Добровольная пожарная охрана обеспечит пожарную безопасность на территориях и объектах

Тип: статья

Полномочия органов местной власти

Добровольная пожарная охрана — это социально ориентированные общественные объединения, которые участвуют в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ (Федеральный закон от 06.05.2011 № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране»). Их создают по инициативе физических лиц и (или) юридических лиц — общественных объединений. К полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности относится создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах (ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»).

Подразделения добровольной пожарной охраны можно создавать как на территории муниципального образования, так и на отдельных объектах, расположенных на ней. Орган местного самоуправления не вправе быть учредителем территориального или объектового общественного объединения пожарной охраны. Но он может выступить с такой инициативой, а создадут подразделение местные жители с активной гражданской позицией.

Рекомендация

Организуйте деятельность добровольных пожарных на отдаленных от подразделений государственной противопожарной службы территориях

Пример 1. В Сочи после трагедии в Кемерово решили создать пожарные дружины из сотрудников торговых центров. Это совместное решение руководителей торговых центров и органов местной власти. Для волонтеров организовали специальное обучение. Во всех крупных торговых центрах провели совместные учения, которые выявили слабые места в системе противопожарной безопасности торговых объектов.

Территориальные подразделения добровольной пожарной охраны

Чтобы создать территориальное подразделение добровольной пожарной охраны, достаточно провести собрание инициативных граждан. Их должно быть не менее трех. Орган местной власти может не только выступить инициатором этой работы, но и оказать содействие добровольным пожарным.

Органы местного самоуправления также могут разработать муниципальную нормативно-правовую базу для поддержки деятельности объединений добровольной пожарной охраны. В таких муниципальных правовых актах можно конкретизировать нормы Закона № 100-ФЗ.

Документ

Порядок взаимодействия профессиональных и добровольных пожарных определен приказом МЧС от 02.04.2018 № 135

Государственная регистрация созданного общественного объединения в ЕГРЮЛ не обязательна (ч. 10 ст. 6 Закона № 100-ФЗ). Внесите сведения о новом территориальном объединении в реестр общественных объединений пожарной охраны.

Каждого участника общественного объединения пожарной охраны нужно зарегистрировать в реестре добровольных пожарных. Для регистрации в реестрах руководитель общественного объединения пожарной охраны подает в главное региональное управление МЧС по месту жительства соответствующее заявление. Регистрация бесплатна. После нее общественное объединение приобретает легальный статус территориальной добровольной пожарной команды или дружины.

Объектовые подразделения добровольной пожарной охраны

Создание объектовых добровольных пожарных команд и дружин поможет муниципалитету предотвратить трагедии, подобные той, что произошла в Кемерово. Как следует из материалов пресс-конференции с участием специалистов МЧС, в торгово-развлекательном центре «Зимняя вишня» имелись системы противопожарной автоматики и достаточное количество эвакуационных выходов. Но при этом были нарушены правила противопожарного режима. Автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения не работали, часть эвакуационных выходов была заблокирована, а организация эвакуационных мероприятий — не выполнена.

Объектовые добровольные пожарные дружины призваны обеспечивать пожарную безопасность на объектах и не допускать таких нарушений. В их обязанности входит проверка работоспособности систем противопожарной автоматики. Добровольные пожарные проводят тренировки по отработке планов эвакуации, а также поддерживают в нормативном состоянии эвакуационные пути и выходы из зданий.

Полезно знать

С материалами пресс- конференции, посвященной трагедии в ТРЦ «Зимняя вишня» в Кемерово, можно ознакомиться на официальном сайте МЧС:                                             mchs.gov.ru/dop/info/smi/news/item/33629776

Добровольные пожарные дружины можно организовывать на объектах различных форм собственности: в частных торгово-развлекательных центрах, на предприятиях, в муниципальных учреждениях и т. д. Создать объектовое подразделение добровольной пожарной дружины можно в том же порядке, что и территориальное. Права и обязанности участников и членов подразделения закрепите в его документе — уставе или положении.

Объектовое подразделение добровольной пожарной охраны могут учредить физические лица из числа работников организации с согласия ее руководителя или собственника имущества.

Органы местного самоуправления могут:

  • организовывать взаимодействие с руководителями объектов на территории муниципальных образований;
  • выступать с предложениями о создании подразделений добровольной пожарной охраны на таких объектах;
  • принимать участие в мероприятиях, которые проводит подразделение.

На заметку

В чем отличие добровольной пожарной команды от добровольной пожарной дружины

Добровольная пожарная дружина, как и добровольная пожарная команда, — это территориальное или объектовое подразделение добровольной пожарной охраны, которое участвует в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ. Добровольную пожарную дружину оснащают только первичными средствами пожаротушения и мотопомпами. А у добровольной пожарной команды должны быть пожарные автомобили и приспособленные для тушения пожаров технические средства.

Полезно знать:

Добровольные пожарные обязаны обладать необходимыми пожарно-техническими знаниями и нести службу по графику

Направления деятельности подразделений добровольной пожарной охраны

Основное направление деятельности подразделений добровольной пожарной охраны — это участие в профилактике, тушении пожаров, проведении аварийно-спасательных работ, оказании первой медицинской помощи пострадавшим. Однако возможны и иные формы их деятельности. Например, организация работы добровольных дружин юных пожарных в муниципальных общеобразовательных учреждениях. Дети могут не только стать помощниками пожарных, но и повысить свой уровень культуры безопасного поведения.

Полезно знать:

Органы местного самоуправления могут предусмотреть в муниципальных правовых актах различные меры поддержки добровольных пожарных

Пример 2. После трагедии в Кемерово ученики МЧС-класса города Красноярска сняли видеоролик о правилах спасения людей из горящих зданий. Цель — напомнить жителям городов о том, как вести себя на пожаре. Самое страшное — это паника и равнодушие. Если люди поддаются панике, будущие спасатели советуют привести их в чувство. Находящийся в состоянии аффекта человек не может правильно действовать в чрезвычайной ситуации. С гиперактивной реакцией или состоянием апатии поможет справиться, например, пощечина.

