РАЗВИВАТЬ МЕХАНИЗМ ИНИЦИАТИВНОГО БЮДЖЕТИРОВАНИЯ
Сейчас, по оценкам экспертов, общая доля таких субъектов Российской Федерации составляет лишь 22,4%. Пермский край является флагманом по работе «народного бюджета», это направление объявлено региональным приоритетом. Ежегодно подается до 500 заявок. Сумма бюджетных средств по этой статье ежегодно растет. За 4 года суммарное финансирование всех проектов составит почти полмиллиарда рублей. Три года назад мне пришлось долго убеждать коллег-депутатов принять самый первый в России региональный закон, на уровне отдельного региона закрепить механизмы инициативного бюджетирования.
Тогда это был огромный шаг вперед. Сейчас в тех регионах, где приняты законы, реализуется проектов на 14 миллиардов рублей ежегодно.
ТОС НА ПОРОГЕ ПЕРЕМЕН
Территориальное общественное самоуправление стоит на пороге перемен. КТОСы уже научились привлекать денежные средства. В некоторых регионах есть финансовая поддержка территориального общественного самоуправления. КТОСы стали полноценными представителями жителей микрорайонов и партнерами местной власти.
Но для развития необходимо сделать следующий шаг. Нужно наладить эффективный диалог с гражданами, совместно определять и решать наиболее острые социальные проблемы поселений. За счет максимальной прозрачности и открытости, за счет подлинного общественного контроля за ходом реализации проектов минимизируется коррупция, растет доверие к общественному самоуправлению. Надо сделать важный шаг в сторону будущего.
А это значит, что следует активно вовлекать в общественное самоуправление молодежь. Сейчас есть множество общественных структур, советов, палат... Но никто в будущем не заменит ТОСы.
ЧТОБЫ В ТОСЫ ПРИШЛА МОЛОДЕЖЬ
Но для того, чтобы в ТОСы пошла молодежь, нужно проинформировать молодых людей о деятельности территориального общественного самоуправления. Сделать это сегодня непросто. Даже если о работе ТОСов напишут все газеты и расскажут все телеканалы, не факт, что информация дойдет до адресата – молодежи.
В Перми проводилось исследование на тему, откуда жители получают информацию о происходящем в стране и городе. Доля тех, кто получает информацию из соцсетей, растет. Если бы мы проводили замер в молодежной среде, то процент соцсетей стремился бы к 100, а остальных средств информации – к нулю. Но и в соцсетях есть свои предпочтения.
Проект А_ТОС:
• это возможность коммуникаций и обратной связи с общественностью, с гражданами при реализации нацпроектов;
• это механизм привлечения в ТОС молодежи;
• это модель информирования граждан через соцсети о таких проектах, как «Инициативное бюджетирование»,
«Городская комфортная среда», о конкурсах грантов и многих других, с помощью которых можно развивать свои дворы, улицы, микрорайоны;
• это отличная возможность для обмена лучшими практиками и опытом.
Проект «АКТИВНЫЙ ТОС» – А_ТОС
Учитывая эти реалии, в Пермском крае был запущен проект «Активный ТОС» (А_ТОС). А_ТОС – это модель информирования граждан о деятельности ТОС в социальных сетях. Команда проекта стремится вывести сообщения о деятельности ТОС в ту информационную среду, где «пасется» молодежь, – в соцсети.
Как правило, руководят ТОСами люди старшего поколения, для которых это непривычная среда. Поэтому актив ТОСов учат пользоваться соцсетями, создавать группы, формировать новости и поддерживать интерес к своей работе. А дальше от простого информирования переводить молодежь к участию в решении проблем. И самое главное – «А_ТОС» учит создавать реальную оперативную обратную связь с жителями микрорайонов.
Команда А_ТОС отработала алгоритм действий и может «десантироваться» в любом регионе. Там команда сразу приступает к разворачиванию «А_ТОСа».
На первом этапе команда проводит мониторинг социальных сетей в регионе. Она определяет, какие сообщества сейчас уже созданы, сколько подписчиков.
Далее выясняется, какие темы пользуются популярностью, а какие вообще не собирают лайков.
На втором этапе разрабатывается проект создания объединенных модерируемых сообществ в социальных сетях под эгидой ТОС.
Для этого:
• проводится тестирование членов ТОС;
• отбираются кандидаты на обучение;
• проводится бесплатная учеба интернет-маркетингу;
• выбираются темы для контента;
• идет подписка на необходимые ресурсы, настраиваются свои подписки;
• создаются новые группы или реанимируются существующие.
Третий этап – это достижение запланированных показателей KPI.
KPI:
• Количество подписчиков
• Количество посещений
Количество просмотров
• Количество лайков
• Количество репостов
• Индекс цитирования
Для достижения этих показателей необходимо:
• определить темпы прироста аудитории и ее удовлетворенность контентом (лайки и репосты);
• сформировать свои хэштеги, темы и рубрики;
• запустить общественные обсуждения в режиме онлайн по актуальным вопросам;
• провести первые прямые линии внутри сообщества с представителями власти.
Как показывают исследования, у молодежи есть определенные требования к контенту.
Команда А_ТОС разработала советы по ведению сообщества в социальных сетях. Предлагаем их для актива ТОС.
ПЕРВЫЕ СОВЕТЫ ПО ВЕДЕНИЮ СООБЩЕСТВА
Совет 1.
Увидев описание и шапку, посетитель должен сразу понять тематику сообщества. Одного названия для этого мало: недостаточно назвать группу «ТОСы» и поставить красивую картинку. Нужно определить и написать девиз, миссию группы (например, «Сделаем наш двор лучше»).
Шапка должна быть брендированной, отображать специфику деятельности, давать контактные данные.
Совет 2.
Понять, какая основная целевая аудитория группы, и наполнять новостями, интересными этой группе. Тематику постов для любого сообщества можно разделить на три группы.
• Деловые: информация о мероприятиях, в которых можно принять участие жителям, что их ожидает на мероприятии.
• Тематические: все, что косвенно связано с ТОСами, благоустройством, событиями в микрорайоне.
• Развлекательные: посты могут быть на любую тематику, но главное, чтобы она была интересна ЦА (милые картинки, глубокомысленные цитаты, красивая природа).
Совет 3.
Публикации должны выходить ЕЖЕДНЕВНО.
Совет 4.
Умеренное использование смайликов и символов, как правило, привлекает к прочтению публикации.
Совет 5.
Анализируйте статистику посещений сообщества: отслеживайте количество посещений, количество подписавшихся и отписавшихся, половозрастную структуру просмотров публикаций.
В дальнейшем у проекта А_ТОС большие планы в масштабах всей страны. Координаторы проекта намерены активизировать работу уже существующих сообществ, обучить модераторов сообществ.
Мультиплицируя А_ТОС в другие регионы, команда проекта может создавать при необходимости новые сообщества, повышать численность действующих. А главное, их цель – наполнить содержанием, повысить популярность и силу ТОСов.
Сейчас А_ТОС формирует боеспособную команду – редакцию региональных ТОСов, стремится наладить обмен информацией между ТОСами, создает механизм обмена наиболее успешными практиками.