Информационные технологии в работе муниципалитета: опыт Омска

Тип: статья

Какие структуры занимаются информатизацией

Для информатизации деятельности администрации Омска и подведомственных ей учреждений были созданы Управление информационно-коммуникационных технологий и Комиссия по информатизации при мэре. Управление определяет муниципальную политику в сфере информатизации. Комиссия оценивает состояние информатизации и информационной безопасности, обеспечивает научно-методическую поддержку, анализ и экспертизу проектов и программ, рассматривает предложения по совершенствованию деятельности структурных подразделений администрации города на основе использования информационных и коммуникационных технологий. В ее состав вошли руководители структурных подразделений администрации и муниципальных учреждений, представители профильных вузов и предприятий.

За время работы обеих структур:

  • запущена единая защищенная телекоммуникационная сеть;
  • внедрены IP-телефония и видео-конференц-связь;
  • внедрена система электронного документооборота;
  • создан подвижной пункт управления и собственный удостоверяющий центр;
  • переведены в электронный вид муниципальные услуги;
  • появились новые сервисы в сфере общественного транспорта и образования.

Единая защищенная телекоммуникационная сеть

На заметку: Например, для криптографической защиты используется алгоритм ГОСТ 28147-89

Единая защищенная телекоммуникационная сеть (ЕЗТС) – это виртуальная, наложенная на физические каналы связи защищенная сеть. Она построена с использованием технологий межсетевого экранирования и VPN, снабжена сертифицированными средствами защиты информации.

ЕЗТС связывает все структурные подразделения мэрии и важнейшие учреждения, с которыми взаимодействуют органы местного самоуправления. Среди них – муниципальный архив, Центр поддержки предпринимательства, служба одного окна. В сети настроен централизованный доступ в интернет, обеспечена антивирусная защита пользователей.

Удостоверяющий центр

Для передачи конфиденциальной информации по открытым каналам связи создан собственный удостоверяющий центр, построенный на технологии ViPNet. Он позволяет применять шифрование при обмене данными между мэрией и правительством Омской области, мэрией и администрациями пяти городских округов.

Чтобы создать и организовать работу центра, Управление информационно-коммуникационных технологий получило две лицензии:

  • в Федеральной службе по техническому и экспортному контролю – на деятельность по технической защите конфиденциальной информации;
  • в ФСБ – на предоставление услуг в области шифрования информации.

Наличие собственного удостоверяющего центра позволяет экономить на выплатах сторонним поставщикам криптографических услуг.

Видео-конференц-связь

На заметку: Технология видео-конференц-связи обеспечила полноценное участие в одном из мероприятий Ассоциации сибирских и дальневосточных городов представителя федеральных органов власти

Специалисты Управления информационно-коммуникационных технологий уже 10 лет применяют технологии видео-конференц-связи. Благодаря ей представители удаленных органов государственной власти и местного самоуправления, эксперты из других городов и регионов могут присутствовать на мероприятиях мэрии и Омского совета депутатов.

Сегодня ВКС-клиент установлен в кабинете мэра. Это позволяет главе города наблюдать за совещаниями областного правительства и выступать на них при необходимости.

IP-телефония

В 2009–2010 годах в городской администрации начали внедрять IP-телефонию. Сегодня каждое рабочее место оборудовано телефоном, а всего в двух крупных зданиях более 900 абонентов. Перечислю четыре преимущества IP-телефонии.

1. Абонент видит имя звонящего прежде, чем снимает трубку.

2. При перемещении сотрудника его аппарат подключается к сети в любой точке без дополнительных настроек.

3. Благодаря единому муниципальному контракту на сотовую связь служебные мобильные телефоны объединены с внутренними, а звонки между ними бесплатны.

На заметку: Тренд на импортозамещение диктует необходимость внедрения новой технологической платформы СЭДД. Замена системы начнется во II квартале 2019 года

4. Набрав короткий внутренний номер из четырех цифр, можно автоматически дозвониться на мобильный телефон сотрудника, если он не берет трубку стационарного.

