Полномочия органов местного самоуправления
Полномочия органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, указаны в статье 84 Лесного кодекса. Местные власти:
- владеют, пользуются, распоряжаются такими лесными участками;
- устанавливают ставки платы за единицу объема лесных ресурсов, за единицу площади лесного участка в целях его аренды, а также за единицу объема древесины;
- разрабатывают и утверждают лесохозяйственный регламент;
- проводят муниципальную экспертизу проектов освоения лесов;
- осуществляют на участках муниципальный лесной контроль;
- организуют принятие мер пожарной безопасности в лесах;
- ведут учет древесины, которую граждане заготавливают для собственных нужд в лесах на участках, находящихся в муниципальной собственности;
- вносят сведения в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней.
При реализации этих полномочий органы местного самоуправления могут быть вовлечены в судебные споры. Почему это происходит и какие решения принимают судьи в различных ситуациях, мы расскажем в статье.
Лесные участки сформированы с нарушениями
НА ЗАМЕТКУ: Региональный орган исполнительной власти принимает решение включить лесной участок в земли населенного пункта по согласованию с Рослесхозом (ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ)
Муниципалитет может распоряжаться лесными участками, которые поставлены на кадастровый учет и находятся в муниципальной собственности. Но если орган местного самоуправления сформировал участок с нарушениями, то суд может признать передачу земли незаконной, а договор — недействительным. Проблема возникает, в частности, когда муниципалитет при постановке на кадастровый учет присваивает части земель лесного фонда иную категорию, но не направляет документы о переводе в орган исполнительной власти региона и не согласовывает перевод с Рослесхозом.
ПРИМЕР 1. Администрация муниципального образования передала участок земли сельскохозяйственного назначения в аренду крестьянско-фермерскому хозяйству. Но орган местного самоуправления допустил ошибку, когда проводил работы по межеванию. Части земель, на которых расположены леса, была присвоена категория земель сельхозназначения с разрешенным использованием для выращивания сельхозпродукции. Это выяснилось в ходе судебного разбирательства.
Судьи установили, что спорный земельный участок находится на территории земель лесного фонда в федеральной собственности. Когда орган местного самоуправления заключал спорный договор, он распорядился землями лесного фонда, принадлежащими Российской Федерации. Следовательно, имуществом распорядилось неуполномоченное лицо. Перевести земли лесного фонда в земли иных категорий можно только на основании распоряжения Правительства. Но администрация этот документ в материалы дела не представила. Поэтому судьи признали договоры аренды земельного участка и купли-продажи зеленых насаждений недействительными (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 06.06.2017 № Ф09-2131/17 по делу № А60-18681/2016).
Перевести земли лесного фонда в земли иных категорий можно только по распоряжению Правительства
Если земельный участок иной категории имеет наложение на участок лесного фонда, заинтересованные лица вправе потребовать через суд снятия сформированных с нарушениями участков с кадастрового учета. Суд удовлетворит эти требования.
ПРИМЕР 2. Администрация муниципального образования передала в аренду главе крестьянско-фермерского хозяйства земельные участки, в состав которых входили леса. Департамент лесного хозяйства Свердловской области обратился с иском к комитету по управлению имуществом администрации муниципального образования. Региональные чиновники потребовали признать недействительным договор аренды в части наложения земельного участка на земли лесного фонда и применить последствия недействительности сделки.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что спорные участки образованы из лесного участка и частично находятся на землях лесного фонда. Следовательно, комитет не имел права предоставлять эти земли в аренду. Судьи признали договор аренды недействительным в части наложения земельных участков на федеральные земли лесного фонда. Они применили последствия недействительности сделки: земельные участки были сняты с государственного кадастрового учета (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 21.07.2017 № Ф09-3527/17 по делу № А60-3475/201).
Отсутствуют сведения в лесохозяйственном регламенте
НА ЗАМЕТКУ: Если лесопользователь не соблюдает лесохозяйственный регламент, вы можете досрочно расторгнуть договор аренды участка и купли-продажи лесных насаждений
Органы местного самоуправления разрабатывают и утверждают лесохозяйственные регламенты лесничеств и лесопарков на землях населенных пунктов, где расположены городские леса. Состав, порядок разработки лесохозяйственных регламентов, срок их действия и порядок внесения в них изменений Минприроды утвердило приказом от 27.02.2017 № 72. Лесохозяйственный регламент должен содержать:
- виды разрешенного использования лесов;
- возрасты рубок, сроки использования лесов и другие параметры разрешенного использования;
- ограничения по использованию лесов;
- требования к охране, защите и воспроизводству лесов.
Включите в лесохозяйственный регламент все сведения, предусмотренные приказом № 72. Если этого не сделать, прокурор потребует устранить нарушение. Сведения не должны противоречить федеральному и региональному законодательству.
ПРИМЕР 3. Правительство Ставропольского края присвоило нескольким объектам на территории муниципального образования статус памятников природы краевого значения (постановление от 20.06.2014 № 247-п). Однако администрация муниципального образования утвердила лесохозяйственный регламент, где было указано, что на территории муниципалитета памятников природы нет. Прокуратура потребовала признать данные положения лесохозяйственного регламента недействительными. Суд согласился с прокурором (апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 17.04.2018 № 33аа-369/2018).
