Организация электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов местного самоуправления. Поэтому собственники земельных участков и жилых домов, а также застройщики часто винят в проблемах с подключением к инженерным коммуникациям местную власть. Они обращаются в суд с просьбой признать бездействие чиновников незаконным и обязать муниципалитет провести коммуникации. Но эти требования не всегда обоснованны. Нередко собственники сами не знают установленную законом процедуру подключения или не соблюдают ее. Мы проанализировали судебную практику и выяснили, какие аргументы в защиту муниципалитета сработают в суде.
Когда суд встанет на сторону муниципалитета
Правила подключения объектов капитального строительства к инженерным коммуникациям закреплены постановлением Правительства от 13.02.2006 № 83 «Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения…». При подготовке градостроительного плана земельного участка муниципалитет определяет технические условия для подключения к инженерным коммуникациям на основании:
- информации о разрешенном виде использования земельного участка;
- параметров объекта строительства;
- нормативов градостроительного проектирования;
- схем размещения коммуникаций, иных объектов публичного значения;
- размеров участка.
Это установлено в пункте 4 Правил № 83.
Органы местного самоуправления предоставляют технические условия по согласованию с организацией, эксплуатирующей сети инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключить объекты капитального строительства (п. 5 Правил № 83). Предоставить технические условия нужно не менее чем за 30 дней до принятия органом местного самоуправления одного из трех решений:
На заметку Эксплуатирующая организация должна в течение 14 дней бесплатно предоставить информацию о том, можно ли обеспечить объект необходимыми ресурсами и сколько это будет стоить
- провести торги по продаже права собственности или аренды земельного участка;
- предоставить участок для строительства;
- предварительно согласовать место размещения объекта капитального строительства.
Технические условия действуют не менее трех лет (п. 10 Правил № 83). Если технические условия устарели или их вообще нет у правообладателя участка, он может получить их самостоятельно. Для этого достаточно сделать запрос в эксплуатирующую организацию На заметку. Если правообладатель не знает о такой организации, то информацию о ней должен предоставить муниципалитет (п. 6 Правил № 83).
Аргумент 1. Собственник не обратился в эксплуатирующую организацию
2 дня с момента поступления запроса – в такой срок проинформируйте собственника земли или жилья об организации, которая эксплуатирует сети
Многие заявители игнорируют правила и установленный алгоритм получения технических условий. В результате возникают судебные споры с участием органов местной власти. Суды в этих ситуациях встают на сторону муниципалитета.
ПРИМЕР 1. Гражданин обратился в суд с исковым заявлением к администрации города. Он попросил признать бездействие чиновников незаконным и обязать их проложить к дому водопровод и канализацию. Истец пояснил, что он и его соседи вынуждены пользоваться канализацией соседней улицы. Эту проблему истец предложил решить за счет средств местного бюджета.
Суд отказал в удовлетворении исковых требований. Истец должен был в первую очередь обратиться в организацию, которая занимается эксплуатацией сети инженерных коммуникаций. Эта организация обязана выдавать технические условия подключения (ст. 56 ГрК и п. 6 Правил № 83). Гражданин не доказал, что обращался в такую организацию (апелляционное определение Верховного суда Республики Дагестан от 27.05.2014 по делу № 33–1715).
Чтобы не терять время в суде, информируйте владельцев недвижимости, куда они должны обращаться за техническими условиями подключения. Срок — два дня с момента, когда запрос поступил в орган местного самоуправления.
Аргумент 2. Собственник просит провести коммуникации в доме или на участке
Инженерные коммуникации прокладывают до домовладения и в самом домовладении. Это две разные процедуры. В обязанности эксплуатирующей организации и местной администрации не входит прокладка водопровода и канализации в доме или на участке собственника. Он сам должен заниматься устройством внутренних инженерных сетей. Если истец обращается в суд с требованием обязать местную администрацию провести коммуникации в его доме, судьи ему откажут.
Собственник дома должен сам заниматься устройством внутренних инженерных сетей
ПРИМЕР 2. Гражданин приобрел земельный участок для строительства жилого дома. Он заплатил за разрешение на подключение к водопроводу и подал заявку в профильное МУП. Предприятие должно было определить точку подключения. Но МУП ответило, что в данном районе города нет сетей, которые оно обслуживает.
Владелец участка подал в суд на городскую администрацию и потребовал организовать водоснабжение и водоотведение его жилого дома. Когда местные чиновники выделяли землю под строительство жилья, они должны были обеспечить либо наличие коммуникаций, либо возможность подключения к близлежащим инженерным сетям. Однако водоснабжение и водоотведение по улице, где построен дом гражданина, не организовано.
