ними опытом работы, получить теоретические и практические знания в сфере развития ТОС. Обучающий курс в игровой форме очень действенный. Полученные знания планирую применить на практике.
.. .Хотелось бы, чтобы такая школа ТОС стала регулярной. На местах отсутствуют методические материалы и практическое руководство по созданию, регистрации и организации деятельности ТОС. В данной области не существует специализированных утвержденных в системе образования курсов, учебников, пособий. В этих условиях даже недельное обучение в школе ТОС приобретает особую ценность и значимость.
... Узнала много нового и интересного для себя и жителей. После обучения захотелось не довольствоваться только существующим уличным комитетом, а создать ТОС.
Организация и проведение обучения в школе ТОС позволило привлечь к участию в местном самоуправлении активных жителей региона, и со временем в Московской области можно ожидать не только увеличения количества ТОС, но и повышения эффективности их деятельности.
Реализация лучших проектных инициатив, подготовленных слушателями школы ТОС
Для участия в конкурсе на финансирование лучших инициатив ТОС 25 человек, прошедших обучение в школе ТОС представили свои проектные идеи. На сегодняшний день поддержаны следующие заявки:
- участие Совета многоквартирного дома в ремонте цоколя и внедрение методов общественного самоуправления и партнерства в городском поселении (муниципальное образование г. Краснозаводск Сергиево-Посадского района Московской области);
- благоустройство территории и создание парка отдыха «Полет» (муниципальное образование городское поселение Люберцы);
- благоустройство территории в деревне Бережки (муниципальноеобразование сельское поселение Лаговское Подольского района);
- передача опыта взаимодействия активных граждан с органами местного самоуправления, организация семинара с участием общественной палаты и активными жителями города, укрепление партнерских и добрососедских связей ТОС (муниципальное образование городской округ Лобня Московского области).
По материалам Фонда "Устойчивое развитие"