Первый год и задачи на перспективу

Тип: статья

В Российской Федерации насчитывается более 35 тыс. ТОСов. Сравнительный анализ показывает, что ТОС неравномерно развито на территории Российской Федерации. Наряду с регионами с высоким уровнем развития территориального общественного самоуправления есть те, кто серьезно отстает, а также территории, где данный институт находится в зачаточном состоянии. Так, по данным на 1 января 2016 г., в Башкортостане насчитывалось порядка 600 организаций территориального общественного самоуправления, в Волгоградской области — около 1988, в Архангельской области — 931, в Белгородской области — 1 171 ТОС; на территории Саратовской области — 106, в Республике Хакасии — 109. На территории Ямало-Ненецкого автономного округа зарегистрировано 2 организации ТОС, в г. Санкт-Петербурге данный институт не получил большого распространения — было образовано 4 ТОСа. (Данные приведены по материалам Доклада о состоянии местного самоуправления в Российской Федерации и предложениям по совершенствованию организации и осуществления местного самоуправления за 2015 год, подготовленным Общероссийским Конгрессом муниципальных образований).

Тем не менее можно сказать, что сегодня тер­риториальное общественное самоуправление стало одним из значимых элементов системы местного самоуправления. Его отличительными особенностями является максимальная прибли­женность к населению и многообразие форм организации. ТОСы рассматриваются как пер­спективная форма самоорганизации граждан. Большинство исследователей вопросов местно­го самоуправления возлагают на ТОСы большие надежды, связывая с ним становление «подлинно народного местного самоуправления», и рассма­тривают его как один из важных резервов разви­тия непосредственной демократии и реального вовлечения населения в процессы управления. Это инструмент тройного действия, выполня­ющий функции представления и защиты ин­тересов местного сообщества, непосредствен­ного продвижения и реализации гражданских инициатив, а также общественного контроля за выполнением органами власти взятых на себя обязательств. ТОС является наиболее действен­ным посредником между властью и населением, обеспечивая процесс координации интересов. С одной стороны, ТОСы выступают источником достоверной информации о состоянии и про­блемах территорий. С другой, их можно рассма­тривать как репрезентативную группу, позволя­ющую оценить степень социальной отдачи от реализации принятых властных решений. И на­конец, ТОСы позволяют осуществлять учет мне­ний и вовлекать население в процесс принятия решений. Таким образом, ТОСы способствуют повышению открытости работы и уровня до­верия к муниципальной власти. Содействие в организации территориального общественного самоуправления — один из приоритетов деятель­ности органов местного самоуправления.

Основными целями создания Ассоциации ТОСов стала координация деятельности терри­ториального общественного самоуправления, выражение и защита общих интересов, что по­зволит в перспективе совершенствовать формы и методы взаимодействия с органами власти, раз­вивать социальное партнерство. Объединение ТОС под эгидой Общенациональной ассоциа­ции даст возможность представлять интересы в органах государственной власти, защищать пра­ва и законные интересы органов ТОС, а также гарантировать информационное обеспечение органов территориального местного самоуправ­ления нормативными и иными документами. Также ассоциация призвана способствовать проведению мероприятий, направленных на обра­зование, просвещение и развитие науки в сфере ТОСов, на поддержку и развитие добровольче­ства на местном уровне, изучение, обобщение и распространение лучших практик.

Учреждение ассоциации дает возможность оказывать влияние на формирование законода­тельства в сфере ТОСов, включая подготовку из­менений в законы и иные нормативные правовые акты, поправок в их проекты.

«Сегодня Общенациональная ассоциация тер­риториального общественного самоуправления празднует свой первый день рождения, — гово­рит директор ассоциации Захарий Юдин. — На бесплатной платформе создан информацион­ный сайт Общенациональной ассоциации ТО­Сов — http://atosrf.netdo.ru. На данном ресурсе размещены методические рекомендации по дея­тельности органов ТОС, а также успешный опыт деятельности органов ТОС.

