Частные перевозчики. Чего опасаться и как минимизировать риски

Тип: статья

В чем проблема

В сфере пассажирских перевозок частные компании и муниципалитеты преследуют разные цели. Перевозчик стремится извлечь максимальный доход при минимальных затратах. Переполненные транспортные средства с низкими расходами на сервис, обслуживание, ремонт и небольшим количеством льготников дают компании или предпринимателю такую возможность. Цель муниципалитета — обеспечить наибольшее число жителей стабильными и комфортными услугами. Поэтому для местной администрации важны стандарты качества транспортного обслуживания: исправный комфортабельный автобус, его прибытие по расписанию, близость остановок к жилым домам, бесплатный проезд для льготников. Несмотря на противоречие между целями, большинство муниципалитетов не готовы отказаться от услуг частных перевозчиков.

12 тыс. протоколов об административных правонарушениях на предприятиях, которые занимаются пассажирскими перевозками, составил Ространснадзор в 2017 году

ПРИМЕР 1В апреле 2018 года прокуратура выявила многочисленные нарушения в деятельности муниципального предприятия «Нижегородпассажиравтотранс». Проверка установила, что из 30 автобусов повышенной вместимости ЛиАЗ-621322, приобретенных администрацией Нижнего Новгорода в 2014 году во временное владение с последующим выкупом, 23 стояли на приколе. Предприятие своевременно не приняло меры по ремонту автобусов, не содержало их в надлежащем техническом состоянии. В результате администрация города ежемесячно выплачивала средства за временное пользование и владение неисправными автобусами. Ситуацию спасли частные перевозчики. С теми, кто отвечал критериям конкурса, муниципалитет заключил договоры, выдал им свидетельства на право осуществления перевозок и карты маршрутов.

Единственный автобусный парк Йошкар-Олы дважды проходил процедуру банкротства. За один год убыток предприятия составил 55 млн руб. Выход автобусов на линию сократился почти в четыре раза. Транспортного коллапса удалось избежать благодаря работе 40–50 социальных автобусов малой и средней вместимости, 129 троллейбусов и свыше 350 микроавтобусов коммерческих перевозчиков.

Контрольно-надзорные органы с каждым годом фиксируют все больше нарушений, которые допускают перевозчики.

ПРИМЕР 2. В 2017 году Ространснадзор проверил более 8 тыс. предприятий, осуществляющих пассажирские перевозки, и более 120 тыс. автобусов в процессе их эксплуатации. По итогам проверок контролеры составили 12 тыс. протоколов об административных правонарушениях, что на 46 процентов больше, чем в 2016 году. Сумма штрафов превысила 218 млн руб.

В то же время органы власти, взаимодействуя с перевозчиками, сами нередко нарушают требования законодательства. Нарушения выявляются в ходе прокурорских проверок, результатом которых становятся представления прокуроров.

ПРИМЕР 3. В 2017 году Генеральная прокуратура провела мониторинг правоприменения законодательства региональными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления в сфере регулярных перевозок пассажиров. Прокуроры выявили три основных нарушения.

1. Не приняты нормативные правовые акты о порядке установления, изменения и отмены маршрутов регулярных перевозок.

2. Маршрут регулярных перевозок значится в реестре как осуществляемый по регулируемым тарифам, но частный перевозчик не получает ни субсидий, ни дотаций из бюджета для компенсации расходов на перевозку льготников.

3. Органы власти значительно расширили список оснований для изъятия свидетельства у перевозчика.

По результатам мониторинга Генпрокуратура потребовала, чтобы региональные власти и органы местного самоуправления устранили нарушения.

Рассмотрим, как привлечь частного перевозчика, чтобы не нарушить закон и избежать ухудшения качества транспортных услуг.

Как сформировать маршруты

НА ЗАМЕТКУ: Если хотите установить муниципальный маршрут, на котором есть две или более остановки, общие с уже действующим муниципальным или межмуниципальным маршрутом, согласуйте решение с органом, который эти маршруты установил

Утвердите муниципальным актом порядок установления, изменения и отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок. Определите количество маршрутов с регулируемыми тарифами исходя:

  • из стоимости единицы работы на общественном транспорте, посчитанной по федеральной методике;
  • величины тарифа для населения;
  • объема средств, заложенных в бюджете на обеспечение полномочий органов местного самоуправления по предоставлению транспортных услуг населению;
  • количества льготных категорий населения;
  • регулярности и качества транспортных услуг;
  • близости остановок к жилью и социальным объектам.

Остальные маршруты отдайте бизнесу. Заявить об установлении, изменении либо отмене маршрутов регулярных перевозок могут юридические лица, индивидуальные предприниматели, участники договора простого товарищества.

