В октябре 2018 года Госдума приняла законопроекты, которые внесли изменения в законодательство о местном самоуправлении.
1. Законодатель расширил объем полномочий глав местных администраций, работающих по контракту.
2. Начало действовать новое ограничение для глав муниципальных образований. Его должны соблюдать главы сельских поселений и внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, которых представительный орган избрал из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
3. Муниципальным служащим стало проще участвовать в управлении профсоюзными организациями.
4. Появилось дополнительное условие для того, чтобы члена избирательной комиссии включили в перечень лиц, замещающих муниципальные должности.
Главы местных администраций получили новое полномочие
С 11 ноября 2018 года работающие по контракту главы местных администраций могут инициировать проведение публичных слушаний. Теперь это право предусмотрено частью 2 статьи 28 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления…». Поправки внесены Федеральным законом от 30.10.2018 № 387-ФЗ. Ранее инициаторами публичных слушаний могли быть только представительный орган, глава и население муниципального образования.
Глава местной администрации может инициировать публичные слушания, но не назначить их
Глава местной администрации назначить публичные слушания не может — это полномочие главы муниципального образования.
Главы муниципальных образований должны соблюдать новый запрет
С 11 ноября 2018 года избранные по конкурсу из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией, главы сельских поселений и внутригородских муниципальных образований городов федерального значения не могут одновременно возглавлять местную администрацию и представительный орган местной власти. Этот запрет установлен в новой редакции статьи 36 Закона № 131-ФЗ. Изменения внесены Федеральным законом от 30.10.2018 № 384-ФЗ.
По данным Минюста, в 1369 сельских поселениях России местные советы не могут избирать своих председателей из состава депутатов. Председателей этих советов назначает представительный орган из числа кандидатов, которых представила конкурсная комиссия по результатам конкурса. При этом глава сельского поселения раньше имел право одновременно возглавлять местную администрацию и председательствовать в местном совете (абз. 1 ч. 3 ст. 36 Закона № 131-ФЗ). Таким образом, глава муниципального образования, избранный по результатам конкурса, приобретал депутатский мандат без прямых выборов. Это противоречило правовым позициям Конституционного суда. Он считает, что лицо, которое не получило мандат напрямую от населения, не должно входить в состав представительного органа муниципального образования (постановление КС от 18.05.2011 № 9-П).
Сельские поселения и внутригородские муниципальные образования городов федерального значения должны привести свои уставы в соответствие с новым запретом в срок до 1 января 2020 года.
Муниципальным служащим упростили правила участия в управлении профсоюзом
На заметку: Муниципальные служащие могут участвовать в управлении профсоюзом единолично или входить в состав коллегиального органа управления
Муниципальные служащие и лица, замещающие муниципальные должности, могут участвовать в управлении профсоюзом. С 31 октября 2018 года для этого не требуется согласие нанимателя (п. 3 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе…»). Единственное условие: работа в профсоюзе должна осуществляться на безвозмездной основе.
Правила участия в управлении профсоюзом упростила статья 3 Федерального закона от 30.10.2018 № 382-ФЗ. Ранее в целях борьбы с коррупцией в законодательстве была установлена норма, которая предоставляла государственным и муниципальным служащим право участвовать в управлении профсоюзом только с согласия своего нанимателя. По мнению инициаторов законопроекта, эта норма противоречила Конституции и международным правовым актам.
Исключение законодатели сделали для руководителей. Лица, которые замещают руководящие муниципальные должности или должности муниципальной службы, не могут представлять интересы муниципальных служащих в профсоюзе этого органа. Запрет действует в период замещения этих должностей. Данная норма позволяет исключить конфликт интересов в органе местного самоуправления.