В сентябре 2016 г. Ассоциация ТОСов заклю­чила договор о стратегическом партнёрстве с Научно-исследовательским институтом государствоведения и местного самоуправления. В рам­ках данного договора проводятся методические совещания по проблемам и перспективам разви­тия ТОСов в субъектах Российской Федерации. Такие совещания уже прошли в Ярославской, Рязанской, Владимирской, Вологодской обла­стях. Итогам данной работы станет проведение в мае 2017 г. I Общероссийского форума «Лучшие практики ТОС России». В рамках работы форума будет обсуждена и принята Концепция развития ТОСов в России».

За первый год работы Ассоциации ТОСов удалось сделать многое. Благодаря председате­лю правления Ассоциации ТОСов, депутату Го­сударственной Думы В.Б. Кидяеву органы ТОС включены в номинацию Всероссийского конкур­са «Лучшие муниципальные практики». Члены правления Ассоциации ТОСов Мария Бобкова и Захарий Юдин вошли в состав федеральной кон­курсной комиссии данного конкурса.

Сегодня Ассоциация ТОСов ведет активную работу по созданию региональных координато­ров органов ТОС. Был проведен анализ суще­ствующих форм координаторов в субъектах РФ. Обобщенный опыт был представлен на совмест­ном заседании Общероссийского Конгресса муниципальных образований, советов муници­пальных образований субъектов Российской Фе­дерации, находящихся в пределах Центрального федерального округа, и рабочей группы по раз­витию местного самоуправления Совета при пол­номочном представителе президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе.

В настоящее время в Российской Федера­ции в четырех регионах образованы и успеш­но работают региональные ассоциации ор­ганов ТОС (Рязанская, Ульяновская области, Республика Коми, Ханты-Мансийский авто­номный округ).

Перед Общенациональной ассоциацией ТО­Сов и перед региональными координаторами органов ТОС стоят большие задачи и проблемы, которые необходимо решить. Одна из главных проблем, над которой сейчас работает Общена­циональная ассоциация ТОС, - упрощение про­цедур регистрации органа ТОС в качестве юри­дического лица.

В ежегодном послании Федеральному Со­бранию РФ президент Российской Федерации Владимир Путин отметил важную роль раз­вития добровольчества, волонтерства и иных форм участия населения в развитии институтов гражданского общества и оказания всесторон­ней помощи социально ориентированным не­коммерческим организациям. Было дано пору­чение завершить формирование правовой базы деятельности некоммерческих организаций — «исполнителей общественно полезных услуг». Глава государства призвал максимально при­влекать НКО к исполнению социальных услуг, снять все барьеры для развития волонтерства и оказать поддержку социально ориентирован­ным некоммерческим организациям. В 2015 г. глава государства также уделил особое вни­мание третьему сектору, поручив обеспечить некоммерческим организациям доступ к бюд­жетным средствам, выделяемым на оказание социальных услуг. В качестве регионального координатора могут выступать совет муници­пальных образований (например, как в Туль­ской области), палата при совете муниципаль­ных образований или региональная ассоциация ТОС, созданная в форме юридического лица. Наличие такого координатора позволяют ока­зать помощь органам ТОС в решении возни­кающих административных вопросов, а также обобщении и распространении лучших прак­тик в регионе.

