Деятельность ТОС

Тип: статья

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ

Профессор Высшей школы экономики Елена Шомина полагает, что профессионализм тосовцев многих городов России достиг уже такого высокого уровня, что сейчас они выполняют социальные заказы от муниципалитетов, а активисты-тосовцы являются кадровым резервом для органов МСУ и политических партий. В поддержку ТОСам выделяются гранты, проводятся информационные кампании и даже уроки в средних школах. ТОСы объединяются в региональные ассоциации, собирают и обобщают лучшую практику друг друга, организуют поездки к коллегам для изучения положительного опыта, проводят совместные праздники и акции.

Каковы же функции органов местного самоуправления в отношениях с ТОС?

Органы местного самоуправления содействуют созданию, развитию и координации деятельности органов ТОС и осуществлению их полномочий.

Органы местного самоуправления могут передавать органам ТОС отдельные свои функции (не полномочия) на договорной основе.

Органы местного самоуправления осуществляют контроль за выполнением переданных ТОСам полномочий.

Давайте сформулируем главные отличия ТОС от МСУ

  • не имеет властных полномочий (общественное самоуправление), хотя и может наделяться распорядительными полномочиями по решениям муниципальных органов;
  • не носит обязательного характера (на какой-то части территории муниципального образования оно может быть, а на другой нет);
  • не имеет законодательно установленного перечня решаемых вопросов и может выбирать их применительно к местным условиям;
  • может быть разно- и многоуровневым (микрорайон, квартал, дом внутри квартала, подъезд в доме и т. д.);
  • может заниматься или не заниматься хозяйственной деятельностью и, соответственно, иметь или не иметь статус юридического лица, устав и иную атрибутику.

Деятельность ТОС может быть самой разнообразной и включать, кроме функций собственно территориального самоуправления, функции общественной организации, хозяйствующего субъекта, кооператива (жилищного, сельскохозяйственного или др.), благотворительной организации и т. д.

ИЗ ПРАКТИКИ

г. Вологда

Замглавы по экономическим вопросам Любовь ФОМИЧЕВА

На территории ТОСа «Октябрьский» много парков, культурных учреждений, потому что он находится в центре города. Поэтому основным направлением работы выбрано культурно-массовое. Активисты этого ТОСа провели огромное количество праздников, приняли участие во всех социальных проектах, прошлым летом самостоятельно организовали кружковую работу прямо во дворе дома — проводили занятия по вязанию для пожилых людей, по рисованию и аппликации — для детей. Жители других районов просили дать мастер-классы, как у себя на территории сделать нечто подобное.

Совет муниципальных образований Республики Татарстан

В настоящее время в Республике Татарстан осуществляют деятельность 116 территориальных общественных самоуправлений, из них тринадцать имеют статус юридического лица. Основные направления деятельности ТОСов:

  • работа с многодетными семьями, малоимущими и пенсионерами;
  • благоустройство;
  • профилактика правонарушений;
  • жилищно-коммунальная сфера;
  • организация мероприятий по охране окружающей среды;
  • противопожарная безопасность;
  • организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;
  • охрана и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного значения;
  • содержание мест захоронения.

ЧЕМ ТОС ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ТСЖ?

Часто пытаются найти сходство между ТОС и ТСЖ и задают вопрос, чем ТОС отличается от ТСЖ?

Действительно между территориальным общественным самоуправление (ТОС) и товариществом собственников жилья (ТСЖ) очень много общего, тем не менее это разные организации, имеющие отличные друг от друга цели деятельности.

ТОС (территориальное общественное самоуправление) — это форма самоорганизации граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

По своей природе ТОСы – это усложненный вариант «субботника», в ходе которого люди сами определяют цели своей деятельности и сами же прикладывают усилия для их решения.

В рамках своей деятельности ТОСы могут браться за решение самых разных проблем местных сообществ от благоустройства до организации культурно-массовой и досуговой деятельности. В своей деятельности ТОСы близко сотрудничают с муниципальными властями, в частности, могут брать на себя часть их функций по решению вопросов местного значения и даже получать финансирование из местных бюджетов.

