Почему поселения мало думают о стратегии
Большинство органов и должностных лиц местной власти провинциальной части России воспринимают стратегическое планирование как непонятное и ненужное занятие. Органы власти поселений привыкли решать возникающие вопросы в текущем режиме и не сосредотачивают силы и средства на главном – развитии муниципального образования. Причины могут быть разными. Многие чиновники ощущают, что надолго не задержатся во власти. Им не хватает знаний и кадров для планирования на среднесрочный или долгосрочный период. Органы власти районов зачастую негативно относятся к проявлениям самостоятельности органов власти в поселениях.
ПРИМЕР 1. У городского поселения Сафоново Смоленской области стратегического плана развития нет. С советских времен никто не пытался заглянуть в будущее и ответить на вопрос «Каким этому городу быть через 10, 20, 30 лет?» Нет такого плана и у муниципального района, в состав которого входит это поселение.
По инициативе группы членов городского совета депутатов 1 июня 2017 года был организован и проведен круглый стол «Проблемы и перспективы развития Сафоново и Сафоновского района». Депутаты предложили обсудить вопросы разработки плана стратегического развития поселения. На мероприятии присутствовали депутаты Госдумы и областной думы, городского совета, а также представители местной общественности. А вот от районной администрации и районного совета никто не пришел, хотя приглашения были направлены. И таких примеров, когда другие интересы стоят выше благополучия и развития собственного муниципального образования, на практике много.
Зачем поселению документ стратегического планирования
Нормы Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ распространяются на все муниципальные образования, независимо от их типа. Единственное исключение – статья 39. В ней право самостоятельно принимать решения о разработке стратегий и планов мероприятий по их реализации предоставлено только органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. Поселения в этой статье не упоминаются.
По мнению экспертов фонда «Институт экономики города», коллизию можно трактовать двояко. Первая трактовка: для поселений, в отличие от городских округов и муниципальных районов, разработка документов стратегического планирования обязательна. Вторая: поселения не имеют права разрабатывать документы стратегического планирования. Как показали обсуждения Закона № 172-ФЗ на различных мероприятиях, специалисты юридических служб муниципальных образований склоняются к первой трактовке. Однако представители федеральных органов, ответственных за разработку Закона № 172-ФЗ, считают справедливой вторую.
1 декабря 2015 года Минэкономразвития начало вести в государственной автоматизированной информационной системе «Управление» реестр документов стратегического планирования. Министерство включает в реестр все документы стратегического планирования, разработанные в муниципальных образованиях, в том числе в поселениях. Это может служить косвенным подтверждением того, что городские и сельские поселения могут заниматься стратегическим планированием на тех же основаниях, что и муниципальные районы и городские округа.
Накоплен и успешный опыт реализации стратегического планирования на поселенческом уровне.
ПРИМЕР 2. Успешной можно назвать реализацию документов стратегического планирования в городе Мышкине Ярославской области, городе Покрове Владимирской области, городе Похвистнево Самарской области.
Относительно недавно, в 2015–2016 годах, приняты стратегии социально-экономического развития поселка Нижний Бестях Мегино-Кангаласского улуса Республики Саха (Якутия), Чернушинского городского поселения Чернушинского муниципального района Пермского края, Платнировского сельского поселения Кореновского района Краснодарского края, Степанцевского сельского поселения Вязниковского района Владимирской области.
Ответить на вопрос, разрабатывать ли документ стратегического планирования в отдельно взятом поселении, может только орган местного самоуправления этого поселения совместно с активными гражданами и бизнесом. При принятии решения следует учитывать, что стратегические идеи и проекты развития поселения могут быть отражены и в стратегии муниципального района, и в стратегии субъекта РФ. Но лучше оформить отдельный документ стратегического планирования поселения. Это позволит поселению проводить собственную социально-экономическую политику, самостоятельно привлекать инвесторов, отстаивать свои интересы. А если поселение хочет самостоятельно участвовать в каких-либо программах поддержки, то без документов стратегического планирования не обойтись.