В конце октября 2016 г. во исполнение Ука­за президента РФ от 8 августа 2016 г. №398 «Об утверждении приоритетных направлений в сфе­ре оказания общественно полезных услуг» было подписано постановление правительства №1096, внесенное Министерством экономического раз­вития. Этим документом был утвержден перечень общественно полезных услуг, оказываемых орга­низациями, вошедшими в реестр некоммерческих организаций — исполнителей общественно полез­ных услуг (сроком на два года). Это позволит со­циально ориентированным некоммерческим орга­низациям участвовать в оказании услуг наравне с другими хозяйствующими субъектами. В перечень включены услуги по оказанию содействия в трудо­устройстве несовершеннолетних граждан; соци­альной адаптации безработных граждан на рын­ке труда; содействию занятости и самозанятости инвалидов; социальному сопровождению семей, воспитывающих детей с ограниченными возмож­ностями здоровья; социально-бытовой адаптации инвалидов; оказанию социальной помощи детям, инвалидам, гражданам пожилого возраста; про­филактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; профилактике социального сиротства; содействию устройству детей на вос­питание в семью; психолого-медико-педагогиче- ской реабилитации детей; санаторно-курортному лечению детей и молодёжи; присмотру и уходу за детьми; дополнительному образованию граждан пожилого возраста и инвалидов; профилактике со­циально значимых заболеваний; патронажу семей, имеющих лиц, страдающих тяжёлыми заболева­ниями; паллиативной медицинской помощи. Так­же утверждены критерии оценки качества оказания общественно полезных услуг. Постановление об исполнителях обществен­но полезных услуг вступило в силу с 1 января 2017 г. В настоящее время Общенациональная ассоциация ТОСов ведет работу по интеграции предметов ведения органов ТОС в перечень общественно полезных услуг. Это позволит ре­шить один из актуальных вопросов, ведь нео­пределенность источников финансирования яв­ляется одним из серьезных препятствий на пути развития ТОС. Как правило, органы местного самоуправления не имеют достаточных бюджет­ных средств для полноценного финансирования деятельности ТОСов. И даже при наличии не­обходимых финансовых ресурсов их передача в распоряжение ТОСов крайне затруднена усло­виями, прописанными в Федеральном законе от 5.04.2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспе­чения государственных и муниципальных нужд». В итоге на практике ТОСы функционируют на добровольные взносы и пожертвования от фи­зических и юридических лиц. Этих средств оче­видно недостаточно для осуществления серьез­ных проектов по благоустройству территории и реализации масштабных инициатив.

Ассоциацией ТОСов был проведен и обоб­щен анализ финансовой поддержки деятельности органов ТОС в субъектах РФ. В тех регионах и муниципалитетах, где органам ТОС оказыва­ется системная поддержка, их деятельность дает большой эффект. Заслуживает внимания опыт поддержки органов ТОС в Тульской, Тамбов­ской, Рязанской областях и др. К примеру, в 2017 г. на деятельность органов ТОС правительство Тульской области выделило 19 млн руб.

В ст. 27 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления» опреде­лено, что под территориальным общественным самоуправлением понимается «самоорганиза­ция граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской тер­ритории города федерального значения, вну­тригородского района для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения». При этом отсутствие четкого опре­деления организационно-правовой формы ТОС приводит к многочисленным дискуссиям относительно места ТОС в современной моде­ли самоуправления.

Среди проблем в развитии ТОСов на сегод­няшний день можно выделить недостаточность информационного сопровождения и низкий уровень осведомленности граждан о сущности и преимуществах ТОС, о передовом положитель­ном опыте в этой сфере. Также можно отметить недостаточную компетенцию руководителей и активистов ТОСов в вопросах местного самоу­правления, права, ведения текущей хозяйствен­ной деятельности, затруднения в подборе кадров для руководства ТОСами, а порой и незаинтере­сованность в развитии этого института у пред­ставителей органов власти.

Территориальное общественное самоуправ­ление является продолжателем опыта и традиций существовавших еще в советское время уличных, домовых, квартальных советов и комитетов. С его помощью жители отдельных территорий самостоятельно решают не очень сложные и не самые затратные, но важные вопросы обустрой­ства своего места проживания, организации досуга детей и подростков и другие проблемы, зависящие не столько от финансов, сколько от заинтересованности, активности, деятельного участия самих жителей. Наличие инициативных граждан является необходимым условием соз­дания и деятельности ТОС. По степени разви­тости этого института можно судить о степени зрелости гражданского общества, о способности населения решать местные вопросы без вмеша­тельства государства.