Частные перевозчики: 6 проблем и их решения для муниципалитета

Тип: статья

Проблема 1. Частники продублировали маршруты

Орган местного самоуправления может не устанавливать маршруты для перевозок по нерегулируемым тарифам (Федеральный закон от 29.12.2017 № 480-ФЗ). С начала 2018 года это право, а не обязанность местных властей. Но во многих муниципальных образованиях, которые этим правом воспользовались, последствия были негативными. Частные перевозчики продублировали большую часть прибыльных маршрутов муниципального транспорта и забрали себе существенный процент платных пассажиров. Если при этом они еще и устанавливают тарифы ниже, чем муниципальное предприятие, последнее может оказаться на грани банкротства.

Рекомендуем устанавливать маршруты для перевозок по нерегулируемым тарифам. Это ваше право. Уберечь муниципальные предприятия от банкротства позволит разумная ценовая политика. Установите стоимость проезда на том же уровне, что и частники, или чуть ниже.

ПРИМЕР 1. В Петрозаводске частные автоперевозчики продублировали многие троллейбусные маршруты на 80–90 процентов, в некоторых случаях — на 100 процентов. Городские власти нашли способ спасти МУП «Городской транспорт» от банкротства. По инициативе мэра Петрозаводска стоимость проезда в троллейбусах была снижена. В результате пассажиры в массовом порядке стали пересаживаться на троллейбусы, а у водителей маршруток упала выручка.

Частные перевозчики могут использовать искаженные данные как инструмент давления

Проблема 2. Перевозчик применяет приемы недобросовестной конкуренции

Автобусы коммерческих перевозчиков часто выезжают по маршруту за 5–10 минут до отправления муниципальных. В результате частники увозят платных пассажиров, а МУПу оставляют льготников. Проанализируйте ситуацию. О недобросовестной конкуренции могут говорить такие факты и показатели, как сокращение пассажиропотока, уменьшение числа проданных билетов и объема выручки у добросовестных перевозчиков.

О своих подозрениях сообщите в УФАС или прокуратуру. Эти органы проверяют деятельность перевозчиков и привлекают к ответственности нарушителей. За недобросовестную конкуренцию предусмотрена административная ответственность, если действия перевозчика не содержат уголовно наказуемого деяния. Например, юридических лиц могут оштрафовать на сумму от 100 тыс. до 500 тыс. руб. (ч. 1 ст. 14.33 КоАП).

Ценовая конкуренция также может быть недобросовестной. Иногда коммерческие перевозчики искажают данные о прибыли, а затем используют недостоверные сведения как инструмент давления на органы власти.

ПРИМЕР 2. В Липецке пять частных перевозчиков потребовали повысить тариф на проезд в общественном муниципальном транспорте почти на 50 процентов. Предприниматели ссылались на убыточность бизнеса и невысокую зарплату водителей. Однако Управление потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области проверило финансово-хозяйственную деятельность перевозчиков и не нашло оснований для повышения тарифа. Обследование показало, что предприниматели занижали в документации число перевезенных пассажиров и свои доходы.

Документ: Чтобы определить экономически обоснованные тарифы, воспользуйтесь Методическими рекомендациями Минтранса (утв. распоряжением от 18.04.2013 № НА-37-р)

Если вы получили полномочия определять регулируемые тарифы на пассажирские перевозки на территории муниципального образования, сделайте их экономически обоснованными. Установите максимально допустимый тариф для общественного и коммерческого транспорта. Практика показывает, что в регионах и муниципалитетах, где такие пределы установлены, ценовая конкуренция обеспечивает низкие тарифы без государственного вмешательства.

Орган местного самоуправления вправе предусмотреть для коммерческих перевозчиков обязанность заблаговременно информировать муниципалитет о снижении или повышении цен. Это предусмотрено в пункте 5 части 4 статьи 17 Федерального закона от 13.07.2015 № 220 ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров…». Установите данное правило муниципальным правовым актом. Тогда вы сможете своевременно реагировать на изменения стоимости проезда у частников и корректировать регулируемые тарифы на муниципальных маршрутах.

НА ЗАМЕТКУ: Как поддержать добросовестных перевозчиков

Для добросовестных частных перевозчиков можно предусмотреть компенсацию выпадающих доходов. Например, такую поддержку имеет смысл оказать тем, кто предоставляет льготы по оплате проезда социально незащищенным категориям граждан. Согласуйте с коммерческим перевозчиком размер компенсации недополученных доходов. Предусмотрите расходные обязательства на эти цели в бюджете муниципального образования.

