Институт квартальных: от теории к практике

Тип: статья

Знакомьтесь: квартальный имущественного комплекса

Само понятие местного самоуправления, содержащееся в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ), - «самостоятельное и под свою ответственность решение населением... вопросов местного значения...» тре­бует включения граждан в процесс осуществления публичной власти на местах.

Формировать и развивать самоорганизацию граждан на местах следует, на­чиная с самых низовых элементов непосредственного осуществления местного самоуправления, таких как уличные комитеты и др. Но если уличные комитеты в настоящее время становятся довольно распространенной формой непосред­ственного осуществления населением местного самоуправления, то такая форма, как квартальный имущественного комплекса, хотя широко и не распростране­на, тем не менее достаточно успешно функционирует на некоторых территориях.

Согласно большому энциклопедическому словарю в Российской империи с 1782 г. до середины XIX в. квартальный (квартальный надзиратель) - это должност­ное лицо в городской полиции, следившее за порядком в определенном квартале. Конечно же, ничего общего между сегодняшними квартальными и городской полицией XVIII—XIX вв. нет. Но за порядком на улицах городов квартальные следят весьма успешно.

Так, институт квартальных создан в Тюмени в 2007 г. Вверенная кварталь­ному небольшая территория (улица, квартал) позволяет ему почти мгновенно реагировать на нарушения правил благоустройства города, выявлять брошенный автотранспорт, свалку мусора, снежные завалы, несанкционированную установку рекламы, предупреждать нарушения действующего законодательства.

Правовой основой для деятельности квартальных в Тюмени является ряд следующих документов:

  • Федеральный закон № 131-ФЗ, который устанавливает, что наряду с предусмо­тренными им формами непосредственного осуществления населением мест­ного самоуправления и участия населения в местном самоуправлении гражда­не вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих Конституции РФ, Федеральному закону № 131-ФЗ и иным федеральным законам, законам субъектов РФ (ст. 33 Федерального за­кона № 131-ФЗ);
  • устав г.Тюмени;
  • Кодекс Тюменской области об административной ответственности;
  • Правила благоустройства территории города Тюмени, утв. решением Тюменской городской Думы от 26.06.2008 № 81;
  • Порядок сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в городе Тюмени, утв. постановлением администрации г. Тюмени от 18.10.2007 №24-пк;
  • Порядок формирования и благоустройства имущественных комплексов города Тюмени, утв. распоряжением администрации г. Тюмени от 21.04.2009 № 341-рк.

В чем смысл и как это работает

В целях эффективного решения вопросов местного значения по органи­зации благоустройства Тюмени, организации сбора и вывоза бытовых отходов вся территория города условно поделена на имущественные комплексы.

Определение границ имущественных комплексов осуществляется исходя из места расположения территории, в пределах границ административных округов города, с учетом следующих критериев:

  • численность населения, проживающего на территории имущественного ком­плекса;
  • количество жилых домов, расположенных на территории имущественного ком­плекса;
  • количество зданий, сооружений, временных объектов, расположенных на тер­ритории имущественного комплекса, в которых организации и индивидуальные предприниматели осуществляют свою деятельность;
  • муниципальная составляющая (средства местного бюджета, имущество, нахо­дящееся в муниципальной собственности).

На каждый имущественный комплекс составляется паспорт на основании данных обязательного учета объектов благоустройства.

Согласно Порядку формирования и благоустройства имущественных комплек­сов города Тюмени, утв. решением Думы от 21.04.2009 № 341-рк (далее - Порядок), в состав каждого имущественного комплекса входят объекты благоустройства, работы по содержанию и текущему ремонту которых осуществляются:

  • за счет местного бюджета;
  • их правообладателями (собственниками, владельцами, арендаторами).

К объектам благоустройства Порядком отнесены межквартальные проез­ды, пешеходные тротуары, велосипедные дорожки, парки, скверы, набережные, дворовые территории (не входящие в состав общего имущества), спортивные пло­щадки и корты, площадки для выгула домашних животных, малые архитектурные формы, площадки для мусоросборников, ливневая канализация, автомобильные стоянки и парковки, гидротехнические сооружения и иные объекты.

За каждым имущественным комплексом закрепляется один квартальный, который координирует все работы по благоустройству на вверенной территории. В частности, он проводит плановые осмотры территории имущественного ком­плекса на предмет обнаружения события административного правонарушения в сфере благоустройства и при необходимости в пределах своей компетенции составляет протоколы об административных правонарушениях.