Прежде чем вынести решение о разработке документа стратегического планирования, следует рассмотреть все возможные варианты развития событий и их последствия, предусмотреть различные ситуации.
ПРИМЕР 3. Можно отказаться от разработки документа стратегического планирования. Но тогда есть риск, что поселение окажется менее привлекательным для инвесторов или менее конкурентоспособным по сравнению с соседями, у которых есть документы стратегического планирования. Если вы займетесь разработкой плана при недостатке квалификации и ресурсов, получится документ, который скорее отпугнет тех, на кого он ориентирован. Можно разработать неплохой документ, но не найти ресурсы для его реализации. Тогда вы впустую потратите время и усилия.
Все проблемы, которые могут возникнуть в процессе разработки и реализации документа стратегического планирования поселения (финансовые, кадровые и другие), нужно решить заранее.
НА ЗАМЕТКУ
Когда имеет смысл браться за разработку стратегического плана
Разрабатывать отдельный документ стратегического планирования целесообразно, если:
- в поселении есть специалисты необходимой квалификации или возможность привлечь консультантов;
- есть перспективные проекты развития, к которым нужно привлечь внимание инвесторов и властей муниципального района, регионального и федерального уровней;
- намечаются серьезные преобразования, изменяющие условия существования и развития поселения;
- есть возможность включиться в программы финансирования, где условием участия является наличие собственной стратегии развития или стратегического плана;
- есть угроза утраты поселения и готовность бороться за его сохранение.
Кто может оказать поддержку в разработке
Разработка стратегического документа поселения требует финансовых затрат. А большинство городских и сельских поселений России дотационные. Поэтому органам местной власти поселения нужно выявить внебюджетные источники финансирования работ по созданию стратегических документов.
В сохранении и процветании поселения, помимо жителей и органов местного самоуправления, заинтересован бизнес, который работает на территории муниципального образования, в том числе кредитные организации. Бизнес и банки могут финансово поддержать разработку стратегии или стратегического плана для поселения. К финансированию работ можно также привлекать различные фонды. Например, фонд «Перспектива» – грантооператор для гражданских инициатив в малых городах и сельских территориях (распоряжение Президента РФ от 5 апреля 2016 г. № 68-рп).
Тематика грантов:
- реализация социально значимых проектов, направленных на развитие институтов гражданского общества в малых городах и сельской местности;
- поддержка краеведческой работы;
- сохранение народных культурных традиций (в том числе народных промыслов и ремесел);
- профориентация молодежи в малых городах и сельской местности;
- развитие диалога между властью и обществом;
- развитие и укрепление институтов местного самоуправления.
Как организовать работу над стратегическим планом для поселения
На первом этапе утвердите постановление или распоряжение о начале разработки стратегического плана. Обычно это делает глава муниципального образования. Создайте специальные рабочие группы или органы.
На втором этапе проведите сбор и оценку аналитического материала. С целью сбора информации организуйте различные мероприятия: круглые столы, собрания, совещания, форумы и т. д. Наладьте диалог с бизнесом и обществом. Постарайтесь заинтересовать стратегическим планированием все население. Привлеките СМИ, чтобы о работе над документами узнало как можно больше людей.
Разработайте анкету с учетом специфики вашего муниципального образования и проведите опрос населения.
ПРИМЕР 4. В Сафонове при разработке стратегического плана за основу взяли шкалу потребностей горожан и степень их удовлетворенности. Был проведен опрос населения. Разработчики анкеты использовали вопросы всероссийского опроса общественного мнения «Индекс счастья российских городов», проведенного Фондом региональных исследований «Регионы России». К ним были добавлены еще несколько вопросов, чтобы их общее количество достигло 10. Всего было опрошено 226 человек. Результаты опроса вы видите в таблице.
