Муниципалитеты-нарушители получат отсрочку исполнения мер бюджетного принуждения

Тип: статья

Нарушителю бюджетного законодательства теперь могут продлить срок исполнения меры бюджетного принуждения до пяти лет. Раньше такой возможности не было: меру принуждения исполняли через год после дня, когда было принято решение о ее применении. Новая норма действует с 26 октября 2018 года, когда вступило в силу постановление Правительства от 24.10.2018 № 1268. В каких случаях и на каких условиях возможно продление, мы расскажем в этой статье.

Когда к нарушителям применяют меры бюджетного принуждения

Бюджетный кодекс устанавливает для нарушителей пять мер бюджетного принуждения.

1. Бесспорное взыскание средств, предоставленных из одного бюджета другому.

2. Бесспорное взыскание платы за пользование средствами, предоставленными из одного бюджета другому.

3. Бесспорное взыскание пеней за несвоевременный возврат средств бюджета.

Важно запомнить! Можно приостановить или сократить предоставление любых межбюджетных трансфертов, кроме субвенций

4. Приостановка (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов.

5. Передача уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств.

Посмотрите в таблице, какие меры бюджетного принуждения возможны за конкретные нарушения.

Таблица. Какие меры принуждения применяют за нарушения

Бюджетное нарушение
Возможные меры принуждения*
Нецелевое использование бюджетных средств
1. Бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета. С нарушителя взыщут сумму, которую он использовал не по целевому назначению, и (или) плату за пользование ею. 
2. Приостановка (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов**
Невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита
1. Бесспорное взыскание суммы непогашенного остатка бюджетного кредита и пеней за его несвоевременный возврат в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования ЦБ за каждый день просрочки.
2. Приостановка предоставления межбюджетных трансфертов бюджету, которому предоставлен бюджетный кредит, на сумму непогашенного остатка**
Неперечисление либо несвоевременное перечисление платы за пользование бюджетным кредитом
1. Бесспорное взыскание суммы платы за пользование бюджетным кредитом и пеней за ее несвоевременное перечисление. Пени составляют 1/300 действующей ставки рефинансирования ЦБ за каждый день просрочки.
2. Приостановка предоставления межбюджетных трансфертов бюджету, которому предоставлен бюджетный кредит, на сумму непогашенного остатка платы за пользование бюджетным кредитом**
Нарушение условий предоставления бюджетного кредита, предоставленного одному бюджету из другого, если оно не связано с нецелевым использованием бюджетных средств
1. Бесспорное взыскание суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления бюджетного кредита, и (или) платы за пользование ими.
2. Приостановка предоставления межбюджетных трансфертов**
Нарушение условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, если оно не связано с нецелевым использованием бюджетных средств
1. Бесспорное взыскание суммы, которую использовали с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта.
2. Приостановка (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов**

* Во всех перечисленных случаях к нарушителю могут применить одну или обе меры бюджетного принуждения.
** Нарушителю могут приостановить или сократить предоставление любых межбюджетных трансфертов, кроме субвенций. 

Меры бюджетного принуждения применяют финансовые органы регионов и муниципальных образований, а также органы Федерального казначейства и их должностные лица. Они могут применить меры:

  • к финансовому органу муниципального образования;
  • местной администрации;
  • структурным подразделениям администрации;
  • подведомственным бюджетным учреждениям.

Например, финансовый орган муниципального района имеет право применить меры бюджетного принуждения к финансовому органу поселения. Региональное министерство финансов или Федеральное казначейство может поступить так же с финансовым департаментом город- ского округа или муниципального района.

Какую отсрочку можно получить

Чтобы получить отсрочку, глава местной администрации направляет обращение вышестоящим властям:

  • глава местной администрации поселения — главе муниципального района;
  • глава местной администрации муниципального района или городского округа — руководителю региона.

Максимальная отсрочка исполнения меры бюджетного принуждения — пять лет (п. 5 постановления № 1268). Длительность отсрочки в каждом конкретном случае устанавливает руководитель региона в отношении муниципальных районов и городских округов или глава муниципального района в отношении поселений. Чтобы определить, на какой срок нарушителю отложат исполнение меры бюджетного принуждения, орган государственной власти региона или местная администрация устанавливает общую сумму использованных не по целевому назначению бюджетных кредитов или межбюджетных трансфертов, подлежащих бесспорному взысканию.

На каких условиях предоставят отсрочку

Муниципальное образование получит отсрочку, только если примет на себя ряд обязательств.

