Как установить депутатскую выплату и не нарушить закон

Тип: статья

Местным выборным лицам положен заработок или вознаграждение за проделанную работу. Кроме того, депутату нужно компенсировать расходы, которые возникают в связи с осуществлением полномочий, а при необходимости — еще и упущенную выгоду (ст. 7 Европейской хартии местного самоуправления). Муниципальные образования устанавливают выплаты депутатам по-разному. Одни предусматривают вознаграждение за депутатскую деятельность в фиксированном размере за единицу времени. В этом случае депутат фактически получает зарплату за исполнение трудовой функции. В других муниципальных образованиях выплаты выборным лицам понимаются как компенсационные. Их устанавливают для возмещения расходов на депутатскую деятельность. Некоторые муниципальные образования вообще отказываются устанавливать депутатам выплаты и мотивируют это неоднозначностью их назначения.

10 процентов депутатов могут работать на постоянной основе. Если депутатов меньше 10, постоянно может работать только один из них

Если установить депутатские выплаты неправомерно, прокурор вынесет протест и добьется их отмены. Какие выплаты, каким депутатам и в каком порядке можно установить? Чтобы ответить на этот вопрос, мы проанализировали положения закона и разобрали случаи, когда прокуроры добивались отмены выплат, установленных с нарушением закона.

Каким депутатам назначить денежное содержание

Если депутат исполняет полномочия на профессиональной постоянной основе, он не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой. Поэтому в таких случаях депутатам положено денежное содержание и иные выплаты, предусмотренные федеральным и региональным законодательством.

Депутаты, исполняющие свои полномочия на непостоянной основе без отрыва от основной деятельности, могут заниматься не только преподавательской, научной и иной творческой, но и другой оплачиваемой деятельностью (определение Конституционного суда от 11.03.2005 № 72-О). Поэтому таким депутатам денежное содержание не назначайте. Основной вид заработка этой категории выборных лиц — доход от их профессиональной деятельности. Они могут рассчитывать только на вознаграждение за проделанную работу или возмещение расходов, связанных с депутатской деятельностью (постановление Уставного суда Санкт- Петербурга от 29.05.2008 № 007/08-П).

Как установить депутатскую выплату

Органы местной власти могут устанавливать гарантии осуществления полномочий депутатов представительных органов муниципальных образований. Одна из таких гарантий — денежная выплата. Установите только те гарантии, которые предусмотрены в федеральных и региональных законах. Закрепите их в уставе муниципального образования (ч. 5.1 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ). В противном случае суд отменит выплату.

НА ЗАМЕТКУ: Региональные законодатели могут предусмотреть для депутатов ежемесячную денежную выплату. Ее размер и порядок начисления орган местной власти определяет сам и закрепляет в муниципальном правовом акте

ПРИМЕР 1. Совет депутатов района установил правила возмещения расходов, связанных с осуществлением деятельности, депутатам, которые осуществляют свои полномочия на непостоянной основе. Председателю совета депутатов района можно возместить до 15 тыс. руб. в месяц, обычным депутатам — до 1 тыс. руб. Финансирование выплат предусмотрено за счет средств бюджета муниципального района.

Межрайонный прокурор обратился в суд и потребовал отметить решение, поскольку правила возмещения расходов не соответствуют уставу муниципального образования. Кроме того, возможность выплаты подобной денежной компенсации депутату выборного органа местного самоуправления, исполняющему свои полномочия на непостоянной основе, не предусмотрена законами Оренбургской области.

Суд указал, что решение совета содержит коррупциогенный фактор. Депутаты установили общеобязательные правила поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона. По сути, они создали себе и председателю совета механизм незаконного обогащения. Абдулинский районный суд Оренбургской области удовлетворил требования прокурора (решение от 08.08.2012 по делу № 2/1/-989/2012).

Если выплата денежной компенсации региональным законом предусмотрена, а уставом муниципального образования — нет, она тоже может стать предметом прокурорской проверки.

ПРИМЕР 2. Муниципальные образования Приморского края могут ежемесячно возмещать депутатам, исполняющим полномочия на непостоянной основе, расходы, связанные с депутатской деятельностью. Это сказано в статье 16 Закона Приморского края от 14.07.2008 № 288-КЗ «О гарантиях осуществления полномочий депутата…». Муниципальный комитет Сибирцевского городского поселения Приморского края установил своим депутатам ежемесячное возмещение расходов в размере 1 тыс. руб. Но районная прокуратура вынесла протест на это решение. Прокурор указал, что выплата, которую установил муниципальный комитет, не предусмотрена новой редакцией устава городского поселения.

Пропишите в уставе право на ежемесячное денежное содержание для постоянных депутатов и возмещение расходов для непостоянных в виде так называемой отсылочной нормы. То есть обозначьте в уставе саму возможность денежного содержания и возмещения. Укажите также, что по вопросам, касающимся реализации данного права, размера, порядка, условий выплаты, будет принято отдельное решение представительного органа. В примере ниже мы приведем возможную формулировку.

