Новые правила организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде

Тип: статья

Органы местного самоуправления имеют право заниматься организацией работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде. Это предусмотрено в пункте 2 статьи 80.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ. При организации работ муниципалитет обязан соблюдать Правила, которые Правительство утвердило в мае 2018 года (постановление от 04.05.2018 № 542).

В Правилах № 542 законодатель установил:

  • порядок организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде;
  • требования к содержанию проекта работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде;
  • порядок разработки и согласования проекта;
  • механизм контроля за выполнением работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде;
  • порядок приемки выполненных работ.

Отметим, что Правительство сформулировало пункт 2 Правил № 542 как прямое предписание для органов местного самоуправления организовать работы по ликвидации накопленного вреда на объектах, включенных в государственный реестр. Это положение Правил № 542 противоречит вышестоящему акту — Закону № 7-ФЗ, которым предусмотрено право на организацию таких работ.

НА ЗАМЕТКУ: Зачем нужны новые правила

Впервые понятия «накопленный вред окружающей среде» и «объекты накопленного вреда окружающей среде» были введены в Закон № 7-ФЗ Федеральным законом от 03.07.2016 № 254-ФЗ. Тогда же в Законе № 7-ФЗ появилась новая глава — XIV.1. В ней законодатель закрепил комплекс административных процедур и полномочий органов власти федерального, регионального и муниципального уровней в сфере ликвидации накопленного вреда окружающей среде. Правила организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде детализируют положения главы XIV.1 Закона № 7-ФЗ.

Кто и на каких объектах организует работы

Организовать работы нужно только на объектах, включенных в государственный реестр. Чтобы их выявить, муниципалитет проводит инвентаризацию и обследование территорий и акваторий, где в прошлом осуществлялась какая-либо деятельность и (или) были расположены бесхозяйные объекты капитального строительства, объекты размещения отходов. Затем подает в Минприроды заявление с просьбой включить выявленные объекты в реестр объектов накопленного вреда окружающей среде. Министерство включит объект в реестр и затем в течение 30 рабочих дней присвоит ему категорию (приказ от 04.08.2017 № 435). Сейчас в списке, размещенном на сайте Минприроды, 99 объектов накопленного вреда окружающей среде в различных регионах России.

Работы по ликвидации накопленного вреда окружающей среде могут организовать не только органы местного самоуправления, но и региональные органы государственной власти. В Правилах № 542 Правительство не уточнило, как распределяются полномочия по организации этих работ. Неясно, должен ли орган местного самоуправления организовать работы, если он не обращался в Минприроды и объект был внесен в реестр по заявлению регионального органа власти.

Что делать, если на организацию работ не хватает средств

Ни в Законе № 7-ФЗ, ни в Правилах № 542 не урегулированы вопросы финансирования работ, связанных с ликвидацией накопленного вреда окружающей среде. Регионы могут получать из федерального бюджета субсидии в рамках государственной программы «Охрана окружающей среды» на 2012–2020 годы (постановление Правительства от 13.08.2016 № 790). У муниципальных образований такого источника средств нет. Частично проблему можно решить на уровне регионального законодательства. Органы государственной власти субъекта РФ имеют право предусмотреть в региональном законе межбюджетные трансферты на финансирование работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде на уровне муниципалитета.

В пункте 2 Правил № 542 указано единственное основание для органов местного самоуправления начать организацию работ — включение объекта в реестр. В то же время пунктом 2 статьи 80.1 Закона № 7-ФЗ предусмотрена не обязанность, а право муниципалитета организовывать эти работы. При таком подходе орган местного самоуправления может избежать организации затратных работ, если не будет сам выявлять и оценивать объекты накопленного вреда.

Формулировка пункта 2 статьи 80.1 Закона № 7-ФЗ допускает пассивное ожидание. Но такой подход может негативно повлиять на качество и результативность решения задачи ликвидации накопленного вреда окружающей среде. Рекомендуем требовать компенсации у юридических и физических лиц, которые причинили вред окружающей среде. Такая возможность предусмотрена статьей 77 Закона № 7-ФЗ. Иск можно предъявить в течение 20 лет с момента выявления вреда (п. 3 ст. 78 Закона № 7-ФЗ). Если вы представите достаточные доказательства, суд возложит на ответчика обязанность возместить причиненный вред.