Изменились правила включения членов избиркома в перечень лиц, замещающих муниципальные должности
Законодатель уточнил условия, при которых членов избирательной комиссии включают в перечень лиц, замещающих муниципальные должности (абз. 19 ч. 1 ст. 2 Закона № 131-ФЗ). Член избирательной комиссии муниципального образования попадет в этот перечень, если:
- комиссия действует на постоянной основе;
- комиссия зарегистрирована в качестве юридического лица;
- член комиссии обладает правом решающего голоса;
- член комиссии работает в ней на постоянной штатной основе.
Ранее члену комиссии не требовалось работать в комиссии на постоянной штатной основе, чтобы быть включенным в перечень лиц, замещающих муниципальные должности.
Будущие изменения: 3 закона могут возложить на глав местных администраций новые полномочия
Сейчас Госдума рассматривает законопроекты, которые предусматривают новые полномочия глав местных администраций.
Руководство штабами территориальной обороны
Депутаты Госдумы предлагают изменить порядок руководства штабами территориальной обороны на муниципальном уровне. Это произойдет, если будет принят законопроект № 554070–7. На момент подписания номера в печать Госдума рассматривала документ в первом чтении.
Штабы территориальной обороны на муниципальном уровне предусмотрены законодательством на случай введения военного положения. Сейчас руководить штабами на местах поручено главам муниципальных образований. Депутаты предложили, чтобы штабы возглавляли главы местных администраций. Это правило закрепят в новой редакции статьи 22 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне».
Новая схема управления логичнее и надежнее старой. В военное время муниципальные штабы выполняют широкий круг задач: от обеспечения жизнедеятельности населения и поддержания работоспособности коммуникаций до борьбы с диверсантами и террористами. Но не каждый глава муниципального образования возглавляет местную администрацию и может решать эти задачи. Нередко он только руководит депутатами представительного органа, избирается из его состава и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе.
ПРИМЕР: В Республике Башкортостан всех глав муниципальных районов и городских округов избирают из состава депутатов. Глава района возглавляет представительный орган и осуществляет полномочия на непостоянной основе. Глав местных администраций муниципальных районов и городских округов в этом регионе назначают по контракту. Они возглавляют местные администрации и исполняют полномочия на постоянной основе.
Если глава муниципального образования исполняет свои полномочия на непостоянной основе, ему бывает сложно оформить допуск к государственной тайне. Поэтому не исключены ситуации, когда глава муниципального образования становится руководителем штаба территориальной обороны, но не вправе работать с секретными сведениями или исполнять ряд необходимых полномочий. Риск исчезнет, если штаб территориальной обороны муниципального образования будет возглавлять глава администрации. Он исполняет свои полномочия на постоянной основе и не ограничен в допуске к сведениям, составляющим государственную тайну.
На заметку: Администрация Симферополя уже год ведет переписку с региональным управлением ФСБ по вопросу предоставления главе городского округа допуска к гостайне
Руководство призывными комиссиями
Сейчас председателем призывной комиссии по мобилизации граждан назначают главу муниципального образования (п. 31 ст. 20 Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке…»). В будущем данную обязанность возложат на глав местных администраций. Это предусмотрено в законопроекте № 204338–7, который на момент подписания номера в печать был принят в первом чтении.
Причины те же, что и в случае с руководством штабами территориальной обороны. Главу местной администрации назначают на должность по контракту. Свои полномочия он осуществляет на постоянной основе и проблем, связанных с доступом к гостайне, не имеет. Кроме того, у главы местной администрации больше полномочий и практических возможностей для оперативной реализации задач призывной комиссии, чем у лица, возглавляющего представительный орган, в том числе на непостоянной основе.
Нотариальные полномочия
Еще одна новация затронет органы местного самоуправления и глав местных администраций труднодоступных населенных пунктов городских округов. Их могут наделить полномочием совершать нотариальные действия в случае отсутствия нотариусов. Сейчас такое право имеют лишь органы местного самоуправления в поселениях и муниципальных районах. На момент подписания номера в печать законопроект № 452442–7 был принят в первом чтении.