Цели и содержание нового закона
С 30 декабря 2018 года организация дорожного движения и парковок будет регулироваться Федеральным законом от 29.12.2017 № 443-ФЗ. Прежде в России не было закона, который устанавливал бы требования в этой сфере. Законом № 443-ФЗ:
- введены новые термины и понятийный аппарат;
- установлены основные принципы организации дорожного движения и основные параметры дорожного движения в России (см. таблицу);
- разграничены полномочия органов власти всех уровней в области организации дорожного движения;
- обозначены права и обязанности субъектов, обеспечивающих организацию дорожного движения;
- установлены новые требования при выполнении работ по ремонту участков дороги;
- предусмотрено ведение реестра парковок общего пользования;
- установлены требования к документации по организации дорожного движения;
- определены требования к парковкам;
- установлен государственный контроль в области организации дорожного движения.
Мы ожидаем, что Закон № 443-ФЗ поможет повысить качество транспортных услуг, улучшить экологическую обстановку, наладить эффективное взаимодействие между владельцами дорог и теми, кто этими дорогами пользуется. Повышение пропускной способности за счет организации дорожного движения позволит решить проблемы перегрузки автодорог, снизить потери средств и времени.
Таблица. Основные принципы организации дорожного движения и основные параметры дорожного движения в России
Основные принципы организации |
Основные параметры дорожного движения * |
Приоритет безопасности дорожного движения по отношению к потерям времени при движении транспортных средств или пешеходов |
Интенсивность дорожного движения
|
Приоритет развития транспорта общего пользования |
Состав транспортных средств и их средняя скорость |
Создание условий для движения пешеходов и велосипедистов |
Плотность дорожного движения |
Обеспечение экологической безопасности |
Пропускная способность дороги |
Достоверность и актуальность информации о мероприятиях по организации дорожного движения, своевременность ее публичного распространения |
Параметры эффективности организации дорожного движения, характеризующие потерю времени в движении транспортных средств или пешеходов |
* Порядок определения основных параметров дорожного движения при организации дорожного движения, порядок ведения их учета до вступления в силу Закона № 443-ФЗ установит Правительство.
Полномочия органов местного самоуправления
К компетенции органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов и городских поселений в области организации дорожного движения отнесены:
- установка, замена, демонтаж и содержание технических средств организации дорожного движения;
- организация и мониторинг дорожного движения в соответствии с его основными параметрами;
- ведение реестра парковок общего пользования.
Полезно знать:
Первоначально законопроект позволял местным властям вводить платный въезд в населенные пункты или на определенные территории. Но после доработки ко второму чтению данная норма исчезла.
Осуществляйте эти полномочия на автодорогах общего пользования местного значения. Эти же полномочия в границах сельских поселений исполняют органы местной власти муниципальных районов. Регион может закрепить данные полномочия и за самим сельским поселением. Кроме того, субъекты РФ могут наделять органы местной власти полномочиями по установке, замене, демонтажу и содержанию технических средств организации дорожного движения на автодорогах регионального или межмуниципального значения, а также по ведению реестра парковок, расположенных на этих автодорогах. Федеральным законом можно передать на местный уровень полномочия по организации и мониторингу дорожного движения, установке, замене, демонтажу и содержанию технических средств его организации на дорогах федерального значения (ч. 3 ст. 5, ч. 3 ст. 6 Закона № 443-ФЗ). Наделение полномочиями происходит одновременно с передачей средств для их исполнения (ч. 2 ст. 132 Конституции, ст. 83 БК). Органы местного самоуправления, уполномоченные в области организации дорожного движения, обязаны принимать меры по обеспечению эффективности организации дорожного движения на автодорогах местного значения (ч. 3 ст. 11 Закона № 443-ФЗ). А именно:
Рекомендация
Организуйте парковки и парковочные места. Развивайте инфраструктуру для велосипедистов
- управлять распределением транспортных средств, в том числе разделять их движение на однородные группы по категориям, скорости и направлению движения, распределять транспорт по времени движения;
- повышать пропускную способность дорог;
- оптимизировать циклы светофорного регулирования, управлять светофорными объектами;
- координировать работу светофоров в границах территорий, определенных в документации по организации дорожного движения;
- развивать инфраструктуру в целях обеспечения движения пешеходов и велосипедистов, в том числе строить и обустраивать пешеходные переходы;
- вводить приоритет в движении маршрутных транспортных средств;
- развивать парковочное пространство за пределами дорог;
- вводить временные ограничения или прекращать движение транспортных средств.
Временные ограничения на движение могут касаться всех транспортных средств или только определенных видов, категорий, экологического класса, наполненности пассажирами. Можно вводить такие ограничения в отдельные дни или в определенное время суток.
Прежде чем ввести ограничения или прекратить дорожное движение, проинформируйте его участников как минимум за месяц. Реализуйте компенсационные мероприятия. Например:
- повысьте качество работы маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа;
- откройте новые маршруты регулярных перевозок или увеличьте провозные возможности действующих маршрутов.
На заметку:
Как повысить пропускную способность дорог
Чтобы повысить пропускную способность дорог, устраняйте условия, которые способствуют созданию помех для дорожного движения или создают угрозу его безопасности. Для этого в зависимости от ситуации сформируйте кольцевые пересечения и примыкания дорог, проведите реконструкцию перекрестков и строительство транспортных развязок. По возможности обустройте остановочные пункты заездными карманами или переходно-скоростными полосами.
