Социально-экономическое развитие муниципального образования зависит не только от профессионализма органов местного самоуправления, но и от эффективности функционирования на его территории хозяйствующих субъектов. Успешная деятельность таких субъектов положительно влияет на занятость населения, налоговый потенциал территории и собираемость налогов в местный бюджет, формирование доходов населения. Действия органов местной власти могут как сдерживать деловую активность в муниципальном образовании, так и стимулировать ее. Поэтому важно выстраивать отношения с бизнес-партнерами и эффективно с ними взаимодействовать. В статье мы дадим рекомендации, которые помогут в этой работе, расскажем о механизмах и формах взаимодействия муниципального и частного партнеров.
Проведите социологическое исследование
На заметку: Помочь в проведении опроса могут также советы предпринимателей при администрации региона или муниципального образования
Оценить исходную результативность взаимодействия бизнеса с органами местной власти на территории муниципального образования можно с помощью социологического исследования. Организуйте и проведите его самостоятельно или обратитесь за помощью к структурам, которые поддерживают предпринимателей, например к уполномоченным по защите их прав. Узнайте, проводились ли уже такие социологические исследования в вашем регионе. Если да, используйте их результаты для построения дальнейшей тактики общения с бизнесом.
ПРИМЕР 1. В интересах Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Тверской области в 2017 году было проведено исследование, направленное на оценку условий ведения предпринимательской деятельности в регионе. Предпринимателям было предложено ответить на ряд вопросов.
Чтобы провести исследование, можно использовать опросник (см. ниже). Разместите его на официальном сайте органа местного самоуправления и в социальных сетях.
Оцените результаты исследования
По результатам исследования можно судить о восприятии бизнесом органов власти, доверии к ним. Анализ результатов опроса также позволит выбрать дальнейшую тактику для сближения с бизнесом и построения эффективного взаимодействия с ним.
ПРИМЕР 2. Предпринимателям Тверской области в ходе социологического исследования, проведенного в интересах Уполномоченного по защите прав предпринимателей в 2017 году, было предложено ответить на следующие вопросы.
1. «Как бы Вы оценили влияние администрации Вашего района, города на деятельность Вашего предприятия?»
2. «Насколько для Вас легко записаться и попасть на прием к главе администрации Вашего района, города?»
Только 24,9 процента респондентов оценили влияние администрации района (города), где они функционируют, позитивно, отметив, что администрация помогает им развиваться или «скорее помогает, чем мешает». В то же время 21,3 процента оценили влияние администрации негативно, а 15,3 процента затруднились с ответом.
49,8 процента опрошенных считают, что записаться и попасть на прием к главе администрации района (города), в котором функционируют их компании, достаточно легко. В то же время 16,5 процента респондентов испытывают сложности при обращении к главе муниципального образования, в том числе 12,7 процента считают, что записаться нетрудно, но трудно попасть (прием переносят, отменяют и т. п.), а для 3,8 процента респондентов очень трудно и записаться на прием.
Шесть процентов респондентов выбрали другой вариант ответа. При этом треть из них уточнили, что им не требовалось или они не пытались обращаться в органы власти. Еще треть выразили сомнения в результативности такого обращения. Комментарии респондентов: «Не имеет смысла», «А зачем?», «Записаться и попасть на прием достаточно легко, но решение вопроса труднодостижимо», «Получал отказ по любому вопросу, если мое мнение не совпадало с точкой зрения чиновника», «Стараюсь вообще не общаться, чтобы не портить себе настроение».
25,1 процента от общего числа опрошенных затруднились оценить, насколько легко записаться и попасть на прием к главе администрации. Из них 38,9 процента, отвечая на вопрос об оценке влияния администрации района (города) на деятельность компании, сказали, что администрация на их работу никак не влияет. 42,1 процента затруднились оценить влияние администрации.
