Определение условий оплаты труда председателя представительного органа
Гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ (ч. 5.1 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», далее - Федеральный закон № 131-ФЗ). Уставом муниципального образования может быть предусмотрено, что вопросы оплаты труда депутатов, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, регулируются решением представительного органа муниципального образования.
По смыслу ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ председатель представительного органа, получающий денежное вознаграждение за труд, является депутатом, осуществляющим свою деятельность на постоянной (профессиональной) основе. А размеры и условия оплаты труда депутатов, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, органы местного самоуправления определяют самостоятельно (ч. 4 ст. 86 Бюджетного кодекса РФ). И поскольку председатель возглавляет представительный орган муниципального образования, то эти условия должен определять именно этот орган.
Исключение составляют случаи, когда такие условия уже урегулированы региональными законами.
При определении условий оплаты труда председателю представительного органа нужно учитывать, что нормы Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) на председателя представительного органа муниципального образования, работающего на постоянной основе, напрямую не распространяются. Но применение норм ТК РФ по аналогии допустимо по причинам:
- порядок оплаты труда председателя представительного органа муниципального образования законодательством не урегулирован;
- депутатская деятельность относится к трудовой деятельности физического лица. Служебные обязанности, выполняемые депутатом в рамках его депутатской деятельности, являются его трудовыми обязанностями (письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 27.03.2013 № 03-04-05/6-293 «О налогообложении НДФЛ доходов депутатов представительного органа муниципального образования»);
- статья 2 ТК РФ предусматривает регулирование трудовым законодательством как трудовых отношений, так и иных, непосредственно связанных с ними отношений. Это значит, что деятельность председателя может регулироваться трудовым законодательством в качестве не трудовых, а иных, связанных с ними отношений.
Условия оплаты труда председателя представительного органа муниципального образования (далее - председателя), закрепляемые нормативно представительным органом муниципального образования должны включать условия и порядок (разд. VI ТК РФ):
- установления оплаты труда;
- определения размера оплаты труда;
- выплаты вознаграждения за труд;
- повышения размера оплаты труда;
- снижения размера оплаты труда;
- прекращения оплаты труда.
О снижении размера оплаты труда председателя представительного органа
Чтобы принять законное решение об уменьшении размера оплаты труда председателя, представительным органом должен быть принят муниципальный правовой акт, устанавливающий в т. ч. условия снижения размера ежемесячного денежного вознаграждения председателю. Он может быть принят как изменение в уставе муниципального образования, или как самостоятельное решение при наличии «отсылочной нормы» в уставе.
Принимая его, нужно учитывать, что правовую основу местного самоуправления составляют федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты (ст. 4 Федерального закона № 131-ФЗ).
Органам местного самоуправления запрещается принимать решения, не основанные на указанных в ст. 4 Федерального закона № 131 -ФЗ актах или решениях.
Наличие нормативно установленных условий снижения размера ежемесячного денежного вознаграждения председателю предполагает предоставление депутатам, осуществляющим депутатскую деятельность на постоянной основе, надлежащих материально-финансовых гарантий. Их отсутствие по смыслу правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в его определениях от 09.04.2002 № 162-0 и от 07.10.2005 № 341-0, не соответствует условиям функционирования законодательных (представительных) органов в демократическом правовом государстве.
Если по причинам изменения организационных или технологических условий труда определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя (ст. 74 ТК РФ). Поэтому причиной для снижения размера оплаты труда председателя представительного органа могут быть изменившиеся организационные или технологические условия труда. К ним можно отнести:
- появление в штате представительного органа новых специалистов, к которым переходит часть полномочий, ранее исполнявшихся председателем (т. е. у председателя снижается объем работы);
- перевод председателя с его согласия на частично оплачиваемую основу. Например, председателю платят лишь за проведение заседаний, остальную работу выполняет аппарат представительного органа и т. д.;
- внедрение в работу представительного органа новых современных (в т.ч. информационных) технологий, что снижает объем работы председателя.
Этот перечень не является исчерпывающим. Представительный орган вправе расширить его по своему усмотрению. Неукоснительно должно соблюдаться одно правило - снижение размера оплаты труда председателя представительного органа не должно происходить спонтанно, безосновательно и без соответствующего нормативного регулирования. А решение представительного органа не должны приниматься по принципу «не понравился председатель - понизили зарплату насколько захотели, понравился - подняли ее». Незаконные действия могут быть оспорены в суде или может возникнуть подозрение в коррумпированности представительного органа при принятии решения.
Коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, является широта дискреционных полномочий, которая заключается, в т. ч. в отсутствии условий или оснований принятия решения (п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утв. постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96). То есть полномочия представительного органа по принятию решения о снижении размера денежного вознаграждения председателю, если они не предусмотрены и не установлены, могут квалифицироваться как дискреционные.
Важно помнить, что реализация решения представительного органа об уменьшении размера оплаты труда председателя отражается на бюджетном процессе муниципального образования. В результате такого уменьшения происходит высвобождение (экономия) бюджетных средств. А бюджетное законодательство не допускает наличия в бюджете так называемых лишних средств, которые не направлены ни на одну статью расходов по кодам бюджетной классификации.
Бюджетные средства, высвобождаемые в результате снижения размера оплаты труда председателя, должны быть зачислены в доход местного бюджета и сформированы в качестве дополнительных бюджетных расходов на другие цели. Поэтому одновременно с решением о снижении размера оплаты труда председателя, представительным органом должно приниматься решение о внесении соответствующих изменений в местный бюджет, чтобы сэкономленные средства своевременно были «разложены» по статьям бюджетных расходов.
И, конечно, депутатам представительного органа муниципального образования при принятии решения, устанавливающего порядок и условия снижения размера оплаты труда председателя, нужно, как говорится, знать меру.
ПРИМЕР:
В январе 2016 г. в одном из городских поселений Приморского края депутаты муниципального комитета, обидевшись на своего председателя, без каких-либо оснований снизили ему размер ежемесячного денежного вознаграждения в три (!) раза. Конечно же, это решение председателем было оспорено как незаконное, и справедливость была восстановлена.
Органы местного самоуправления, которые наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями. Они подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц (ст. 41 Федерального закона № 131-ФЗ). Представительный орган муниципального образования и местная администрация как юридические лица действуют на основании общих для организаций данного вида положений федерального законодательства.
Следовательно, представительный орган муниципального образования является муниципальным казенным учреждением, а председатель представительного органа - руководителем муниципального казенного учреждения. Поэтому размер ежемесячного денежного вознаграждения председателя никак не может быть меньше размера ежемесячной заработной платы руководителя муниципального казенного учреждения, установленной в муниципальном образовании.
Ранее глава муниципального образования и председатель представительного органа включались в реестр муниципальных должностей и размер оплаты их труда регулировался законодательством субъектов РФ. Эти региональные законы ставили главу муниципального образования и председателя представительного органа муниципального образования на одну ступеньку, предусматривая для них одинаковый размер оплаты труда, невзирая на разницу в обязанностях.
Конечно, у главы муниципального образования практической работы больше, чем у председателя представительного органа муниципального образования. Но именно на последнем лежит серьезная ответственность и обязанности в части осуществления муниципального нормотворчества, без которого деятельность как главы, так и местной администрации не может быть законной. И об этом тоже нужно помнить, принимая решение о снижении размера оплаты труда председателю представительного органа муниципального образования.