Документация по организации дорожного движения
Полезно знать:
Органы местного самоуправления вправе разрабатывать и утверждать своими решениями комплексные схемы организации дорожного движения для территорий нескольких муниципальных образований с общей границей.
Муниципальную документацию по организации дорожного движения на автодорогах местного значения органы местной власти разрабатывают на основе документов территориального планирования, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры, результатов исследований и статистической информации. В состав документации включаются комплексные схемы организации дорожного движения и (или) проекты организации дорожного движения.
Комплексные схемы организации дорожного движения
Органы местного самоуправления разрабатывают и утверждают комплексные схемы организации дорожного движения для территории или части территории муниципального района, городского округа, городского поселения.
Схемы утверждают для дорог и (или) их участков на территории одного или нескольких муниципальных образований либо их частей с общей границей с численностью населения свыше 10 000 жителей и (или) на территории одного региона. Срок действия схем — не менее 15 лет. Если на территории действует документ стратегического планирования, утвердите схему на срок его действия.
Полезно знать:
Корректируйте комплексные схемы организации дорожного движения каждые пять лет с учетом дорожно- транспортной ситуации
Органы местной власти должны согласовать муниципальные комплексные схемы организации дорожного движения:
- с органами местной власти соседних муниципальных районов, городских округов или городских поселений;
- органом государственной власти субъекта РФ, уполномоченным в области организации дорожного движения;
- федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, либо подведомственными ему государственными учреждениями при наличии на территории, в отношении которой разработана схема, автодорог федерального значения;
- органами и организациями, перечень которых установлен нормативным правовым актом субъекта РФ.
Разместите утвержденные схемы организации дорожного движения на сайте органа местного самоуправления.
Проекты организации дорожного движения
Внимание:
Корректируйте проекты организации дорожного движения на период эксплуатации дорог или повторно утверждайте один раз в три года.
Проекты организации дорожного движения органы местной власти разрабатывают на определенный срок. Например, на период эксплуатации дорог или на время действия ограничений либо запрета на движение транспортных средств сроком более одних суток. Кроме того, такие проекты разрабатывают для маршрутов или участков маршрутов движения крупногабаритных транспортных средств.
Проекты организации дорожного движения на период введения временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по дорогам разрабатываются:
- при строительстве, реконструкции или ремонте дорог;
- проведении строительных, ремонтных работ, влияющих на движение транспортных средств;
- проведении публичных и массовых мероприятий;
- повышенной интенсивности дорожного движения в выходные и нерабочие праздничные дни или накануне их, а также в часы максимальной загрузки автодорог.
На заметку:
Новые требования к организации движения в период ремонта дорог
С 30 декабря 2018 года будут действовать новые требования к организации дорожного движения при выполнении работ по реконструкции, капитальному ремонту, ремонту участка дороги. Так, проезжую часть можно будет закрыть для проезда не более чем на 50 процентов. Если необходимо перекрыть больше, обеспечьте объезд. Ограждения можно будет установить не раньше чем за три календарных дня до начала работ. Если вы не определите сроки выполнения работ в договоре с подрядчиком, установка ограждений будет незаконной.
Внимание:
Органы местной власти обязаны вести реестр парковок общего пользования на автодорогах местного значения. Вносите в него информацию о любых парковках, вне зависимости от их назначения и формы собственности.
Требования к парковкам общего пользования
Решение о создании общедоступной парковки на территории общего пользования, застроенной многоквартирными домами, принимают органы местной власти. При выборе места для нее соблюдайте положения утвержденной документации по планировке территории. Учитывайте мнения собственников помещений в данных многоквартирных домах (ч. 2 ст. 12 Закона № 443-ФЗ). Порядок выявления и учета мнения установите в муниципальном правовом акте.
Парковку общего пользования можно разместить на части автодороги и (или) территории, примыкающей к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде, мосту. Можно обустроить парковку в здании, строении или сооружении либо в части здания, строения, сооружения. Размещайте парковки с учетом обеспечения экологической безопасности. Выделяйте на них места для транспортных средств, управляемых инвалидами.
Требования к платным парковкам
Территория, на которой организована платная парковка, должна быть обозначена дорожными знаками и дорожной разметкой, оборудована автоматизированной системой оплаты в наличной или безналичной форме. Орган местной власти обязан сообщить населению, что планирует создать и использовать платные парковки на территории муниципального образования. За 30 дней до начала пользования платными парковками разместите информацию в СМИ, где публикуете муниципальные нормативные правовые акты, или на своем официальном сайте. Объясните гражданам, почему возникла необходимость обустроить платные парковки. Укажите:
- дату начала пользования платными парковками;
- предполагаемые зоны платных парковок;
- порядок пользования платными парковками;
- размер и порядок оплаты пользования парковками.
Размер платы определяет владелец парковки. Запрещено брать деньги на платных парковках с транспорта, который оперативные службы используют в связи со служебной необходимостью. Это правило касается машин пожарной охраны, полиции, скорой помощи, аварийно-спасательных служб, военной автоинспекции, военной полиции, Росгвардии, Следственного комитета.
Субъект РФ может запретить платные парковки на территориях, прилегающих к спортивным объектам, зданиям, в которых размещены образовательные или медицинские организации, организации культуры, органы власти, организации, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, а также на территориях, относящихся к общему имуществу собственников МКД. Также региональный законодатель может установить часы и дни, когда платные парковки на землях в муниципальной собственности используются бесплатно.