Как повысить качество данных информационных систем

Тип: статья

Кто отвечает за качество данных

Большинство мелких и средних муниципальных образований не создают ситуационные центры для управления территорией, поскольку не могут себе это позволить. Зато информационно-аналитические отделы или секторы есть почти во всех муниципалитетах. Эти отделы и специалисты, работающие в них, занимаются в первую очередь сбором и обработкой информации о базовых объектах управления — населении, недвижимости, предприятиях, природоохранных объектах и др. Сведения об этих объектах находятся в государственных информационных системах: Федеральной информационной адресной системе (ФИАС), ЕГРН, ЕГРЮЛ, ГИС ЖКХ, ППО «Территория», системе МВД, ГАС «Выборы».

Данные есть и в муниципальных информационных системах:

  • центрального аппарата администрации (ИСЦАА);
  • городской думы (ИСГД);
  • территориальных органов муниципального управления (ИСТОМУ);
  • отраслевых органов муниципального управления (ИСООМУ);
  • функциональных органов муниципального управления (ИСФОМУ).

Если учитывать основные задачи органов местного самоуправления, то этот перечень можно дополнить подсистемами:

  • бюджетного процесса;
  • нормативно-правового обеспечения органов местного самоуправления;
  • документооборота и делопроизводства;
  • социально-экономического развития города;
  • регистрации юридических лиц и предпринимателей.

На муниципальном уровне поставщиками сведений для этих информационных систем и подсистем являются управляющие компании, расчeтные центры, МФЦ, застройщики, арендаторы или сами органы местного самоуправления.

Откуда берутся «плохие» данные

О качестве данных можно судить по степени их полноты, актуальности, достоверности и непротиворечивости. По отдельности каждая из баз данных, используемых органами государственной или муниципальной власти, производит благоприятное впечатление. Но если сравнить информацию из разных источников об одном и том же объекте, выявляются несоответствия.

В разных информационных системах могут не совпадать адреса одного и того же объекта недвижимости, его площадь, собственники, арендаторы, ответственные квартиросъемщики.

ПРИМЕР 1. В таблице представлена информация о площади одного и того же объекта — жилого дома в городском округе Мытищи Московской области — в разных учетных системах ЖКХ.

Жилой дом

Параметр

«Реформа ЖКХ»

ГИС ЖКХ

ГЖИ

Олимпийский проспект, д. 26, к. 3

Общая площадь

6241,2

6241,4

5403,8

Жилая площадь

5395,8

5396,0

5396,3

Олимпийский проспект, д. 2, к. 1

Общая площадь

14731,17

14732,9

13738,3

Жилая площадь

13737,47

13739,27

13738,3

Качество данных зависит от первичного наполнения баз. Во многие из них попала информация, собранная еще во времена СССР и в 90-е годы.От некачественных данных в информационных системах страдают органы власти и население. Качество влияет на собираемость налогов и арендной платы, проведение масштабных мероприятий на территории муниципальных образований (выборов, референдумов, публичных слушаний и др.).

ПРИМЕР 2. Прообразом ФИАС был Классификатор адресов России ФНС, созданный в начале 90-х годов на основе сомнительных данных из налоговых деклараций.

Кроме того, качество данных зависит от того, надлежащим ли образом ведется реестр или база, где они размещены.

Как оценить качество данных

В зависимости от решаемых задач в каждом муниципалитете органам власти нужно сформировать новые базы данных либо принять меры, чтобы повысить качество уже существующей в базах информации.

Нужна ли новая база вместо старой, зависит от целей использования данных и от оценки их качества.

ПРИМЕР 3. Учeтная строка в ГАС «Выборы» содержит 167 реквизитов. Если от ГАС «Выборы» требуется возможность формирования списков избирателей, то основными для этой задачи будут 9 реквизитов из 167. Остальные (место рождения, дата актуализации и пр.) — справочные. Если ваша цель — сформировать списки избирателей, ГАС «Выборы» позволит сделать это качественно. Но эта же система не обеспечит необходимое качество данных при подготовке базового справочника для информационного обеспечения ситуационного центра главы муниципального образования. Причина в том, что все реквизиты ГАС «Выборы» будут считаться ключевыми. Лучше в этом случае использовать данные муниципального реестра населения.

