Методика муниципальных проектов

Тип: статья

Итоги национальной премии

7 февраля 2018 года были выбраны победители Национальной премии «Бизнес-успех» по итогам 2017 года. В рамках конкурса сотни российских городов и муниципальных районов делились опытом в сфере поддержки предпринимательства и в сфере закупок. По итогам региональных этапов конкурса было выявлено 26 лучших практик, которые и прошли в финал.

Глава Узловского района Тульской области получил статуэтку «Золотой домкрат» за победу в номинации «Лучшая практика поддержки предпринимательства и улучшения инвестиционного климата». Главный приз победителю — 1 млн руб. на развитие территории.

Впервые в истории конкурса был выбран победитель в номинации «Лучшая система закупок муниципального уровня». Им стал Новосибирск. Город был удостоен главного приза — сертификата на 500 000 руб. на развитие территории.

Спецпризами в номинации «Лучшая система закупок муниципального уровня» жюри отметило успехи еще двух муниципалитетов: Воронежа и Заиграевского района Республики Бурятии. Воронеж получил 500 000 руб. на развитие территории, а Заиграевский район — сертификат на годовое обучение местных поставщиков.

Узловский район Тульской области

В стратегии развития экономики на территории Узловского муниципального района органы местного самоуправления изначально сделали ставку на малый бизнес.

Муниципальная программа развития предпринимательства

Муниципальная программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании „Узловский район“» действует на территории района с 2002 года. Ежегодно в бюджете муниципального образования увеличиваются средства на ее финансирование: в 2015 году власти выделили 247 000 руб., в 2016-м — 316 000 руб., в 2017-м — уже 486 000 руб. Общий объем финансирования программы в 2018 году составит 500 000 руб. За 2015–2017 годы помощь получили 1457 субъектов малого и среднего предпринимательства. Из них финансовую поддержку район оказал 115 субъектам, имущественную — 472, консультационную — 823, образовательную — 47.

Финансовая поддержка

Через районный центр занятости населения в рамках программы самозанятости населения за 2015–2016 годы оказана финансовая поддержка 62 безработным. Каждый из них получил по 58 800 руб. на открытие собственного дела. В 2017 году аналогичную помощь оказали еще семи безработным. На создание бизнеса им выделено по 117 600 руб.

В 2015–2017 годах 22 субъекта малого и среднего бизнеса получили от муниципалитета по 500 000 руб.

В числе востребованных мер финансовой поддержки бизнеса — субсидирование затрат:

  • на выплату процентов по кредитам;
  • присоединение к сетям электро-, газо- и водоснабжения;
  • первый взнос при заключении договора лизинга;
  • оплату аренды помещения.

В 2017 году три предпринимателя получили по 245 000 руб. в виде субсидирования части затрат, связанных с выплатой процентов по кредитам на строительство (реконструкцию) производственных зданий, строений.

Муниципальный фонд поддержки предпринимательства

В ноябре 2003 года в Узловском районе был создан муниципальный фонд поддержки малого и среднего предпринимательства. Из него предпринимателям выделяют микрозаймы от 300 000 до 1 млн руб. на три года под 10 процентов годовых. За время существования фонда предприниматели получили 265 микрозаймов на общую сумму 84,3 млн руб. В 2017 году фонд выдал 21 заем на сумму 9,09 млн руб. На сегодня инвестиционный портфель фонда составляет 26 млн руб.

Имущественная поддержка

Имущественная поддержка оказана 104 субъектам малого бизнеса. 22 из них взяли в аренду более 2000 кв. м муниципального имущества. Четыре предпринимателя выкупили землю, находившуюся в государственной собственности. С одним предпринимателем местные власти заключили договор аренды муниципальной земли, с 77 — договоры аренды земли, находящейся в государственной собственности.

Консультационная поддержка

Предпринимателей ежедневно консультируют как сотрудники комитета экономического развития и предпринимательства районной администрации, так и специалисты муниципального фонда поддержки малого и среднего предпринимательства. В 2017 году этим видом поддержки воспользовались более 230 представителей малого бизнеса. Основные вопросы связаны с выдачей разрешительной документации на строительство, вводом объектов в эксплуатацию, подбором, выделением и межеванием земельных участков. В 2017 году администрация района выдала 13 разрешений на реконструкцию и строительство объектов для ведения предпринимательской деятельности. Девять уже введены в эксплуатацию: одна автомойка, одна автостоянка, пять торговых павильонов, один объект по ремонту автотранспорта и шиномонтажу, одно кафе.

Инфраструктура для малого бизнеса

В 2013 году в районе появился индустриальный парк «Узловая» площадью 2700 га. На его территории реализуются три инвестиционных проекта. В 2016 году была создана особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Узловая». На площади 471 га реализуются 8 инвестиционных проектов. До 2021 года здесь будет открыто около 50 предприятий и создано более 15 000 рабочих мест. Это проекты в сферах грузовых и пассажирских перевозок, услуг автосервиса и общепита.

