Правоприменительная практика в области гражданского образования и просвещения в области прав человека

Тип: статья

Преамбула. Слово членам Федерального собрания Российской федерации

Выступление О.Н. Смолина, первого заместителя председателя Комитета по образованию и науке Государственной Думы РФ, на заседании круглого стола в Государственной Думе РФ 22 июня 2018 г.

Уважаемые коллеги, мы все прекрасно понимаем, что гражданское образование есть производная от нескольких факторов, назову из средних три – это политический процесс в стране, это ситуация в образовательной политике и это конкретные программы и действия, о которых мы сегодня по преимуществу и будем говорить.

Но прежде чем сказать про два первых фактора, два слова, я хочу напомнить, что, с моей точки зрения, очень неплохое представление о соотношении патриотического и гражданского воспитания когда-то было задано Александром Сергеевичем Пушкиным, который, как известно, наше всё, по крайней мере, мы об этом вспоминаем каждый день, каждый год 6 июня. Я напомню знаменитые два четверостишия. Первое цитируют все, кому не лень:

Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

И справедливо видят в этом ориентацию на патриотическое воспитание и его важность в формировании личности человека. А вот второе четверостишие из этого же стихотворения как-то обычно забывают. А оно звучит так:

На них основано от века

По воле Бога самого

Самостоянье человека,

Залог величия его.

И я бы истолковал это четверостишие в том смысле, что именно гражданское воспитание, дающее самостоянье человеку, являющееся залогом его величия, является второй необходимой частью, и я бы сказал двуединства патриотического и гражданского воспитания.

Причем если в 90-х годах, и об этом практически говорится в докладе, крен делался явно на гражданское воспитание, большинство нормативных актов различных уровней относится именно к 90-м годам, то в последнее время упор делается на патриотическое воспитание, часто без гражданского.

Между тем мы все прекрасно понимаем, что на подданнической культуре современное демократическое государство построено быть не может. По крайней мере, на мой взгляд.

Теперь по поводу факторов.

На мой взгляд, оба главных фактора, которые должны способствовать или препятствовать гражданскому образованию, сейчас в России скорее неблагоприятны.

Политический процесс, да, в точном соответствии с законами революции как исторической ситуации, в 1990-х годах мы переживали период очень относительной революционной демократии, по законам революции как исторической ситуации он почти во всех странах сменяется периодом авторитаризма более жесткого, более мягкого, в нашей версии более мягкого, но тем не менее. Отсюда, соответственно, настроения граждан. Не случайно, если в 90-х годах подавляющее большинство хотели становиться бизнесменами, то сейчас подавляющее большинство хотят становиться государственными чиновниками. Если верить социологическим опросам. Что касается ситуации в образовательной политике, то есть некоторое количество системных проблем отечественного образования, одна из них – это проблема бюрократизации. Я напомню, что, согласно официальному докладу думского комитета по образованию и науке, подготовленному в конце работы прошлой Думы, каждое отечественное учебное заведение заполняет в год примерно по 300 отчетов, соответственно, по 11 700 показателям, если верить официальному комитетскому докладу. Российский учитель, кроме этого, стал мировым рекордсменом по количеству времени, которое он затрачивает на разного рода бюрократические отчеты и другие процедуры.

Между тем, как справедливо сказала мне одна из учительниц в Питере – в Санкт-Петербурге, извините, – дети безошибочно чувствуют, когда мы что то делаем для них, а когда мы что-то делаем для отчетов. Комитет не просто подготовил доклад, он вынес очень серьезные рекомендации в отношении дебюрократизации отечественного образования, но мое личное ощущение, что бюрократизация нарастает быстрее, чем мы пытаемся решать ее проблемы. Но то, что ситуация не самая благоприятная для гражданского образования, вовсе не означает, что им не надо заниматься. Поэтому я хочу поприветствовать от имени думского Комитета по образованию и науке всех, кто здесь собрался, всех, кто этим занимается. Это очень важная задача, повторю, без которой мы не сможем сформировать демократическую политическую культуру, мы не сможем от подданнической культуры перейти к гражданской. Поэтому да здравствует то, благодаря чему мы все, несмотря ни на что.

Выступление Л.Н. Боковой, первого заместителя председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Совета Федерации РФ, на круглом столе в Саратове, посвященном обсуждению проекта настоящего доклада

Можно сказать, что именно через правовую культуру происходит реализация базовых ценностей, принципов жизни общества, принципы верховенства закона, приоритеты человека, и также мы говорим, что его права неотчуждаемы. То есть права и свободы человека у нас в Конституции на самом верхнем уровне, и они должны быть на самом высоком уровне защищенности. Есть еще один очень важный момент, на который действительно стоит обратить внимание, – одним из важных свойств правовой культуры является умение владеть навыком защиты своего права. Это то, чего зачастую так не хватает нашим гражданам на разных этапах развития. Они на разных этапах своего развития сталкиваются с той или иной проблемой, с той или иной жизненной ситуацией, и в таких ситуациях не всегда есть навык защиты своего права.

