Новое в сфере местного самоуправления

Тип: обзор

Что изменилось в Законе № 131-ФЗ

29 апреля 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 18.04.2018 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты…». Законодатель установил правовой статус старосты сельского населенного пункта, а также внес другие изменения.

Публикация муниципальных правовых актов. Раньше федеральное законодательство не конкретизировало порядок опубликования муниципальных правовых актов и соглашений между органами местного самоуправления. Местные власти сами закрепляли такой порядок в уставе муниципального образования.

Теперь соблюдайте порядок, установленный в новой редакции статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ. Официальным опубликованием правового акта или соглашения считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в муниципальном образовании. Опубликовать документ можно не только в печатном, но и в сетевом издании. В этом случае в печатной версии можно не приводить объемные графические и табличные приложения к муниципальному правовому акту.

Сход граждан. Проведение сходов граждан теперь обеспечивает глава муниципального образования, а не глава местной администрации (абз. 2 ч. 3 ст. 25 Закона № 131-ФЗ). В поселениях, где сход граждан исполняет полномочия представительного органа, теперь не нужно проводить публичные слушания и общественные обсуждения. Население принимает решения на сходе.

Сроки начала и прекращения полномочий депутатов.Раньше полномочия депутатов и членов выборного органа местного самоуправления начинались со дня избрания и прекращались в день, когда начинал работу выборный орган нового созыва. Теперь сроки различаются в муниципальных районах и городских округах с внутригородским делением. Когда начинаются и оканчиваются полномочия депутатов, смотрите в таблице.

Действие правовых актов при передаче полномочий. При передаче отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления последние могут применять акты других органов до тех пор, пока не примут свои акты, регулирующие эти правоотношения. Тот же принцип действует в случаях, когда органы местного самоуправления передают часть своих полномочий органам государственной власти.

Таблица. Начало и прекращение полномочий депутатов районов

Для кого установлены сроки

Из кого состоит/как формируется представительный орган

Начало полномочий

Прекращение полномочий

Депутат представительного органа муниципального района
Из глав поселений, входящих в состав района
Со дня, когда вступил в должность глава поселения, входящего в состав района
Со дня, когда вступил в должность вновь избранный глава поселения
Из депутатов представительных органов поселений в составе района
Со дня избрания депутатом представительного органа района
Со дня, когда вступило в силу решение об очередном избрании депутата от данного поселения в состав представительного органа района
Депутат представительного органа городского округа с внутригородским делением
Из состава представительных органов внутригородских районов
Со дня, когда депутата представительного органа внутригородского района избрали депутатом представительного органа городского округа
Со дня, когда вступило в силу решение об очередном избрании депутата от внутригородского района в состав представительного органа городского округа с внутригородским делением

Как применять новые нормы о сельских старостах

Ранее в Законе № 131-ФЗ институт сельских старост не упоминался. Но граждане были вправе участвовать в местном самоуправлении не только в предусмотренных формах непосредственной демократии, но и в иных формах, не противоречащих Конституции и действующему законодательству (ч. 1 ст. 33 Закона № 131-ФЗ). Этой нормой и руководствовались местные власти, чтобы назначать сельских старост. К 2018 году некоторые регионы приняли законы о сельских старостах. Однако на федеральном уровне правовой статус старосты сельского населенного пункта, его задачи и полномочия определены не были.

Теперь в Законе № 131-ФЗ есть статья 27.1 «Староста сельского населенного пункта». В ней установлено, что для организации взаимодействия органов местного самоуправления с жителями сельского населенного пункта при решении вопросов местного значения можно назначить старосту. Такой населенный пункт может быть расположен не только в поселении, но и в городском округе или на межселенной территории. Это важное дополнение, так как в результате укрупнения муниципалитетов многие сельские населенные пункты вошли в состав городских округов.

Закон № 83-ФЗ не обязывает органы местного самоуправления назначать сельских старост. Нужен ли в населенном пункте староста, местные власти решают совместно с региональными.

НА ЗАМЕТКУ

Где распространен институт сельских старост

Институт сельских старост наиболее развит в Удмуртской и Чувашской республиках, Владимирской, Вологодской, Ленинградской, Тверской, Тульской и Нижегородской областях. В Тверской области и Удмуртской Республике старосты действуют в большинстве сельских населенных пунктов. В этих регионах сельские поселения — крупные территориальные образования с большим числом удаленных друг от друга населенных пунктов. Из-за этого прямые коммуникации между гражданами и органами местного самоуправления затруднены. В регионах Южного и Северо- Кавказского федеральных округов с компактными поселениями институт сельских старост развития не получил.

Как назначить старосту

Закон № 83-ФЗ установил единый порядок назначения старост. Старосту назначает представительный орган муниципального образования, в состав которого входит сельский населенный пункт. Кандидатуру жители населенного пункта определяют на сходе. Порядок организации и проведения схода граждан закрепите в уставе муниципального образования. Предусмотрите в нем обязанность местных властей заблаговременно оповестить жителей о времени и месте схода, ознакомить с проектом муниципального правового акта и материалами по вопросам, которые предстоит обсудить (ч. 3.1 ст. 25 Закона № 131-ФЗ).

Для кандидатов действуют ограничения. Претендовать на должность старосты могут только жители данного населенного пункта в возрасте от 18 лет (ч. 2 ст. 27.1 Закона № 131-ФЗ).

Староста независим от властной вертикали. Он не может:

  • замещать государственную или муниципальную должность;
  • занимать должность государственной гражданской или муниципальной службы;
  • состоять в трудовых отношениях с органами местного самоуправления (ч. 3 ст. 27.1 Закона № 131-ФЗ).

