Какую проблему решают новации
Граждане России имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикеты (гл. 2 ст. 31 Конституции). В последнее время участились случаи недобросовестного использования права на проведение публичных мероприятий. Муниципалитет получает уведомление о проведении мероприятия и согласовывает с организаторами место. Органы местной власти обязаны обеспечить общественный порядок и безопасность граждан, а также оказание неотложной медицинской помощи, если она необходима (п. 5 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»). Возникают расходы на доставку металлоискателей и металлодетекторов, оплату труда сотрудников полиции и дежурных врачей. Все это приходится оплачивать из бюджета. В заявленные день и время выясняется, что организаторы передумали и мероприятия не будет. Зачастую такие действия носят явно провокационный характер.
1 день до даты проведения публичного мероприятия — срок, не позднее которого организатор обязан предупредить о его отмене
ПРИМЕР. Наиболее яркий пример злоупотреблений — случай, который произошел в Санкт-Петербурге в декабре 2017 года. Один гражданин подал 660 уведомлений о проведении в один и тот же выходной день 660 публичных мероприятий в одном и том же месте. Мэрия согласовала все мероприятия, но они так и не состоялись. Тем не менее уполномоченные органы власти в течение 11 часов обеспечивали присутствие сотрудников органов внутренних дел и бригад скорой помощи в заявленном месте.
Решить проблему помогут поправки в Закон № 54-ФЗ. В июле Госдума приняла их в первом чтении. Авторы законопроекта предлагают закрепить обязанность организаторов в случае отказа от проведения публичного мероприятия письменно уведомить региональный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления. Это нужно будет сделать не позднее чем за один день до даты проведения публичного мероприятия. В результате у органов власти снизятся финансовые и организационные затраты, связанные с отмененными мероприятиями. В то же время новые правила не будут препятствовать открытому и свободному выражению гражданами своих взглядов, мнений и требований посредством организации и проведения публичных акций.
Об отмене мероприятия организаторы должны будут проинформировать не только органы власти, но и граждан. Законодатели также считают нужным обязать организаторов в случае отказа от мероприятия незамедлительно прекратить предварительную агитацию. Ее продолжение может ввести в заблуждение потенциальных участников публичной акции.
За что будут штрафовать организаторов
В КоАП появится новая статья 20.2.3 «Злоупотребление правом на проведение публичного мероприятия». В ней предусмотрена административная ответственность в виде штрафа:
- за подачу уведомления о публичном мероприятии, которое организаторы на самом деле не собирались проводить;
- несоблюдение требования об уведомлении органа власти об отказе от проведения публичного мероприятия;
- нарушение сроков подачи уведомления.
Пока законопроект прошел только первое чтение. Если поправки примут, для граждан штраф составит от 5 тыс. до 25 тыс. руб., для должностных лиц — от 10 тыс. до 30 тыс. руб., для юрлиц — от 20 тыс. до 100 тыс. руб. Административные дела против нарушителей будут возбуждать сотрудники полиции, а рассматривать — районные суды.
Что разъяснил Верховный суд
Раньше суды применяли разные подходы при рассмотрении дел об отказе органа власти в согласовании проведения публичного мероприятия. При одинаковых обстоятельствах судьи в одних случаях указывали на нарушения, а в других считали, что муниципалитет действовал правомерно. Теперь противоречий в судебной практике должно стать меньше. Верховный суд дал разъяснения по вопросам, которые возникают у судов при рассмотрении данной категории дел (постановление Пленума ВС от 26.06.2018 № 28).
Сроки подачи уведомления
Организатор публичного мероприятия обязан подать в региональный орган государственной власти или орган местного самоуправления письменное уведомление о проведении публичного мероприятия. Если мероприятие запланировано на территории, находящейся в частной собственности со свободным доступом на нее неопределенного круга лиц, это не освобождает организатора от подачи уведомления о его проведении. Сроки подачи уведомления, предусмотренные частью 1 статьи 7 Закона № 54-ФЗ, представлены в таблице. Верховный суд указал, что они не включают дни, когда организаторы направляют уведомление и проводят публичное мероприятие. Если организатор нарушил сроки, не рассматривайте уведомление.
Таблица. Сроки подачи уведомления (ч. 1 ст. 73 Закона № 54-ФЗ)
Вид мероприятия, его цель |
Границы срока (дни до проведения мероприятия) |
|
---|---|---|
не ранее |
не позднее |
|
Мероприятие проведет депутат регионального или муниципального уровня, чтобы проинформировать избирателей о своей деятельности |
10 дней |
5 дней |
Группа лиц или один участник проведет пикет |
— |
3 дней* |
В остальных случаях |
15 дней |
10 дней |
* Если эти дни совпадают с воскресеньем или нерабочими праздничными днями, срок увеличивается до четырех дней. Если срок полностью совпадает с нерабочими праздничными днями, примите уведомление в последний рабочий день перед ними.