Лесные земельные участки не поставлены на кадастровый учет
Документ: Кадастровый учет, регистрация в ЕГРН прав и их ограничений, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»
Муниципалитеты должны осуществлять контроль за использованием лесных земельных участков и постановкой их на кадастровый учет. Верховный суд подтвердил, что муниципалитеты обязаны проводить кадастровые работы в отношении таких участков. По мнению высшего судебного органа, кадастрирование лесов — неотъемлемая часть мероприятий по их надлежащему содержанию и контролю за их использованием. Постановка на учет нужна в том числе для того, чтобы исключить противоречия в сведениях о границах и площадях участков в разных реестрах, об их принадлежности к определенной категории и о правообладателях (определение ВС от 06.11.2013 № 83-КГПР13-8).
Суд может заставить муниципалитет провести кадастровые работы, если прокурор заявит это требование в иске.
ПРИМЕР 4. Прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с требованием к администрации муниципального образования о постановке лесных земельных участков на кадастровый учет. Суд установил четыре проблемы.
1. Администрация не провела лесоустройство.
2. Местные чиновники вверили участки специально созданному муниципальному учреждению, а на кадастровый учет их не поставили.
3. Имеются препятствия для надлежащего использования и охраны лесов.
4. Отсутствие кадастрового учета может повлечь уменьшение площади городских лесов вследствие незаконной рубки и застройки. Сохранение лесов затрагивает интересы неопределенного круга лиц.
Суд удовлетворил заявленные требования и обязал администрацию муниципального образования поставить участки на кадастровый учет. Это нужно сделать в течение года с момента, когда решение суда вступит в законную силу (решение Озерского городского суда Челябинской области от 14.09.2017 по делу № 2–1209/2017).
НА ЗАМЕТКУ: На какие сведения об участках ориентироваться при их постановке на кадастровый учет
До недавнего времени суды исходили из приоритета сведений о категории земельного участка, содержащихся в государственном лесном реестре, перед сведениями в правоустанавливающих документах и ЕГРН. При этом в государственный лесной реестр могли входить земельные участки, не поставленные на кадастровый учет либо поставленные с нарушениями. Также допускалось истребование земельных участков от граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники в ЕГРН. Это было возможно, если государственный лесной реестр относил эти участки к числу лесных. Для защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков был принят Федеральный закон от 29.07.2017 № 280-ФЗ. Он внес изменения в статью 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса…». Законодатель установил, что информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений ЕГРН. Сведения из ЕГРН о категории участков имеют приоритет.
Лесные участки включены в состав лесничеств
Органы местного самоуправления вправе принимать меры по защите лесов, в том числе включать в состав лесничеств леса на земельных участках, которые принадлежат физическим и юридическим лицам. В случае спора суд поддержит муниципалитет.
НА ЗАМЕТКУ: Включайте участки в состав муниципальных лесничеств по результатам таксации лесов
ПРИМЕР 5. Орган местного самоуправления включил в состав муниципального лесничества земельные участки, которые принадлежали на праве собственности индивидуальному предпринимателю. Тот обратился в суд с иском к администрации. Собственник утверждал, что местные чиновники лишили его возможности использовать землю по назначению — для эксплуатации и завершения строительства детских летних дач. Предприниматель попросил исключить принадлежащие ему участки из границ лесничества.
Суд указал, что администрация города вправе на основе материалов лесоустройства отнести спорные земельные участки к городским лесам. Основания для исключения земельных участков из границ лесничества отсутствуют. Спорные участки полностью заняты многолетними лесными насаждениями. Предприниматель приобрел землю для эксплуатации и завершения строительства детских летних дач. Эти цели не связаны с использованием лесов. Бизнесмен должен был предполагать возможность закрепления за земельными участками юридического статуса городских лесов (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29.06.2017 № Ф04-2267/2017 по делу № А45-15160/2016).
Выводы и рекомендации
1. Если местные власти сформировали участок с нарушениями, суд признает их действия незаконными, а договор о передаче земли — недействительным. Проблемы возникают и в случаях нарушений при кадастровых работах, а также если участку по ошибке присвоить иную категорию с видом разрешенного использования, не соответствующим законодательству. Компетентный орган потребует признать результаты межевания недействительными.
2. При постановке на кадастровый учет участков, занятых лесами, приоритет имеют сведения из ЕГРН. При постановке участка на кадастровый учет ориентируйтесь на них, а не на сведения в государственном лесном реестре.
3. Муниципалитеты обязаны разрабатывать и утверждать лесохозяйственные регламенты лесничеств и лесопарков на землях населенных пунктов, где расположены городские леса. Прежде чем принять регламент, убедитесь, что он соответствует требованиям приказа № 72, региональному и федеральному законодательству. В противном случае прокурор успешно оспорит регламент в суде.
4. Муниципалитет обязан кадастрировать занятые лесами земельные участки и зарегистрировать на них право собственности в рамках исполнения полномочий по защите и охране лесов. Если этого не сделать, суд может обязать муниципалитет провести данные мероприятия.
5. Муниципалитет вправе включать в состав муниципальных лесничеств, лесопарков, городских лесов участки, занятые лесами и принадлежащие частным лицам. Суд поддержит такое решение.