Полнота данных — это абсолютный показатель заполненности всех учетных реквизитов объекта учета в базе данных. Актуальность, достоверность и непротиворечивость — относительные показатели. Их можно измерить, только сравнив данные из различных источников. Значения этих показателей будут зависеть от трех факторов.

1. Сколько независимых источников содержат данные об объекте учета.

2. Каковы эти источники.

3. Какой из этих источников пользователь примет в качестве эталонного.

ПРИМЕР 4. Эксперт сравнил базу данных муниципального реестра населения с базой ГАС «Выборы» одного из избирательных округов. Результаты:

Базы данных

Источники первичных данных

Всего избирателей

Полных совпадений по данным двух баз

Некорректных данных

Умерших избирателей

Выбывших избирателей

ГАС «Выборы»

ППО «Территория»

9007

7643

822

95

354

Муниципальный реестр населения

 

 

 

 

 

 

 

1.Муниципальные базы домовых книг, УК и ТСЖ

2.Данные федеральной системы паспортного учета

3.Данные регистрации населения МВД РФ ППО «Территория»

9317

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Точность данных - 82%.

Показатели качества данных на основе двух баз для формирования списков избирателей:

— полнота — 82,03 процента;

— достоверность — 86,36 процента;

— актуальность — 76,26 процента;

— непротиворечивость — 90,16 процента.

Средний показатель равен 83,7 процента. Для оценки баз данных с точки зрения их качества применимо правило Парето. Если интегральный показатель качества по всем четырем позициям ниже 80 процентов, то имеет смысл рассмотреть вариант формирования новой базы данных взамен старой. В данном случае этого можно не делать.

Как интегрировать данные

Интеграция данных из различных источников в единую информационно-аналитическую систему — сложный процесс. Здесь нет универсальных алгоритмов. Но чем больше базовых универсальных справочников разных уровней власти будет создано и стандартизовано, тем проще будут решаться задачи интеграции данных. Важно, чтобы ведение этих справочников было качественным, обеспеченным организационно и материально.

ПРИМЕР 5. К началу инвентаризации в Федеральной информационной адресной системе по деревне Афанасово Московской области значилось 490 адресов. Инвентаризация адресных данных методом прямого обхода и составления адресного плана территории выявила 339 объектов, из которых в ФИАС уже присутствовало 330. Туда добавили еще 9 адресов. Данные по 130 адресам нужно аннулировать. Еще по 30 необходимы дополнительные работы, так как эти адреса содержатся и в информационной системе ФНС.

Наведение порядка в одной лишь ФИАС значительно упростит процедуру интеграции баз по адресу объекта или субъекту учeта. Позитивный эффект получат все пользователи системы, в том числе ФНС, Росалкогольрегулирование, миграционные органы МВД.

Большинство муниципалитетов — операторы ФИАС нижнего уровня. Они обеспечивают наполнение системы и исправляют данные в ней, но делают это исключительно по заявительному принципу. Пришeл собственник за услугой присвоения адреса — внесли изменения в ФИАС, не пришeл — не внесли. Изменение такого подхода даст положительный эффект в сфере сбора имущественных налогов, которые полностью поступают в местные бюджеты.

Как повысить качество данных

Есть меры, которые дадут больший эффект, чем исправление данных по заявительному принципу.

Хорошо, если в органе местной власти есть архив сканов бумажных первичных правоустанавливающих и праворегистрирующих документов. Тогда в качестве эталона можно брать информацию из них, хотя сравнивать с данными из электронных баз придется вручную.

Если архива сканов нет, не рекомендуем произвольно определять, насколько достоверен источник. Лучше провести инвентаризацию, несмотря на затраты.

ПРИМЕР  6. Проведение полной инвентаризации адресного пространства территорий с составлением адресных планов требует существенных затрат. Но вы окупите их уже в течение первого года за счeт увеличения налоговых поступлений.

Инвентаризация позволит приблизить сведения, отраженные в базе (реестре), к реальной ситуации. Необходимы инвентаризационные мероприятия по всем базовым справочникам, которые используют органы местного самоуправления. Это положительно скажется как на качестве проводимых на территории муниципального образования мероприятий, так и на наполняемости местного бюджета.

Б.К. БАТИН, ведущий консультант НП «Муниципалитет.Инфо» по материалам журнала "Практика муниципального управления"