На какие этапы разделить работы

Если Минприроды включило в реестр объект на территории муниципального образования по вашему заявлению, организуйте на нем работы по ликвидации накопленного вреда окружающей среде по Правилам № 542. Если в местном бюджете достаточно средств, организуйте эти работы и на объектах, внесенных в реестр по инициативе другого органа власти, но расположенных на вашей территории.

Организация работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде включает:

  • проведение необходимых обследований объекта, в том числе инженерных изысканий;
  • разработку проекта работ по ликвидации накопленного вреда;
  • согласование и утверждение проекта;
  • проведение работ по ликвидации накопленного вреда;
  • контроль и приемку проведенных работ.

Эти этапы перечислены в пункте 3 статьи 80.2 Закона № 7-ФЗ и в пункте 3 Правил № 542.

Орган местной власти проводит обследования объекта, утверждает проект, занимается контролем и приемкой работ. Разработка проекта — задача исполнителя работ. Он же должен согласовать проект с Росприроднадзором. Определите исполнителя работ по правилам Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Обследование объекта

Обследуйте объект накопленного вреда окружающей среде, который выявил орган местного самоуправления. Проведите оценку объекта.

Определите:

  • объем или массу загрязняющих веществ, отходов и их класс опасности;
  • площадь территории или акватории, на которой расположен объект, категорию и виды разрешенного использования земель;
  • уровень и объем негативного воздействия на окружающую среду, в том числе способность загрязняющих веществ к миграции в иные компоненты природной среды, возможность загрязнения водных объектов;
  • численность населения, которое проживает на территории, где окружающая среда испытывает негативное воздействие или находится под угрозой такого воздействия.

Разработка проекта

НА ЗАМЕТКУ: Сроки проведения работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде установите в муниципальном контракте с исполнителем

Разработанный исполнителем проект должен включать:

  • пояснительную записку и эколого-экономическое обоснование работ по ликвидации накопленного вреда;
  • содержание, объемы и график работ;
  • сметные расчеты затрат (локальные и сводные).

Это закреплено в пункте 6 Правил № 542.

Экспертиза и согласование

30 рабочих дней — срок согласования, который должен соблюсти Росприроднадзор

В некоторых случаях исполнитель должен направить проект по ликвидации накопленного вреда окружающей среде на экспертизу и получить положительное экспертное заключение. Например, к объектам государственной экологической экспертизы относятся:

  • проектная документация объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I–V классов опасности;
  • проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I–V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I–V классов опасности;
  • проекты ликвидации горных выработок с использованием отходов производства черных металлов IV и V классов опасности.

Если проект работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде касается объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I–V классов опасности, и включает рекультивацию нарушенных земель, исполнитель должен провести экологическую экспертизу (ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ).

После экспертизы исполнитель согласовывает проект с Росприроднадзором. Чиновники обязаны дать ответ в течение 30 рабочих дней со дня, когда получили проект. Они направят исполнителю заключение о согласовании проекта или мотивированное заключение об отказе в согласовании. Если Росприроднадзор прислал отказ, исполнитель дорабатывает проект и направляет его на повторное согласование.

Утверждение проекта и приемка работ

Согласованный проект заказчик должен утвердить в течение 30 рабочих дней (п. 12 Правил № 542). Факт утверждения проекта закрепляет за заказчиком функции контроля проводимых работ (п. 13 Правил № 542).

Когда исполнитель завершит работы, составьте акт об их приемке (п. 15 Правил № 542). Направьте его в Минприроды по почте с описью вложения и уведомлением о вручении. На основании акта министерство исключит объект из государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде. Решение будет принято в срок не более 30 рабочих дней со дня представления акта.

ИННА ИГНАТЬЕВА, профессор кафедры экологического и земельного права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, д. ю. н.