Перейдите на новую систему обращения с отходами до 2019 года

Тип: статья

Региональные операторы

В 2017 году была запущена новая система обращения с отходами. Законодатель внес поправки в Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ.

Цели:

  • повысить эффективность методик утилизации;
  • увеличить долю перерабатываемых отходов;
  • снизить опасность отходов для окружающей среды и здоровья людей.

С 1 января 2017 года действует запрет на захоронение ряда отходов. С каждым годом количество перерабатываемых отходов будет возрастать. Постепенное сокращение объемов захоронения поможет улучшить экологическую ситуацию и снизить вредное воздействие опасных компонентов на здоровье людей, позволит разгрузить свалки и полигоны отходов по всей стране.

Обращение с твердыми коммунальными отходами (ТКО) на территории субъекта РФ должны обеспечивать региональные операторы на основе региональных программ и территориальных схем обращения с отходами. Такая схема включает в себя всю цепочку данных об отходах: от источника их образования, объема с разбивкой по видам и классам опасности до мест обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

На сегодняшний день 82 субъекта РФ разработали территориальные схемы, 45 утвердили региональные программы обращения с отходами. Некоторые регионы уже выбрали своего оператора (например, Ивановская, Челябинская и Астраханская области, Камчатский, Ставропольский и Краснодарский края). Около 35 субъектов РФ заявили, что до конца 2017 года запустят процесс перехода на новую систему обращения с ТКО.

По нынешним правилам за вывоз мусора из многоквартирных домов отвечают управляющие компании и ТСЖ. Они заключают договоры с мусоровывозящими организациями по непрозрачным тарифам. Часто УК и ТСЖ «прячут» тарифы на вывоз мусора в строчке квитанции «Содержание и текущий ремонт жилья». А недобросовестные мусоровывозящие компании не вывозят мусор на специальные полигоны, а просто оставляют его в лесу или на обочине дороги.

Благодаря новой системе ситуация должна улучшиться. Сбором, транспортировкой, обработкой, утилизацией, обезвреживанием, захоронением твердых коммунальных отходов займутся региональные операторы. Они будут руководствоваться Правилами, которые Правительство РФ утвердило постановлением от 12 ноября 2016 г. № 1156. Региональный оператор может привлекать партнеров, но ответственность за все, что происходит с отходами в субъекте РФ, будет нести сам.

Тарифы на вывоз и захоронение твердых коммунальных отходов должны утверждать уполномоченные органы региональной власти. При этом они будут использовать федеральные методики расчета. Эти органы будут контролировать тарифы, а также все доходы и расходы региональных операторов. Расчет стоимости услуг будет прозрачным, а плату за них выделят отдельной строкой. Договоры с потребителями оператор будет заключать по типовой форме. Ее Правительство РФ утвердило постановлением № 1156.

Новации ожидаются и в сфере транспортировки ТКО. Автомобили должны быть оснащены аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS не позднее 1 января 2018 года.

НА ЗАМЕТКУ

Кто будет контролировать переход на новую систему обращения с отходами

Чтобы система заработала в новом формате, устанавливается контроль за ходом реформ в регионах. На федеральном уровне создана межведомственная рабочая группа, в состав которой вошли представители Минстроя России, Минприроды России, Совета Федерации и Государственной Думы ФС РФ, ФАС России, Минэкономразвития России, Минпромторга России, Росприроднадзора, Роспотребнадзора и других ведомств. На уровне регионов созданы соответствующие комиссии под руководством глав регионов.

Переход к раздельному сбору отходов

Правила № 1156 содержат порядок сбора твердых коммунальных отходов. Так, потребители осуществляют складирование ТКО в специально отведенных местах: в контейнерах мусороприемных камер или расположенных на контейнерных площадках бункерах, в пакетах или других емкостях, предоставленных региональным оператором. Запрещено складировать в них крупногабаритные отходы, осветительные приборы и электрические лампы, содержащие ртуть, батареи и аккумуляторы, иные отходы, которые могут причинить вред жизни и здоровью, повредить контейнеры, мусоровозы или нарушить режим работы объектов по обращению с ТКО.

В случаях, установленных региональным законодательством, потребители будут обязаны сортировать отходы и выбрасывать их в отдельные контейнеры. Если раздельный сбор мусора предусмотрен региональными программами и схемами обращения с отходами, в этот процесс придется включиться и муниципалитетам. Их полномочия по участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному), транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию твердых коммунальных отходов установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ.

Регионы будут вводить раздельный сбор мусора не сразу во всех муниципальных образованиях. Переход будет постепенным. Раздельный сбор отходов обязан финансировать региональный оператор. На муниципалитеты ложится только организация этого процесса.

