Что будет, если вы заключите договор без торгов
Договоры, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного и муниципального имущества, заключайте на основании конкурентных процедур (ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»). Данное правило действует как в отношении государственного и муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, так и в отношении:
- муниципального недвижимого имущества, переданного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления муниципальным унитарным предприятиям;
- муниципального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за муниципальными автономными учреждениями;
- муниципального имущества, принадлежащего на праве оперативного управления муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, органам местного самоуправления.
Органы местного самоуправления часто нарушают данное требование и конкурентные процедуры не проводят. При этом формально муниципалитеты не заключают договоры аренды или иные договоры и не передают имущество, а лишь согласовывают передачу имущества подконтрольными муниципальными учреждениями и предприятиями. Такие действия антимонопольный орган может расценить как нарушение законодательства о защите конкуренции.
ПРИМЕР 1: Управление муниципального имущества издало приказ, которым разрешило муниципальной школе сдать помещение в аренду предпринимателю. Антимонопольный орган посчитал, что договор нельзя было заключать без проведения торгов, и выдал предписание об отмене приказа. Муниципалитет решил, что действовал в пределах своих полномочий, предоставленных ему как собственнику муниципального имущества. Чиновники утверждали, что не передавали имущество и не предоставляли преференций в нарушение требований Закона № 135-ФЗ.
Судьи проанализировали приказ управления и согласились с аргументами УФАС. Муниципалитет дал согласие на заключение договора о передаче в аренду помещения с конкретным хозяйствующим субъектом, у которого отсутствуют законные основания для получения прав аренды без проведения торгов. Это обеспечило данному предпринимателю более выгодные условия деятельности и лишило иных лиц, занимающихся хозяйственной деятельностью, возможности получить это имущество в пользование на тех же условиях. Суд признал действия органа местного самоуправления незаконными (постановление ФАС Поволжского округа от 27 сентября 2012 г. по делу № А12-3936/2012).
За нарушение порядка передачи прав на муниципальное имущество виновное должностное лицо могут оштрафовать на сумму до 50 тыс. руб. (ст. 14.9 КоАП РФ). К административной ответственности привлекут чиновника, который согласовал передачу имущества без проведения торгов.
ПРИМЕР 2: Комитет по физической культуре и спорту администрации Ребрихинского района Алтайского края выдал согласие на передачу муниципального имущества (хоккейной коробки, помещения для хранения коньков и комнаты для их выдачи) в безвозмездное пользование индивидуальному предпринимателю. На основании его согласия муниципальное учреждение – детско-юношеская спортивная школа – заключило с предпринимателем договор безвозмездного пользования.
Так как конкурс на право передачи муниципального имущества не проводился, антимонопольный орган посчитал, что порядок предоставления муниципальной преференции соблюден не был. Действия председателя комитета были квалифицированы по части 1 статьи 14.9 КоАП РФ. В отношении него вынесено постановление по делу об административном правонарушении, назначено наказание в виде штрафа в размере 15 тыс. руб. Чиновник попытался оспорить постановление в судах двух инстанций, но проиграл (решение Алтайского краевого суда от 9 декабря 2015 г. по делу № 21-671/2015).
Чтобы избежать штрафа и признания договора недействительным, заключайте договоры по итогам торгов. Но из этого правила есть исключения.
Когда имущество можно предоставить без проведения торгов
Перечень исключений из правила о предоставлении муниципального имущества во владение (пользование) только по итогам торгов установлен частью 1 статьи 17.1 Закона № 135-ФЗ. Так, муниципальное имущество передается без торгов:
- государственным органам, органам местного самоуправления;
- государственным и муниципальным учреждениям;
- ТСЖ, социально ориентированным НКО при условии осуществления ими деятельности, направленной на решение социальных проблем;
- медицинским организациям и организациям, осуществляющим образовательную деятельность;
- для размещения сетей связи, объектов почтовой связи;
- лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае если передаваемое имущество является частью сети инженерно-технического обеспечения;
- лицу, с которым заключен муниципальный контракт в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ, если предоставление указанных прав было предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе для целей исполнения этого государственного или муниципального контракта;
- лицу, подавшему единственную заявку на участие в конкурсе или аукционе, если указанная заявка соответствует требованиям и условиям, предусмотренным конкурсной документацией или документацией об аукционе, а также лицу, признанному единственным участником конкурса или аукциона, на условиях и по цене, которые предусмотрены заявкой на участие в конкурсе, конкурсной документацией или документацией об аукционе.
Законодатель не только перечислил все 16 случаев передачи муниципального имущества без торгов, но и конкретизировал некоторые из них. Так, заключение договоров в отношении муниципального имущества муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, без проведения конкурсов или аукционов возможно только в случаях заключения этих договоров:
- с медицинскими организациями для охраны здоровья обучающихся и работников образовательной организации;
- организациями общественного питания в целях создания необходимых условий для организации питания обучающихся и работников образовательной организации;
- физкультурно-спортивными организациями в целях создания условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом.