Ранее в некоторых регионах институт сельских старост встраивали в систему органов местного самоуправления.

Пример 1. В Ставропольском крае должность старосты населенного пункта относили к должностям муниципальной службы высшей группы. Законом Ставропольского края от 18.12.2007 № 65-КЗ «О реестре должностей…» предусмотрена должность старосты в качестве уполномоченного представителя главы муниципального образования в населенном пункте.

Теперь подобные положения региональных нормативно- правовых актов противоречат федеральному законодательству. С учетом исторических и других местных традиций власти региона могут установить иное наименование должности старосты сельского населенного пункта (абз. 2 ч. 3 ст. 27.1 Закона № 131-ФЗ). Например, во второй половине XIX — начале ХХ века в Поволжье сельских старост называли старшинами, а на Северном Кавказе — кадиями. Уставом муниципального образования установите старосте срок полномочий от двух до пяти лет (ч. 5 ст. 27.1 Закона № 131-ФЗ). Раньше срок полномочий сельских старост устанавливался законами субъектов РФ и варьировался от одного года до пяти лет.

Кого нельзя назначить старостой

Старостой не может быть назначено лицо:

  • замещающее государственную (муниципальную) должность, должность государственной гражданской (муниципальной) службы;
  • признанное судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
  • с непогашенной или неснятой судимостью.

Эти ограничения установлены частью 4 статьи 27.1 Закона № 131-ФЗ. Регион может предусмотреть своим законом иные ограничения для кандидатов в сельские старосты: ценз гражданства, оседлости, возрастной ценз.

Пример 2. В Омской области нельзя избрать старостой иностранца, человека, имеющего вид на жительство в другой стране или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание за границей. Исключение установлено для россиян со вторым гражданством страны — участницы международного договора РФ, условия которого позволяют лицу быть избранным в органы местного самоуправления. Это сказано в Законе Омской области от 26.12.2016 № 1938-ОЗ. Этим же региональным законом для кандидатов в старосты установлен возрастной ценз — 18 лет. Также действует ценз оседлости: кандидат должен постоянно проживать в границах соответствующей части территории поселения Омской области.

Во Владимирской области кандидат в старосты должен достигнуть 21-летнего возраста, постоянно проживать на территории соответствующего населенного пункта и обладать избирательным правом (Закон Владимирской области от 23.10.1995 № 11-ОЗ).

Полномочия старосты

Полномочия старосты сельского населенного пункта установлены частью 6 статьи 27.1 Закона № 131-ФЗ. Староста:

  • взаимодействует с органами местного самоуправления, муниципальными предприятиями и учреждениями, иными организациями при решении вопросов местного значения в сельском населенном пункте;
  • взаимодействует с населением на сходах, собраниях, конференциях граждан, в рамках обратной связи;
  • направляет по результатам таких мероприятий обращения и предложения, в том числе оформленные в виде проектов муниципальных правовых актов, подлежащих обязательному рассмотрению органами местной власти;
  • информирует жителей сельского населенного пункта по вопросам организации и осуществления местного самоуправления, помогает органам местного самоуправления донести информацию до населения;
  • содействует органам местного самоуправления в организации и проведении публичных слушаний и общественных обсуждений, обнародовании их результатов в сельском населенном пункте;
  • исполняет иные полномочия и права, предусмотренные уставом и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с законом субъекта РФ.

Оплата труда сельского старосты

В Законе № 131-ФЗ прямо указано, что староста не может состоять в трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношениях с органами местного самоуправления. Вместе с тем закон не запрещает назначать старостам компенсационные и стимулирующие выплаты.

Пример 3. Во Владимирской области администрация Суздальского района выплачивает старостам по 250 руб. в месяц. В Ульяновской области старосты получают по 500 руб. ежемесячно.

В подмосковных Мытищах затраты, связанные с организационно-техническим обеспечением деятельности старост, можно возмещать за счет средств бюджета городского округа. Здесь старосты сельских населенных пунктов ежеквартально получают компенсационные выплаты: им возмещают расходы, связанные со служебными поездками, оплатой услуг связи, покупкой канцтоваров. Размер компенсации устанавливает представительный орган муниципального образования (постановление администрации городского округа Мытищи Московской области от 28.04.2016 № 1474).

Органы местного самоуправления могут регулировать иные вопросы статуса сельского старосты в уставе муниципального образования или другом нормативном правовом акте представительного органа. Так, можно предоставить старостам гарантии деятельности, при условии что это не противоречит законам субъекта РФ. Эта возможность теперь предусмотрена для органа местного самоуправления частью 7 статьи 27.1 Закона № 131-ФЗ.

Когда полномочия старосты прекращаются досрочно

Полномочия старосты прекращаются досрочно по решению представительного органа муниципального образования по представлению схода граждан сельского населенного пункта.

Также полномочия старосты сельского населенного пункта прекращаются досрочно в случае (пп. 1–7 ч. 10 ст. 40 Закона № 131-ФЗ):

  • смерти;
  • отставки по собственному желанию;
  • признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
  • признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
  • вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда;
  • выезда за пределы России на постоянное место жительства;
  • прекращения российского гражданства;
  • прекращения гражданства иностранного государства — участника международного договора, в соответствии с которым россиянин с двумя паспортами имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;
  • приобретения иностранного гражданства либо получения вида на жительство в стране, не участвующей в международном договоре, в соответствии с которым россиянин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления.

Нормативно-правовые акты субъекта РФ, регулирующие вопросы деятельности сельских старост, нужно привести в соответствие с положениями Закона № 83-ФЗ до 29 октября 2018 года.

МИХАИЛ ГАЦКО, член Экспертного совета при Московской областной думе, заслуженный юрист Московской области