В осеннюю сессию 2017 года Госдума планирует принять закон, который введет льготы по оплате ЖКУ для граждан, сортирующих отходы. Кроме того, благодаря раздельному сбору мусора снизится тариф на его вывоз. В некоторых муниципалитетах переход на раздельный сбор уже начался, а кое-где введены и экономические стимулы.

ПРИМЕР 1. Власти Московской области намерены ко II полугодию 2018 года внедрить на территории всего региона систему двухконтейнерного раздельного сбора мусора. В 13 пилотных муниципалитетах система заработает к декабрю 2017 года. В контейнеры синего цвета жители будут выбрасывать сухой мусор, который можно переработать, – бумагу, картон, стекло, железо, пластик. Контейнеры серого цвета будут предназначены для пищевых отходов. В пилотных муниципалитетах местные власти совместно с управляющими организациями уже подготовили население к новациям.

В части прямого экономического стимулирования граждан интересен пример Казани. Жители города могут сдать картон, бумагу, пластиковые бутылки и пустую тару из-под бытовой химии на вторичную переработку за вознаграждение. Для этого в столице Татарстана в рамках пилотного проекта «Чистая среда» открыли пять пунктов приема вторсырья. Их число планируется довести до 50. Макулатуру здесь принимают по цене 3 руб., картон – по 4 руб., пластиковые бутылки – по 12 руб. за килограмм. Дороже всего алюминиевая тара: 35 руб. за килограмм. Ежедневно с одного пункта на переработку отправляют до 1,5 тонн отходов. Установка каждого из них обошлась городу в 600 тыс. руб. Поскольку организаторы разместили пункты недалеко от уличных ярмарок, эффект был заметен сразу.

В городе Копейске Челябинской области, где уже налажена обширная сеть раздельного сбора отходов через контейнеры, планируют охватить системой платного приема вторсырья близлежащие поселки. Специализированный автомобиль будет проезжать по заранее определенному маршруту. Граждане узнают о нем из специально выпущенного календаря, в котором будут указаны название поселка, адрес и время, когда туда подъедет машина, а также виды отходов, которые будут приниматься.

Хорошо себя зарекомендовали не только экономические стимулы. Можно организовать сепарацию твердых отходов в рамках непрямой благотворительности. Люди намного охотнее участвуют в таких проектах, если знают, что средства, полученные в результате переработки вторичного сырья, направляются на помощь социально незащищенным группам населения, а с бюджетов, в том числе и с местного, частично снимается нагрузка по предоставлению помощи нуждающимся.

Экологический сбор

В Законе № 89-ФЗ появился механизм, основанный на обязанности производителей и импортеров товаров и упаковки утилизировать их после утраты потребительских свойств или уплатить утилизационный сбор. Расширенная ответственность производителя создаст замкнутые циклы в обращении с отходами, возвращая их в хозяйственный оборот и исключая захоронение. В 2017 году предприятия впервые перечислят в федеральный бюджет экологический взнос. Это требование касается производителей и импортеров, которые сами не утилизируют отходы от товаров после утраты ими потребительских свойств.

Доходы от экологического сбора Правительство РФ распределит на модернизацию инфраструктуры обращения с отходами, строительство мусоросортировочных и мусороперерабатывающих комплексов.

Переработка отходов

Сейчас в стране действует около 30 мусороперерабатывающих комплексов. Значительная их часть была построена в рамках концессионных соглашений. В большинстве своем они не уступают западным аналогам. Как правило, каждый комплекс перерабатывает конкретный вид отходов.

ПРИМЕР 2 Небольшой завод «Уралтермопласт» в 30 км от Екатеринбурга начал перерабатывать пластиковый мусор. Сначала завод производил из отходов полиэтиленовые пакеты и пленку, а в 2012 году начал выпускать полимерный профиль. Сейчас из полимерного сырья, которое получается при переработке мусора, делают столбы, заборы, дорожные ограждения, газонные решетки. В месяц предприятие перерабатывает 150 тонн мусора, из которых получается 125 тонн изделий. На заводе работает 120 человек. Пластиковый мусор поставляют на завод службы благоустройства близлежащих городов, промышленные предприятия и предприниматели, которые самостоятельно собирают и скупают пластик у горожан. Завод принимает отходы по цене от 8 до 25 руб. за 1 кг – в зависимости от вида пластика и его состояния. Отходы нужно заранее рассортировать по цвету. Изделия из переработанного пластика покупают производители металлоконструкций, городские службы и управляющие компании.