Возможность заключения договоров аренды или безвозмездного пользования без проведения конкурсов или аукционов в этих случаях подтверждается судебной практикой.
ПРИМЕР 3: Школа предоставила благотворительному фонду преимущественное право на организацию питания обучающихся. УФАС посчитал, что учреждение нарушило Закон № 135-ФЗ. Школа обратилась в суд. Суд первой инстанции решение УФАС отменил. Он отметил, что заключение договора безвозмездного пользования муниципальным пищеблоком связано напрямую с договором на организацию питания обучающихся. Во исполнение таких договоров закон разрешает передачу муниципального имущества в безвозмездное пользование без проведения торгов. Суд апелляционной инстанции согласился с этими выводами (постановление АС Восточно- Сибирского округа от 5 апреля 2016 г. по делу № А74-5533/2015).
Как соблюсти порядок передачи имущества по конкурсу
Передача в аренду недвижимого имущества, принадлежащего муниципальной организации на правах хозяйственного ведения или оперативного управления, состоит из нескольких этапов.
1. Выдайте организации согласие как собственник имущества. Для бюджетных и казенных учреждений согласие собственника обязательно. Автономное учреждение должно получить согласие в двух случаях. Во-первых, если собственник закрепил имущество за учреждением. Во-вторых, если учреждение приобрело имущество на средства, выделенные собственником.
Если собственник согласия не давал, договор может быть признан недействительным (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 25 февраля 2014 г. № 165, Обзор судебной практики по спорам, связанным с признанием договоров незаключенными). Порядок согласования сделок по предоставлению муниципального имущества органы местного самоуправления устанавливают самостоятельно муниципальным правовым актом. Например, администрация города Обнинска приняла постановление от 7 апреля 2016 г. № 480-п «О порядке согласования сделок по предоставлению муниципального имущества, находящегося на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в аренду или безвозмездное пользование».
2. Установите, в какой форме будут проводиться публичные процедуры по передаче права пользования муниципальным имуществом, закрепленным за учреждениями на праве хозяйственного ведения и оперативного управления.
В отношении такого имущества торги могут быть проведены в форме конкурса или аукциона. Заключение договоров путем проведения торгов в форме конкурса возможно исключительно в отношении видов имущества, перечень которых утвержден приказом ФАС России от 10 февраля 2010 г. № 67. Во всех других случаях проводится аукцион (п. 18 разъяснений ФАС России от 1 ноября 2011 г.).
3. Определите, кто будет организатором торгов на право аренды. Если торги проводятся в отношении имущества, закрепленного за муниципальными учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, то организатором торгов выступает лицо, обладающее такими правами в отношении имущества. Собственник должен уполномочить учреждение организовать и провести торги. Это следует из письма ФАС России от 28 сентября 2010 г. № АЦ/32580. Организатором торгов может выступать также привлеченная специализированная организация.
4. Организатор торгов создает комиссию по проведению конкурсов или аукционов, определяет порядок ее работы, начальную (минимальную) цену договора, его предмет и существенные условия договора. Затем организатор утверждает проект договора, конкурсную документацию или документацию об аукционе, определяет условия торгов и вносит в них изменения.
5. Организатор торгов размещает извещение о проведении аукциона или конкурса и документацию на официальном сайте torgi.gov.ru. Это нужно сделать не позднее чем за 30 дней (для конкурса) или 20 дней (для аукциона) до дня окончания приема заявок на участие (п. 2 ст. 448 Гражданского кодекса РФ, ч. 1 ст. 49 Закона № 44-ФЗ).
6. Организатор торгов регистрирует поданные заявки на участие в торгах. В течение одного рабочего дня с даты поступления каждой электронной заявки нужно подтвердить ее получение.
Заявка на участие в аукционе, поданная после окончания срока приема, не рассматривается и возвращается заявителю. Конверты с такими заявками могут быть вскрыты для выяснения обратного адреса заявителя. Если такая заявка подана в электронной форме, к ней открывают доступ для возврата заявителю.
Если на участие в конкурсе или аукционе не подано ни одной заявки, торги признаются несостоявшимися и организатор вправе провести их повторно.
7. Комиссия вскрывает конверты с заявками на участие в торгах и рассматривает заявки. Рассмотреть их нужно в течение 20 дней с момента вскрытия конвертов (для конкурса) или в течение 10 дней с момента окончания приема заявок (для аукциона).
Процедура рассмотрения заявок оформляется протоколом. По результатам рассмотрения заявок организатор торгов допускает заявителя к участию в конкурсе (аукционе) и признает его участником конкурса (аукциона) или отказывает в допуске.
8. Организатор торгов определяет победителя на основании оценки и сопоставления заявок.
9. Заключите договор с победителем. Если подана одна заявка, договор заключают с подавшим ее лицом при условии, что она соответствует требованиям документации о торгах.
10. Если имущество недвижимое, договор необходимо зарегистрировать в Росреестре.