Цель и форма мероприятия
Цель публичного мероприятия, указанная в уведомлении, должна быть определенной и не допускать произвольного или неоднозначного толкования, отражать планируемый результат проведения публичного мероприятия. Если цель и форма проведения мероприятия не соответствуют требованиям Закона № 54-ФЗ, орган власти обязан в течение трех дней сообщить об этом организаторам. Предложите им устранить несоответствие. Если мероприятие — пикетирование группой лиц, до которого осталось меньше пяти дней, сообщите организаторам о проблеме в тот день, когда получили уведомление.
Если цель и форма проведения мероприятия не соответствуют Конституции, нарушают запреты, предусмотренные КоАП или уголовным законодательством, орган власти обязан направить организатору мероприятия мотивированное предупреждение.
Отказ в согласовании мероприятия
Если орган местного самоуправления предложил организаторам перенести место или время проведения мероприятия — это не отказ
Предложение органа местного самоуправления перенести место или время мероприятия — это не отказ. Закон № 54-ФЗ запрещает проводить публичные мероприятия на территориях, прилегающих к опасным производственным объектам, на путепроводах, железнодорожных магистралях, в пограничных зонах и т. д. В предложении о переносе места орган местного самоуправления должен указать альтернативный вариант из перечня специально отведенных мест для проведения публичных мероприятий. Такие перечни утверждают нормативными актами региональные органы власти.
Предложение устранить несоответствие указанных в уведомлении цели, формы и условий проведения мероприятия требованиям законодательства суды также не должны рассматривать как отказ.
Неудобства, связанные с необходимостью временного изменения транспортных маршрутов, помехи движению пешеходов не могут быть уважительной причиной для предложения об изменении места или времени проведения мероприятия. Данное правило действует, если условия дорожного движения и поведение всех участников этого движения находятся в пределах допустимых норм и не способствуют возникновению дорожно-транспортных происшествий. Но помехи движению транспорта или угроза нарушения функционирования объектов жизнеобеспечения могут быть уважительной причиной для предложения провести мероприятие в другом месте или в другое время.
Орган местного самоуправления не должен менять уже согласованные место, время и условия проведения публичного мероприятия. Если их решили изменить сами организаторы, они должны подать новое уведомление.
Орган местного самоуправления имеет право требовать, чтобы организаторы публичного мероприятия соблюдали порядок его организации и проведения. Когда муниципалитет согласовал мероприятие, он может отправить организаторам письменное мотивированное предупреждение о возможности привлечения к ответственности за нарушение предусмотренных законодательством запретов.
Суды должны рассматривать иски организаторов к органам власти в максимально короткие сроки. Такие сроки должны позволять муниципалитету принять решение до планового дня проведения публичного мероприятия, но не позднее 10 дней со дня, когда исковое заявление поступило в суд.
Решение приостановить или прекратить мероприятие
Важно запомнить! Должностное лицо органа власти может быть привлечено к административной ответственности по статье 5.38 КоАП за воспрепятствование организации или проведению публичного мероприятия
Верховный суд указал, что действия и решение органа местного самоуправления о приостановлении, прекращении публичного мероприятия можно оспорить. Подать иск вправе организатор, уполномоченное им лицо, прокурор, участники мероприятия. Предъявить можно как личный, так и коллективный административный иск. Подать административное исковое заявление можно в суд по месту нахождения ответчика, независимо от места проведения публичного мероприятия. Чтобы не дать повода для судебных разбирательств, приостанавливайте или прекращайте публичное мероприятие только в строго установленных Законом № 54-ФЗ случаях.
Приостановка. Если во время публичного мероприятия участники нарушили правопорядок, но это не создало угрозы жизни и здоровью людей, уполномоченный представитель органа местного самоуправления вправе потребовать, чтобы организаторы устранили нарушение. Организаторы могут сделать это самостоятельно или вызвать полицию. Если они не выполнили требование, представитель органа местного самоуправления вправе приостановить мероприятие на время, которое установил для устранения нарушения. Если нарушение не было устранено по истечении этого времени, он может прекратить мероприятие.
Прекращение. Есть три ситуации, когда представитель органа местного самоуправления может прекратить публичное мероприятие.
1. Возникла реальная угроза жизни и здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц.
2. Участники публичного мероприятия совершили противоправные действия.
3. Организаторы умышленно нарушили требования законодательства, касающиеся порядка проведения публичного мероприятия.
К требованиям законодательства относятся обеспечение организатором в пределах своей компетенции общественного порядка и безопасности граждан при проведении публичного мероприятия, соблюдение его регламента. Если организаторы не соблюдают законодательно установленную норму предельной заполняемости территории (помещения), вы также можете прекратить мероприятие. Нормы предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия посмотрите в законах своего региона.
Важно запомнить! В течение 24 часов оформите указание письменно и вручите организатору публичного мероприятия
Мероприятие может быть прекращено только в порядке, установленном статьей 17 Закона № 54-ФЗ. Орган местного самоуправления:
- дает организатору указание прекратить публичное мероприятие, обосновав причину его прекращения;
- устанавливает время для выполнения указания о прекращении публичного мероприятия;
- обращается непосредственно к участникам публичного мероприятия, если организатор не выполнил указание, и дает дополнительное время.
Если участники все равно не расходятся, сотрудники полиции принимают меры, чтобы прекратить мероприятие.