Что нужно знать о снижении размера оплаты труда председателя представительного органа муниципального образования

Тип: статья

Определение условий оплаты труда председателя представительного органа

Гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправ­ления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ (ч. 5.1 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного само­управления в Российской Федерации», далее - Федеральный закон № 131-ФЗ). Уставом муниципального образования может быть предусмотрено, что вопро­сы оплаты труда депутатов, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, регулируются решением представительного органа муниципального образования.

По смыслу ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ председатель представитель­ного органа, получающий денежное вознаграждение за труд, является депутатом, осуществляющим свою деятельность на постоянной (профессиональной) основе. А размеры и условия оплаты труда депутатов, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, органы местного самоуправления определяют самостоя­тельно (ч. 4 ст. 86 Бюджетного кодекса РФ). И поскольку председатель возглавляет представительный орган муниципального образования, то эти условия должен определять именно этот орган.

Исключение составляют случаи, когда такие ус­ловия уже урегулированы региональными законами.

При определении условий оплаты труда председателю представительно­го органа нужно учитывать, что нормы Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) на председателя представительного органа муниципального образования, работающего на постоянной основе, напрямую не распространяются. Но при­менение норм ТК РФ по аналогии допустимо по причинам:

  • порядок оплаты труда председателя представительного органа муниципаль­ного образования законодательством не урегулирован;
  • депутатская деятельность относится к трудовой деятельности физического лица. Служебные обязанности, выполняемые депутатом в рамках его депутатской деятельности, являются его трудовыми обязанностями (письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 27.03.2013 № 03-04-05/6-293 «О налогообложении НДФЛ доходов депутатов представитель­ного органа муниципального образования»);
  • статья 2 ТК РФ предусматривает регулирование трудовым законодательством как трудовых отношений, так и иных, непосредственно связанных с ними отноше­ний. Это значит, что деятельность председателя может регулироваться трудовым законодательством в качестве не трудовых, а иных, связанных с ними отношений.

Условия оплаты труда председателя представительного органа муниципаль­ного образования (далее - председателя), закрепляемые нормативно предста­вительным органом муниципального образования должны включать условия и порядок (разд. VI ТК РФ):

  • установления оплаты труда;
  • определения размера оплаты труда;
  • выплаты вознаграждения за труд;
  • повышения размера оплаты труда;
  • снижения размера оплаты труда;
  • прекращения оплаты труда.

О снижении размера оплаты труда   председателя представительного органа

Чтобы принять законное решение об уменьшении размера оплаты труда председателя, представительным органом должен быть принят муниципальный правовой акт, устанавливающий в т. ч. условия снижения размера ежемесячного денежного вознаграждения председателю. Он может быть принят как изменение в уставе муниципального образования, или как самостоятельное решение при наличии «отсылочной нормы» в уставе.

Принимая его, нужно учитывать, что правовую основу местного самоуправ­ления составляют федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты (ст. 4 Федерального закона № 131-ФЗ).

Органам местного самоуправления запрещается принимать решения, не осно­ванные на указанных в ст. 4 Федерального закона № 131 -ФЗ актах или решениях.

Наличие нормативно установленных условий снижения размера ежемесяч­ного денежного вознаграждения председателю предполагает предоставление депутатам, осуществляющим депутатскую деятельность на постоянной осно­ве, надлежащих материально-финансовых гарантий. Их отсутствие по смыслу правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в его определениях от 09.04.2002 № 162-0 и от 07.10.2005 № 341-0, не соответствует условиям функ­ционирования законодательных (представительных) органов в демократическом правовом государстве.

Если по причинам изменения организационных или технологических усло­вий труда определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя (ст. 74 ТК РФ). Поэтому причиной для снижения размера оплаты труда председателя представи­тельного органа могут быть изменившиеся организационные или технологические условия труда. К ним можно отнести:

  • появление в штате представительного органа новых специалистов, к которым переходит часть полномочий, ранее исполнявшихся председателем (т. е. у пред­седателя снижается объем работы);
  • перевод председателя с его согласия на частично оплачиваемую основу. Напри­мер, председателю платят лишь за проведение заседаний, остальную работу выполняет аппарат представительного органа и т. д.;
  • внедрение в работу представительного органа новых современных (в т.ч. инфор­мационных) технологий, что снижает объем работы председателя.