ПРИМЕР 3. По результатам протеста прокурора (см. пример 2) муниципальный комитет Сибирцевского городского поселения внес изменение в устав (утв. решением от 14.09.2010 № 35). Статью 29 дополнили частью 10 следующего содержания:

«Депутатам муниципального комитета, осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе, производится ежемесячное возмещение расходов, связанных с депутатской деятельностью, из средств местного бюджета. Порядок, условия и размер такого возмещения устанавливаются решением муниципального комитета».

В отдельном муниципальном акте (положении) отразите порядок, условия и размер депутатских выплат. Укажите их периодичность: раз в месяц, в три месяца или в полугодие.

Должны ли депутаты отчитываться о расходах

Отчитываться ли депутатам о расходах, органы местного самоуправления решают самостоятельно. В некоторых муниципалитетах депутат может получить ежемесячную выплату, только если документально подтвердит понесенные им расходы.

ПРИМЕР 4. В Сиверском городском поселении Ленинградской области депутаты, осуществляющие полномочия на непостоянной основе, отчитываются о расходах, чтобы получить выплаты. Депутат подает на имя главы городского поселения заявление и письменный отчет по утвержденной форме о фактически затраченных средствах на осуществление расходов, связанных с депутатской деятельностью. Установлен крайний срок — до 10-го числа месяца, следующего за отчетным.

В других муниципалитетах расходы, связанные с депутатской деятельностью, можно не подтверждать. Но депутату выплатят возмещение не больше определенной суммы.

ПРИМЕР 5. В Сибирцевском городском поселении каждому депутату муниципального комитета один раз в месяц перечисляют 1 тыс. руб., чтобы компенсировать расходы. Доказывать понесенные расходы депутат не должен. Он может потратить деньги на что угодно: например, на покупку бензина, канцелярских товаров и даже на личные нужды.

Вопрос о необходимости документального подтверждения расходов требует законодательной проработки. Если установить правила в федеральных или региональных законах, все разногласия прекратятся.

НА ЗАМЕТКУ: Депутатская деятельность — труд физического лица. Служебные функции, выполняемые в рамках депутатской деятельности, — трудовые обязанности

Подтверждены документально расходы, связанные с депутатской деятельностью, или нет, имеет значение для целей налогообложения. Так, не подлежат обложению НДФЛ все виды компенсаций, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (п. 3 ст. 217 НК). Это правило касается выплат, установленных федеральным и региональным законодательством, решениями представительных органов местного самоуправления.

Освобождение от налогообложения компенсационных выплат, в том числе направленных на обеспечение условий исполнения депутатских полномочий, возможно только при наличии документального подтверждения понесенных расходов. Если депутат не подтвердил целевое использование полученной суммы, компенсационный характер выплаты теряется. На нее уже не распространяются положения пункта 3 статьи 217 НК. Поэтому доход подлежит налогообложению на общих основаниях (письмо Минфина от 29.06.2015 № 03-04-05/37279).

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ:

1. Депутатам, работающим на профессиональной постоянной основе, можно установить денежное содержание. Основной характер выплат тем, кто исполняет депутатские полномочия на непостоянной основе без отрыва от основной деятельности, — компенсационный. Такие лица могут рассчитывать только на возмещение расходов, связанных с депутатской деятельностью, или вознаграждение за проделанную работу.

2. Предусмотрите для депутатов, работающих на непостоянной основе, ежемесячное возмещение расходов, связанных с депутатской деятельностью, из средств местного бюджета, только если такие выплаты предусмотрены региональным законодательством. Закрепите выплату в уставе муниципального образования. Отдельным решением утвердите порядок, условия выплаты и размер возмещения. Это поможет избежать судебных разбирательств.

3. Компенсация не облагается НДФЛ, только если депутат документально подтвердил расходы. Если документов нет, бухгалтер должен удержать налог в общем порядке.

НА ЗАМЕТКУ: Какие коды КОСГУ применять к депутатским выплатам

Выплаты тем, кто занимается депутатской деятельностью на постоянной основе, бухгалтер отражает по подстатье КОСГУ 212 «Прочие выплаты» (указания, утвержденные приказом Минфина от 01.07.2013 № 65н). Для возмещений и компенсаций, связанных с депутатской деятельностью, тем, для кого она не основная, используйте подстатью КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги». Отражайте эти расходы по КВР 123 «Иные выплаты, за исключением фонда оплаты труда государственных (муниципальных) органов, лицам, привлекаемым согласно законодательству для выполнения отдельных полномочий».

ПАВЕЛ ГУЛИДОВ, юрист, депутат Думы Черниговского района Приморского края