ТСЖ (товарищество собственников жилья) — это хозяйствующий субъект, управляющая компания, состоящая из собственников жилья. Цель ТСЖ — управлять жилищно-коммунальным комплексом, в который входит жилой дом или группа домов. Для создания ТСЖ необходимо согласие не менее 50% собственников жилья. Граждане, проживающие в данных домах, но не являющиеся собственниками, не имеют права голоса и отношения к ТСЖ.

ТСЖ является некоммерческой организацией, объединяющей собственников помещений в многоквартирном доме (в нескольких многоквартирных домах) для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения им.

В компетенции ТСЖ находятся только два вопроса местного значения в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Это организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом и создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения. Все иные вопросы местного значения не находятся в компетенции ТСЖ.

Главное отличие ТСЖ от ТОС в том, что ТОС – это прямая форма народного самоуправления, а ТСЖ – это управляющая компания. Именно ТОС может представлять интересы населения данной территории во всех инстанциях.

ТСЖ, также как и ТОСы, являются объединением граждан, однако, в отличие от них цели их деятельности четко определены в законодательстве и не могут быть изменены учредителями или членами ТСЖ. Исходя из части 1 статьи 135 Жилищного кодекса РФ также ТСЖ могут осуществлять деятельность:

  • по созданию, содержанию, сохранению и приращению общего имущества в многоквартирном доме,
  • по предоставлению коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами,
  • для реализации иных действий, направленных на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.

Состав ТОСа и ТСЖ. По составу возможных участников ТОСа и ТСЖ также сильно отличаются. Принимать участие в деятельности ТОС могут все жители территории, на которой оно осуществляется, достигшие 16-летнего возраста. Членами ТСЖ могут стать только собственники помещений в жилом доме, причем это могут быть как физические, так и юридические лица. Причем в отношении физических лиц не имеет значения факт проживания в доме, членом ТСЖ которого они становятся или являются, важен лишь факт наличия права собственности на помещение, находящееся в доме.

Для понимания различий достаточно сравнить определения ТОС и ТСЖ, которые дает законодатель.

ВЫДЕРЖКИ ИЗ НПА

ЖИЛИЩНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 135. Товарищество собственников жилья

  1. Товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 06.10.2003 № 131-ФЗ «ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Статья 27. Территориальное общественное самоуправление

  1. Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются представительным органом поселения по предложению населения, проживающего на данной территории.
  2. Территориальное общественное самоуправление осуществляется в поселениях непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления.
  3. Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ СОБСТВЕННЫХ ИНИЦИАТИВ ТОС

Самоорганизация жителей в ТОС предполагает их инициативное участие в решении вопросов их территории. Инициативы могут быть как конструктивными, так и деструктивными, однако гражданскую активность можно и нужно корректировать.

Лучшей профилактикой деструктивной активности граждан является нормативная, организационно-методическая, финансовая, материально-техническая и т. п. поддержка конструктивных инициатив населения.

Материал данного раздела поможет Вам составить или усовершенствовать муниципальные НПА о ТОС так, чтобы направить инициативу граждан на реализацию муниципальной политики развития территории.

Какие конструктивные направления наиболее часто реализуются в деятельности российских ТОСов?

ТОСы выполняют следующие функции:

  1. Организуют консультирование жителей соответствующей территории по вопросам отношений с городскими службами и прав потребителей.
  2. Оказывают содействие в развитии сферы услуг на соответствующей территории.
  3. Осуществляют владение, пользование и распоряжение объектами собственности территориального общественного самоуправления и устанавливают порядок управления ими.
  4. Контролируют соблюдение условий использования и охраны природных объектов, находящихся на соответствующей территории.
  5. Организуют работы по благоустройству и озеленению соответствующей территории, осуществляют контроль за проведением земляных работ.
  6. Содействуют жилищному и культурно-бытовому строительству на соответствующей территории посредством привлечения инвестиций.
  7. Разрабатывают совместно с органами внутренних дел мероприятия по охране общественного порядка, профилактике преступности.
  8. Выступают по поручению жителей в качестве их представителей в суде при рассмотрении дел о нарушении прав и свобод граждан.
  9. Утверждают штат работников органа территориального общественного самоуправления и финансовые средства на их содержание.
  10. Осуществляют иные полномочия, не отнесенные к компетенции органов государственной власти и городского самоуправления.
  11. Имеют право инициировать опрос общественного мнения.
  12. Имеют право созывать собрания (сходы) жителей по месту жительства.

