Рекомендации Минфина помогут увеличить доходы местных бюджетов

Тип: статья

Минфин подготовил Методические рекомендации по увеличению доходной базы бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований (письмо от 31.10.2018 № 06-04-11/01/78417). Финансисты изучили российский и зарубежный опыт и предложили меры, которые помогут муниципальному образованию:

  • расширить налогооблагаемую базу;
  • выявить неплательщиков налогов;
  • увеличить поступления в местный бюджет;
  • выявить потенциальные источники доходов.

Отдельные положения предлагаемых мер уже были апробированы в 10 регионах страны: Московской, Белгородской, Саратовской, Свердловской, Ярославской, Курганской областях, а также в Дагестане, Мордовии, Северной Осетии и Карачаево-Черкесии.

Оптимизируйте работу комиссий по легализации налоговой базы

Минфин рекомендует совершенствовать работу существующих в муниципалитетах комиссий по легализации налоговой базы. Одна из возможных мер — введение в состав комиссии отраслевых экспертов. Это могут быть представители органов местного самоуправления, научной среды, бизнес-сообществ, профсоюзных организаций. Главное, чтобы они знали особенности конкретной отрасли и были хорошо осведомлены о фактическом положении дел на предприятиях.

Разработайте регламент мониторинга предприятий

Рекомендация: Обратитесь в территориальное управление ФНС. Его специалисты помогут определить критические значения показателей

При проведении мониторинга уровня заработных плат и занятости работников на предприятиях Минфин рекомендует комиссиям сравнивать показатели со средними по отрасли и региону. Совместно с отраслевыми экспертами и профсоюзными работниками разработайте регламент проведения мониторинга предприятий. Укажите в нем, какое отклонение показателей задолженности, зарплаты и численности работников от средних уровней по отрасли считается критическим. По мнению Минфина, зарплата в две трети от среднеотраслевого показателя — это повод разобраться в ситуации на предприятии. Включите в перечень показателей среднее количество работников на единицу стоимости выпускаемой продукции. При проведении мониторинга учитывайте отраслевую специфику и размер предприятия.

Выявляйте нарушителей. Комиссию должны насторожить:

  • уровень заработных плат ниже МРОТ в регионе;
  • нулевая отчетность по налогам и страховым взносам;
  • численность работников значительно ниже средней по отрасли;
  • отказ от приема на работу по вакансиям, заявленным в центры занятости населения.

Договоритесь с налоговиками, чтобы те регулярно передавали комиссии информацию о предприятиях с неоправданно низкой налоговой нагрузкой. С профсоюзами и работодателями заключайте трехсторонние соглашения о величине минимальной заработной платы на территории муниципалитета.

Увеличивайте налогооблагаемую базу

Для увеличения налогооблагаемой базы Минфин рекомендует муниципалитетам выявлять:

  • граждан, которые сдают квартиры без уплаты налога на доходы физических лиц;
  • компании, которые нанимают на работу иностранных граждан без документов;
  • незарегистрированное имущество.

Самая крупная статья доходов местных бюджетов — НДФЛ. Его собираемость в большинстве случаев определяется величиной заработной платы наемных работников.

На заметку: Мобильные группы проводят рейды в том числе по выходным дням

НДФЛ с трудовых мигрантов

Минфин рекомендует активизировать работу по легализации трудовой деятельности иностранцев, не имеющих разрешительных документов. Это позволит увеличить поступления НДФЛ, а также взносов на обязательное медицинское, социальное и пенсионное страхование. Особенно эффективны рейды.

ПРИМЕР 1. В Белгородской области рейды проводят специальные мобильные группы. В их состав входят участковые инспекторы, сотрудники территориальных органов МВД по вопросам миграции, налоговых органов, органов местного самоуправления. Данные группы выявляют случаи незаконного привлечения мигрантов к трудовой деятельности. В результате этой работы количество выданных миграционных патентов в области возросло в четыре раза.

