Зачем России система национального планирования
Система национального планирования действует во всех странах мира. Ее называют индикативным планированием. К созданию такой системы в России обязывает неблагоприятная социально-экономическая ситуация в стране.
ДЛЯ СПРАВКИ: По данным Росстата, индекс промышленного производства в январе 2016 г. по сравнению с январем 2015 г. составил 97,3%, а по сравнению с декабрем 2014 г. - 80,3%. Снижение инвестиций в основной капитал оценивается в 10%.
Удельный вес инвестиций в сельское хозяйство в общем объеме расходов федерального бюджета за последние годы не превышал 2,1% в год. Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий» направлена на поддержание агрохолдингов. Все субсидии и инвестиции поступают в крупные агрохолдинги, которые не решают задач развития территорий и обеспечения занятости населения.
Прожиточный минимум, установленный на четвертый квартал 2015 г., составил 9452 руб. Он уменьшился на 221 руб. по сравнению с третьим кварталом (9673 руб.). Поданным Росстата, число безработных в России на конец января 2016 г. превысило 1 млн чел.
Процесс стагнации и низкие темпы роста национальной экономики могут приобрести долговременный характер. Это приведет к ослаблению конкурентых позиций России в мировой экономике, распространению тренда отставания страны от ведущих держав.
Для формирования системы национального планирования в России нужно решить вопрос о создании федерального агентства развития. Такие административные структуры есть во Франции, Японии, Ирландии, Китае. Для эффективной работы в этом направлении и выработки политики промышленного развития и программного бюджетирования, вовлечения в этот процесс бизнеса и общества важна скоординированная работа Минэкономразвития, Минфина и Центробанка России.
Методы стратегического планирования
Стратегическое планирование - деятельность участников стратегического планирования по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, направленная на решение задач устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований. Основные методы стратегического планирования (Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 172-ФЗ)):
- прогнозирование;
- планирование;
- программирование.
Система стратегического планирования эффективно работает на основе взаимодействия участников стратегического планирования в рамках целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования с использованием нормативно -правового, информационного, финансового и иного ресурсного обеспечения, координации государственного и муниципального стратегического управления и мер бюджетной политики посредством государственного регулирования.
Идеология бюджетно-налоговой политики заложена в Программе повышения эффективности бюджетных расходов до 2013 года и развита:
- в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года;
- в Основных направлениях бюджетной политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов;
- Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов.
Риски по реализации Федерального закона № 172-ФЗ заключаются в отсутствии:
- Общего центра координации работ;
- организационно-распорядительных документов;
- квалифицированных кадров для работы в области стратегического планирования;
- структурных подразделений, ответственных за координацию выполнения работ по стратегическому планированию
Прогнозирование
На основе Федерального закона № 172-ФЗ разработан и принят Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства РФ от 02.08.2010 № 588 (в ред. постановления Правительства РФ от 10.02.2016, далее - Порядок).
Порядок предусматривает, что на базе Стратегического прогноза Российской Федерации разрабатываются документы:
- Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на долго-срочный период;
- Бюджетный прогноз Российской Федерации на долго- и среднесрочный периоды;
- Стратегия национальной безопасности Российской Федерации;
- отраслевые документы (стратегии);
- Стратегия пространственного развития Российской Федерации;
- Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации;
- стратегии макрорегионов;
- государственные программы Российской Федерации;
- схемы территориального планирования.
Программно-целевое планирование
Одним из методов стратегического планирования является программно-целевое планирование. Система государственных программ на федеральном уровне формируется исходя из целей и индикаторов Концепции долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года и иных стратегических документов, утв. Президентом РФ и Правительством РФ. Состав подпрограмм и планируемые результаты реализации подпрограмм определяются государственной программой, а бюджетные ассигнования на их достижение утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете.
Государственными программами Российской Федерации и субъекта РФ может быть предусмотрено предоставление субсидий бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам на реализацию государственных программ субъекта РФ и муниципальных программ, направленных на достижение целей этих государственных программ Российской Федерации и субъекта РФ (ст. 179 БК РФ).
