Оптимизируем расходы местного бюджета: методика и тактика

Тип: статья

Возрастающее количество полномочий органов местного самоуправления и переданных им государственных полномочий, а также недостаточная обеспеченность их доходными источниками приводят муниципалитеты к необходимости оптимизации расходов местных бюджетов. В статье мы предложим методику и тактику оптимизации расходов в зависимости от типа муниципального образования

Что значит оптимизировать расходы

Законодательно понятие оптимизации расходов не определено, но Бюджетным кодексом установлен принцип эффективности использования средств. Он означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных для них бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств. Исходя из данного принципа, оптимизацию расходов можно определить как совокупность действий и мероприятий, направленных на изменение значений расходов бюджета без их увеличения при условии достижения заданных результатов.

Проанализируйте структуру расходов

Статьи затрат будут разными для разных типов муниципальных образований

Для выбора направлений экономии средств и мероприятий сначала необходимо проанализировать структуру расходов местного бюджета. Общий объем расходов местных бюджетов в 2017 году составил 3882,2 млрд руб., а их структура на протяжении последних лет не менялась. Около половины средств расходуется на образование, расходы на ЖКХв 2017 году составили 12,2 процента, на национальную экономику — 11,4 процента, на управление — 9 процентов, на социальную политику — 8 процентов от общего объема расходов местных бюджетов. Для разных типов муниципальных образований основные статьи затрат будут неодинаковы. Это связано с отличиями в перечнях вопросов местного значения, а также их бюджетной обеспеченности.

Пример 1. Расходы на образование финансируются преимущественно из бюджетов муниципальных районов и городских округов. В 2017 году они составили 58 процентов для муниципальных районов и 50 процентов от общего объема расходов для городских округов. Для поселений данные затраты составляют лишь 2 процента от общих расходов. Аналогично и расходы в области социальной политики на уровне районов и городских округов составляют 9 процентов, но на поселенческом уровне — менее 2 процентов.

Муниципальные районы и городские округа имеют сходную структуру расходов. В качестве значимых различий можно выделить лишь то, что расходы в области ЖКХ для городских округов существенны (13%), а в муниципальных районах их удельный вес вдвое меньше (6,5%). Также около 5 процентов расходов муниципальных районов связано с перечислением межбюджетных трансфертов различных видов. От них существенно отличается структура расходов поселенческих бюджетов. В ней преобладают расходы в области управления (30%), ЖКХ (25%) и культуры (20%).

Выберите направления для оптимизации

Рекомендуем выбирать направления для оптимизации в зависимости от типа муниципального образования.

Городские округа

Рекомендация: Разместите опросники на официальном сайте муниципального образования, в социальных сетях

Органам местной власти крупных финансово стабильных городских округов — региональных столиц и крупных промышленных центров рекомендуем сосредоточить основное внимание на повышении эффективности реализации муниципальных программ в области образования, ЖКХ и социальной политики.

При планировании расходов основывайтесь на оценке жителями будущих мероприятий и проектов и уже реализованных программ. Проведите опросы и голосования среди жителей с использованием интернет-технологий. Это не потребует дополнительных расходов. Проанализируйте результаты опросов. Оцените актуальность для жителей каждого мероприятия. Программы, подпрограммы и мероприятия, наиболее значимые с точки зрения жителей города, включите в бюджетное финансирование.

Муниципальные районы

Органам местной власти муниципальных районов рекомендуем оценить эффективность распределения трансфертов между поселениями. Внесите корректировки в те методики распределения, которые недостаточно результативны.

Сокращение численности управленческого аппарата и экономия на управленческих расходах даст заметную отдачу в средних и крупных муниципальных образованиях. Поэтому руководству муниципальных районов и городских округов можно рекомендовать этот способ бюджетной экономии.

Поселения

Так как в составе расходов поселенческих бюджетов преобладают расходы в области управления (30%), ЖКХ (25%) и культуры (20%), резервы для экономии нужно изыскивать в этих направлениях. Объемы средств в остальных областях настолько малы, что экономия не даст заметного результата.

Расходы в области управления — это финансирование главы поселения и местной администрации, представленной несколькими сотрудниками. Поэтому уменьшение расходов в данном случае нереалистично.

Важно запомнить!