Придется согласовывать местный бюджет

Перед передачей в представительный орган муниципального образования бюджет придется согласовать с вышестоящим финансовым органом. Муниципальные районы и городские округа должны согласовывать бюджеты с региональными властями, поселения — с районными. Если в течение года возникнет необходимость внести в местный бюджет изменения, их проект также нужно будет согласовать с вышестоящими властями.

Важно запомнить! Ограничения будут действовать в сфере разработки, утверждения и исполнения местного бюджета, то есть затронут все стадии бюджетного процесса

Процедура согласования местного бюджета может привести к необходимости пересмотра его отдельных параметров по решению вышестоящих властей. Это ограничит свободу органов местного самоуправления на всех стадиях бюджетного процесса. В большей степени ограничения будут проявляться при планировании расходов местного бюджета. Например, станет сложнее включить в него расходы, связанные с капитальными вложениями, то есть финансированием развития территорий. Причина в том, что на этапе исполнения местного бюджета постановление № 1268 запрещает использовать бюджетные средства для финансирования капитальных вложений. Нельзя не только профинансировать их напрямую, но и предоставить межбюджетные трансферты на данные цели. Так, муниципальный район не сможет выделить поселениям целевые трансферты, которые поселенческие власти будут использовать на капитальные вложения. Исключение — ситуация, когда финансирование происходит за счет субсидий и иных целевых трансфертов из вышестоящего бюджета.

Нужно передать часть полномочий Федеральному казначейству

Если орган местного самоуправления хочет получить от- срочку исполнения мер бюджетного принуждения, он должен заключить соглашение с территориальным органом Федерального казначейства. По условиям соглашения местная финансовая служба передает казначейству полномочия по учету бюджетных обязательств и санкционированию выплат из бюджета.

Казначейство сформирует перечень первоочередных платежей и будет следить за тем, чтобы до тех пор, пока по данным платежам имеется просроченная кредиторская задолженность, не финансировались иные расходные обязательства (например, капвложения в объекты муниципальной собственности). В соглашении казначейство установит очередность списания сумм по перечню первоочередных платежей, осуществляемых за счет средств местного бюджета. Первоочередные платежи казначейство перечислит в приложении к соглашению.

Казначейское сопровождение затронет все виды авансовых платежей по договорам и контрактам

Казначейское сопровождение затронет все виды авансовых платежей по договорам и контрактам. В частности, это касается непосредственных авансовых платежей по муниципальным контрактам, а также по контрактам, которые заключают получатели субсидий и бюджетных инвестиций. Смысл этих мер в том, чтобы не допустить новых нарушений при расходовании бюджетных средств и обеспечить эффективность их использования.

Если орган местного самоуправления нарушит требования, установленные постановлением № 1268, вышестоящий финансовый орган отменит отсрочку и исполнит меру принуждения сразу.

Чем отсрочка обернется для муниципалитета

Требования, утвержденные постановлением № 1268, противоречат принципу самостоятельности бюджетов и не соответствуют Европейской хартии местного самоуправления. Но, учитывая, что глава местной администрации добровольно обращается к вышестоящим властям с просьбой об отсрочке, требования постановления № 1268 правомерны. Они направлены на согласование интересов региональных и местных властей, реализацию ответственной экономической политики и бесперебойное решение вопросов местного значения даже в тех муниципальных образованиях, которые допустили нарушения в реализации бюджетного процесса.

По данным Минфина за 2017 год, у 30 процентов муниципальных образований дотации составляют 50 процентов в собственных доходах бюджетов. К таким муниципалитетам уже применяются специальные ограничения (ст. 136 БК). Например, они:

На заметку: Региональный контрольно- счетный орган не реже одного раза в два года проводит проверку годового отчета об исполнении местного бюджета остродотационного муниципалитета

  • не должны превышать нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, муниципальных служащих и (или) содержание органов местного самоуправления;
  • не имеют права устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов местного значения;
  • заключают и выполняют соглашение с региональным финансовым органом о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению доходов.

Таким образом, к остродотационным муниципальным образованиям начнут применять ограничения двух видов: постоянные и те, которые возникают при продлении срока исполнения меры бюджетного принуждения. Последствия будут самыми негативными. Муниципалитеты полностью потеряют самостоятельность в вопросах формирования, исполнения бюджета и финансирования своих полномочий по решению вопросов местного значения.

ВЕРА ЛЕВИНА, доцент кафедры «Финансы и менеджмент» Тульского государственного университета, член Европейского клуба экспертов местного самоуправления, д. э. н.