Данные о маршрутах внесите в реестр маршрутов регулярных перевозок. По каждому маршруту отразите в реестре количество транспортных средств, информацию об остановочных пунктах и т. д. Полный перечень сведений, которые нужно внести в реестр, указан в статье 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа…».

Как проводить конкурсы

Открытый конкурс на право осуществления пассажирских перевозок проводите по правилам Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Участник должен указать в заявке следующую информацию.

НА ЗАМЕТКУ: В этот показатель нужно включать все такие ДТП за год до дня, когда организатор разместил извещение о конкурсе на своем сайте

1. Количество ДТП, которые повлекли за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошли по вине перевозчика либо его работника.

2. Среднее количество транспортных средств по договорам ОСАГО, действовавшим в течение года до дня, когда организатор разместил извещение о конкурсе на своем сайте.

3. Номера государственных регистрационных знаков транспортных средств, предусмотренных договорами ОСАГО.

4. Сведения об опыте осуществления регулярных перевозок.

5. Характеристики транспортных средств, влияющие на качество услуг и предлагаемые перевозчиком.

6. Максимальный срок эксплуатации транспортных средств, предлагаемых компанией или предпринимателем для осуществления регулярных перевозок.

Отсейте тех, кто «рисует» показатели в заявке

С 28 июня 2018 года орган местной власти обязан использовать соотношение показателей из первого и второго пунктов как критерий оценки заявки на конкурс (Федеральный закон от 29.12.2017 № 480-ФЗ). Чтобы улучшить показатели по этому критерию, перевозчики нередко заключают фиктивные договоры аренды транспортных средств перед самым конкурсом. Некоторые заявляют автотранспорт с несуществующими характеристиками.

Допускайте к участию в конкурсе только тех перевозчиков, которые обязались подтвердить наличие на праве собственности или ином законном основании предусмотренных в заявке транспортных средств. Установите срок, в который победитель конкурса должен представить такое подтверждение. Если он не смог этого сделать, передайте право на получение свидетельства участнику, заявке которого присвоен второй номер.

Проверьте данные об опыте перевозчика

НА ЗАМЕТКУ: Если перевозчик — участник договора простого товарищества, исходите из среднего количества полных лет осуществления перевозок каждым участником

Установите в документации требование о наличии у участника конкурса опыта регулярных перевозок. Опыт — это количество полных лет, в течение которых участник конкурса занимался перевозками, если речь идет о юрлице или индивидуальном предпринимателе. Свой опыт компания или предприниматель может подтвердить сведениями об исполненных государственных или муниципальных контрактах либо нотариально заверенными копиями свидетельств об осуществлении перевозок по регулярному маршруту.

Убедитесь, что компания или предприниматель добросовестно выполняли рейсы, предусмотренные расписанием, как минимум в течение одного года перед открытым конкурсом. Если перевозчик не выполнял рейсы в течение более чем трех дней подряд и из-за этого суд либо орган местного самоуправления прекратил действие свидетельства, не допускайте компанию или предпринимателя к конкурсу.

Не вынуждайте мелких перевозчиков переходить в теневой сектор

Помимо МУПов, частных предприятий и индивидуальных предпринимателей, на постоянных городских маршрутах действуют нелегальные перевозчики. Они зачастую работают без свидетельств и карт маршрутов, не осуществляют технический контроль за выпуском транспорта на линию, не проводят медосмотры водителей, не обеспечивают соблюдение режима труда и отдыха, «оптимизируют» налоги. Работают они только на выгодных направлениях и не несут дополнительной нагрузки в виде обслуживания социально необходимых, но экономически неэффективных маршрутов.

Часто действия властей не только не позволяют нелегалам выйти из тени, но и вынуждают легальных перевозчиков пополнять ряды теневого сектора.

Важно запомнить! Если условия муниципального конкурса ущемляют законные права отдельных перевозчиков, ФАС расценит это как ограничение конкуренции

ПРИМЕР 4. УФАС Санкт-Петербурга заинтересовалось некоторыми положениями конкурса на право заниматься пассажирскими перевозками. В качестве одного из критериев оценки конкурсных заявок указывался год выпуска транспортных средств. В результате преимущество получали компании, которые недавно пришли на рынок, а опытные перевозчики со сформированным автобусным парком не соответствовали критериям оценки.

В Хабаровском крае из-за поправок, внесенных в постановление регионального правительства, чиновники стали объявлять условия конкурса не заранее, а непосредственно при его проведении.

В Пскове конкурсная документация требовала от перевозчика содержать резервные автомобили. На них должно приходиться 30 процентов от общего автопарка. Это создало проблемы для малых автотранспортных предприятий.