НДФЛ с арендной платы

По оценке Росстата, доля теневой экономики может достигать 50 процентов от объема сделок по сдаче квартир в аренду.
Чтобы управляющие компании были заинтересованы в выявлении случаев нелегальной аренды, предоставляйте им из местных бюджетов стимулирующие гранты. Выясните, на каких территориях поступления НДФЛ с арендной платы растут. Поощряйте грантами компании, которые обслуживают дома на этих территориях.

Рекомендация: Организуйте горячую линию, по телефонам которой можно сообщать о случаях нелегальной сдачи квартир внаем

Если поступила информация о нелегальной сдаче квартиры внаем, муниципальная комиссия может провести рейд. Чтобы официально зафиксировать факт сдачи жилого помещения в аренду без уплаты налогов, включите в состав комиссии специалистов налоговых органов.

Налог на имущество физических лиц

Чтобы выявлять незадекларированное или некорректно задекларированное имущество, используйте автоматизированные системы кадастра для регистрации и оценки недвижимости и системы управления имуществом. Например, в России уже создана и действует Автоматизированная информационная система государственного кадастра недвижимости (АИС ГКН). Однако многие муниципалитеты сталкиваются с трудностями при передаче информации из Росреестра в базу налоговых органов, а также при переходе на новые программные продукты и централизации баз. Чтобы решить эту проблему, Минфин рекомендует повышать квалификацию муниципальных служащих.

Земельный и сельскохозяйственный налоги

Основным инструментом стимулирования роста бюджетных доходов для городских и сельских поселений остается администрирование земельного налога. Таким муниципалитетам Минфин предложил активизировать работу по проверке соответствия фактического использования земельных участков разрешенным видам использования, а также выявлять неиспользуемые земли сельскохозяйственного назначения.

На заметку: В регионах, где местные бюджеты получают из регионального бюджета отчисления от транспортного налога, имеет смысл активнее выявлять незарегистрированные средства водного транспорта

Регулярно проводите инвентаризацию имущества. По результатам проверок уточняйте сведения в ЕГРН. Обеспечивайте участие субъектов малого предпринимательства в проводимых конкурсах и аукционах по продаже земельных участков, нежилых помещений, передаче муниципального имущества в аренду.

Чтобы увеличить поступления сельскохозяйственного налога в бюджет, федеральные чиновники советуют предоставлять информационную, организационную и техническую поддержку сельхозпроизводителям. Например, развивать систему лизинга сельскохозяйственной техники.

Совершенствуйте меры по поддержке малого и среднего бизнеса

Создавайте условия для создания новых компаний и их роста. Например, можно предоставлять субсидии, чтобы компенсировать новым предприятиям часть затрат:

  • на разработку проектно-сметной документации;
  • приобретение новых технологий;
  • подготовку площадок для размещения производств;
  • строительство (реконструкцию) офисных и производственных площадей;
  • закупку офисного и технологического оборудования.

Также местные администрации могут предоставлять налоговые льготы, организовывать технопарки, бизнес-инкубаторы, системы одного окна для бизнеса. Оказывайте малому и среднему бизнесу информационную и консультационную поддержку, в том числе через специальные центры.

Минфин рекомендует органам местной власти проводить мероприятия по формированию уникального бренда территории. Прямая ассоциация товара с конкретной территорией помогает развивать предпринимательство и увеличивать поступления в местный бюджет. Примеры узнаваемых брендов: пряник из Тулы, черная икра из Астрахани, масло из Вологды. Кроме того, бренд повышает известность места, что позволяет развивать туризм.

ПРИМЕР 2. Уникальный бренд Мышкина способствует росту туризма. В городе открыли ресторан «Мышеловка», гостиницу «Кошкин дом». Местные кузнецы куют фигурки мышек для продажи, а дети туристов на оплаченных родителями мастер-классах лепят мышек из глины.

Минфин предлагает пропагандировать предпринимательскую деятельность и улучшать ее имидж, привлекать к ней молодежь.

Важно запомнить! Проводите оценку эффективности мероприятий по поддержке бизнеса. Это позволит выявлять и развивать наиболее востребованные из них

ПРИМЕР 3. В Астрахани органы местного самоуправления реализуют проект «Школа молодого предпринимателя». Его цели:

  • увеличить число субъектов малого предпринимательства;
  • популяризировать предпринимательскую деятельность среди молодежи;
  • повысить образовательный уровень и квалификацию начинающих или потенциальных предпринимателей в возрасте от 18 до 35 лет, их осведомленность в вопросах организации собственного бизнеса.

