Новые полномочия органов местного самоуправления в сфере волонтерства

Тип: статья

Зачем понадобился новый закон

1 мая 2018 года вступит в силу Федеральный закон от 05.02.2018 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)».

Документ:

  • уравнял понятия «волонтерство» и «добровольчество»;
  • определил статус волонтерских организаций, организаторов волонтерской деятельности и волонтеров;
  • закрепил требования, которым должны соответствовать такие организации и лица;
  • определил полномочия органов власти в сфере поддержки и развития волонтерских организаций.

Принять закон о волонтерстве год назад поручил Президент Владимир Путин. Это было необходимо, чтобы снизить риск конфликтов между органами власти, государственными и муниципальными учреждениями и волонтерскими НКО. До принятия Закона № 15-ФЗ волонтеры жили по принципу «что не запрещено, то разрешено». Органы власти и руководство государственных и муниципальных учреждений − по обратному принципу: «что не разрешено, то запрещено». Возможность взаимодействия волонтеров с органами власти и представителями учреждений зависела от мнения конкретного человека и его личных качеств. Чиновник или главный врач больницы мог сказать: «Добровольцы нам не нужны». И так как не было закона, никто не мог ему возразить. Но там, где чиновники или представители учреждений понимали важность работы волонтеров, сотрудничество могло быть очень широким и позитивным. Хотя правила этого сотрудничества везде были разными и могли меняться чуть ли не каждый день.

Сегодня большинство представителей органов власти воспринимают волонтеров только как бесплатную рабочую силу. Они не понимают природу волонтерства и не готовы к сотрудничеству. Принятые поправки о волонтерстве положат начало партнерским отношениям органов власти и волонтеров, помогут урегулировать данную сферу.

Федеральный законодатель отказался от идеи единого государственного закона о волонтерстве. Закон № 15-ФЗ только внес поправки в законы, где добровольчество упоминается или может упоминаться. Значительно изменился Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Также поправки внесены в федеральные законы:

от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»;

от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;

от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

Внесение правок только в действующие нормативные акты позволит не нарушить уже сложившиеся системы и связи.

НА ЗАМЕТКУ:

Чем занимаются российские волонтеры

Ежегодно тысячи волонтеров участвуют в благоустройстве городов и сел, занимаются вопросами экологии, ищут пропавших людей, создают приюты для животных, вносят весомый вклад в решение экономических и социальных задач, помогают пожилым, оказывают помощь в проведении культурных и спортивных мероприятий. Волонтерская деятельность набирает обороты не только среди молодежи, но и среди людей «серебряного» возраста. Она объединяет самых инициативных и неравнодушных — тех, кто готов бескорыстно трудиться для достижения общественно полезных целей и процветания страны.

Кто может быть участником добровольческой деятельности

Участниками добровольческой (волонтерской) деятельности могут быть:

  • добровольцы (волонтеры) — физические лица;
  • организаторы добровольческой (волонтерской) деятельности — некоммерческие организации и физические лица;
  • добровольческие (волонтерские) организации − НКО в форме общественной организации, общественного движения, общественного учреждения, религиозной организации, ассоциации (союза), фонда или автономной некоммерческой организации.

Организаторы добровольческой деятельности и добровольческие организации привлекают волонтеров на постоянной или временной основе и руководят ими.

Волонтер может заниматься благотворительной деятельностью от своего имени на условиях, закрепленных в гражданско-правовом договоре. Волонтер заключает его с благополучателем — лицом, которое принимает благотворительные пожертвования или помощь. Доброволец также может заключить гражданско-правовой договор с организатором или волонтерской организацией.

Какие полномочия исполняют органы местного самоуправления

Закон № 15-ФЗ разграничил полномочия федеральных, региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере добровольчества. С 1 мая 2018 года органы местного самоуправления исполняют следующие полномочия в сфере добровольчества (волонтерства):

1. Формируют и реализуют муниципальные программы (подпрограммы) в сфере добровольчества с учетом местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей. Такие программы должны содержать мероприятия, направленные на поддержку добровольчества.

2. Утверждают порядок, в котором органы местного самоуправления и муниципальные учреждения взаимодействуют с организаторами добровольческой деятельности и волонтерскими организациями.

3. Оказывают поддержку добровольцам, организаторам добровольческой деятельности и волонтерским организациям.