Этот перечень не является исчерпывающим. Представительный орган вправе расширить его по своему усмотрению. Неукоснительно должно соблюдаться одно правило - снижение размера оплаты труда председателя представительного органа не должно происходить спонтанно, безосновательно и без соответ­ствующего нормативного регулирования. А решение представительного органа не должны приниматься по принципу «не понравился председатель - понизили зарплату насколько захотели, понравился - подняли ее». Незаконные действия могут быть оспорены в суде или может возникнуть подозрение в коррумпиро­ванности представительного органа при принятии решения.

Коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованно­го применения исключений из общих правил, является широта дискреционных полномочий, которая заключается, в т. ч. в отсутствии условий или оснований принятия решения (п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утв. по­становлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96). То есть полномочия пред­ставительного органа по принятию решения о снижении размера денежного вознаграждения председателю, если они не предусмотрены и не установлены, могут квалифицироваться как дискреционные.

Важно помнить, что реализация решения представительного органа об умень­шении размера оплаты труда председателя отражается на бюджетном процес­се муниципального образования. В результате такого уменьшения происходит высвобождение (экономия) бюджетных средств. А бюджетное законодательство не допускает наличия в бюджете так называемых лишних средств, которые не на­правлены ни на одну статью расходов по кодам бюджетной классификации.

Бюджетные средства, высвобождаемые в результате снижения размера оплаты труда председателя, должны быть зачислены в доход местного бюджета и сформированы в качестве дополнительных бюджетных расходов на другие цели. Поэтому одновременно с решением о снижении размера оплаты труда предсе­дателя, представительным органом должно приниматься решение о внесении соответствующих изменений в местный бюджет, чтобы сэкономленные средства своевременно были «разложены» по статьям бюджетных расходов.

И, конечно, депутатам представительного органа муниципального образо­вания при принятии решения, устанавливающего порядок и условия снижения размера оплаты труда председателя, нужно, как говорится, знать меру.

ПРИМЕР:

В январе 2016 г. в одном из городских поселений Приморского края депутаты муниципаль­ного комитета, обидевшись на своего председателя, без каких-либо оснований снизили ему размер ежемесячного денежного вознаграждения в три (!) раза. Конечно же, это решение председателем было оспорено как незаконное, и справедливость была восстановлена.

         Органы местного самоуправления, которые наделяются правами юридиче­ского лица, являются муниципальными казенными учреждениями. Они подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц (ст. 41 Федерального закона № 131-ФЗ). Представительный орган муниципального образования и мест­ная администрация как юридические лица действуют на основании общих для организаций данного вида положений федерального законодательства.

Следовательно, представительный орган муниципального образования явля­ется муниципальным казенным учреждением, а председатель представительного органа - руководителем муниципального казенного учреждения. Поэтому размер ежемесячного денежного вознаграждения председателя никак не может быть меньше размера ежемесячной заработной платы руководителя муниципаль­ного казенного учреждения, установленной в муниципальном образовании.

Ранее глава муниципального образования и председатель представительного органа включались в реестр муниципальных должностей и размер оплаты их тру­да регулировался законодательством субъектов РФ. Эти региональные законы ставили главу муниципального образования и председателя представительного органа муниципального образования на одну ступеньку, предусматривая для них одинаковый размер оплаты труда, невзирая на разницу в обязанностях.

Конечно, у главы муниципального образования практической работы боль­ше, чем у председателя представительного органа муниципального образования. Но именно на последнем лежит серьезная ответственность и обязанности в части осуществления муниципального нормотворчества, без которого деятельность как главы, так и местной администрации не может быть законной. И об этом тоже нужно помнить, принимая решение о снижении размера оплаты труда предсе­дателю представительного органа муниципального образования.

П.В. Гулидов, юрист, эксперт журнала «Практика муниципального управления»