ФИНАНСИРОВАНИЕ ТОС И КОНТРОЛЬ

За счет каких средств существуют ТОСы?

Самый сложный вопрос — финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности ТОС. Федеральное законодательство устанавливает четкий перечень источников материальной поддержки ТОСов. При этом он достаточно широк для того, чтобы регионы и муниципалитеты могли выбрать и доработать под свои цели и задачи наиболее удобные инструменты поддержки, а также создать эффективные механизмы контроля.

Финансовые и иные ресурсы ТОС могут составлять:

  • имущество, переданное в управление ТОС,
  • добровольные взносы и пожертвования юридических и физических лиц,
  • средства муниципалитета, переданные для осуществления отдельных муниципальных полномочий,
  • доходы от собственной хозяйственной деятельности и иные законные источники.

ИЗ ПРАКТИКИ


г. Владимир, Глава города Сергей САХАРОВ

На территории города Владимира, в том числе и на присоединенных территориях, работают 47 комитетов территориального общественного самоуправления (КТОСов), то есть примерно один КТОС на 7,5 тыс. человек. КТОСы работают равномерно по всему городу. Для этого им предоставлены муниципальные площади с прямой доступностью, где созданы все условия для работы с общественностью. Это нежилые помещения, переведенные из жилых, двух- и трехкомнатные квартиры на первых этажах жилых домов.

г. Сочи, Краснодарский край

Администрация Сочи традиционно проводит городской конкурс, где определяется лучший совет территориального общественного самоуправления. В 2012 году его результаты подводились 19 ноября на праздновании Дня города. На основании распоряжения главы Сочи № 53-р от 12.02.2013 г. были награждены победители.

1-го места удостоился совет ТОС «Хоста» Хостинского района города Сочи под председательством Евгения Ачоха. В ТОСе «Хоста» сплоченный актив. Много лет принимает большое участие и отдает все свое свободное время и силы на благо микрорайона Северяна Смирнова.  2-е почетное место завоевал совет ТОС «Голубые дали» Адлерского района (председатель – Валентина Тарасова). 3-е место досталось совету ТОС «Вардане» Лазаревского района, председателем которого является Светлана Данелян.

В соответствии с решением законодательного собрания края все они были удостоены денежных премий от 200 до 500 тысяч рублей на благоустройство территорий своих микрорайонов.

На сегодняшний день можно говорить только о нескольких реальных источниках:

  • средства самообложения жителей территории, на которой осуществляется ТОС;
  • денежные средства из бюджета города - на организационные вопросы деятельности органов ТОС, т. е. возмещения затрат, связанных с регистрацией органа ТОС, открытием счетов в кредитных учреждениях, изготовлением печатей и штампов, приобретения канцелярских товаров, оплаты стоимости проезда на общественном транспорте;
  • средства муниципальных грантов;
  • средства региональных или федеральных грантов;
  • средства частных грантодателей или спонсоров.

Давайте рассмотрим свежий (от 12 января 2015 года) и подробный документ из Перми о краевом субсидировании тосовских проектов через местные бюджеты. Это интересный и полезный пример того, как происходит финансирование ТОС через средства муниципальных грантов.