Проблема 3. Перевозчик неожиданно прекратил оказывать услуги

Важно запомнить! Действие свидетельства компании или предпринимателя, которые отказались от перевозок, орган местной власти вправе приостановить без решения суда

Когда компания или предприниматель без разрешения прекращает регулярные перевозки, орган местного самоуправления имеет право отменить маршрут. Если это не отвечает интересам жителей, проведите открытый конкурс на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту. Пока вы проводите конкурс, выдайте свидетельство и карту маршрута без конкурса другой компании или ИП. Это можно сделать не более одного раза на срок, который не должен превышать 180 дней. Данное правило закреплено в пункте 2 части 4.1 статьи 39 Закона № 220-ФЗ. В муниципальном нормативном правовом акте пропишите правила, по которым вы будете выдавать свидетельства на право осуществления перевозок по маршруту и карты маршрута перевозчику без конкурса.

Проблема 4. Перевозчик не выполняет рейсы по маршруту

В ситуации с сорванными рейсами действия муниципалитета зависят от причины и масштаба проблемы. Выясните, сколько рейсов не выполнил перевозчик. Не включайте в их количество рейсы:

  • сорванные из-за ДТП по вине других участников дорожного движения;
  • не выполненные из-за снижения скорости по причине плохой погоды и пробок на дорогах;
  • не учтенные из-за технических сбоев в информационной системе навигации.

Если чрезвычайной ситуации не было, но перевозчик в течение более чем трех дней подряд не выполнил ни одного рейса по маршруту, предусмотренному расписанием, муниципалитет может прекратить действие свидетельства об осуществлении регулярных перевозок (п. 7 ч. 1 ст. 29 Закона № 220-ФЗ). Затем в течение года не допускайте этого перевозчика к участию в открытых конкурсах (ч. 8 ст. 29 Закона № 220-ФЗ).

Орган местного самоуправления вправе установить частному перевозчику максимально допустимое соотношение числа сорванных рейсов и количества рейсов, предусмотренных для выполнения в течение одного квартала (п. 2 ч. 4 ст. 17 Закона № 220-ФЗ)

Проблема 5. Действие лицензии приостановлено, а перевозчик продолжает работать

НА ЗАМЕТКУ: Свидетельство, выданное простому товариществу, приостановите, даже если приостановлено действие лицензии только у одного из членов товарищества

Чтобы перевозить пассажиров автобусом, в котором оборудовано более восьми мест, нужна лицензия. За ней перевозчик обращается в территориальный орган Ространснадзора. Прежде чем выдать лицензию, чиновники проверяют, отвечает ли соискатель лицензии требованиям, установленным пунктом 4 Порядка лицензирования (утв. постановлением Правительства от 02.04.2012 № 280). Например, соискатель должен документально подтвердить, что у него есть помещения и оборудование для технического обслуживания и ремонта транспортных средств, а также водители, с которыми заключены трудовые договоры.

Ространснадзор приостанавливает действие лицензии в двух случаях.

1. Перевозчик не исполнил в срок предписание об устранении грубого нарушения лицензионных требований. За это его привлекли к административной ответственности.

2. Перевозчик грубо нарушил лицензионные требования. За это ему назначили административное наказание в виде приостановления деятельности.

Если Ространснадзор приостановил действие лицензии, муниципалитет должен приостановить действие свидетельства, которое выдал для перевозок по нерегулируемым тарифам. Действие свидетельства приостановите на срок приостановки действия лицензии. Затем проведите открытый конкурс среди предпринимателей и компаний, которые хотели бы перевозить пассажиров по данному маршруту (п. 1 ч. 4.1 ст. 39 Закона № 220-ФЗ). Пока вы не выдали новое свидетельство победителю конкурса, предоставьте право работать на маршруте одному из перевозчиков. Ему выдайте свидетельство без конкурса, но только один раз не более чем на 180 дней (п. 2 ч. 4.1 ст. 39 Закона № 220-ФЗ).

Проблема 6. Перевозчик не сдает квартальные отчеты

Перевозчики обязаны раз в квартал отчитываться о работе по маршруту (ст. 37 Закона № 220-ФЗ). Отчеты компания или предприниматель направляет в орган местного самоуправления, который выдал свидетельство. Крайний срок — 15-е число месяца, следующего за отчетным кварталом.

На перевозчика, который в течение года не отчитался более одного раза, можно подать в суд. Муниципалитет вправе потребовать прекращения действия свидетельства об осуществлении перевозок.

Андрей НИКОЛАЕВ, доцент Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), к. т. н.