Кроме того, если говорить о нашей законодательной плоскости, то можно сказать, что какое-то единое определение правового просвещения у нас сегодня отсутствует. Но тем не менее есть целый ряд таких законов, где этот термин так или иначе присутствует. Одним из базовых законов является модельный закон «О просветительской деятельности», который был принят в 2000 году Межпарламентской ассамблеей государств-участников СНГ. То есть там достаточно системно прописано и распространение знаний о гражданских правах и свободах, и о правовом просвещении, и иная там есть терминология, то есть он на сегодняшний день является такой вот лакмусовой бумажкой. В нашей плоскости уже в плане законодательства есть закон о бесплатной юридической помощи в Российской Федерации, где есть статья 28, в которой как раз прямо указывается, что такое правовое информирование и правовое просвещение населения. Там как раз расписаны цели правового информирования, есть пределы содержания, методы, которые можно использовать для этого, кто может быть участником правового просвещения. И там как раз указываются и некоммерческие организации, и федеральная палата адвокатов у нас участвует в этой деятельности. Очень важно, что там указывается, что и органы МСУ имеют право принимать участие в правовом просвещении.

По поводу прокуратуры я не нашла там указания, как она принимает участие в этой деятельности. И в качестве рекомендации можно предложить, чтобы на всех сайтах муниципальных образований была бы информация о такой деятельности. В Модельном законе указывается, что органы МСУ могут участвовать в правовом просвещении в соответствии с муниципальным актом. То есть должен быть принят муниципальный акт, в котором должно быть прописано и дальше уже – как в законе прописано, – для этого используется доступная сеть Интернет и соответствующий порядок информирования. Очень важный приказ № 182 Генеральной прокуратуры РФ «Об организации работы по взаимодействию с общественностью по разъяснению законодательства и по правовому просвещению» от 10 сентября 2008 года. Там прописаны очень важные моменты о реализации этой деятельности прокуратурой: «Рассматривать разъяснения законодательства как деятельность по правовому просвещению граждан, в том числе и во взаимодействии с различными общественными институтами, и считать ее неотъемлемой частью системы профилактики правонарушений, особенно в аспекте противодействия экстремизму, ксенофобии, коррупционным проявлениям».

Кстати, по противодействию коррупции было принято отдельное постановление, в котором как раз прописано, что в рамках антикоррупционной деятельности правовое просвещение также должно реализовываться. При этом подчеркивается, что работа в данном направлении не подменяет рассмотрения жалоб граждан и их разрешения. Такие вот рекомендации всем территориальным отделениям прокуратуры. Ну, если оценивать сайт прокуратуры Саратовской области, то там действительно есть отдельный план по правовому просвещению, и я отдельно хочу сказать, что там каждый день идет отражение данного процесса. Там размещены и обращения, и ответы идут по конкретным вопросам, поступающим в открытом доступе на сайт прокуратуры, и, соответственно, по трудным, таким достаточно важным вопросам, идет разъяснение позиции законодательства. Это очень важно и интересно, и вот как раз в рамках профилактики правонарушений, например, рассматриваются принятые законы, и хотя еще нет практики правоприменения, прокуратура старается дать разъяснения подобного рода. Что же касается координации деятельности в указанной области, Президентом Российской Федерации в 2011 году были утверждены «Основы государственной политики РФ в сфере развития правовой грамотности» № 1168. Это тоже очень важный документ.

Что указано в этом документе? Определено, что основными целями государственной политики в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан является как раз формирование в обществе уважения к закону, преодоления правового нигилизма, повышение правовой культуры, юридическая грамотность. Было также рекомендовано создание некоей комплексной системы реализации таких направлений, как правовое просвещение, правовое информирование, развитие правового образования и воспитания.

Образование и воспитание – это неотделимые вещи, поэтому мы так и рассматриваем – так, уроки проводятся в Саратовской области, но и в рамках воспитательных мероприятий мы так или иначе эту тему поднимаем, потому что образование и воспитание – это единый процесс, как это написано в законе «Об образовании». И в этом же законе рекомендуется, чтобы в высшей школе были курсы, программы, учебно-методические материалы, которые обеспечивают процесс получения знаний в данной области. И с одиннадцатого года, точнее, и раньше, в рамках и отдельных курсов это присутствовало, и каждый преподаватель старался в своих курсах применять такой подход. Единственно, что, еще будучи учителем истории, мы тогда тоже создавали отдельный элективный курс, который был посвящен праву. Но для учителя истории это тогда было очень сложно делать, не имея соответствующего образования – юридического, – достаточно сложно, и мне тогда пришлось получить второе образование – юридическое, чтобы и педагогом и юристом в одном лице быть. Мы тогда пробовали пригласить специалиста – юриста –для преподавания, но ничего не получилось, так как ему было достаточно сложно работать с детской аудиторией, а мне было достаточно сложно работать с юридическими понятиями.

