3 августа 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 03.08.2018 № 307-ФЗ. Законодатель:
- установил упрощенный порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения;
- закрепил правила контроля за расходами лиц, ранее замещавших или занимавших муниципальные должности отдельных категорий;
- уточнил порядок участия в управлении коммерческой или некоммерческой организацией муниципального служащего, а также исполняющего свои полномочия на постоянной основе депутата, члена выборного органа или выборного должностного лица местного самоуправления.
В каких случаях можно применить упрощенный порядок
Применить взыскание за коррупционные правонарушения теперь можно в упрощенном порядке (ч. 3 ст. 27.1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»). Но только при условии, что муниципальный служащий:
- признал факт совершения коррупционного правонарушения;
- согласен с применением взыскания в упрощенном порядке.
Важно запомнить! Упрощенный порядок применим не для всех взысканий. В случае увольнения муниципального служащего в связи с утратой доверия соблюдайте общий порядок
Основания для применения упрощенного порядка — доклад подразделения кадровой службы по профилактике коррупционных и иных правонарушений и письменное объяснение муниципального служащего. Доклад готовится на основе письменного объяснения. В докладе должны быть изложены фактические обстоятельства совершения коррупционного правонарушения.
В общем порядке другая последовательность: сначала муниципальный служащий оформляет объяснение, потом назначается проверка. В ходе проверки должны быть установлены обстоятельства, которые привели к нарушению. Затем готовится доклад кадровой службы. Отличие упрощенного порядка от общего в том, что между объяснением служащего и докладом никаких проверок проводить не нужно.
Контроль за расходами бывших муниципальных служащих
2 рабочих дня — в такой срок прокурор сообщит о решении установить контроль за расходами бывшего чиновника, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей
Федеральный закон от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» теперь предусматривает возможность проконтролировать расходы чиновника после его увольнения с муниципальной службы или освобождения от должности. Законодатель установил правила контроля за расходами таких лиц, а также за расходами их супругов и несовершеннолетних детей (подп. 1.1 ч. 1 ст. 2 Закона № 230-ФЗ). Контроль проводится в течение шести месяцев со дня освобождения данного лица от замещаемой (занимаемой) должности или его увольнения с муниципальной службы. Контролируются сделки по приобретению недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев), совершенные проверяемым в период замещения им муниципальной должности или должности муниципальной службы, если общая сумма сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих году совершения сделок.
Решение о контроле за расходами лиц, освобожденных от муниципальной должности либо уволенных с муниципальной службы, принимает генеральный прокурор или подчиненные ему прокуроры. Затем в течение двух рабочих дней прокурор обязан уведомить проверяемое лицо в письменной форме о принятом решении.
В уведомлении должна быть информация о необходимости предоставлять сведения о расходах проверяемого лица, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Копию уведомления прокурор направит в орган местного самоуправления или организацию, где проверяемый замещал (занимал) муниципальную должность или должность муниципальной службы.
Контроль за расходами лица, замещавшего (занимавшего) муниципальную должность или должность муниципальной службы, включает истребование от данного лица сведений о его расходах, а также о расходах его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Проверяемый будет обязан предоставить прокурору информацию о сделках по приобретению объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев). Это нужно будет сделать, если общая сумма таких сделок в отчетном периоде превысит общий доход проверяемого и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду.
Важно запомнить! Информацию о результатах контроля прокуратура направит по последнему известному месту жительства проверяемого в России
Если у бывшего чиновника есть вопросы, связанные с проведением контроля, их можно задать прокурору. Обратитесь к нему с ходатайством и попросите провести беседу. Прокурор обязан удовлетворить такое ходатайство и побеседовать с лицом, в отношении расходов которого установлен контроль. Срок — семь рабочих дней со дня поступления ходатайства.
