СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Комитет по местному самоуправлению считает, что требуется серьезно обсудить государственную программу развития местного самоуправления в среднесрочной и долгосрочной перспективе, по какому пути будет двигаться местное самоуправление. Комитету представляются актуальными несколько направлений.
Первое, важное направление – стратегическое планирование. Потенциал стратегического планирования социально-экономического развития наших муниципалитетов далеко не раскрыт. Хотя именно города, районы, агломерации были пионерами в вопросах стратегического планирования. В 2014 году был принят Закон о стратегическом планировании в Российской Федерации. Комитет МСУ участвовал в защите муниципальной составляющей этого планирования. Но пока в муниципальных образованиях нет бюджетов развития, стратегия будет оставаться декларацией. На площадке комитета неоднократно обсуждали источники поступления средств в бюджет развития. В ближайшее время будут приняты серьезные поправки, касающиеся стратегирования на муниципальном уровне. Проект закона уже принят в первом чтении.
К ВОПРОСУ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОСНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Второе направление – совершенствование территориальных основ местного самоуправления. Мы на пороге очень серьезного этапа их реформирования.
Основы административно-территориального устройства наших регионов должны быть установлены на федеральном уровне. Самый последний акт, который довольно поверхностно решает эти вопросы, – Закон об общих принципах организации местного самоуправления от 6 октября 2006 года. Наиболее конкретный – указ Президиума Верховного совета РСФСР от 17 августа 1980 года. Настала пора уточнить действующее законодательство, внести в него определение населенного пункта как инфраструктурной единицы, расселенческую схему, дать понятие сельского населенного пункта, города, городского поселения. Губернаторам в пределах своей компетенции на своей территории нужны рычаги, чтобы эффективно заниматься вопросами административно-территориального устройства.
Требуется также ввести правовое регулирование вопросов развития городских агломераций. Это неизбежный тренд, потому что городское население в нашей стране растет. Вопрос создания и функционирования агломераций нельзя пускать на самотек. Этим процессом нужно заниматься, в том числе на законодательном уровне. В 131-м законе необходимо закрепить понятие «городской агломерации», скоррелировать эти положения с Градостроительным кодексом и дать оптимальную модель управления развитием агломерации. Наиболее приемлемой формой является управление ядром агломерации в рамках городского округа с внутригородским делением. Агломерация должна развивать межмуниципальные связи и хозяйственное межмуниципальное сотрудничество.
В Государственной Думе в первом чтении принят закон о горизонтальных субсидиях. Он вызвал критику оппозиции, наверное, обоснованную, потому что горизонтальные субсидии не должны быть инструментом сбалансированности бюджетов соседних муниципалитетов и регионов. Они обязаны стать инструментом, который помогает развивать крупные межмуниципальные инфраструктурные проекты, в первую очередь городские агломерации.
К ВОПРОСУ О МУНИЦИПАЛЬНОМ ОКРУГЕ
В Госдуму внесен проект закона о новом виде муниципального образования – муниципальном округе. Предложенный вариант решения проблемы двухуровневых муниципальных образований предстоит серьезно обсудить и с регионами, и с муниципальным сообществом. Эта идея вынашивалась несколько лет, обсуждалась на выездных заседаниях комитета на Чукотке, в Камчатском крае, в Дудинке Красноярского края. На этих встречах высказывались суждения, что одноуровневый муниципальный округ допустим исключительно для малонаселенных арктических территорий, территорий труднодоступных, а не там, где у поселений есть потенциал развития, сохранения своей экономической и финансовой самодостаточности. Нужно предпринять максимальные усилия, чтобы новый вид муниципального образования стал исключением, а не правилом. Необходимо сохранить двухуровневую систему устройства местного самоуправления. С другой стороны, этим законопроектом дается возможность прекратить порочную практику создания на территориях бывших муниципальных районов так называемых городских округов, которые по своей инфраструктуре таковыми не являются и являться не могут. Городской округ предполагает плотную застройку, развитую социальную, инженерную и коммунальную инфраструктуру. Разумеется, в тундре и бескрайней тайге городские округа возникать не могут. Таким образом, у регионов появится легальный инструмент, чтобы одноуровневые муниципалитеты появились там, где это вызвано объективной необходимостью, где невозможно сохранить поселковые муниципальные образования.
Ко второму чтению должны появиться существенные и серьезные механизмы защиты двухуровневой системы. Наверное, это должна быть расселенческая схема в рамках муниципального района. Если две трети населения проживают за пределами административного центра муниципального района, наверное, такой район должен сохранить шансы на существование и свое дальнейшее развитие. Разумеется, какие-то преобразованные городские округа придется вернуть в статус муниципальных округов, а где-то, может быть в Подмосковье, в ближайших территориях придется вернуть и двухуровневые муниципальные районы.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Вопрос совершенствования антикоррупционного законодательства, в первую очередь в муниципальной сфере, часто поднимается и ассоциациями муниципальных образований, и руководителями субъектов. Наш комитет неоднократно предлагал механизмы упрощения подачи сведений хотя бы для сельских депутатов. 160 тыс. депутатов сельского уровня ежегодно сдают огромное количество сведений и данных в бумажном виде. Цифровизация этого процесса очень низкая. Необходимо эту обязанность если не отменить, то смягчить и внедрить систему «Справка БК», которая активно применяется в гражданской службе, среди государственных гражданских служащих, а также ввести дифференцированную ответственность, которая будет зависеть от степени вины и серьезности правонарушения. Вряд ли за забытую и не указанную телегу или велосипед нужно лишать полномочий сельского депутата. У нас и так сегодня сельские советы формируются по принципу отрицательного отбора. Директор школы в депутаты не идет, руководитель МУП в депутаты не идет, сотрудники учреждений здравоохранения не идут. Теперь в
сельских советах сидят кочегары, водители и другие не менее уважаемые, но не столь компетентные представители сельского сообщества. На них лежит важнейшая функция контроля за муниципальными предприятиями, обязанность обсуждения и принятия бюджета муниципального образования. Сегодня на поселковом уровне они избирают и главу муниципального образования.
РАБОТАЕМ ВМЕСТЕ С МУНИЦИПАЛЬНЫМ СООБЩЕСТВОМ
Эти и многие другие проблемные вопросы комитет по местному самоуправлению готов обсуждать на круглых столах, парламентских слушаниях и других площадках, где муниципальное сообщество может высказать свое мнение по новым законопроектам. Депутаты Государственной Думы очень тщательно рассматривают вопросы, которые касаются местного самоуправления. Сегодня в высшем законодательном органе страны 56 депутатов – это бывшие главы муниципалитетов, главы администрации, руководители городских дум, районных советов депутатов. Более того, почти каждый восьмой депутат Государственной Думы так или иначе был связан с муниципальной сферой. Когда вносятся проекты, касающиеся напрямую муниципальных интересов, на выступления записываются много депутатов. Решения, которые носят излишне оптимистичный или поверхностный характер, подвергают самой серьезной критике.