№ |
Вопросы |
Доля респондентов, ответивших на вопрос положительно, % |
1 |
Довольны ли вы уровнем медицинского обслуживания в городе? |
11 |
2 |
Достаточно ли в Сафоново возможностей для отдыха и досуга? |
16 |
3 |
Довольны ли вы своим материальным положением? |
24 |
4 |
Ощущаете ли вы уверенность в будущем? |
28 |
5 |
Чувствуете ли вы себя в безопасности в своем городе? |
34 |
6 |
Довольны ли вы экологией города? |
36 |
7 |
Ощущаете ли вы в городе атмосферу доброжелательности |
37 |
8 |
Довольны ли вы уровнем городского благоустройства? |
51 |
9 |
Довольны ли вы динамикой развития города? |
58 |
10 |
Чувствуете ли вы себя счастливым? |
63 |
Было рассчитано среднее значение доли положительных ответов. Этот показатель и составил так называемый индекс счастья жителей городского поселения Сафоново. По списку вопросов всероссийского опроса индекс счастья получился равным 44, по расширенному списку – 36.
На третьем этапе сформулируйте основную стратегическую цель и миссию муниципального образования. Миссия – это то, как муниципалитет позиционирует себя. Например, как экономически развитую территорию, зону, благоприятную для отдыха, туристический или культурный центр. Основная цель отражает главное направление развития муниципального образования. Например, улучшение уровня и качества жизни населения, создание более комфортной среды проживания, удовлетворение потребностей жителей поселения. Определите приоритетные направления развития на основе результатов опроса населения.
ПРИМЕР 5. На основе анализа удовлетворенности населения Сафонова основными сферами своей жизни было сформулировано семь направлений развития поселения.
1. Развитие сферы медицинского обслуживания, привлечение к решению этой задачи медицинских, лечебно-оздоровительных организаций.
2. Развитие сферы отдыха и досуга в г. Сафоново, рекреационной сферы, обеспечение доступности учреждений культуры, благоустройство территории города.
3. Улучшение состояния окружающей среды, усиление контроля за соблюдением экологических требований.
4. Улучшение качества обслуживания в бюджетных учреждениях города, повышение качества предоставления услуг.
5. Экономическое развитие.
6. Развитие агропромышленного комплекса.
7. Развитие микрорайонов индивидуальной жилой постройки.
На четвертом этапе на основе проведенных исследований составьте перечни проектов и программ. В рамках одного приоритетного направления, как правило, предусматривают от одной до трех программ или проектов, а в рамках программ – мероприятия.
ПРИМЕР 6. При программировании и проектировании такого приоритетного направления, как экономическое развитие, решите, следует ли привлекать инвестиции на строительство новых заводов и фабрик в дополнение к имеющимся промышленным предприятиям. Исследуйте те сферы экономики, отрасли промышленности, производства, которые развивались на территории муниципального образования ранее, чтобы определить, не было ли решение о прекращении их деятельности поспешным, необоснованным, и исправить эти ошибки.
Опубликуйте в СМИ полную версию документа. На стадии обсуждения проекта снова проведите массовые мероприятия: круглые столы, совещания, форумы, сходы граждан. Важно собрать и передать рабочей группе предложения по дополнению или корректировке проекта.
После того как глава муниципального образования одобрит проект, вынесите его на обсуждение и утверждение представительным органом власти. Затем направьте документ главе на подпись. Опубликуйте в качестве официального документа.
Разработайте механизмы реализации стратегического плана. Определите, кто будет отвечать за его реализацию. Акцент при финансировании мероприятий сделайте на собственных ресурсах. Кредиты можно привлекать на условиях возвратности. Вкладывайте заемные средства только в окупаемые проекты и мероприятия. Например, в создание инженерных коммуникаций под дальнейшую индивидуальную застройку.
Ежегодно анализируйте ход реализации мероприятий стратегического плана. Корректировку проводите раз в три года. Существенно обновлять план лучше раз в шесть лет. План мероприятий по реализации стратегии развития обновляйте и продлевайте раз в год.