В Российской Федерации насчитывается более 35 тыс. ТОСов. Сравнительный анализ показывает, что ТОС неравномерно развито на территории Российской Федерации. Наряду с регионами с высоким уровнем развития территориального общественного самоуправления есть те, кто серьезно отстает, а также территории, где данный институт находится в зачаточном состоянии. Так, по данным на 1 января 2016 г., в Башкортостане насчитывалось порядка 600 организаций территориального общественного самоуправления, в Волгоградской области — около 1988, в Архангельской области — 931, в Белгородской области — 1 171 ТОС; на территории Саратовской области — 106, в Республике Хакасии — 109. На территории Ямало-Ненецкого автономного округа зарегистрировано 2 организации ТОС, в г. Санкт-Петербурге данный институт не получил большого распространения — было образовано 4 ТОСа. (Данные приведены по материалам Доклада о состоянии местного самоуправления в Российской Федерации и предложениям по совершенствованию организации и осуществления местного самоуправления за 2015 год, подготовленным Общероссийским Конгрессом муниципальных образований).
Тем не менее можно сказать, что сегодня территориальное общественное самоуправление стало одним из значимых элементов системы местного самоуправления. Его отличительными особенностями является максимальная приближенность к населению и многообразие форм организации. ТОСы рассматриваются как перспективная форма самоорганизации граждан. Большинство исследователей вопросов местного самоуправления возлагают на ТОСы большие надежды, связывая с ним становление «подлинно народного местного самоуправления», и рассматривают его как один из важных резервов развития непосредственной демократии и реального вовлечения населения в процессы управления. Это инструмент тройного действия, выполняющий функции представления и защиты интересов местного сообщества, непосредственного продвижения и реализации гражданских инициатив, а также общественного контроля за выполнением органами власти взятых на себя обязательств. ТОС является наиболее действенным посредником между властью и населением, обеспечивая процесс координации интересов. С одной стороны, ТОСы выступают источником достоверной информации о состоянии и проблемах территорий. С другой, их можно рассматривать как репрезентативную группу, позволяющую оценить степень социальной отдачи от реализации принятых властных решений. И наконец, ТОСы позволяют осуществлять учет мнений и вовлекать население в процесс принятия решений. Таким образом, ТОСы способствуют повышению открытости работы и уровня доверия к муниципальной власти. Содействие в организации территориального общественного самоуправления — один из приоритетов деятельности органов местного самоуправления.
Основными целями создания Ассоциации ТОСов стала координация деятельности территориального общественного самоуправления, выражение и защита общих интересов, что позволит в перспективе совершенствовать формы и методы взаимодействия с органами власти, развивать социальное партнерство. Объединение ТОС под эгидой Общенациональной ассоциации даст возможность представлять интересы в органах государственной власти, защищать права и законные интересы органов ТОС, а также гарантировать информационное обеспечение органов территориального местного самоуправления нормативными и иными документами. Также ассоциация призвана способствовать проведению мероприятий, направленных на образование, просвещение и развитие науки в сфере ТОСов, на поддержку и развитие добровольчества на местном уровне, изучение, обобщение и распространение лучших практик.
Учреждение ассоциации дает возможность оказывать влияние на формирование законодательства в сфере ТОСов, включая подготовку изменений в законы и иные нормативные правовые акты, поправок в их проекты.
«Сегодня Общенациональная ассоциация территориального общественного самоуправления празднует свой первый день рождения, — говорит директор ассоциации Захарий Юдин. — На бесплатной платформе создан информационный сайт Общенациональной ассоциации ТОСов — http://atosrf.netdo.ru. На данном ресурсе размещены методические рекомендации по деятельности органов ТОС, а также успешный опыт деятельности органов ТОС.
В сентябре 2016 г. Ассоциация ТОСов заключила договор о стратегическом партнёрстве с Научно-исследовательским институтом государствоведения и местного самоуправления. В рамках данного договора проводятся методические совещания по проблемам и перспективам развития ТОСов в субъектах Российской Федерации. Такие совещания уже прошли в Ярославской, Рязанской, Владимирской, Вологодской областях. Итогам данной работы станет проведение в мае 2017 г. I Общероссийского форума «Лучшие практики ТОС России». В рамках работы форума будет обсуждена и принята Концепция развития ТОСов в России».
За первый год работы Ассоциации ТОСов удалось сделать многое. Благодаря председателю правления Ассоциации ТОСов, депутату Государственной Думы В.Б. Кидяеву органы ТОС включены в номинацию Всероссийского конкурса «Лучшие муниципальные практики». Члены правления Ассоциации ТОСов Мария Бобкова и Захарий Юдин вошли в состав федеральной конкурсной комиссии данного конкурса.
Сегодня Ассоциация ТОСов ведет активную работу по созданию региональных координаторов органов ТОС. Был проведен анализ существующих форм координаторов в субъектах РФ. Обобщенный опыт был представлен на совместном заседании Общероссийского Конгресса муниципальных образований, советов муниципальных образований субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Центрального федерального округа, и рабочей группы по развитию местного самоуправления Совета при полномочном представителе президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе.
В настоящее время в Российской Федерации в четырех регионах образованы и успешно работают региональные ассоциации органов ТОС (Рязанская, Ульяновская области, Республика Коми, Ханты-Мансийский автономный округ).