Выстроить активное взаимодействие с бизнес-структурами органам местной власти затруднительно, если более трети респондентов — представителей малого, среднего и крупного бизнеса считают, что администрация их района или города на деятельность их компаний никак не влияет. Такие субъекты предпринимательства не видят точек совместного интереса. Выстраивание диалога в этом случае возможно только после информационного продвижения органа местного самоуправления к бизнес-структурам.
Учтите различия в ожиданиях и предложите партнеру желаемое
Партнерство подразумевает взаимовыгоду. Поэтому учтите ожидания частного партнера от взаимодействия. Они будут отличаться от ожиданий органа местного самоуправления (см. таблицу). Подумайте, что муниципалитет может дать частному партнеру взамен.
На практике муниципалитеты опробовали множество мер поддержки, поэтому вам есть из чего выбирать. Если не можете оказать финансовую или имущественную помощь, предоставьте информационную поддержку, налоговые льготы, льготы по арендной плате, помощь в оформлении разрешительных и учредительных документов и (или) услуги службы «одного окна». Поддержите внедрение инноваций на предприятиях малого бизнеса. Помогите провести анализ рынка, поиск контрагентов и заказов. Особенно ценной поддержка будет в начале ведения бизнеса.
Таблица. Ожидания от взаимодействия
Ожидания бизнес-партнера, функционирующего на территории муниципального образования |
Ожидания органа местного самоуправления |
---|---|
|
|
Выберите способы коммуникации с предпринимателями
Информационное продвижение органа власти должно опираться не только на размещение на официальном сайте муниципального образования информации о видах государственной и муниципальной поддержки малого и среднего предпринимательства. Для информирования, убеждения о необходимости партнерства используйте следующие формы коммуникации с бизнесом:
- проводите форумы, круглые столы по тематике, актуальной для бизнеса и органов местной власти;
- приглашайте представителей бизнес-сообщества на заседания Общественного совета или Общественной палаты при администрации муниципального образования. Это поможет найти альтернативные варианты решения проблем;
- опрашивайте предпринимателей на официальном сайте органа местного самоуправления;
- сформируйте экспертную группу, в состав которой будут входить представители малого и среднего предпринимательства. Получайте заключения группы по итогам ее работы;
- проводите совещания органов местного самоуправления с участием и привлечением к участию в них субъектов предпринимательства;
- приглашайте предпринимателей на общегородские и районные мероприятия (выставки, дни города, отчеты главы муниципального образования).
Рекомендация: Формируйте такое представление в обществе о предпринимательстве, чтобы его считали общественно полезным и достойным занятием. Этому будет способствовать, например, создание при администрации муниципального образования школы молодого предпринимателя
Чем больше таких мероприятий, тем лучше. В отношениях с бизнесом соблюдайте три важных правила:
1. Будьте всегда открыты и доступны для общения.
Открытость органов власти для взаимодействия с бизнесом предполагает возможность обратиться в орган местного самоуправления не только в письменной, но и в устной форме при личной встрече. Поэтому обеспечьте предпринимателям такую возможность.
Учтите, что для компаний, работающих в сельской местности, сложности записаться и попасть на прием могут быть дополнительно связаны с недоступностью интернета и большими временными затратами на дорогу до административного центра. В этом случае отмена или перенос приема могут иметь критическое значение для формирования бизнесом негативной оценки взаимодействия с органами власти.
2. Сохраняйте прозрачность отношений.
Прозрачные отношения комфортны для бизнеса. Предлагайте предпринимателям участвовать в разработке нормативных актов, в подготовке проектов изменений в нормативно-правовую базу, которая относится к малому предпринимательству, в разработке стратегических документов муниципального образования. Вовлекайте малый бизнес в развитие новых технологий, в совершенствование инфраструктуры.
3. Сделайте партнерство с бизнесом постоянным.
Чтобы взаимодействие власти и малого бизнеса было эффективным, осуществляйте его на регулярной основе.
Выберите форму взаимодействия
Есть множество направлений для взаимодействия органа власти и бизнеса. Какую из них выбрать, решать вам. Перечислим основные.