Суд исследовал планы территории, где проживает истец, и нашел точку подключения к водопроводу для него на соседней улице. Водопроводную сеть на этой улице муниципалитет передал в аренду частной компании. Именно она имеет право выдавать технические условия на подключение к водопроводу новых объектов недвижимости. Обязанность органов местного самоуправления обеспечить системами водоснабжения жилой дом, который не относится к объектам муниципальной собственности, законом не предусмотрена. Суд отказал истцу (решение Богородского городского суда Нижегородской области от 15.10.2013 № М-1309/2013 по делу № 2–1461/2013).
Аргумент 3. Собственник не обратился в объединение, членом которого является
В некоторых случаях требовать выдачи технических условий может только объединение, в котором состоит собственник участка или дома. Например, решение о развитии объектов инфраструктуры дачного кооператива принимает общее собрание его членов. Это сказано в подпункте 10 пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Если собственник участка действует минуя свое объединение, используйте это как аргумент для защиты от претензий.
На заметку: Муниципалитет обязан помогать садоводческим некоммерческим объединениям в проведении работ по подключению к водопроводу и канализации, строительству и ремонту этих систем (ч. 3 ст. 38 Закона № 66-ФЗ)
ПРИМЕР 3. Гражданин обратился в муниципальное эксплуатационное предприятие и попросил предоставить ему технические условия для подключения дома к водопроводу. МУП ответило отказом. Тогда гражданин подал иск к администрации города и МУПу. По мнению истца, поскольку жилой дом расположен на земельном участке, находящемся на территории города, обязанность по обеспечению водой должны выполнить органы местного самоуправления.
Суд гражданину отказал. Истец — собственник земельного участка и расположенного на нем жилого дома. Земля находится в пределах земельного участка, предоставленного администрацией города садоводческому некоммерческому товариществу (СНТ). Истец — член СНТ. Однако он не представил доказательств того, что обращался в СНТ с просьбой организовать водоснабжение и водоотведение. Нет в материалах дела и доказательств того, что само СНТ просило администрацию города оказать содействие в организации данных систем (апелляционное определение Нижегородского областного суда от 19.01.2016 по делу № 33–908/2016 (33–14629/2015)).
Когда суд поддержит заявителя
Суды удовлетворяют требования истца, если администрация не исполняет возложенные на нее обязанности по выдаче технических условий при предоставлении участков. В отношении муниципальных земельных участков, которые граждане получили по договору аренды, первый раз технические условия должен выдать орган местного самоуправления. Отказ судьи признают незаконным. Арендатор должен обратиться в эксплуатирующую организацию только за повторной выдачей технических условий либо их продлением.
ПРИМЕР 4. Гражданин заключил договор аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности. Местная администрация отказалась утвердить градостроительный план этого земельного участка и не выдала технические условия на подключение дома к коммуникациям. Гражданин оспорил бездействие местной администрации.
Суд удовлетворил заявленные требования и обязал администрацию в 30-дневный срок разработать и утвердить градостроительный планы. Гражданин получил землю по договору аренды, поэтому технические условия должна была выдать местная администрация. Арендатор не обязан обращаться в эксплуатирующую организацию (кассационное определение Верховного суда Республики Карелия от 11.10.2011 по делу № 33–3053/2011).
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ:
1. К вопросам местного значения относится организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, снабжения населения топливом. При этом такая организация подразумевает лишь создание возможности для получения коммунальной услуги. Проводить трубы на участок и в дом не нужно. Объясните собственникам, что судиться с органом местного самоуправления в таких ситуациях бесполезно.
2. Если собственник не обращался в организацию, эксплуатирующую сети, суд признает местную администрацию ненадлежащим ответчиком по делу. Во избежание споров информируйте собственников недвижимости о том, в какую организацию им нужно подать заявку.
3. Муниципалитет обязан сам выдать технические условия, если передал землю арендатору либо предоставил ее в собственность. Такую обязанность вы обязаны исполнить один раз. Повторной выдачей технических условий либо их продлением занимается организация, эксплуатирующая инженерные коммуникации.
4. Проверьте статус участка: категорию земель, вид разрешенного использования, включение в земли кооператива и т. п. В случаях, когда собственник земли — член СНТ, обеспечением водой должно заниматься товарищество. Если у СНТ есть договор с частной эксплуатирующей организацией, это снимает с местной администрации и муниципального предприятия обязанность по организации водоснабжения.