Законодательный вектор развития местного самоуправления

Тип: статья

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Комитет по местному самоуправлению считает, что требуется серьезно обсудить государственную программу развития местного самоуправления в среднесрочной и долгосрочной перспективе, по какому пути будет двигаться местное самоуправление. Комитету представляются актуальными несколько направлений.

Первое, важное направление – стратегическое планирование. Потенциал стратегического планирования социально-экономического развития наших муниципалитетов далеко не раскрыт. Хотя именно города, районы, агломерации были пионерами в вопросах стратегического планирования. В 2014 году был принят Закон о стратегическом планировании в Российской Федерации. Комитет МСУ участвовал в защите муниципальной составляющей этого планирования. Но пока в муниципальных образованиях нет бюджетов развития, стратегия будет оставаться декларацией. На площадке комитета неоднократно обсуждали источники поступления средств в бюджет развития. В ближайшее время будут приняты серьезные поправки, касающиеся стратегирования на муниципальном уровне. Проект закона уже принят в первом чтении.

К ВОПРОСУ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОСНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Второе направление – совершенствование территориальных основ местного самоуправления. Мы на пороге очень серьезного этапа их реформирования.

Основы административно-территориального устройства наших регионов должны быть установлены на федеральном уровне. Самый последний акт, который довольно поверхностно решает эти вопросы, – Закон об общих принципах организации местного самоуправления от 6 октября 2006 года. Наиболее конкретный – указ Президиума Верховного совета РСФСР от 17 августа 1980 года. Настала пора уточнить действующее законодательство, внести в него определение населенного пункта как инфраструктурной единицы, расселенческую схему, дать понятие сельского населенного пункта, города, городского поселения. Губернаторам в пределах своей компетенции на своей территории нужны рычаги, чтобы эффективно заниматься вопросами административно-территориального устройства.

Требуется также ввести правовое регулирование вопросов развития городских агломераций. Это неизбежный тренд, потому что городское население в нашей стране растет. Вопрос создания и функционирования агломераций нельзя пускать на самотек. Этим процессом нужно заниматься, в том числе на законодательном уровне. В 131-м законе необходимо закрепить понятие «городской агломерации», скоррелировать эти положения с Градостроительным кодексом и дать оптимальную модель управления развитием агломерации. Наиболее приемлемой формой является управление ядром агломерации в рамках городского округа с внутригородским делением. Агломерация должна развивать межмуниципальные связи и хозяйственное межмуниципальное сотрудничество.

В Государственной Думе в первом чтении принят закон о горизонтальных субсидиях. Он вызвал критику оппозиции, наверное, обоснованную, потому что горизонтальные субсидии не должны быть инструментом сбалансированности бюджетов соседних муниципалитетов и регионов. Они обязаны стать инструментом, который помогает развивать крупные межмуниципальные инфраструктурные проекты, в первую очередь городские агломерации.

К ВОПРОСУ О МУНИЦИПАЛЬНОМ ОКРУГЕ

В Госдуму внесен проект закона о новом виде муниципального образования – муниципальном округе. Предложенный вариант решения проблемы двухуровневых муниципальных образований предстоит серьезно обсудить и с регионами, и с муниципальным сообществом. Эта идея вынашивалась несколько лет, обсуждалась на выездных заседаниях комитета на Чукотке, в Камчатском крае, в Дудинке Красноярского края. На этих встречах высказывались суждения, что одноуровневый муниципальный округ допустим исключительно для малонаселенных арктических территорий, территорий труднодоступных, а не там, где у поселений есть потенциал развития, сохранения своей экономической и финансовой самодостаточности. Нужно предпринять максимальные усилия, чтобы новый вид муниципального образования стал исключением, а не правилом. Необходимо сохранить двухуровневую систему устройства местного самоуправления. С другой стороны, этим законопроектом дается возможность прекратить порочную практику создания на территориях бывших муниципальных районов так называемых городских округов, которые по своей инфраструктуре таковыми не являются и являться не могут. Городской округ предполагает плотную застройку, развитую социальную, инженерную и коммунальную инфраструктуру. Разумеется, в тундре и бескрайней тайге городские округа возникать не могут. Таким образом, у регионов появится легальный инструмент, чтобы одноуровневые муниципалитеты появились там, где это вызвано объективной необходимостью, где невозможно сохранить поселковые муниципальные образования.

Ко второму чтению должны появиться существенные и серьезные механизмы защиты двухуровневой системы. Наверное, это должна быть расселенческая схема в рамках муниципального района. Если две трети населения проживают за пределами административного центра муниципального района, наверное, такой район должен сохранить шансы на существование и свое дальнейшее развитие. Разумеется, какие-то преобразованные городские округа придется вернуть в статус муниципальных округов, а где-то, может быть в Подмосковье, в ближайших территориях придется вернуть и двухуровневые муниципальные районы.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Вопрос совершенствования антикоррупционного законодательства, в первую очередь в муниципальной сфере, часто поднимается и ассоциациями муниципальных образований, и руководителями субъектов. Наш комитет неоднократно предлагал механизмы упрощения подачи сведений хотя бы для сельских депутатов. 160 тыс. депутатов сельского уровня ежегодно сдают огромное количество сведений и данных в бумажном виде. Цифровизация этого процесса очень низкая. Необходимо эту обязанность если не отменить, то смягчить и внедрить систему «Справка БК», которая активно применяется в гражданской службе, среди государственных гражданских служащих, а также ввести дифференцированную ответственность, которая будет зависеть от степени вины и серьезности правонарушения. Вряд ли за забытую и не указанную телегу или велосипед нужно лишать полномочий сельского депутата. У нас и так сегодня сельские советы формируются по принципу отрицательного отбора. Директор школы в депутаты не идет, руководитель МУП в депутаты не идет, сотрудники учреждений здравоохранения не идут. Теперь в

сельских советах сидят кочегары, водители и другие не менее уважаемые, но не столь компетентные представители сельского сообщества. На них лежит важнейшая функция контроля за муниципальными предприятиями, обязанность обсуждения и принятия бюджета муниципального образования. Сегодня на поселковом уровне они избирают и главу муниципального образования.

РАБОТАЕМ ВМЕСТЕ С МУНИЦИПАЛЬНЫМ СООБЩЕСТВОМ

Эти и многие другие проблемные вопросы комитет по местному самоуправлению готов обсуждать на круглых столах, парламентских слушаниях и других площадках, где муниципальное сообщество может высказать свое мнение по новым законопроектам. Депутаты Государственной Думы очень тщательно рассматривают вопросы, которые касаются местного самоуправления. Сегодня в высшем законодательном органе страны 56 депутатов – это бывшие главы муниципалитетов, главы администрации, руководители городских дум, районных советов депутатов. Более того, почти каждый восьмой депутат Государственной Думы так или иначе был связан с муниципальной сферой. Когда вносятся проекты, касающиеся напрямую муниципальных интересов, на выступления записываются много депутатов. Решения, которые носят излишне оптимистичный или поверхностный характер, подвергают самой серьезной критике.

Алексей ДИДЕНКО, председатель Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления