Информационные технологии и проектная деятельность ТОС

Тип: статья

РАЗВИВАТЬ МЕХАНИЗМ ИНИЦИАТИВНОГО БЮДЖЕТИРОВАНИЯ

Сейчас, по оценкам экспертов, общая доля таких субъектов Российской Федерации составляет лишь 22,4%. Пермский край является флагманом по работе «народного бюджета», это направление объявлено региональным приоритетом. Ежегодно подается до 500 заявок. Сумма бюджетных средств по этой статье ежегодно растет. За 4 года суммарное финансирование всех проектов составит почти полмиллиарда рублей. Три года назад мне пришлось долго убеждать коллег-депутатов принять самый первый в России региональный закон, на уровне отдельного региона закрепить механизмы инициативного бюджетирования.

Тогда это был огромный шаг вперед. Сейчас в тех регионах, где приняты законы, реализуется проектов на 14 миллиардов рублей ежегодно.

ТОС НА ПОРОГЕ ПЕРЕМЕН

Территориальное общественное самоуправление стоит на пороге перемен. КТОСы уже научились привлекать денежные средства. В некоторых регионах есть финансовая поддержка территориального общественного самоуправления. КТОСы стали полноценными представителями жителей микрорайонов и партнерами местной власти.

Но для развития необходимо сделать следующий шаг. Нужно наладить эффективный диалог с гражданами, совместно определять и решать наиболее острые социальные проблемы поселений. За счет максимальной прозрачности и открытости, за счет подлинного общественного контроля за ходом реализации проектов минимизируется коррупция, растет доверие к общественному самоуправлению. Надо сделать важный шаг в сторону будущего.

А это значит, что следует активно вовлекать в общественное самоуправление молодежь. Сейчас есть множество общественных структур, советов, палат... Но никто в будущем не заменит ТОСы.

ЧТОБЫ В ТОСЫ ПРИШЛА МОЛОДЕЖЬ

Но для того, чтобы в ТОСы пошла молодежь, нужно проинформировать молодых людей о деятельности территориального общественного самоуправления. Сделать это сегодня непросто. Даже если о работе ТОСов напишут все газеты и расскажут все телеканалы, не факт, что информация дойдет до адресата – молодежи.

В Перми проводилось исследование на тему, откуда жители получают информацию о происходящем в стране и городе. Доля тех, кто получает информацию из соцсетей, растет.  Если бы мы проводили замер в молодежной среде, то процент соцсетей стремился бы к 100, а остальных средств информации – к нулю. Но и в соцсетях есть свои предпочтения.

Проект А_ТОС:

• это возможность коммуникаций и обратной связи с общественностью, с гражданами при реализации нацпроектов;

• это механизм привлечения в ТОС молодежи;

• это модель информирования граждан через соцсети о таких проектах, как «Инициативное бюджетирование»,

«Городская комфортная среда», о конкурсах грантов и многих других, с помощью которых можно развивать свои дворы, улицы, микрорайоны;

• это отличная возможность для обмена лучшими практиками и опытом.

Проект «АКТИВНЫЙ ТОС» – А_ТОС

Учитывая эти реалии, в Пермском крае был запущен проект «Активный ТОС» (А_ТОС). А_ТОС – это модель информирования граждан о деятельности ТОС в социальных сетях. Команда проекта стремится вывести сообщения о деятельности ТОС в ту информационную среду, где «пасется» молодежь, – в соцсети.

Как правило, руководят ТОСами люди старшего поколения, для которых это непривычная среда. Поэтому актив ТОСов учат пользоваться соцсетями, создавать группы, формировать новости и поддерживать интерес к своей работе. А дальше от простого информирования переводить молодежь к участию в решении проблем. И самое главное – «А_ТОС» учит создавать реальную оперативную обратную связь с жителями микрорайонов.

Команда А_ТОС отработала алгоритм действий и может «десантироваться» в любом регионе. Там команда сразу приступает к разворачиванию «А_ТОСа».

На первом этапе команда проводит мониторинг социальных сетей в регионе. Она определяет, какие сообщества сейчас уже созданы, сколько подписчиков.

Далее выясняется, какие темы пользуются популярностью, а какие вообще не собирают лайков.

На втором этапе разрабатывается проект создания объединенных модерируемых сообществ в социальных сетях под эгидой ТОС.

Для этого:

• проводится тестирование членов ТОС;

• отбираются кандидаты на обучение;

• проводится бесплатная учеба интернет-маркетингу;

• выбираются темы для контента;

• идет подписка на необходимые ресурсы, настраиваются свои подписки;

• создаются новые группы или реанимируются существующие.

Третий этап – это достижение запланированных показателей KPI.

KPI:

• Количество подписчиков

• Количество посещений

Количество просмотров

• Количество лайков

• Количество репостов

• Индекс цитирования

Для достижения этих показателей необходимо:

• определить темпы прироста аудитории и ее удовлетворенность контентом (лайки и репосты);

• сформировать свои хэштеги, темы и рубрики;

• запустить общественные обсуждения в режиме онлайн по актуальным вопросам;

• провести первые прямые линии внутри сообщества с представителями власти.

Как показывают исследования, у молодежи есть определенные требования к контенту.

Команда А_ТОС разработала советы по ведению сообщества в социальных сетях. Предлагаем их для актива ТОС.

ПЕРВЫЕ СОВЕТЫ ПО ВЕДЕНИЮ СООБЩЕСТВА

Совет 1.

Увидев описание и шапку, посетитель должен сразу понять тематику сообщества. Одного названия для этого мало: недостаточно назвать группу «ТОСы» и поставить красивую картинку. Нужно определить и написать девиз, миссию группы (например, «Сделаем наш двор лучше»).

Шапка должна быть брендированной, отображать специфику деятельности, давать контактные данные.

Совет 2.

Понять, какая основная целевая аудитория группы, и наполнять новостями, интересными этой группе. Тематику постов для любого сообщества можно разделить на три группы.

• Деловые: информация о мероприятиях, в которых можно принять участие жителям, что их ожидает на мероприятии.

• Тематические: все, что косвенно связано с ТОСами, благоустройством, событиями в микрорайоне.

• Развлекательные: посты могут быть на любую тематику, но главное, чтобы она была интересна ЦА (милые картинки, глубокомысленные цитаты, красивая природа).

Совет 3.

Публикации должны выходить ЕЖЕДНЕВНО.

Совет 4.

Умеренное использование смайликов и символов, как правило, привлекает к прочтению публикации.

Совет 5.

Анализируйте статистику посещений сообщества: отслеживайте количество посещений, количество подписавшихся и отписавшихся, половозрастную структуру просмотров публикаций.

В дальнейшем у проекта А_ТОС большие планы в масштабах всей страны. Координаторы проекта намерены активизировать работу уже существующих сообществ, обучить модераторов сообществ.

Мультиплицируя А_ТОС в другие регионы, команда проекта может создавать при необходимости новые сообщества, повышать численность действующих. А главное, их цель – наполнить содержанием, повысить популярность и силу ТОСов.

Сейчас А_ТОС формирует боеспособную команду – редакцию региональных ТОСов, стремится наладить обмен информацией между ТОСами, создает механизм обмена наиболее успешными практиками.

Алексей БУРНАШОВ, депутат Государственной Думы