1. Участие бизнеса в обеспечении результатов реализации государственных/муниципальных программ поддержки малого и среднего предпринимательства. Например, региональным и муниципальным органам власти необходимо достичь заявленных в государственных и муниципальных программах показателей. В рамках поддержки малого и среднего бизнеса эти показатели связаны с количеством субъектов МСП, получивших поддержку. Если в мероприятия программы заложено проведение образовательной поддержки МСП, то результатом задается количество участников семинара/тренинга. Обеспечить достижение результата можно только при готовности компаний принять участие в мероприятии.
Важно запомнить!
При отсутствии финансовых ресурсов у муниципального образования проекты МЧП затруднительно реализовать. Бизнес не всегда готов участвовать в реализации проектов МЧП, если не видит выгоды для себя
К выбору формы взаимодействия приступайте после информационного продвижения органа власти к бизнесу
2. Участие бизнеса в проектах, реализуемых в рамках программы поддержки местных инициатив. Такие проекты позволяют выявлять приоритеты для населения и оперативно реагировать на них путем вовлечения населения в решение вопросов местного значения (через инициативное бюджетирование) и привлечения для их решения ресурсов местных сообществ, в том числе бизнес-структур. Увеличение доли софинансирования проекта за счет привлекаемых средств населения и бизнеса дает дополнительные баллы при проведении конкурса на выявление муниципальных проектов, которые получают финансовую поддержку из бюджета субъекта РФ. Когда общее количество проектов, участвующих в конкурсе, увеличивается, повышение доли участия населения и бизнеса становится необходимым условием для победы в конкурсе. Бизнес может участвовать в реализации проектов не только финансово, но и, например, предоставлять технику и оборудование, собственные кадры и т. п.
3. Муниципально-частное партнерство. При муниципально-частном партнерстве заключается контрактное соглашение между органом местного самоуправления и субъектами предпринимательства, которое предусматривает активное использование технических, финансовых и управленческих ресурсов частного сектора для достижения задач, поставленных муниципалитетами.
Документ: Методика проведения публичных (общественных) консультаций (обсуждений), утверждена приказом Минэкономразвития от 07.07.2015 № 454
Через механизмы муниципально-частного партнерства возможно реализовать проекты в дорожной сфере, сфере благоустройства городской территории, жилищно-коммунального хозяйства, в том числе на условиях долевого софинансирования из средств местного бюджета.
4. Вовлечение бизнес-структур в проведение оценки регулирующего воздействия нормативно-правовых актов и экспертизы действующих нормативно-правовых актов (ч. 3 ст. 46 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ). Реализация процедур ОРВ предполагает проведение публичных консультаций представителей бизнеса.
На заметку: Как правильно провести оценку регулирующего воздействия нормативно-правового акта
1. Конкретизируйте группу лиц, интересы которых затрагиваются проектом нормативно-правового акта, сформируйте базу заинтересованных лиц для рассылки извещений о проведении публичных консультаций в отношении идеи (концепции) предлагаемого регуляторного решения.
2. Составьте перечень вопросов, которые необходимо обсудить с участниками публичных консультаций в отношении идеи (концепции) предлагаемого регуляторного решения. Такой перечень должен быть открытым, чтобы позволить бизнесу предложить собственные варианты решения проблемы. Например, в повестку обсуждений можно включить вопрос «Какие альтернативные (менее затратные и/или более эффективные) способы решения проблемы Вы могли бы предложить?».
3. Разместите информацию о проведении публичных консультаций в отношении идеи (концепции) регуляторного решения на официальном сайте муниципального образования, используйте другие способы оповещения: рассылка писем по почте или электронной почте, телефонные звонки.
4. Используйте весь спектр форм публичных консультаций: открытые заседания общественно-консультативных органов, опросы на официальном сайте муниципального образования и в соцсетях, заседания экспертных групп, совещания с заинтересованными лицами.
5. Проанализируйте поступившие от участников публичных консультаций предложения. Анализ должен быть детальным, обоснованным. Доведите результаты оценки регулирующего воздействия до сведения участников процедуры.