Срок реализации данного проекта — 2014–2019 годы, но результаты уже превосходят ожидания. Так, за период с 2014 по 2016 год увеличилось количество реализованных молодыми предпринимателями бизнес-проектов, в том числе социально значимых, — на 35 — и число учащихся, принявших участие в проекте, — на 129.

Развивайте институты самообложения граждан

При развитии институтов самообложения граждан отдавайте предпочтение инициативному бюджетированию. В России оно широко применяется для реализации проектов по ремонту объектов культурной инфраструктуры, благоустройству территорий поселений, обустройству мест отдыха, детских и спортивных площадок. Наибольший опыт инициативного бюджетирования накоплен в рамках Программы поддержки местных инициатив (ППМИ) Всемирного банка. Это часть стратегии «Развитие силами местных сообществ». В России проекты реализуются на средства региональных бюджетов при обязательном софинансировании населением и муниципалитетами.

При реализации проектов опирайтесь не только на нормативно-правовую базу, но и на методические рекомендации. Например, Фонд Кудрина по поддержке гражданских инициатив выпустил сборник «25 вопросов об инициативном бюджетировании».

Что Минфин рекомендовал регионам

Региональным органам исполнительной власти Минфин предложил:

  • стимулировать наращивание налогового потенциала муниципальных образований;
  • расширять перечень предоставляемых местным бюджетам налоговых доходов по единым нормативам отчислений;
  • применять механизм полного или частичного замещения дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований дополнительными нормативами отчислений от НДФЛ;
  • соблюдать требования Бюджетного кодекса по формированию региональных фондов финансовой поддержки муниципальных образований и предоставлению дотаций на выравнивание их бюджетной обеспеченности;
  • сокращать различия в бюджетной обеспеченности муниципальных образований.

Минфин рекомендовал установить на региональном уровне единые и (или) дополнительные нормативы отчислений от налогов в местные бюджеты. При этом федеральные финансисты советуют не снижать единые нормативы в течение трех лет, если бюджеты городских округов и муниципальных районов в регионе — трехлетние.

На заметку: Рейтинги позволят выявлять лучшие практики в сфере муниципальных финансов

Чтобы усилить стимулы к увеличению доходной базы местных бюджетов, Минфин предложил использовать систему рейтингов органов местного самоуправления. Те муниципалитеты, которые занимают высокие места в рейтингах, регионы должны поощрять, в том числе межбюджетными трансфертами.

Федеральные чиновники советуют ослаблять связь между ростом собственных доходов муниципалитетов и снижением дотаций из регионального бюджета. В ряде субъектов РФ такая практика уже реализована.

ПРИМЕР 4. В Новосибирской области при расчете дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, где налоговые доходы растут быстрее, чем в среднем по муниципалитетам, финансисты исходят из величины доходов не выше среднемуниципального уровня. Это ослабляет связь между ростом налоговых доходов и уменьшением размеров дотаций, стимулирует муниципалитеты к увеличению доходной базы.

В Кировской области при расчете уровня расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных образований на очередной финансовый год не учитывают превышение прогнозируемого роста НДФЛ над средним показателем по региону. В результате рост налогооблагаемой базы по НДФЛ в муниципальном образовании не приводит к уменьшению объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности.

В Волгоградской области часть дотаций для муниципальных образований определяется так, чтобы размер расчетной дотации в очередном финансовом году был не ниже, чем в текущем финансовом году. Это позволяет муниципалитетам области сохранить уровень финансовой поддержки, если налоговый потенциал района или городского округа увеличивается быстрее, чем в среднем по области.

В методиках расчета дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований региональные финансисты применяют показатели, которые характеризуют темпы роста поступлений от НДФЛ, налога на имущество организаций, местных налогов. Минфин считает, что эти показатели не должны превышать средние значения по субъекту РФ.

ЕЛЕНА НИКОЛАЕВА, эксперт журнала «Практика муниципального управления», к. э. н.