ВЫДЕРЖКИ ИЗ НПА


Пермский край

Постановление правительства Пермского края «Об утверждении Порядка предоставления субсидий из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных образований Пермского края на софинансирование мероприятий по реализации социально значимых проектов территориального общественного самоуправления»

ИЗ ПРАКТИКИ


Волгоградская область

Начиная с 2006 года в области реализуются областные целевые программы, направленные на поддержку системы ТОСов. В рамках программ проводятся ежегодные конкурсы «Лучший ТОС года», «Лучшая местная администрация года по работе с ТОС» и смотры-конкурсы «Образцовый ТОС», «Лидер ТОС» (для активистов). По итогам конкурсов ТОСы получают гранты, которые расходуют на свои уставные цели.

В 2013 году фонд областной программы составил 340 млн руб., из них на проведение конкурсов и предоставление грантов выделено 215 млн руб. В проекте бюджета на 2014 год сумма финансирования мероприятий по программе определена в 440 млн руб. По линии правительства Волгоградской области с ТОСами на сельских территориях сотрудничают структуры Россельхозбанка, предоставляя по рекомендациям ТОСов кредиты на развитие крестьянских и подсобных хозяйств и проводя выездные бесплатные консультации для населения.

Костромская область

Председатель ТОСа «Студгородок» пос. Караваево Виктор Нетужилов поделился опытом участия в грантовых конкурсах разных уровней, для чего в составе актива ТОСа выделена команда, специализирующаяся на поиске подходящих конкурсов и написании проектов под требования их организаторов.

С помощью этой команды в 2012–2014 годах студенческий ТОС привлек под свои проекты 2,5 млн руб. и полностью взял в свои руки благоустройство и охрану общественного порядка на территории студгородка, контроль за качеством жизни студентов и аспирантов Костромской сельхозакадемии, а также обеспечение межнационального и межконфессионального согласия: в 2015 году на средства выигранного гранта в студгородке планируется провести «Неделю национальностей», где будут представлены культурно-бытовые традиции народов, чьи представители проходят обучение в академии.

ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ

Контроль за поступлением и расходованием финансовых ресурсов ТОС может осуществляться ревизионной комиссией и (или) иными органами финансового контроля.

Однако ревизионная комиссия не является обязательным органом для создания НКО, а следовательно, и для ТОС. На практике они, как правило, создаются, что и отражается в уставе конкретной организации.

Ревизионная комиссия избирается собранием или конференцией. Порядок ее избрания, а также права и обязанности определяются уставом ТОСа.

Ежегодный контроль за использованием финансовых средств осуществляется в форме годового отчета ревизионной комиссии на собрании или конференции ТОСа.

ХОЗЯЙСТВЕННО - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Как мы отметили ранее, ТОС может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность в тех случаях, когда это служит достижению целей, ради которых он создан. Данное право регламентируется Федеральным законом «О некоммерческих организациях». Более детальная информация содержится в статье 24 «Виды деятельности НКО» в главе 4 «Деятельность некоммерческой организации».

Следует отметить, что ТОСы, конечно, не могут заниматься некоторыми видами деятельности.
Почему?
Не потому, что они для них запрещены, а потому, что для их осуществления необходимо получить соответствующую лицензию.

Правоспособность зарегистрированного в качестве юридического лица ТОСы действующим законодательством не ограничена. По своим возможностям он не отличается от обычного НКО. Другое дело, что деятельность ТОСов должна быть направлена на удовлетворение потребностей жителей территории, которые его создали. А эти потребности они определяют сами в рамках соответствующих собраний / конференций.

Могут ли муниципалитеты сэкономить на закупках, передав средства на выполнение необходимых работ непосредственно ТОСам? При каких условиях ТОСы могут ремонтировать школы и ФАПы, находящиеся за пределами их территорий? Могут ли ТОСы заниматься коммерцией? Эти вопросы волнуют и муниципалов, и тосовцев. Ответы и комментарии — в интервью с официальным представителем минюста Волгоградской области.

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ

Волгоградская область

Многие председатели ТОСов признаются: когда отгремят фанфары очередного праздника или областного форума, с особой остротой начинают терзать мысли о том, может ли ТОС быть полноценным хозяйствующим субъектом.