Технологии IP-телефонии позволили развернуть контакт-центр, который принимает звонки для двух групп операторов: службы одного окна (два сотрудника) и единой дежурно-диспетчерской службы (пять сотрудников). Вызовы ставятся в очередь, до ответа оператора звонящие получают информацию в автоматическом режиме.

Система электронного документооборота и делопроизводства (СЭДД)

В 2010 году введена в эксплуатацию система электронного документооборота и делопроизводства на платформе Lotus Notes. Она объединила сотрудников администрации города, городского совета и была интегрирована с аналогичной системой правительства Омской области. СЭДД стала единым пространством хранения и обработки документов для 2,2 тыс. сотрудников и сделала документооборот прозрачным.

Электронные услуги

К началу 2019 года 76 процентов граждан пользовались государственными и муниципальными услугами в электронной форме. Омичи могут делать это на федеральном и областном порталах, а также на портале администрации города. Последний содержит паспорта муниципальных услуг и дает возможность запросить архивную справку, выписку или дубликат, узнать о готовности документа, взять талон в службу одного окна. В электронном виде предоставляются и другие услуги, например:

  • запись детей в детский сад;
  • постановка на очередь нуждающихся в жилье;
  • выдача жилищных сертификатов гражданам льготных категорий;
  • выдача согласий на переустройство и перепланировку квартир;
  • признание граждан малоимущими;
  • выделение земельных участков многодетным семьям.

Электронные услуги оказываются с использованием системы электронного документооборота и делопроизводства. Запросы автоматически поступают через шлюз в СЭДД.

Процесс перевода услуги в электронный вид упрощен. Если регламент услуги допускает ее оказание в электронном виде, сотрудники Управления информационно-коммуникационных технологий формализуют параметры услуги и передают ее для размещения на портале на безвозмездной основе. После тестирования услуга вводится в эксплуатацию. Запрос заявителя попадает в СЭДД. Затем запрос обрабатывает служба одного окна. При необходимости она может использовать системы межведомственного электронного взаимодействия.

Новые сервисы на официальном портале администрации города

Официальный интернет-портал администрации города Омска (admomsk.ru) работает с 2010 года. Сегодня это более 30 тыс. веб-страниц, 32 тыс. файлов для скачивания и 22 тыс. изображений. Посещаемость в среднем достигает 4 тыс. человек по будням. Портал предлагает справочную информацию: инвестиционный паспорт, подразделы «Бюджет для граждан», «Программа озеленения» и др. Посетитель может подать юридически значимое обращение без авторизации. Пользуются популярностью недавно введенные интерактивные карты праздничных мероприятий. Карты мы составляем трижды в год: на День Победы, День города и Новый год.

С портала администрации можно перейти на другой портал – zmo-omsk.rts-tender.ru. Это электронный магазин, где аккумулируется вся информация о закупках малого объема для муниципальных нужд и предложениях поставщиков.

Социальные сети

Рекомендация: Проводите в соцсетях стримы и опросы общественного мнения

В 2016 году был открыт канал мэрии на YouTube. В том же году было создано официальное сообщество в социальной сети «ВКонтакте». Сегодня оно насчитывает более 30 тыс. подписчиков всех возрастных групп. Аккаунты мэрии появились и в других известных социальных сетях. Администрация создает сообщества не только для того, чтобы публиковать в них информацию, но и чтобы поддерживать обратную связь с горожанами. Вопросы пользователей соцсетей направляются специалистам мэрии. В течение восьми часов пресс-секретари структурных подразделений мэрии информируют авторов сообщений о принятых мерах.

Подвижной пункт управления

По действующему законодательству мэрия обязана принимать участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций. Для этих целей в Омске создали подвижной пункт управления на базе автобуса ЛиАЗ. В нем предусмотрено семь мест для участников оперативного штаба. В салоне есть оргтехника, мобильный спутниковый телефон, система видеонаблюдения, интернет. При необходимости ведется видео- и аудиозапись. Пункт управления легко подключить к внешним телефонным линиям. Подвижной пункт управления регулярно выезжает на учения, участвует в комплексных проверках. В 2017 году автобус использовали при ликвидации последствий хлопка газа в одной из панельных новостроек.

