Создайте условия для развития народных промыслов, чтобы поддержать ремесленников

Тип: статья

Почему нужно развивать и поддерживать ремесленников

Многие муниципалитеты поддерживают субъекты предпринимательства во всех сферах деятельности, кроме ремесленников и тех, кто занимается народными промыслами. В результате даже в городах с развитым туризмом большая часть сувенирной продукции привозная. Например, в Мышкине, где туристический поток за последние годы увеличился в десятки раз, 80 процентов привозной сувенирной продукции. Это невыгодно для муниципалитетов. Развитие народных промыслов, ремесленной деятельности, производства сувенирной продукции перспективно вне зависимости от наличия туристов. Это не только способ поддержать предпринимательство в муниципальном образовании. Ремесленники помогают сохранить культурное наследие, способствуют занятости и самореализации различных социальных групп: молодежи, безработных, лиц с ограниченными возможностями здоровья. Доходы от народных промыслов и продажи сувениров – источник поступлений в местный бюджет.

Какими нормативными актами руководствоваться

Поддержка народных художественных промыслов относится к полномочиям субъекта РФ, а создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества и участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов – к полномочиям органов местного самоуправления городских округов и поселений. Эти полномочия – расходные обязательства органов местного самоуправления. На исполнение полномочий можно выделить средства из бюджета муниципального образования. В рамках их реализации органы местного самоуправления могут принимать муниципальные нормативные правовые акты по вопросам развития местного традиционного народного художественного творчества и участия в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов. Пример – Положение о создании условий для развития местного традиционного народного художественного творчества в городе Искитиме. Администрация утвердила его постановлением от 15 ноября 2011 г. № 1665.

В регионах и муниципальных образованиях России отсутствуют нормативные правовые акты, посвященные ремесленничеству. Исключение – Закон города Москвы от 16 июня 1999 г. № 25. В нем дано определение ремесленной деятельности и ремесленника, обозначены признаки субъектов ремесленной деятельности, проведена градация статусов ремесленников: мастер, подмастерье и ученик.

Цели и виды поддержки ремесленной деятельности должны быть определены в региональных и муниципальных нормативных актах и документах стратегического планирования, а также в государственных и муниципальных программах.

Какие виды поддержки предусмотреть

Перечни видов ремесленной деятельности и виды поддержки ремесленников утверждают регионы (ст. 23 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»).

Меры поддержки ремесленничества и малого и среднего предпринимательства во многом похожи. Ремесленникам, как и большинству предпринимателей других сфер деятельности, нужны финансово-кредитные ресурсы, помещения, консультации по вопросам ведения бизнеса, доступ на рынки сбыта и т. д. Однако есть и специфические меры поддержки ремесленников, присущие только этой категории субъектов предпринимательства.

1. Помогите ремесленникам стать предпринимателями. Ремесленник – творческий человек, не всегда способный стать предпринимателем без подготовки. Поэтому задача муниципалитетов – выявить народных умельцев и вывести их на уровень ремесленников, продукция которых соответствует параметрам себестоимости и качества, приемлемым для продажи. Помогите ремесленникам вырасти до уровня предпринимателей, которые не только производят изделия, но и платят налоги, создают рабочие места и т. д.

Регулярно проводите конкурсы ремесленного мастерства. Награждайте выдающихся ремесленников званием «Народный мастер», «Мастер народных художественных промыслов». Предварительно примите положение о присвоении таких званий.

2. Организуйте обучение. Классическое обучение должно быть практико-ориентированным. Оно может быть реализовано в системе дополнительного образования детей. При школах можно создавать кружки, через воспитательную работу прививать моду на ремесленничество.

В системе начального и среднего профессионального образования ремеслам можно обучать по специальным образовательным программам.

Традиционный способ организации обучения – непосредственно на рабочих местах ремесленников. Обучение должно сопутствовать производству продукции на всех этапах. Для этого желательно, чтобы ремесленник трудился не один, а в небольшом коллективе, состоящем из его учеников. Таким образом можно увеличить число рабочих мест и обеспечить преемственность ценных навыков изготовления продукции.