Тем не менее в рамках курса «Обществознание» у нас присутствует целый блок, с 6-й по 11-й классы право отдельным блоком так и идет. Очень важно, что в этом же документе есть такое пожелание, чтобы имело место преобразование сферы культуры, издательской деятельности, так, чтобы они были участниками этого общего вектора, создавать пропаганду правовых знаний. Очень важно, что в этом же документе отмечено, что не только граждан нужно просвещать и их правосознание повышать, но и повышать правосознание служащих государственных и муниципальных управлений. Это тоже неотъемлемая часть, потому что иногда правовые документы, которые создаются нелепо, то это создает прямую угрозу нарушения прав граждан и выйти из этой ситуации правильно можно только в судебном порядке, к сожалению. Это требует кучи нервов, стрессовых ситуаций и так далее. А отменять свое же решение местные власти очень не любят, хотя они имеют на то полномочия, в 131-м ФЗ об этом сказано, но на моей памяти такие обращения никогда не срабатывали.

Кроме того, в этом же документе прописано и о качестве подобного рода мероприятий. Здесь под качеством подразумевается их доступность и качество тех информационно-справочных систем, которые у нас на сегодняшний день есть. То есть «Консультант+», «Гарант+», которые мы можем использовать в качестве, так сказать, пропаганды правового просвещение. Но единственно, что я всегда делаю оговорку для чиновников, что справочно-информационные системы не имеют статуса официальной правовой системы. Поэтому, когда чиновники пишут в ответах на запросы депутатов, в мой адрес часто пишут, и в этих ответах идут прямые ссылки на эти системы, то я еще раз повторяю, что эти системы нельзя использовать как источник официальной правовой информации. У нас есть источник – www.pravo.gov.ru, и только на него ссылки могут быть. Есть еще очень важная вещь, на которую нужно обращать внимание, это, как правильно было отмечено, что как раз институт Уполномоченного по правам человека в силу ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в РФ» наделен как раз функцией по правовому просвещению.

Это незыблемо, это прописано, и он у нас является такой доминантой в этом отношении. Законодательство все равно развивается, не могу не остановиться на одном интереснейшем законе. 27 декабря 2017 года появился на свет 134-й закон Владимирской области «О правовом просвещении граждан на территории Владимирской области». Пока единственная такая ласточка на сегодняшний день. Очень интересный закон на самом деле. В этом законе определяются цели, задачи, способы правового просвещения граждан, формы совершенствования этой деятельности, полномочия государственных органов Владимирской области, остальных организаций – то есть там прописано как они вовлечены в эту деятельность. Там много идет компиляций из Указа Президента РФ, но в целом такая вот системная работы – это совершенно правильный подход, потому что можно проводить уже оценку – на основании исполнения этого закона можно проводить мониторинги, насколько изменилось правосознание населения области. И тогда вот доклады региональных Уполномоченных, которые говорят о количестве получаемых ими обращений, можно все это в единую конструкцию внести и работать уже целенаправленно. Считаю, что этот опыт очень интересен, и советую обратить на него внимание присутствующим здесь депутатам областной думы. Там есть замечательная статья – вторая, – это цели настоящего закона, и они там дали определения, что такое правовое просвещение, – в отсутствие федерального законодательства.

И они имеют полное право такое определение дать и локализовать его на территории Владимирской области. И последнее: правовое просвещение исходя из принципов юридической науки, то право на правовое просвещение как основная часть права на образование. То есть можно трактовать через эту призму – через образование – и понимается как совокупность установленных государством правовых норм, которые обеспечивают гражданам возможность ознакомиться с различными сведениями, которые могут затронуть их интересы в правовой сфере. Ну и конечно, возможность ознакомиться с достижениями в области права и свободного пользования ими. Соответственно, если мы идем через право на образование, то мы как раз можем его реализовать исходя из получения информации, которая затрагивает мои интересы.

Вот и ответы – для чего нужны законы и муниципальные и региональные соответственно, для того, чтобы мы создали это право через информацию и доступность, о чем и сказано в указе Президента. Соответственно, если это право на правовое просвещение является неотъемлемым, то такие создаваемые системы должны быть доступными для всех категорий населения. И отсюда очень важна методология информирования населения. То есть методология для детей одна – мы говорим на языке, доступном для детей, и в соответствии с возрастом подбираются различные курсы. Если мы говорим о людях с ограниченными возможностями, то мы тоже для них должны создать такие системы информирования, которые позволяют им получить информацию. Так, у нас в Саратовской области есть уникальная библиотека, где для людей с ограниченными возможностями есть все условия для получения информационно-справочных материалов. И в качестве одной из рекомендаций важно, чтобы весь комплекс мероприятий был системным. Для этого можно и нужно использовать доклады Уполномоченного по правам человека.

Так, прокуратура может уже ссылаться на обращения к Уполномоченному и делать разъяснения с учетом частоты обращений. Если проблемы ЖКХ на первом месте, то и делать по этой теме более всего разъяснений. То же с проблемой дольщиков. И соответственно, доступность мероприятий для различных категорий жителей. И важно, чтобы эти мероприятия были не из разряда пропаганды, а все-таки практико-ориентированными, то есть конкретно чему и где можно научиться, каким-то навыкам. Например, как рассчитать свою будущую пенсию или как составить исковое заявление. Важно также вовлечение в эту деятельность и организаций, и волонтеров. И это же относится и к НКО.

Гражданское образование и просвещение (879,5 КБ)