Подготовка кадров для малого бизнеса

Органы местной власти регулярно проводят обучение представителей малого и среднего бизнеса. Самая востребованная форма — семинары, наиболее популярная тема — новое в бухгалтерском и налоговом учете. По окончании семинаров участники получают сертификаты.

В рамках популяризации предпринимательской деятельности органы местного самоуправления ежегодно организуют форум, посвященный Дню российского предпринимательства. В 2017 году в нем участвовали более 100 бизнесменов.

Ежегодно в Узловском районе проходит муниципальный конкурс «Лучший предприниматель». Жюри оценивает производственные показатели, объем уплаченных в бюджет налогов и количество созданных рабочих мест. Все участники конкурса получают дипломы, а победители — денежные вознаграждения для развития бизнеса.

ДЛЯ  СПРАВКИ:

Рост показателей малого бизнеса в Узловском районе

За 2015–2017 годы на территории Узловского района Тульской области было зарегистрировано 1144 субъекта малого бизнеса. Количество индивидуальных предпринимателей за этот период увеличилось на 28 процентов, а поступление налоговых платежей в местный бюджет — на 35 процентов.

В 2017 году в качестве индивидуальных предпринимателей зарегистрированы 374 человека, что на 18,4 процента больше, чем в 2016 году. Фонд начисленной заработной платы на малых предприятиях в 2017 году составил более 418 млн руб., что на 8,5 процента больше, чем в 2016 году.

За 3 года инвестиции в основной капитал увеличились в 10 раз. В 2015 году объем таких инвестиций составил 2,2 млрд руб., в 2016 году — 3,6 млрд руб., в 2017 году — 10,3 млрд руб.

НОВОСИБИРСК

Система муниципальных закупок Новосибирска — это группа взаимосвязанных инструментов для обеспечения процесса закупок. В нее входят:

  • городской сайт «Муниципальные закупки»;
  • муниципальная информационная система «Управление закупками города Новосибирска»;
  • правовая база — муниципальные нормативно-правовые акты в сфере закупок;
  • отраслевые уполномоченные органы в сфере закупок;
  • система подготовки специалистов в сфере закупок.

В системе муниципальных закупок Новосибирска 735 заказчиков. Из них казенных учреждений и структурных подразделений мэрии — 394, бюджетных учреждений — 315, муниципальных унитарных предприятий — 26.

Сайт «Муниципальные закупки»

95процентов закупок в системе муниципальных закупок заказчики осуществляют самостоятельно, 5 процентов — через отраслевые уполномоченные органы.

Мэрия Новосибирска создала сайт «Муниципальные закупки» — zakaz.novo-sibirsk.ru — как инструмент информационной и консультационной поддержки заказчиков и поставщиков. На сайте размещают информацию об изменениях законодательства в сфере муниципальных закупок, примерные формы документов для заказчиков и поставщиков, формы отчетов, информацию о результатах контроля. Здесь публикуют объявления о мероприятиях в сфере закупок: семинарах, круглых столах, форумах. Информация постоянно обновляется.

Также на сайте представлены все необходимые для закупочной деятельности ссылки: на общероссийский сайт для размещения информации о закупках, государственную информационную систему в сфере закупок Новосибирской области, официальный сайт ФАС, федеральный реестр государственных контрактов, реестр недобросовестных поставщиков.

МИС «Управление закупками города Новосибирска»

Муниципальная информационная система «Управление закупками города Новосибирска» — zakupki.dfnp-nsk.ru — была создана в 2016 году. Положение о ней мэрия утвердила постановлением от 30.12.2016 № 6161. Оператор системы — департамент финансов и налоговой политики мэрии Новосибирска.

МИС «Управление закупками города Новосибирска» содержит:

  • планы закупок;
  • планы-графики закупок;
  • информацию о закупках и исполнении контрактов;
  • отчеты заказчиков, предусмотренные Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ;
  • запросы пользователей региональных и муниципальных систем, в том числе запросы цен товаров, работ, услуг, предусмотренные частью 5 статьи 22 Закона № 44-ФЗ;
  • информацию о результатах контроля, предусмотренную частью 5 статьи 99 Закона № 44-ФЗ.

Правовая база

Муниципальная правовая база регулирует закупочную деятельность.

Решением Совета депутатов города Новосибирска от 26.02.2014 № 1051 определен уполномоченный орган в сфере закупок — мэрия города Новосибирска. Она определяет поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков — казенных и бюджетных учреждений, подведомственных отраслевым и территориальным органам мэрии.