Как принять порядок взаимодействия с волонтерами

Закон № 15-ФЗ прямо предписывает органам местного самоуправления разработать порядок взаимодействия с волонтерами. Проблема в том, что органы местной власти могут регламентировать это взаимодействие как угодно и принять документ в том числе в одностороннем порядке без привлечения представителей волонтерских организаций.

ПРИМЕР: Год назад в одностороннем порядке был подписан регламент взаимодействия с волонтерскими организациями Департамента здравоохранения города Москвы. К регламенту до сих пор есть вопросы со стороны волонтерских НКО. С добровольческим сообществом этот документ обсуждался только поверхностно. Предстоит внести изменения в регламент, а это сложная процедура. Проще было договориться на начальном этапе.

Поэтому рекомендуем органам местной власти включать представителей волонтерских организаций в рабочие группы по разработке порядка взаимодействия с волонтерами, организаторами добровольческой деятельности и добровольческими организациями. Учитывайте их мнения и предложения. То же самое относится к разработке и принятию муниципальных программ поддержки волонтерства.

Как поддержать добровольцев

Поддержать добровольческую деятельность органы местной власти могут в формах, предусмотренных Законом № 15-ФЗ и другими действующими нормативными правовыми актами (ст. 17.4 Закона № 15-ФЗ). Предусмотрите меры организационной, информационной, методической поддержки. Органы местной власти вправе оказывать волонтерским организациям помощь и в других формах. Закон № 15-ФЗ предоставил им такую возможность.

Не воспринимайте единую информационную систему как своего рода реестр «разрешенных» организаций.

Единая информационная система в сфере добровольчества

Для реализации государственной политики в сфере добровольчества будет создана единая информационная система. Ее сформирует и будет вести федеральный орган исполнительной власти, реализующий функции оказания государственных услуг в сфере молодежной политики. Правительство пока не определило такой орган, но должно сделать это до 1 мая 2018 года.

Единая информационная система будет включать сведения о волонтерах, организаторах добровольческой деятельности и волонтерских организациях. Органам власти будет легко сориентироваться в многообразии волонтеров и организаций и выбрать необходимые для возможного сотрудничества.

Волонтеры и их организации будут размещать сведения о себе в единой информационной системе добровольно. Сейчас аналогов таких систем, построенных на добровольном участии, нет ни в России, ни за рубежом. Трудно предсказать, заявят ли о себе на этом интернет-портале настоящие, активные волонтерские организации, которые имеют ресурсы для работы. Главный риск здесь в том, что органы власти и представители государственных и муниципальных учреждений будут воспринимать единую систему как своего рода реестр «разрешенных» организаций и сотрудничать только с теми, кто в ней зарегистрировался. На самом деле единая информационная система создается исключительно для удобства развития партнерских отношений в сфере добровольчества.

Волонтерство, особенно социальное, в России пока только зарождается. На начальном этапе важно отработать партнерские отношения органов власти с волонтерами и их организациями, распределить ответственность между партнерами. Добровольцам нужно настроиться на конструктивный диалог, а органам власти — уйти от многолетней позиции «вам надо, вы и делайте». Все остальное — опыт, технологии — появится потом.

НА ЗАМЕТКУ:

2018 год — Год добровольца в России

2018 год в России объявлен Годом добровольца (волонтера). Об этом объявил Президент Владимир Путин на Всероссийском форуме «Доброволец России». Это означает, что государство признало важную роль добровольцев и волонтеров в жизни страны. Год добровольца призван решить параллельно несколько задач:

  • популяризировать благотворительность;
  • приумножить престиж работы добровольцев;
  • стимулировать общегражданские инициативы.

Идея комплексного подхода состоит в том, чтобы дать толчок добровольческому движению, повысить его статус в обществе. Уже составлен перечень всероссийских и межрегиональных мероприятий в области популяризации волонтерства, разработаны волонтерские программы, которые будут реализованы в 2018 году. Их можно найти на сайтах Ассоциации волонтерских центров (авц.рф), единой информационной системы «Добровольцы России» (добровольцыроссии.рф), проекта VOLONTER.RU (volonter.ru).

ЮРИЙ БЕЛАНОВСКИЙ, руководитель добровольческого движения «Даниловцы» и Школы социального волонтерства, член Межведомственной комиссии по вопросам развития добровольчества (волонтерства), эксперт Университета Комитета гражданских инициатив