Если квартальным выявлен факт ненадлежащего исполнения условий муни­ципальных контрактов (в части своевременности выполнения работ, качества, объемов), он имеет право зафиксировать нарушение в акте, который впоследствии послужит основанием для привлечения нарушителей к ответственности в соот­ветствии с законодательством и муниципальными контрактами.

Кроме того, квартальные ведут учет всех объектов благоустройства на тер­ритории имущественного комплекса с описанием их технического состояния и характеристик. На основе этого учета вносятся изменения в паспорт имуще­ственного комплекса, планируются работы по благоустройству.

Также квартальные осуществляют деятельность по информационному обес­печению населения, разъясняют правила благоустройства территории города и иные муниципальные правовые акты в сфере благоустройства.

Ежеквартально квартальный имущественного комплекса готовит отчетную информацию, в которой отражаются:

  • количество зафиксированных и устраненных правонарушений в сфере благо­устройства имущественного комплекса;
  • суммы наложенных и взысканных штрафов за нарушение правил благоустройства города;
  • доля объектов благоустройства, расположенных на территории имущественных комплексов, в отношении которых квартальным осуществлен учет.

Статус квартального

Согласно Порядку квартальным имущественного комплекса является долж­ностное лицо, на которое муниципальными правовыми актами, должностной инструкцией возложены функции по организации работ по благоустройству кон­кретного имущественного комплекса и составлению протоколов об администра­тивных правонарушениях на этой территории.

Диплом о высшем образовании для выполнения данных функций приветству­ется. Как правило, тема благоустройства города наиболее близка выпускникам строительных вузов.

Кроме того, квартальный должен обладать набором базовых юридических знаний, некоторых знаний по практической психологии, так как в процессе дея­тельности приходится общаться с большим количеством людей.

За ненадлежащее исполнение своих обязанностей квартальные несут пер­сональную ответственность.

Важное подспорье

Самым главным подспорьем в работе квартальных является помощь насе­ления. Квартальные ведут работу в тесном контакте с жителями, проживающи­ми на закрепленных участках. У каждого квартального определен день приема населения, контактная информация размещается на подъездах домов, в СМИ, на городских сайтах.

Квартальными ведется работа по привлечению наиболее активных граждан к решению вопросов благоустройства территории, соблюдения санитарных норм и правил, у каждого квартального имеются свои помощники из числа местных жителей. В целях выстраивания эффективного взаимодействия с населением квар­тальные обязаны реагировать на все замечания, предложения и жалобы населения.

Кроме обычных граждан союзниками квартальных являются сотрудники ГИБДД и участковые уполномоченные полиции, а также управляющие организации. Без взаимодействия с данными лицами работа по обеспечению порядка в горо­де была бы затруднена. От участковых уполномоченных полиции и организаций (управляющие организации, ТСЖ и т. п.), осуществляющих свою деятельность на территории имущественного комплекса, квартальные получают информа­ционные материалы, сообщения и заявления о совершении административных правонарушений на закрепленной территории.

А есть ли аналоги?

Опыт создания института квартальных в других регионах России тоже имеется. С 2012 г. аналог тюменского проекта реализуется в Екатеринбурге. Основными направлениями деятельности квартальных инспекторов в этом городе являются:

  • контроль:

- за соблюдением Правил благоустройства территории муниципального об­разования «город Екатеринбург» и нормативных правовых актов данного муниципалитета;

- техническим состоянием элементов благоустройства, расположенных на тер­ритории района;

-выявлением брошенных транспортных средств и их эвакуацией;

-восстановлением благоустройства территории, нарушенного в результате проведения земляных работ;

  • профилактика, предупреждение и выявление нарушений действующего за­конодательства в области благоустройства.

С ноября 2013 г. служба квартальных смотрителей работает и в Кургане. Главная их задача - следить за тем, как на местах выполняются правила благо­устройства: не лежит ли перед домами строительный мусор, не переполнены ли контейнеры для сбора-вывоза ТБО, нет ли стихийных свалок. Содержание фасадов зданий, раскопки во дворах домов, открытые люки, авто на газонах - это все забота квартальных.

На всех перечисленных городских территориях институт квартальных доволь­но успешно функционирует. Данная практика достаточно показательна и может претендовать на более широкое распространение.

По материалам журнала "Практика муниципального управления"

Н.В. Габрусь, юрист, эксперт журнала «Практика муниципального управления»