В чрезвычайной ситуации нужно не только подумать о собственной безопасности, но и постараться помочь окружающим. Если пожар застал людей в кинозале, то эвакуация начинается с последних рядов. Из торговых центров первыми нужно вывести находящихся в игровых зонах детей, далее оказать помощь пожилым людям и инвалидам. Ребята также советуют не проходить мимо помещений, а заглядывать в них. Там могут оказаться пострадавшие. Нужно помочь им выйти или уведомить спасателей о том, что в здании остались люди. В случае задымления ученики МЧС-класса рекомендуют прикрыть рот и нос влажной тряпкой и следовать к выходу сильно нагнувшись либо на корточках. Выбравшись на улицу, нужно как можно скорее убрать с парковки свой автомобиль. Лишние транспортные средства возле здания затрудняют подъезд спецтехники.

Чтобы внести свой вклад в обеспечение безопасности, по мнению школьников, не нужна чрезвычайная ситуация. Если в торговом центре нет огнетушителей и планов эвакуации или загроможден эвакуационный выход, необходимо обратиться к сотрудникам центра и сообщить о нарушении в надзорные органы.

Муниципалитеты могут инициировать создание добровольных дружин юных пожарных и поддерживать их деятельность.

Для справки: Новый ГОСТ

1 мая 2018 года вступил в силу ГОСТ Р 57974–2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Производственные услуги. Организация проведения проверки работоспособности систем и установок противопожарной защиты зданий и сооружений. Общие требования» (приказ Росстандарта от 21.11.2017 № 1794-ст). По новому ГОСТу проверку работоспособности систем противопожарной защиты организует собственник объекта защиты или лицо, владеющее им на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании (руководитель). Цель проверки — определить, работают ли системы противопожарной защиты и можно ли продлить срок их эксплуатации. Проверять системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией нужно не реже одного раза в квартал. Проверка работоспособности систем противодымной защиты, автономных и автоматических установок пожаротушения, а также внутреннего противопожарного водопровода проводится не реже одного раза в полгода. График проведения плановых проверок работоспособности систем утверждает руководитель организации. Новый ГОСТ применяется на добровольной основе (письмо МЧС от 19.03.2018 № 91-1080-19).

Поддержка со стороны муниципалитетов

Органы местного самоуправления вправе за счет средств местных бюджетов:

Рекомендация

Размер материального стимулирования устанавливается в зависимости от объема средств, предусмотренных на содержание добровольной пожарной дружины, и личного вклада добровольных пожарных в результаты ее деятельности реализовывать меры поддержки деятельности добровольных пожарных, в том числе меры правовой и социальной защиты (ст. 5 Закона № 100-ФЗ);

  • участвовать в финансовом и материально-техническом обеспечении деятельности подразделений добровольной пожарной охраны, формировании их имущества (ст. 11, 12 Закона № 100-ФЗ);
  • осуществлять материальное стимулирование деятельности добровольных пожарных (ст. 16 Закона № 100-ФЗ);
  • осуществлять личное страхование добровольных пожарных на период исполнения ими своих обязанностей (ст. 17 Закона № 100-ФЗ);
  • возмещать расходы, связанные с использованием личного транспорта для выполнения задач добровольной пожарной охраны либо проездом на всех видах общественного транспорта (кроме такси) к месту пожара и обратно;
  • обеспечивать бесплатное питание добровольных пожарных и работников добровольной пожарной охраны в период исполнения ими своих обязанностей;
  • устанавливать гарантии правовой и социальной защиты членов семей добровольных пожарных, в том числе в случае их гибели в период исполнения ими своих обязанностей (ст. 19 Закона № 100-ФЗ).

Федеральные и региональные льготы и компенсации добровольным пожарным

Когда участники и члены подразделения добровольной пожарной охраны приобретают статус добровольных пожарных, на них распространяются федеральные, региональные и муниципальные льготы. Федеральный законодатель предоставляет добровольным пожарным следующие льготы и компенсации, предусмотренные Законом № 100-ФЗ:

  • ежегодный дополнительный отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до 10 календарных дней по заявлению добровольного пожарного;
  • ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью три календарных дня по решению работодателя;
  • право без конкурса поступить в пожарно-техническое образовательное учреждение при условии успешного прохождения вступительных испытаний. Без конкурса зачисляют добровольных пожарных, сведения о которых содержатся в реестре добровольных пожарных три года и более;
  • материальное стимулирование. Его формы и размеры устанавливает учредитель общественного объединения добровольной пожарной охраны по представлению руководителя добровольной пожарной дружины.

В каждом субъекте РФ органы государственной власти приняли региональные законы о льготах и социальных гарантиях добровольным пожарным. Эти документы регламентируют вопросы предоставления компенсаций пожарным, которые получили увечья при исполнении обязанностей, и ответственности за инциденты на пожарах.

Обучением добровольцев занимаются главные управления МЧС по субъектам РФ. Они оказывают содействие в вопросах подготовки добровольцев, как правило, на безвозмездной основе на базе учебных центров и пунктов федеральной противопожарной службы.

ДМИТРИЙ СОЛОВЬЕВ, завкафедрой «Техносферная безопасность и транспортно-технологические машины» ФГБОУ ВО «Саратовский ГАУ», д. т. н., профессор АЛЕКСЕЙ ЕВДОКИМОВ, ассистент кафедры «Техносферная безопасность и транспортно-технологические машины» ФГБОУ ВО «Саратовский ГАУ», к. ю. н.