В ходе контроля прокурор может выявить, что расходы не соответствуют общему доходу проверяемого лица, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Если проверяемое лицо не предоставило сведений, которые подтверждают приобретение имущества на законные доходы, прокурор вправе в судебном порядке потребовать обращения такого имущества в доход РФ. В случаях, когда это невозможно, прокурор имеет право обратиться в суд с заявлением об обращении в доход РФ денежной суммы, эквивалентной стоимости такого имущества (ч. 2 ст. 17 Закона № 230-ФЗ). Эта норма распространяется не только на имущество чиновника, но и на имущество его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Информацию о результатах обращения в суд прокурор направляет в орган местного самоуправления, где проверяемый замещал (занимал) муниципальную должность или должность муниципальной службы.
На заметку: На каком основании прокурор примет решение о контроле
Основание для принятия решения о контроле за расходами — информация о том, что бывший служащий, его супруга (супруг) и (или) несовершеннолетние дети в течение отчетного периода совершили сделку по приобретению имущества. Общая стоимость такого имущества должна превышать общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду. Прокурор может получить такую информацию:
- из правоохранительных и иных государственных органов;
- из органов местного самоуправления;
- от сотрудников подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений государственных органов, органов местного самоуправления;
- от должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления, ЦБ, ПФР, ФСС, ФОМС, иной организации, созданной Российской Федерацией, Службы финансового уполномоченного;
- из постоянно действующего руководящего органа политической партии;
- из Общественной палаты РФ;
- из общероссийских СМИ.
Управление коммерческими и некоммерческими организациями
Ранее депутаты, члены выборных органов и выборные должностные лица местного самоуправления не имели права заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц. Им нельзя было участвовать в управлении коммерческими и некоммерческими организациями. Исключение составляли случаи участия:
- в управлении региональным советом муниципальных образований, иными объединениями муниципальных образований, политической партией;
- съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости;
- управлении организацией от имени органа местного самоуправления.
На заметку: Установите муниципальным правовым актом порядок исполнения полномочий учредителя организации или управления находящимися в муниципальной собственности акциями (долями участия в уставном капитале)
Законодатель конкретизировал последний случай. Он разъяснил условия представления интересов муниципального образования лицами, замещающими муниципальные должности, в органах управления и ревизионной комиссии коммерческой и некоммерческой организации. Теперь депутат, член выборного органа или выборное должностное лицо местного самоуправления может представлять на безвозмездной основе интересы муниципального образования в органах управления и ревизионной комиссии организации, учредителем, акционером или участником которой выступает муниципальное образование (п. 2 ч. 7 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). Аналогичные уточнения законодатель сделал и относительно права муниципальных служащих представлять интересы муниципального образования в коммерческих и некоммерческих организациях (п. 3 ч. 1 ст. 14 Закона № 25-ФЗ).
Какие антикоррупционные поправки планируются
Госдума продолжит работу над совершенствованием антикоррупционного законодательства. На рассмотрении находится законопроект № 286313–7, в котором предусматриваются меры защиты лиц, уведомивших представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие госорганы о коррупционных правонарушениях, совершенных в государственных органах или органах местного самоуправления. Такие лица будут защищены от неправомерного увольнения, от ущемления прав и законных интересов в течение двух лет с даты регистрации уведомления о коррупционном правонарушении.
Также депутаты рассмотрят поправки о совершенствовании антикоррупционной экспертизы законопроектов и законов (законопроект № 475641–7). Они установят новые требования к независимым экспертам, уполномоченным на проведение такой экспертизы.
Еще одна новация — расширение перечня должностей в контрольно-счетных органах, которые не могут занимать лица, состоящие в близком родстве с председателем представительного органа местного самоуправления, главой муниципального образования, главой местной администрации, руководителями судебных и правоохранительных органов (законопроект № 351506–7).
Законопроект № 233781–7 уточняет круг выступающих на стороне взяткодателя и взяткополучателя лиц, в интересах которых совершаются правонарушения коррупционной направленности.
Все четыре законопроекта приняты в первом чтении.