Разграничение полномочий между уровнями публичной власти сегодня принимает постоянный характер. Поэтому серьезной проблемой при реализации программного метода планирования бюджетов и важным элементом каждой государственной программы является организация эффективного взаимодействия органов власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
В Методических рекомендациях по разработке и реализации региональных и муниципальных программ повышения эффективности бюджетных расходов, утв. приказом Минфина России № 194н, Минэкономразвития России № 701 от 29.12.2010, установлено, что государственные программы по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ должны содержать блоки правового регулирования в сфере взаимодействия органов власти, рамочного законодательства для субъектов РФ, общие требования к государственным программам, аналогичным программам субъектов РФ.
При применении программного метода планирования происходит субсидирование субъектов РФ:
- для ускорения процессов на региональном и муниципальном уровнях и обеспечения корреляции между программно-целевыми инструментами, используемыми на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
- повышения эффективности от внедрения новых форм планирования за счет объединения усилий органов власти по достижению единых целей государственной политики.
В то же время на федеральном уровне ведется работа по сокращению субсидий, предоставляемых в рамках государственных программ по принципу «одна госу- дарственная программа - одна субсидия на поддержку программы субъекта РФ» с расширением самостоятельности субъекта РФ в определении направлений, на которые эта субсидия может направляться.
Комплексное стратегическое планирование в программном формате предполагает взаимосвязь документов стратегического и бюджетного планирования на региональном и муниципальном уровнях. Стратегия социально-экономического развития субъекта РФ включает стратегии социально-экономического развития муниципальных образований, находящихся на его территории. Прогноз социально-экономического развития субъекта РФ - прогнозы социально-экономического развития муниципальных образований. Государственные программы субъекта РФ основаны на муниципальных программах.
Муниципальная экономика в системе стратегического планирования
Состояние муниципальной экономики в значительной мере зависит от финансовой базы муниципалитетов.
ДЛЯ СПРАВКИ: В 2014г. по сравнению с 2013 г. объем доходов от переданных в 2013 г. дополнительных источников (ЕСХН, патент, часть акцизов на ГСМ, штрафы за несоблюдение муниципальных правовых актов увеличился в 9,8 раза (25,8 млрд руб.) и составил 28,8 млрд руб. По состоянию на 1 октября 2015г. объем муниципального долга достиг 321 735,4 млнруб.
Для финансового обеспечения полномочий органов местного самоуправления важно сменить фискальную бюджетно-налоговую политику на стимулирующую, при которой муниципальные образования будут иметь возможность влиять на увеличение налоговых поступлений в свои бюджеты за счет:
- расширения налогооблагаемой базы местных бюджетов;
- участия в учете (контроле) за взиманием налогов, которые поступают в местные бюджеты.
Муниципальные образования должны иметь средства на формирование в бюджетах муниципалитетов резерва - бюджетов развития. Сегодня они составляют всего 10-20% доходов местных бюджетов. Для формирования бюджетов развития нужно закрепить за местными бюджетами дополнительные налоговые доходы, на развитие налоговой базы которых могут оказывать влияние органы местного самоуправления. К таким доходам относятся налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами:
- упрощенная система налогообложения;
- единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности;
- единый сельскохозяйственный налог;
- патентная система, которую использует малый и средний бизнес.
В целях расширения доходной базы местных бюджетов может быть использована широкая номенклатура местных сборов за конкретную деятельность. Этот институт установлен ч. 1 ст. 132 Конституции РФ. Они могут равномерно зачисляться в бюджеты муниципальных образований, не увеличивая при этом нагрузку на бизнес.
Возможности для экономического рывка восточной окраины страны и повышения значения среднесрочного и долгосрочного бюджетного планирования предоставляет реализация Федерального закона от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического
развития в Российской Федерации». Закон действует на Дальнем Востоке, в ЗАТО и моногородах Российской Федерации. На остальные территории страны его действие распространится в 2018 г.
Все большую актуальность приобретает включение муниципальной экономики в систему стратегического планирования. На муниципальном уровне стратегическое планирование подразделяется на следующие виды планирования (Федеральным законом № 172-ФЗ):
- бюджетное планирование;
- территориальное планирование;
- планирование развития коммунальной инфраструктуры;
- социально-экономическое планирование.
Далеко не все вопросы стратегического планирования урегулированы Федеральным законом № 172-ФЗ. Урегулировать их можно на региональном и муниципальном уровнях.
