Какие нарушения при составлении бюджетной отчетности суд сочтет малозначительными

Тип: статья

За что наказывают чиновников

За ошибки при подготовке и сдаче бюджетной отчетности ответственное должностное лицо органа местного самоуправления могут привлечь к административной ответственности. Чиновников наказывают за нарушения требований трех нормативно-правовых актов:

Рассмотрим, за что конкретно и как могут наказать должностное лицо органа местного самоуправления.

Грубое нарушение требований к бухучету и отчетности

За грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету и отчетности должностное лицо оштрафуют на сумму от 5 тыс. до 10 тыс. руб. За повторное нарушение накажут строже — штрафом от 10 тыс. до 20 тыс. руб. или дисквалификацией от 1 года до 2 лет (ст. 15.11 КоАП). Контрольные органы применяют данную норму и в случае ошибок в подготовке бюджетной отчетности. Действие Закона № 402-ФЗ распространяется на государственные органы и органы местного самоуправления (п. 2 ч. 1 ст. 2 Закона № 402-ФЗ). Сам Закон № 402-ФЗ применяется при ведении бюджетного учета активов и обязательств в том числе муниципальных образований, а также составлении бюджетной отчетности (ч. 2 ст. 2 Закона № 402-ФЗ). В связи с этим некоторые суды при рассмотрении дел о нарушениях при формировании и сдаче бюджетной отчетности привлекали чиновников к ответственности по статье 15.11 КоАП.

ПРИМЕР 1. Контролирующий орган проверил отчетность и нашел в ней ошибки и нестыковки. В отношении чиновницы, которая подготовила отчетность, составили протокол об административном правонарушении. Мировой судья привлек чиновницу к административной ответственности по статье 15.11 КоАП и назначил наказание в виде штрафа в размере 5 тыс. руб. Районный суд с вынесенным постановлением согласился (решение судьи Тверского районного суда города Москвы от 15.09.2016 по делу № 12–3018/2016).

Ошибки при формировании и сдаче бюджетной отчетности

На заметку:  Основные составы правонарушений на практике квалифицировались по статьям 15.11 и 15.15.6КоАП

В 2013 году в КоАП появилась статья 15.15.6 (Федеральный закон от 23.07.2013 № 252-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс…»). По ней можно привлечь чиновника к административной ответственности за нарушения при подготовке и сдаче бюджетной отчетности. Первоначально ее применяли в случаях, когда должностное лицо:

  • не представляло бюджетную отчетность;
  • представляло бюджетную отчетность с опозданием;
  • представляло заведомо ложную бюджетную отчетность.

Штраф для нарушителя по этой статье — от 10 тыс. до 30 тыс. руб.

На заметку: Наказания в виде дисквалификации статья 15.15.6 КоАП не предусматривает

В статье 15.15.6 КоАП не была предусмотрена ответственность за иные нарушения в представлении бюджетной отчетности: ее искажение, ошибки и т. д. Позднее статью дополнили (Федеральный закон от 07.06.2017 № 118-ФЗ). Теперь ее можно применить и в случаях, когда чиновник с ошибками сформировал и представил сведения (документы), необходимые для составления и рассмотрения проектов бюджетов и проектов исполнения бюджетов.

Сегодня статья 15.15.6 КоАП охватывает любые нарушения требований Инструкции № 191н к составлению и представлению бюджетной отчетности. Например, ее применяют, если чиновник не отчитался в срок.

ПРИМЕР 2. Должностное лицо нарушило срок представления сведений о принятых бюджетных обязательствах. Суд привлек чиновницу к административной ответственности по статье 15.15.6 КоАП. В обоснование своей позиции судьи указали, что обязанность главного бухгалтера осуществлять контроль за своевременным, полным и достоверным составлением бухгалтерской отчетности обусловлена требованиями действующего законодательства. Сведений о возложении этой обязанности на иное должностное лицо в материалах дела нет (решение Конаковского городского суда Тверской области от 02.02.2016 по делу № 12–32/2016).

Если отчетность не соответствует требованиям, предъявляемым к отчетности, либо в ней имеются противоречия, никакие аргументы должностного лица в суде не сработают.

ПРИМЕР 3. Контролеры установили, что баланс казенного учреждения социального обслуживания и отчет по форме 0503121 содержали данные, не соответствующие данным главной книги. Директора привлекли к административной ответственности по статье 15.15.6 КоАП. Руководитель учреждения сослалась на сбой в работе программного обеспечения. Кроме того, она допустила нарушение неумышленно. Суд не принял эти аргументы и не освободил директора учреждения от административной ответственности (постановление Ивановского областного суда от 31.08.2016 № 4а-241/2016).

Чиновника могут привлечь к ответственности даже за незначительное нарушение требований к составлению отчетности

За представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений для составления и рассмотрения проектов бюджетов, исполнения бюджетов суд также может привлечь к ответственности по статье 15.15.6 КоАП.