В Екатеринбурге ограждения из переработанного мусора установлены вдоль проспекта Ленина, скамейки из полиматериалов стоят в парке «Зеленая роща».

Начиная с 2017 года планируется построить ряд мусороперерабатывающих заводов в рамках федеральных и региональных проектов. Зарубежные партнеры также проявляют интерес к работе на российском рынке – и в части запуска совместных производств, и в качестве операторов.

ПРИМЕР 3 Федеральный пилотный проект «Нулевое захоронение отходов» стартовал в 2017 году. В его рамках швейцарско-японская компания Hitachi Zosen построит четыре завода по термическому обезвреживанию твердых коммунальных отходов в Московской области и еще один – в Казани. Компания уже возвела более 500 подобных заводов по всему миру. По информации министерства окружающей среды, охраны природы, строительства и ядерной безопасности Германии, в 2000 году заводы переработали более 14 млн тонн ТКО, при этом суммарные выбросы диоксинов составили всего 0,5 г. Для сравнения: в России, по данным за 2007 год, в результате пожаров на полигонах сгорело 1,05 млн тонн ТКО, выбросы диоксинов составили 700 г. Таким образом, выбросы объектов по термической переработке ТКО в 8000 раз ниже, чем выбросы при возгораниях на свалках.

Строительство других мусороперерабатывающих заводов профинансируют региональные операторы при поддержке местных властей.

ПРИМЕР 4 В мае 2017 года в Иванове открыт мусоросортировочный завод мощностью 120 тыс. тонн отходов в год. На нем будут сортировать все твердые коммунальные отходы областного центра и крупных муниципалитетов региона. Объем инвестиций в строительство завода составил порядка 200 млн руб. Региональный оператор получил поддержку местных властей. На предприятии создано порядка 80 новых рабочих мест. Новизна проекта заключается в том, что на производстве отсутствуют мусоросжигательные технологии. По структуре производства 70 процентов отходов будут отсортировываться и перерабатываться как вторсырье, а 30 процентов несортируемого остатка будут подвергаться глубокому прессованию. Реализация этого инвестиционного проекта позволит ежегодно извлекать из мусора и отправлять на вторичную переработку более 5 тыс. тонн полимерных отходов. Это значительно сократит нагрузку на полигоны и уменьшит их вредное воздействие на окружающую среду.

Субсидии за переход с опережением графика

Минстрой предложил при распределении бюджетных средств отдавать приоритет тем регионам, которые первыми запустили новую систему обращения с отходами. Сейчас министерство разрабатывает дополнительные меры поощрения, в том числе финансовые. Те, кто перейдет на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами до конца 2017 года, получат субсидии из доходов от экологического сбора. Средства будут направлены на софинансирование региональных программ обращения с отходами. Деньги можно использовать для строительства новых полигонов или заводов по переработке твердых коммунальных отходов, что снизит нагрузку на тариф.

ПРИМЕР 5. С 1 июля 2017 года в Ивановской области изменилась система обращения с отходами: теперь за все вопросы в этой сфере отвечает региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами. Все условия и правила работы по новой системе прописаны в Законе Ивановской области от 16 ноября 2016 г. № 99-ОЗ. Регион оказался в числе первых субъектов РФ, которые перешли на новую систему обращения с ТКО. Он получит федеральные субсидии, которые планирует потратить на ликвидацию стихийных свалок.

НА ЗАМЕТКУ

Отдельные меры для Арктики

Принципы обращения с отходами в арктической зоне существенно отличаются от принятых в регионах с менее суровым климатом. В связи с этим Минстрой инициировал разработку специальных мер по сбору, транспортированию и утилизации твердых коммунальных отходов в зонах вечной мерзлоты.

Особенности обращения с отходами в зоне вечной мерзлоты обусловлены отсутствием плодородных грунтов и низкими температурами, которые препятствуют естественному гниению. Захоронение мусора в вечномерзлых грунтах небезопасно. Кроме того, на территории регионов, расположенных в зоне вечной мерзлоты, есть маленькие поселки, в которых отсутствует устойчивое сообщение с более крупными населенными пунктами.

В Ямало-Ненецком автономном округе сейчас реализуется пилотный проект для сельских поселений. В 33 населенных пунктах появятся площадки, где отходы будут складироваться в течение 11 месяцев в целях дальнейшей утилизации, обезвреживания, размещения и транспортировки.

Е.Е. НИКОЛАЕВА, советник руководителя аппарата Национального объединения организаций в области энергосбережения, к. э. н. журнал "Практика муниципального управления"