Начальник отдела по работе с некоммерческими организациями управления минюста по Волгоградской области Анна Лепешкина уточнила нюансы, может ли ТОС зарабатывать деньги и быть работодателем.

Некоторые главы муниципалитетов считают, что с ТОСом можно заключить договор на выполнение услуг по благоустройству, ремонту дорог, чтобы «обойти» 94-й ФЗ. На счет общественного самоуправления в связи с этим поступают средства — более 100 тыс. рублей. ТОС действительно может не участвовать в муниципальном конкурсе?

 Это заблуждение, которое может привлечь интерес прокуратуры и других контролирующих органов. Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” в статье 8 определено, что участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала. При этом преимуществами перед иными участниками размещения заказов ТОСы не обладают.

— Часто ТОСы оказывают материальную помощь не в границах общественного самоуправления, а, к примеру, в границах поселка. Председатели мотивируют это тем, что «тосовские» дети ходят в школу, детский сад, посещают кружки, а учреждениям необходимо помочь с ремонтом. Правомерно ли это, или ТОСы могут тратить средства только в границах общественного самоуправления?

Территория ТОСа — это его зона ответственности, и, следовательно, денежные средства должны тратиться на благоустройство и другие нужды его территории. В то же время существует понятие благотворительной деятельности, определение которой дано в статье 1 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки). Граждане и юридические лица вправе свободно осуществлять благотворительную деятельность индивидуально или объединившись, с образованием или без образования благотворительной организации. При этом денежные средства либо имущество, передаваемые в качестве благотворительных пожертвований третьим лицам, должны быть соответствующим образом документально оформлены.

— Региональная программа поддержки ТОСов развивается, по итогам прошлого года 70 общественных самоуправлений получили премии от участия в областном конкурсе свыше миллиона рублей. Поэтому в этом году значительно возросла материально-техническая база ТОС: покупаются трактора, «газели» и т. п. Может ли ТОС оказывать коммерческие услуги (в том числе и транспортные) за пределами территории общественного самоуправления?

Этот вопрос имеет важные юридические нюансы. ТОСы как юридические лица имеют право приобретать любое имущество, необходимое для реализации уставных целей. Однако законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность некоммерческих организаций отдельных видов. Среди них как раз транспортная деятельность. Так что ТОС, увы, не может предоставлять услуги общественного транспорта, как и не имеет права заниматься розничной торговлей, медицинским обслуживанием, электроснабжением. Есть много приоритетных сфер, которыми может заниматься общественное самоуправление. Большинство ТОСов региона успешно развивают услуги по благоустройству. Но нужно помнить, что ТОС — это не только хозяйствующий субъект, но и действенный институт гражданского общества. Прежде всего ТОС — это социальное лобби жителей перед различными властными структурами.

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И КАДРОВАЯ РАБОТА

Тема налоговой отчетности, ведения документации ТОС и его бухгалтерии становится особенно актуальна. Любая некоммерческая организация при осуществлении своей деятельности сталкивается с бухгалтерией — это и подготовка документации, и сдача отчетности.

Как вести бухгалтерию ТОС (НКО)?

Порядок предоставления отчетности ТОС, использование целевых средств, учет операций, связанных с ведением предпринимательской деятельности, и другие бухгалтерские процедуры пошагово прописаны в прилагаемом методическом пособии, подготовленном Ассоциацией ТОС Республики Коми. Для общего ознакомления с данной темой Вам достаточно прочитать с 1 по 15 страницы. (документ прикреплен ниже).

Вопросы организации кадровой работы

Кроме вопросов по бухгалтерскому учету в брошюре освещен вопрос организации кадровой работы в ТОС. Кадровый учет и оформление трудовых отношений в НКО имеют целый ряд сложностей и свою специфику. Для краткого изучения кадровых вопросов в ТОС Вам достаточно прочитать с 16 по 28 страницы прилагаемой брошюры (документ прикреплен ниже).

Бухгалтерия, кадры ТОС (5,9 МБ)