Дотационным поселениям для рационализации управленческих расходов достаточно соблюдать установленный норматив формирования расходов на содержание органов местного самоуправления

В области ЖКХ преобладают расходы на благоустройство. При их планировании:

  • используйте программно-целевой метод;
  • выбирайте мероприятия программ посредством опросов, голосований на сходах жителей;
  • привлекайте для финансирования мероприятий целевые трансферты из районных и региональных бюджетов за счет вхождения в районные и региональные программы;
  • используйте для привлечения средств механизмы инициативного бюджетирования и самообложения граждан.

При осуществлении расходов в сфере культуры можно рекомендовать те же мероприятия, что и в области благоустройства: привлечение субсидий, инициативное бюджетирование и т. п. Учитывайте, что наличие домов культуры значимо для жителей сельских поселений. Организация на их базе досуговых мероприятий нацелена на повышение качества жизни населения. Отсутствие таких учреждений и мероприятий приводит к оттоку населения из сельских поселений, их «вымиранию».

Также для поселений можно рекомендовать более активно использовать механизмы межмуниципального экономического сотрудничества, которые сегодня не получили распространения. Так, в 2016 году в межмуниципальном сотрудничестве участвовали всего 2 процента муниципальных образований. В то же время кооперация — это перспективное направление экономии средств малых поселений.

Оптимизация численности служащих

Для определения штатной численности органа местного самоуправления, при которой достигается наиболее эффективное выполнение функций, совершите следующие действия:

На заметку

Часть функций можно передать на аутсорсинг. Например, текущую эксплуатацию автоматизированной системы управления, проведение работ по техническому обслуживанию, модернизации, диагностике и ремонту средств вычислительной техники.

1. Проведите анализ деятельности структурных подразделений администрации муниципального образования, экспертизу исполняемых ими функций на предмет наличия правового основания их исполнения.

2. Сформируйте перечни функций, исполняемых структурными подразделениями, проведите их анализ и корректировку. Корректировать перечни можно за счет ликвидации дублирующих функций как внутри подразделения, так и между подразделениями местной администрации.

Кроме того, можно устранять функции, которые на практике не исполняются или неконкретны. Например, такие как «Реализация инвестиционной политики местной администрации», «Участие в реализации Стратегического плана развития города».

Приведение формулировок функций к стандартному виду может также дать муниципалитету экономию средств.

3. Разработайте проект оптимальной организационно-функциональной структуры местной администрации.

4. Сформируйте систему оценки эффективности исполнения функций структурными подразделениями администрации на основе анализа динамики показателей социально-экономического развития муниципального образования.

На заметку

Анализируйте численность не только муниципальных служащих, но и работников подведомственных учреждений, чтобы не допустить «перетекания» персонала между организациями.

5. Проведите оценку распределения фактической численности муниципальных служащих.

в связи с исполняемыми функциями, определите трудоемкость отдельных функций. Выявите резервы оптимизации штатной численности за счет снижения трудоемкости и устранения избыточного и дублирующего функционала.

6. Проведите оценку штатной численности муниципальных служащих, которая объективно необходима для исполнения установленных функций.

7. Разработайте методику управления штатной численностью муниципальных служащих на основе мониторинга количественных показателей, показателей эффективности и результативности деятельности структурных подразделений администрации.

Оптимизация сети бюджетных учреждений

К направлениям работы по оптимизации сети подведомственных бюджетных учреждений можно отнести:

На заметку

Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ установлены такие механизмы оптимизации расходов в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, как энергоаудит и приборы учета

  • объединение учреждений, близких по профилю и находящихся в одном здании;
  • реорганизацию учреждений, в которых затраты на единицу услуги превышают средний уровень по муниципальному образованию и не связаны с высоким качеством оказания услуги, путем присоединения к учреждениям, стоимость оказания услуг в которых близка к средней либо ниже средней величины по муниципальному образованию;
  • изменение типов учреждений для создания организаций, способных функционировать в рыночной среде.

С целью снижения затрат можно также оптимизировать закупки. Если речь идет о закупках в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, уделяйте особое внимание обоснованности формирования начальных максимальных цен контрактов, а также цен контрактов, заключаемых с единственными поставщиками.

Корректно проводите конкурсные процедуры.

ВЕРА ЛЕВИНА, доцент кафедры «Финансы и менеджмент» Тульского государственного университета, член Европейского клуба экспертов местного самоуправления, к. э. н.