Перед Общенациональной ассоциацией ТОСов и перед региональными координаторами органов ТОС стоят большие задачи и проблемы, которые необходимо решить. Одна из главных проблем, над которой сейчас работает Общенациональная ассоциация ТОС, - упрощение процедур регистрации органа ТОС в качестве юридического лица.
В ежегодном послании Федеральному Собранию РФ президент Российской Федерации Владимир Путин отметил важную роль развития добровольчества, волонтерства и иных форм участия населения в развитии институтов гражданского общества и оказания всесторонней помощи социально ориентированным некоммерческим организациям. Было дано поручение завершить формирование правовой базы деятельности некоммерческих организаций — «исполнителей общественно полезных услуг». Глава государства призвал максимально привлекать НКО к исполнению социальных услуг, снять все барьеры для развития волонтерства и оказать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям. В 2015 г. глава государства также уделил особое внимание третьему сектору, поручив обеспечить некоммерческим организациям доступ к бюджетным средствам, выделяемым на оказание социальных услуг. В качестве регионального координатора могут выступать совет муниципальных образований (например, как в Тульской области), палата при совете муниципальных образований или региональная ассоциация ТОС, созданная в форме юридического лица. Наличие такого координатора позволяют оказать помощь органам ТОС в решении возникающих административных вопросов, а также обобщении и распространении лучших практик в регионе.
В конце октября 2016 г. во исполнение Указа президента РФ от 8 августа 2016 г. №398 «Об утверждении приоритетных направлений в сфере оказания общественно полезных услуг» было подписано постановление правительства №1096, внесенное Министерством экономического развития. Этим документом был утвержден перечень общественно полезных услуг, оказываемых организациями, вошедшими в реестр некоммерческих организаций — исполнителей общественно полезных услуг (сроком на два года). Это позволит социально ориентированным некоммерческим организациям участвовать в оказании услуг наравне с другими хозяйствующими субъектами. В перечень включены услуги по оказанию содействия в трудоустройстве несовершеннолетних граждан; социальной адаптации безработных граждан на рынке труда; содействию занятости и самозанятости инвалидов; социальному сопровождению семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья; социально-бытовой адаптации инвалидов; оказанию социальной помощи детям, инвалидам, гражданам пожилого возраста; профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; профилактике социального сиротства; содействию устройству детей на воспитание в семью; психолого-медико-педагогиче- ской реабилитации детей; санаторно-курортному лечению детей и молодёжи; присмотру и уходу за детьми; дополнительному образованию граждан пожилого возраста и инвалидов; профилактике социально значимых заболеваний; патронажу семей, имеющих лиц, страдающих тяжёлыми заболеваниями; паллиативной медицинской помощи. Также утверждены критерии оценки качества оказания общественно полезных услуг. Постановление об исполнителях общественно полезных услуг вступило в силу с 1 января 2017 г. В настоящее время Общенациональная ассоциация ТОСов ведет работу по интеграции предметов ведения органов ТОС в перечень общественно полезных услуг. Это позволит решить один из актуальных вопросов, ведь неопределенность источников финансирования является одним из серьезных препятствий на пути развития ТОС. Как правило, органы местного самоуправления не имеют достаточных бюджетных средств для полноценного финансирования деятельности ТОСов. И даже при наличии необходимых финансовых ресурсов их передача в распоряжение ТОСов крайне затруднена условиями, прописанными в Федеральном законе от 5.04.2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В итоге на практике ТОСы функционируют на добровольные взносы и пожертвования от физических и юридических лиц. Этих средств очевидно недостаточно для осуществления серьезных проектов по благоустройству территории и реализации масштабных инициатив.
Ассоциацией ТОСов был проведен и обобщен анализ финансовой поддержки деятельности органов ТОС в субъектах РФ. В тех регионах и муниципалитетах, где органам ТОС оказывается системная поддержка, их деятельность дает большой эффект. Заслуживает внимания опыт поддержки органов ТОС в Тульской, Тамбовской, Рязанской областях и др. К примеру, в 2017 г. на деятельность органов ТОС правительство Тульской области выделило 19 млн руб.
В ст. 27 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления» определено, что под территориальным общественным самоуправлением понимается «самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения». При этом отсутствие четкого определения организационно-правовой формы ТОС приводит к многочисленным дискуссиям относительно места ТОС в современной модели самоуправления.
Среди проблем в развитии ТОСов на сегодняшний день можно выделить недостаточность информационного сопровождения и низкий уровень осведомленности граждан о сущности и преимуществах ТОС, о передовом положительном опыте в этой сфере. Также можно отметить недостаточную компетенцию руководителей и активистов ТОСов в вопросах местного самоуправления, права, ведения текущей хозяйственной деятельности, затруднения в подборе кадров для руководства ТОСами, а порой и незаинтересованность в развитии этого института у представителей органов власти.
Территориальное общественное самоуправление является продолжателем опыта и традиций существовавших еще в советское время уличных, домовых, квартальных советов и комитетов. С его помощью жители отдельных территорий самостоятельно решают не очень сложные и не самые затратные, но важные вопросы обустройства своего места проживания, организации досуга детей и подростков и другие проблемы, зависящие не столько от финансов, сколько от заинтересованности, активности, деятельного участия самих жителей. Наличие инициативных граждан является необходимым условием создания и деятельности ТОС. По степени развитости этого института можно судить о степени зрелости гражданского общества, о способности населения решать местные вопросы без вмешательства государства.