Муниципальные конкурсы должны исключать появление «серых» предпринимателей, от которых страдают и легальные перевозчики, и местный бюджет. Предоставляйте всем участникам равные возможности для участия в конкурсе. Требования к перевозчикам при проведении конкурсных процедур должны соответствовать положениям статьи 23 Закона № 220-ФЗ. Для оценки конкурсных заявок используйте критерии, установленные в статье 24 Закона № 220-ФЗ.

Регион вправе предусмотреть административную ответственность за осуществление коммерческих перевозок без свидетельства и карты маршрута. Муниципалитет может инициировать внесение таких поправок в региональное законодательство. Перспектива эвакуации транспортного средства на специализированную штрафстоянку и крупного штрафа будет побуждать потенциальных нарушителей работать в правовом поле.

Отсейте поставщиков услуг низкого качества

НА ЗАМЕТКУ: К таким характеристикам относятся низкий пол, кондиционер, оборудование для перевозки инвалидов, электронное информационное табло, система безналичной оплаты проезда, оборудование для использования газомоторного топлива

В Законе № 220-ФЗ установлены характеристики транспортного средства, влияющие на качество перевозок (п. 28 ч. 1 ст. 3). Однако не все перевозчики могут соответствовать таким стандартам. Маршрутки и автобусы малой вместимости, принадлежащие частникам, как правило, не оборудованы кондиционерами, низкопольной площадкой для маломобильных пассажиров, системами безналичной оплаты проезда и т. п. Чтобы не допустить снижения качества услуг, допускайте к участию в конкурсе перевозчиков, которые могут подтвердить наличие у них автотранспорта с характеристиками, установленными пунктом 28 части 1 статьи 3 Закона № 220-ФЗ.

Нередко транспортное средство обладает необходимыми характеристиками, но воспользоваться ими люди не могут, так как оборудование неисправно. Установите в муниципальном акте обязанность перевозчиков поддерживать оборудование в исправном состоянии.

Примите меры для безопасности перевозок

54 процента всех ДТП с участием общественного транспорта происходят из-за того, что водитель не справился с управлением. Но есть и другие причины. Среди них — устаревший автопарк, плохое техническое состояние автобусов, их физический износ. Перевозчики часто не проводят предрейсовые технические осмотры транспортных средств и медицинское освидетельствование водителей либо относятся к этим обязанностям формально. Муниципальные автобусы попадают в ДТП относительно редко, чего не скажешь о маршрутках, принадлежащих частным перевозчикам.

Таблица. Данные о ДТП с участием общественного транспорта в 6 регионах за 9 месяцев 2018 года

Регион

Количество ДТП

Число погибших

Число раненых

Москва

2071

81

2572

Московская область

1866

212

2378

Санкт-Петербург

1513

42

1966

Ленинградская область

1014

128

1420

Ростовская область

1383

134

1849

Красноярский край

1344

139

1787

Пять рекомендаций помогут повысить безопасность перевозок.

НА ЗАМЕТКУ: Учитывайте изменения пассажиропотока по дням недели и часам суток для обеспечения перевозки пассажиров без нарушения норм вместимости транспортных средств

1. Допускайте к участию в открытом конкурсе только тех, у кого есть лицензия на осуществление деятельности по перевозке пассажиров (п. 1 ч. 1 ст. 23 Закона № 220-ФЗ). Получить ее перевозчик может при условии соответствия лицензионным требованиям. Например, у него должна быть ремонтная база. Он должен организовать предрейсовые технические осмотры транспортных средств и медицинские осмотры водителей, внедрить средства контроля за режимом труда и отдыха водителей и т. д.

2. Перед открытием маршрутов разработайте графики движения транспортных средств на основе нормирования скоростей. Нормативы скорости и времени должны обеспечивать движение транспортных средств в безопасном режиме и соответствовать скорости, разрешенной ПДД.

3. Своевременно проводите ремонт дорожного покрытия. Оцените соответствие требованиям безопасности движения технического состояния автодорог, улиц, ж/д переездов, трамвайных путей, паромных переправ, по которым проходят маршруты. Для каждого маршрута составьте схему с указанием опасных мест. Графики движения и схемы маршрутов передайте через перевозчика водителям.

4. Скорректируйте графики движения в сторону снижения скорости в случае существенного ухудшения дорожных или метеорологических условий, а также на осенне-зимний период. Учитывайте такие явления, как разрушение дорожного покрытия, гололедица, сильный туман и т. д.

5. Закрепите в муниципальном акте обязанность перевозчика передавать в региональную или муниципальную информационную систему навигации данные о местонахождении транспортных средств. Это позволит оказать помощь в случае ДТП или неисправности автобуса в дороге.

АНДРЕЙ НИКОЛАЕВ, доцент Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), к. т. н.