Также мэрия города утвердила муниципальные нормативно-правовые акты:

  • о планировании закупок (постановления от 29.12.2014 № 11523 и от 19.01.2015 № 232);
  • контроле в сфере закупок (постановления от 15.12.2016 № 5755, от 30.12.2016 № 6161, от 04.04.2014 № 2883);
  • нормировании закупок (постановления от 15.12.2015 № 7136, от 15.06.2016 № 2510, от 15.06.2016 № 2509);
  • банковском сопровождении закупок (постановление от 14.07.2014 № 5996).

·Система подготовки кадров

  • Система подготовки кадров для закупочной деятельности в Новосибирске включает мероприятия и проекты для заказчиков и поставщиков. Это учебные семинары, круглые столы, тематические совещания с участием представителей бизнеса, заказчиков, контрольных и надзорных органов власти.
  • Также в городе запущен образовательный проект в сфере конкурентных закупок для субъектов малого и среднего предпринимательства под названием «Поставщик, стань экспертом в сфере закупок». Проект насчитывает более 1500 участников. Набор участников проводится ежемесячно. Из 1000 выпускников 42 процента стали победителями конкурентных процедур.

ДЛЯ СПРАВКИ:

Динамика объема закупок в 2015–2017 годах

2015 г

2016 г

2017 г

Объем закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства и социально ориентированных
некоммерческих организаций (СОНО) (млрд руб.)
1712,3
1344,4
2135,2
Заключено контрактов с субъектами малого и среднего предпринимательства и СОНО
2182
2124
2872
Количество заявок, поданных субъектами малого и среднего предпринимательства и СОНО
7853
7853
9694

Экономия на закупках

Новосибирск экономит средства за счет централизации и автоматизации закупочного процесса, выбора лучших предложений поставщиков. Перевод закупок в форму электронного аукциона мотивирует даже опытных поставщиков на поиск внутренних резервов для снижения цен или уменьшения совокупной цены закупки за счет лучших условий.

Экономия денежных средств по результатам закупочных процедур среди субъектов малого и среднего предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в 2017 году составила 263,5 млн руб. Из этой суммы на электронный конкурс пришлось 85,6 процента, на запрос котировок — 5,5 процента, на открытый конкурс — 8 процентов, на конкурс с ограниченным участием — 0,9 процента.

Экономия в результате проведения конкурентных процедур в 2015 году составила 506,3 млн руб., в 2016 году — 485,9 млн руб., в 2017 году — 563,5 млн руб. Если посмотреть на структуру закупок в 2017 году, то экономия по электронному аукциону составила 481,5 млн руб., по открытому конкурсу — 59 млн руб., по запросу котировок — 23 млн руб.

Таблица. Структура конкурентных закупок в 2015–2017 годах, %

Способ закупки

2015 год

2016 год

2017 год

Электронный аукцион
59,6
86,9
93,7
Открытый конкурс
39,0
11,6
3,5
Конкурс с ограниченным участием
— 
— 
0,8
Запрос котировок
1,4
0,03
2

Конкурентные механизмы в закупках легче всего реализуются за счет современных IT-инструментов. Автоматизация торгово-закупочного процесса обеспечивает снижение трудозатрат на бумажные согласования и телефонные переговоры, экономит время.

Практика показывает, что повышение прозрачности используемых средств для организации процесса закупок и самой закупочной деятельности, контроль в этой сфере также дают существенную экономию.

В 2016 году мэрия Новосибирска создала комитет по контролю в сфере закупок (постановление от 09.08.2016 № 3585). Это структурное подразделение Департамента финансов и налоговой политики города Новосибирска. Комитет осуществляет контроль за соблюдением федерального, регионального и муниципального законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг. Плановые и внеплановые проверки помогают муниципалитету добиваться более эффективного использования бюджетных средств, получать более качественные и конкурентоспособные товары и услуги для обеспечения муниципальных нужд.

НА ЗАМЕТКУ:

Воронеж — спецпризер Национальной премии «Бизнес-успех»

Воронеж стал спецпризером премии в номинации «Лучшая система закупок муниципального уровня». Управление муниципальных закупок Воронежа за период с 2014 по 2017 год полностью централизовало закупочную деятельность: все конкурентные процедуры проводит уполномоченный орган. Автоматизация позволила превратить процесс размещения закупок в единый автоматизированный цикл, внедрить электронную систему документооборота между заказчиками, главными распорядителями бюджетных средств, финансовым и уполномоченным органами. Все это помогает экономить бюджетные средства (более 1,4 млрд руб. за 2014–2017 годы).

Комиссии по осуществлению закупок соблюдают требования конкурентного законодательства. За 2017 год ни одна жалоба в УФАС по Воронежской области не была признана обоснованной.

НИКОЛАЙ ТЕРЕХОВ, глава администрации муниципального образования «Узловский район» Тульской области АНАТОЛИЙ ЛОКОТЬ, мэр города Новосибирска