ПРИМЕР:
Законом Томской области «О стратегическом планировании в Томской области» предусмотрены:
- внедрение документа, детализирующего Стратегию социально-экономического развития Томской области;
- возможность рассмотрения проектов государственных программ Томской области и стратегий (концепций) приоритетных направлений Томской области Законодательной Думой Томской области;
- активное участие органов местного самоуправления и общественных организаций, бизнес-сообщества и образовательных организаций, разграничены их полномочия;
- методическое обеспечение стратегического планирования органов местного самоуправления Томской области;
- ведение регионального реестра стратегического планирования (не предусмотрено Федеральным законом № 172-ФЗ).
В Томской области разработаны подходы по актуализации Стратегии социально-экономического развития до 2030 года:
- утверждение регионального закона «О стратегическом планировании в Томской области» (март 2015 г.);
- актуализация Стратегии социально-экономического развития Томской области до 2030 года (март 2015 г.).
Актуализация Стратегии социально-экономического развития Томской области до 2030 года дифференцирована по территориям области:
- южный пояс - (82% населения, 45% отгруженной продукции, 48% инвестиций)
- северный пояс - 8% населения, 55% отгруженной продукции, 49% инвестиций, концентрация добывающих производств;
- центральный пояс - 10% населения, 0,3% отгруженной продукции, 2,5% инвестиций, бюджетная сфера и природопользование.
Сегодня уже есть регионы, которые показывают неплохие результаты в области стратегического планирования.
ПРИМЕР:
В Томской области проведены мероприятия по стратегическому планированию:
- актуализирована Стратегия социально-экономического развития Томской области до 2030 года;
- утвержден План подготовки документов стратегического планирования;
- разработаны стратегии социально-экономического развития всех муниципальных образований Томской области;
- реализуются 23 государственные программы (98% областного бюджета);
- разработаны все документы стратегического планирования (за исключением бюджетного прогноза, который будет подготовлен во II квартале 2016 г.).
Территориальное планирование
Важным элементом стратегического планирования на региональном и муниципальном уровне является территориальное планирование. Совместно субъекты РФ муниципалитеты подготавливают документы территориального планирования:
- Схема территориального планирования субъекта РФ;
- Схема территориального планирования муниципального района;
- Генеральный план поселения, городского округа;
- ПЗЗ поселения, городского округа.
Эффективный инструмент реализации Генерального плана - комплексный план реализации Генерального плана, утвержденный нормативным правовым актом
администрации муниципального образования. Он синхронизирует процессы формирования застройки и создания инфраструктурных объектов для обеспечения их функционирования. Разрабатывается каждые 3 года и содержит:
- предложения по финансированию на предстоящий финансовый год и плановый период два года мероприятий генерального плана;
- задание для подготовки или корректировки программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры;
- предложения об организации в режиме ГЧП и МЧП проектов по комплексному освоению незастроенных и развитию застроенных территорий.
Генеральный план реализуется путем выполнения мероприятий, предусмотренных нормативными правовыми актами местной администрации (ч. 5 ст. 26 ГрК РФ).
Среди пробелов законодательства, препятствующих развитию стратегического планирования, можно отметить такие:
- генеральный план не включен в число документов стратегического планирования на муниципальном уровне в отличие от схемы территориального планирования субъекта РФ (ст. 38 Федерального закона № 172-ФЗ);
- напрямую не предусмотрено участие муниципалитетов в территориальном планировании, а лишь их совместная подготовка с субъектами РФ документов территориального планирования и др.
Не способствует развитию стратегического планирования ряд проблем:
- нормы, регулирующие стратегическое планирование на муниципальном уровне, не выделены в отдельную главу Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее-Федеральный закон № 131-ФЗ);
- состояние муниципальной экономики, наличие финансовых ресурсов для решения вопросов местного значения определяют возможность применения методов стратегического планирования в муниципальных образованиях;
- муниципалитеты не имеют четкой долговременной перспективы включения их территорий в сферу реализации государственных программ федерального и регионального уровня, федеральных и региональных институтов развития;
- сохраняются пробелы в федеральном законодательном регулировании стратегического планирования на муниципальном уровне.
Для совершенствования стратегического планирования на муниципальном уровне рекомендуется:
- уточнить определение стратегического планирования на муниципальном уровне и устранить иные пробелы законодательства путем внесения дополнений в Федеральный закон № 172-ФЗ;
- вынести нормы по регулированию стратегического планирования на муниципальном уровне в отдельную главу Федерального закона № 131-ФЗ.