В рамках реализации антикоррупционного законодательства органы местного самоуправления обязаны выявлять и пресекать случаи аффилированности муниципальных служащих. Если выяснилось, что муниципальный служащий взаимодействовал с аффилированными с ним лицами при исполнении своих должностных обязанностей, его нужно привлечь к дисциплинарной ответственности за нарушение требований об урегулировании конфликта интересов.
Что такое аффилированность
В Гражданском кодексе РФ под аффилированностью понимается наличие между лицами отношений связанности (ст. 53.2). В ряде действующих нормативных правовых актов встречаются понятия, схожие с понятием аффилированности. Так, Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ содержит понятие «сделка с заинтересованностью», федеральные законы от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ и от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ – понятие «конфликт интересов». В Законе РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 используется термин «аффилированные лица».
Аффилированность на муниципальной службе возникает в том случае, если при выполнении должностных обязанностей у служащего есть личная заинтересованность, связанная с близкими родственниками или иными лицами. Аффилированные лица для муниципального служащего – это лица, способные повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей и состоящие с ним в близком родстве или свойстве, граждане или организации, с которыми муниципальный служащий и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
Аффилированность тесно связана с понятием конфликта интересов – ситуации, при которой личная заинтересованность муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (ч. 1 ст. 10 Закона № 273-ФЗ). Такая заинтересованность предполагает возможность получения при исполнении должностных (служебных) обязанностей, в том числе благодаря аффилированным связям, доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих заинтересованных лиц. Должностные (служебные) обязанности в этой ситуации выполняются служащим не беспристрастно и не объективно.
Муниципальный служащий должен принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов (ст. 19 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, ст. 14.1 Закона № 25-ФЗ, ст. 10, 11 Закона № 273ФЗ). Если в ходе исполнения должностных обязанностей возникла личная заинтересованность, которая приводит или может привести к конфликту интересов, муниципальный служащий должен своевременно, в установленном порядке уведомить об этом работодателя и принять меры. Комплекс мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов может включать изменение должностного или служебного положения служащего или его отстранение от исполнения должностных обязанностей.
Непринятие мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов – правонарушение, за которое служащего увольняют в связи с утратой доверия.
Как организовать проверку на аффилированность
Проверку на аффилированность может провести кадровая служба органа местного самоуправления, его специальное структурное подразделение или комиссия по урегулированию конфликта интересов. Цели проведения проверки: предупредить и выявить случаи возникновения конфликта интересов на муниципальной службе, определить круг муниципальных служащих, у которых может возникнуть конфликт интересов при исполнении должностных обязанностей.
Порядок проведения проверки на аффилированность не установлен федеральным и региональным законодательством. В связи с этим органы местного самоуправления могут самостоятельно урегулировать данную процедуру. В муниципальной программе или плане противодействия коррупции муниципального образования можно предусмотреть мероприятия по проведению проверок на аффилированность муниципальных служащих и руководителей муниципальных учреждений, а отдельным решением утвердить порядок проведения таких проверок.
ПРИМЕР: В соответствии с планом противодействия коррупции администрация города Перми предусмотрела мероприятия по проведению проверок на аффилированность муниципальных служащих и руководителей муниципальных учреждений (распоряжение от 12 мая 2016 г. № 53).
Комплексные проверки на аффилированность целесообразно проводить совместно с органами прокуратуры. Это позволит определить общие с ними подходы к решению проблем аффилированности и конфликта интересов.
Кого проверять на аффилированность
Вначале определите круг лиц, в отношении которых будет проводиться проверка на аффилированность. Такая проверка в обязательном порядке должна осуществляться в отношении муниципальных служащих, которые участвуют в проведении закупок товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд и проходят муниципальную службу в наиболее коррупционных сферах. Эти сферы связаны:
- с распоряжением муниципальным имуществом, например земельными участками, находящимися в муниципальной собственности;
- выдачей различной разрешительной документации;
- оказанием муниципальных услуг, носящих заявительный характер.
Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ введены ограничения для членов комиссии по осуществлению закупок в части наличия у них родственных или иных связей с участником закупки. Поэтому включите в число проверяемых не только лиц, заключающих муниципальные контракты, но и членов комиссии по осуществлению закупок.
Как получить информацию о родственниках проверяемого
Получите информацию о близких родственниках лиц, которых нужно проверить на аффилированность. Источником достоверных данных может служить анкета, которую проверяемый заполнил при поступлении на муниципальную службу. В таких анкетах указывают сведения об отце, матери, супругах (в том числе бывших), братьях, сестрах, детях.
Информацию о других (не только близких) родственниках, с которыми муниципальный служащий может быть аффилирован, можно получить от самого проверяемого. Для этого в муниципальном порядке проведения проверок нужно предусмотреть положения о возможности получения информации о родственниках непосредственно от муниципального служащего.
Получить сведения об иных лицах, с которыми муниципальный служащий может быть аффилирован (друзьях, знакомых), невозможно. Органы местного самоуправления не наделены полномочиями, в рамках которых такие лица могут быть установлены.
НА ЗАМЕТКУ:
Чем полезна информация об ИНН родственников
Рекомендуем запрашивать не только фамилии, имена и отчества родственников, но и даты их рождения, а также идентификационные номера налогоплательщиков. В дальнейшем это упростит процедуру проверки. Ф. И. О., ИНН, дата рождения – обязательные данные при регистрации гражданина в качестве ИП или учредителя организации. Но на практике бывает, что дата рождения физического лица не указана в базе ФНС, а по Ф. И. О. есть множественные совпадения. В таких случаях приходится делать дополнительные выборки либо уточнять информацию. ИНН совпадения исключает.
Что включает проверка
Проверка на аффилированность включает ряд мероприятий по выявлению случаев несоблюдения муниципальными служащими установленных требований о предотвращении и урегулировании конфликта интересов.
1. Заполнение анкеты при поступлении гражданина на муниципальную службу и ежегодная актуализация этих анкетных данных.
2. Анализ сведений в анкете на наличие аффилированности – взаимодействия органа, в котором служащий замещает должность, с коммерческими и некоммерческими организациями. Проверьте организации, в которых служащий работал до поступления на муниципальную службу, осуществлял иную оплачиваемую деятельность. Выясните, где работают родители, братья, сестры, дети, супруги (в том числе бывшие) служащего, какими ценными бумагами (долями, паями) владеют он сам и члены его семьи.
Учтите: факт участия родственника в управлении хозяйствующим субъектом без осуществления муниципальным служащим должностных полномочий в отношении такого субъекта не влечет за собой аффилированности и не свидетельствует о возникновении конфликта интересов.
3. Определение участия служащего в осуществлении функций муниципального управления (административно-властных полномочий) в отношении аффилированных организаций.
4. В случае проведения проверки в отношении муниципальных служащих, участвующих в предоставлении земельных участков, – анализ сведений о физических и юридических лицах, которым были 5. При установлении аффилированности – проверка наличия уведомления служащим о возможном возникновении при исполнении им должностных обязанностей личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов. Если муниципальный служащий своевременно и надлежащим образом уведомил работодателя о возможности возникновения конфликта интересов и принял необходимые меры по его предотвращению (самоотвод или изменение должностных полномочий), случай не может рассматриваться как нарушение.
6. Если аффилированность выявлена, а муниципальный служащий не подавал уведомление – проверка для принятия решения о привлечении муниципального служащего к дисциплинарной ответственности за несоблюдение требований об урегулировании конфликта интересов. Потребуйте, чтобы служащий написал объяснительную записку по факту возникновения конфликта интересов.