Организация обучения ремесленников должна сопровождаться разработкой квалификационных требований к уровням подготовки для отдельных видов ремесленной деятельности. Регулярные занятия полезно дополнять обучающими мероприятиями. Например, администрация муниципального образования может содействовать проведению мастер-классов по отдельным видам ремесленной деятельности.

3. Поддержите производственный процесс. Выявите предпринимателей, которые могли бы обеспечивать ремесленников необходимыми материалами, сырьем и оборудованием. Внесите информацию в базу данных и обеспечьте ремесленникам доступ к ней. Наладьте взаимодействие ремесленников с предпринимателями.

Стимулируйте внедрение и использование новых технологий и методов работы, позволяющих снизить себестоимость ремесленной продукции. Проводите экспертную оценку коммерческого потенциала различных промыслов. Внедряйте стандарты качества. Создайте за счет бюджета площадки для ремесленной деятельности при домах культуры или специальные дома ремесел. Закупайте для них станки и оборудование.

4. Поддержите сбыт. Формируйте стабильный муниципальный заказ на ремесленную продукцию в виде сувенирной продукции, памятных подарков.

Предложите турфирмам организовать специальные въездные и выездные туры. В их программу можно включить мастер-классы, посещение сувенирных лавок и ремесленных мастерских.

5. Создайте ремесленный портал. Выделите на нем три раздела: коммерческий, некоммерческий и муниципальный.

Основа коммерческого раздела – торговая площадка, на которой ремесленники будут выставлять свою продукцию. В этой же части портала можно реализовать сервис по привлечению инвестиций. Например, предприниматель собирается открыть ремесленную мастерскую и любой желающий может вложить денежные средства в размере от 200 руб. в расчете на прибыль после достижения окупаемости проекта. Также в коммерческой части портала может быть специальный раздел с предложениями для ремесленников от поставщиков сырья, оборудования и материалов.

Некоммерческая часть будет содержать материалы и сервисы, доступные авторизированным ремесленникам на безвозмездной основе. Материалы – это статьи, инструкции, видеозаписи, предложения продукции и услуг. В статьях и видеокурсах можно рассказать о российском и международном опыте ремесленной деятельности.

ПРИМЕР: Полезные сервисы могут включать:

  • банк ремесленных идей и готовых решений;
  •  интернет-форум для профессиональных мастеров;
  • банк вакансий ремесленных предприятий;
  • социальную сеть ремесленников для оперативного обмена информацией, профессионального и личного общения.

Муниципальная часть портала должна содержать свод информации о мерах государственной и муниципальной поддержки ремесленников. Предусмотрите также сервисы, которые позволят получать государственные и муниципальные услуги в электронной форме.

НА ЗАМЕТКУ

Как поддерживают ремесленников в Чувашии и Башкирии

Чувашская Республика. Администрация города Чебоксары подписала с республиканской Гильдией ремесленников соглашение о сотрудничестве в области образовательного туризма. Летом мастера народного творчества будут проводить мастер-классы на основных площадках города, в том числе в рамках массовых мероприятий.

Представители Гильдии ремесленников хотят способствовать развитию этнографического туризма. Это поможет в деле возрождения и сохранения этнокультурного наследия Чувашской Республики. Гильдия планирует организовать Дом ремесленника, куда можно будет приглашать туристов для знакомства с народным творчеством.

Гильдия ремесленников Чувашской Республики создана 15 ноября 2002 года инициативной группой мастеров как общественная организация. Ее цель – сохранить и преумножить традиции народных промыслов Чувашии, привлечь больше мастеров прикладного творчества, создать новые рабочие места.

Республика Башкортостан. ВУфе на протяжении нескольких лет проходит ежегодная выставка «Уфа-Ладья», в которой участвуют порядка 250 ремесленников. Основная идея выставки – поддержка ремесленников, популяризация исконных народных промыслов и сохранение культурного наследия Республики Башкортостан. В рамках выставки проводятся мастер-классы. Организатором этого мероприятия традиционно выступает администрация города.

по материалам журнала "Практика муниципального управления"