ПРИМЕР 4. Годовой баланс казенного учреждения содержал неверную сумму кредиторской задолженности. Кроме того, бухгалтер не указал в балансе аванс контрагенту. Это стало известно в ходе проверки. Главбуха привлекли к административной ответственности по статье 15.15.6 КоАП за представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности распорядителю бюджетных средств (решение Смоленского областного суда от 22.03.2016 № 21–141/2016).

Суд может посчитать неправомерной квалификацию нарушения, связанного с бюджетной отчетностью, по статье 15.11 КоАП.

ПРИМЕР 5. Чиновница допустила нарушения при оформлении отчетности. При возбуждении дела судья квалифицировал нарушения по статье 15.11 КоАП. Мировой судья прекратил производство по этой статье в связи с отсутствием состава правонарушения.

Вышестоящий суд постановление суда первой инстанции отменил и вернул дело на новое рассмотрение. Судьи указали, что применительно к порядку представления бюджетной отчетности состав административного правонарушения, предусмотренный статьей 15.15.6 КоАП, — специальный по отношению к составу, предусмотренному статьей 15.11 КоАП (решение Октябрьского районного суда города Орска от 27.02.2018 по делу № 12–32/2018).

Когда ответственности можно избежать

При малозначительности совершенного административного правонарушения суд может освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием (ст. 2.9 КоАП). Признание административного правонарушения малозначительным — это право суда (ст. 2.9 КоАП).

Рекомендация: Если вас оштрафовали за нарушение, ссылайтесь на его малозначительность, чтобы избежать ответственности

Конституционный суд указал, что наказание в виде штрафа должно отвечать конституционным требованиям справедливости и соразмерности (постановления от 21.11.2002 № 15-П, от 30.07.2001 № 13-П, определения от 05.11.2003 № 348-О, от 05.07.2001 № 130-О). Принцип соразмерности предполагает установление правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя. Этот принцип привлечения к ответственности в равной мере относится к физическим и юридическим лицам.

Верховный суд также отметил, что любой штраф должен быть справедливым и соразмерным степени вины. С учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины нарушителя, его имущественного положения и иных обстоятельств штраф можно снизить (определение ВС от 13.12.2018 № 305-АД18-14921).

В некоторых случаях суды соглашаются признать правонарушения по статье 15.15.6 КоАП малозначительными. В первую очередь это касается случаев, когда в деле фигурируют незначительные суммы, а штраф в несколько раз превышает их.

ПРИМЕР 6. Начальника отдела по финансовой работе администрации городского поселения оштрафовали на 10 тыс. руб. Поводом для привлечения к ответственности стало некорректное отображение отчета о расходовании денежных средств в размере 2200 руб. Чиновница обжаловала штраф в суде. Она указала, что нарушение малозначительно.

Суд первой инстанции чиновнице отказал, но апелляция ее поддержала. Суд посчитал правонарушение малозначительным и освободил чиновницу от административной ответственности в виде штрафа, ограничившись только устным замечанием (решение Хабаровского краевого суда от 15.11.2017 № 21–889/2017).

Когда речь идет о более крупных суммах, суд может признать нарушение малозначительным, но оно не должно быть множественным и наносить вред общественным интересам.

Если ошибка не создала существенной угрозы отношениям в финансово-бюджетной сфере, судьи могут признать нарушение малозначительным

ПРИМЕР 7. Казенное учреждение не отразило в отчетности дебиторскую задолженность по расчетам с внебюджетными фондами на сумму более 38 тыс. руб. Управление казначейства посчитало главбуха виновным в нарушении и выписало штраф на сумму 10 тыс. руб. Главбух обратилась в суд. Она признала ошибку, но указала, что нарушение не нанесло существенного вреда бюджету. Главбух принимала меры, чтобы выявить источник задолженности и перечислить деньги в бюджет.

Суд посчитал нарушение малозначительным и прекратил производство по делу. Действия (бездействие) главбуха не создали существенной угрозы отношениям в финансово-бюджетной сфере и общественным интересам (решение Нерчинского районного суда Забайкальского края от 30.11.2017 по делу № 12–26/2017).

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ:

1. Должностных лиц местных администраций наказывают за нарушения при формировании бюджетной отчетности по статье 15.15.6 КоАП. Статью 15.11 КоАП к отношениям, связанным с представлением бюджетной отчетности, применяют редко. Это позволяет чиновникам избежать наказания в виде дисквалификации.

2. Норма статьи 15.15.6 КоАП охватывает все нарушения, связанные с представлением бюджетной отчетности: ошибки, искажения, нарушения сроков, любые формальные несоответствия требованиям к оформлению.

3. Избежать привлечения к ответственности по статье 15.15.6 КоАП можно, только доказав малозначительность вменяемого правонарушения (ст. 2.9 КоАП). В этом случае чиновника освободят от штрафа, ограничившись устным замечанием. Доказать малозначительность нарушения вам поможет заключение вышестоящего финансового органа о принятии отчетности и ее соответствии требованиям закона.

РУСЛАН ПОПОВ, руководитель юридической компании «Интел-Право»