Определите структуру инвестиционного паспорта
Одно из направлений инвестиционной политики любого муниципалитета — маркетинг территории, улучшение ее инвестиционного имиджа. Одна из главных задач маркетинга — создание информационного поля, необходимого инвесторам для принятия решений. Один из наиболее эффективных маркетинговых инструментов — инвестиционный паспорт муниципального образования.
Инвестиционный паспорт муниципального образования — это комплексный информационный документ, рассчитанный на конкретную аудиторию — потенциальных инвесторов. Он нужен муниципалитету, чтобы заявить о себе как о партнере для участия в инвестиционной деятельности и оказать информационную поддержку местным предприятиям. Если к разработке этого документа подойти поверхностно, муниципалитет не сможет привлечь инвесторов.
Чтобы этого не произошло, нужно тщательно продумать все структурные разделы паспорта, а также вопросы обновления информации в нем.
Практика показывает, что для потенциальных инвесторов представляет интерес информация из следующих разделов паспорта.
1. Общие сведения о муниципальном образовании.
2. Параметры социально-экономического развития муниципалитета, такие как уровень жизни, экономика, местный бюджет, рынок труда, качество городской среды.
3. Перспективы развития муниципалитета, в том числе прогнозные характеристики, планы развития.
4. Инфраструктура, включая транспорт, телекоммуникации, финансовый сектор, рынок недвижимости, производственную, инженерную, научно-образовательную, социальную инфраструктуру, гостиничное хозяйство.
5. Нормативно-правовые акты, регламентирующие инвестиционный процесс.
6. Процедуры организации бизнеса.
7. Предложения по инвестиционным проектам.
8. Контактная информация.
Рекомендуем муниципалитетам включать в инвестиционный паспорт именно эти разделы.
При наполнении разделов придерживайтесь рекомендаций
1. Привлеките к разработке паспорта и сбору информации заинтересованных лиц и экспертов. Это могут быть региональные и местные агентства экономического развития, бизнес-ассоциации.
Разрабатывайте паспорт в тесном партнерстве с местными предприятиями, малым бизнесом, потенциальными инвесторами. Полезными партнерами могут стать преподаватели и студенты экономических факультетов высших учебных заведений. Задействуйте их в сборе и анализе информации о состоянии экономики муниципального образования, оценке издержек на ведение бизнеса, потенциальной результативности и эффективности проектов.
2. Используйте рекламный подход. Цель разработки паспорта — не просто освещать ситуацию в муниципальном образовании, а содействовать привлечению инвестиций. Поэтому данный документ должен быть ориентирован на конкретную аудиторию — потенциальных инвесторов. Следовательно, при его составлении придерживайтесь рекламного подхода. Он обязывает сохранять объективность подачи информации о муниципальном образовании, но при этом делать акцент на его сильных сторонах, способных заинтересовать потенциального инвестора.
3. Подробно опишите активы, которые предлагаете потенциальным инвесторам. В качестве таких активов могут выступать земельные участки, строения, сооружения, инженерная инфраструктура, оборудование.
4. Излагайте информацию ясным, доступным языком. Избегайте узкоспециальной или научной лексики. Если это невозможно, поясняйте значение терминов. Аббревиатуры, за исключением общеизвестных, расшифровывайте.
Постарайтесь использовать привычный для потенциальных инвесторов стиль подачи информации. Не забывайте, что он может различаться для российских и иностранных, крупных и средних инвесторов. Чтобы уяснить эти различия, ознакомьтесь с удачными образцами инвестиционных паспортов российских и иностранных муниципальных образований.
5. Соблюдайте баланс фактов и комментариев. Уход в любую из крайностей приведет к недостаточной информативности или к избыточной описательности, «размытости» документа.
6. Не перегружайте паспорт избыточной информацией. Важно оставить тот ее минимум, который представляет реальный интерес для инвесторов, связанный прежде всего с условиями ведения бизнеса. Например: наличие и квалификация кадров, производственные издержки, транспортная доступность.
7. Размещайте только актуальную информацию. Данные трехлетней давности — уже устаревшие. Определите, кто и как будет обновлять информацию в инвестиционном паспорте.
8. При разработке ориентируйтесь на электронный формат. Инвестиционный паспорт в электронном формате представляет собой последовательный набор страниц, соединенных гиперссылками в соответствии с логикой изложения информации. Опубликуйте паспорт на официальном сайте муниципального образования. Разместите гиперссылку на главной странице сайта, чтобы потенциальным инвесторам было легко найти документ.
Примерный макет инвестиционного паспорта мы привели в конце статьи.
Рекомендуем использовать макет для разработки своего документа. При необходимости дополните его другой информацией, которая отражает специфику вашего муниципального образования.
НА ЗАМЕТКУ:
Организуйте обновление информации
Чтобы инвесторы всегда имели доступ к актуальным данным, организуйте мониторинг информации о состоянии экономики муниципального образования, социальной сферы и бизнес-среды. Наладьте периодический сбор статистической информации и ее анализ. Эту работу можно поручить сотрудникам экономических подразделений местной администрации. Они же могут вести базы данных по инвестиционным площадкам и объектам. Если вы утвердили программу поддержки инвесторов, внесите в паспорт информацию о мерах, которые предусмотрены такой программой в текущем году.