Муниципальные сайты

На заметку: Сайт Центра поддержки предпринимательства находится по адресу omskcpp.ru

На сайте Центра поддержки предпринимательства есть функция поиска партнеров и инвесторов. Каждая из сторон может разместить формализованное описание проекта, изложить свои предложения. Здесь же можно удаленно задать вопрос эксперту центра или записаться на очную консультацию.

Сайты городских библиотек предлагают электронный каталог изданий и сервис продления срока чтения книг, анонсируют просветительские акции и пешеходные экскурсии.

На сайте ktosomsk.ru комитеты территориального общественного самоуправления обсуждают идеи благоустройства дворов и  местные мероприятия. Здесь же можно узнать новости из жизни ТОС, найти информацию об их проектах, подать документы на участие в конкурсах «Лучший двор», «Лучший комитет территориального общественного самоуправления города Омска», «Лучшая дворовая елка года», получить бесплатную консультацию по созданию ТОС.

На сайте муниципальной информационной системы «Мой дом» (dom.admomsk.ru) можно узнать о текущих отключениях света, тепла, газа и воды. Эта информация отображена на карте. С 2012 года сайт служит городской площадкой для раскрытия информации о деятельности управляющих организаций. Их в системе зарегистрировано уже более 350.

Транспорт

В 2011 году Омск одним из первых в России оснастил муниципальные автобусы, троллейбусы и трамваи бортовыми контроллерами ГЛОНАСС. Данные о местоположении транспортных единиц стали поступать диспетчерам в режиме реального времени с интервалом 30 секунд. Эти же данные легли в основу системы «Мой маршрут», которая существует в виде сайта bus.admomsk.ru и мобильных приложений. Оперируя только текущим местоположением транспортного средства и историей прохождения маршрута, разработчики системы создали алгоритм, который позволяет точно спрогнозировать время его прибытия на выбранную остановку.

На заметку: Получить информацию о местоположении транспорта можно не только через интернет, но и по телефону, следуя инструкциям информатора

Сегодня омичам доступны четыре программных продукта: автоматизированная система информирования пассажиров (bus-55.ru), система «Твой автобус» (your-bus.ru), «Яндекс.Транспорт» и Hubb. Первые два разработал Департамент транспорта города Омска. Все программы отображают актуальное расписание движения, текущее местоположение транспорта и прогнозируют время прибытия для более чем 900 транспортных единиц муниципальных предприятий и нескольких частных перевозчиков.

Образование

В последнее время появилось много сервисов для школьников и их родителей. В 2017 году сотрудники Управления информационно-коммуникационных технологий протестировали сервис «Дневник.ру» и рекомендовали его к использованию. Сегодня все омские школы применяют это облачное решение.

В 2016 году в Омске предприняли первую попытку информатизации сферы дополнительного образования. Проект «После уроков» (posleurokov.ru/omsk) аккумулирует информацию о кружках, секциях и курсах в городе. Родители могут подобрать для ребенка занятия по его возрасту и увлечениям, по степени близости к дому. Сегодня на портале собрано более 2,6 тыс. вариантов занятий в государственных, муниципальных, общественных и коммерческих организациях. Можно воспользоваться календарем событий, в котором отображаются дни открытых дверей, отчетные концерты, ученические выставки, соревнования, мастер-классы.

В 2016 году проект «После уроков» был признан лучшим в номинации «IT в образовании» на Всероссийском конкурсе проектов региональной информатизации «ПРОФ-IT». В 2017 году за внедрение проекта муниципалитет удостоили третьего места на международном конкурсе Smart and Sustainable Cities Awards в номинации «Город сотрудничества».

ИГОРЬ КАТУНИН, директор казенного учреждения города Омска «Управление информационно-коммуникационных технологий»