- Андрей Александрович, что для вас развитие предпринимательства и кому оно выгодно?
– Развитие предпринимательства – одно из приоритетных направлений деятельности органов власти нашего района. Реализация комплекса мер в этой сфере выгодна всем: населению, органам местного самоуправления, компаниям и кредитным учреждениям. Предприниматели получают поддержку, сопровождение, развитие бизнеса, увеличение выручки. Банк – новых клиентов и повышение рейтинга. Население – новые рабочие места и товары, работы, услуги, улучшение качества жизни. Органы местной власти – рост численности субъектов малого и среднего предпринимательства, увеличение объема налоговых поступлений в бюджет, развитие территории, диверсификацию экономики и усиление конкуренции.
- Как поддерживаете малый и средний бизнес?
– Мы провели опрос населения и предпринимателей. Выяснилось, что люди порой не решаются открыть собственное дело из-за страха перед неопределенностью, незнания законодательства, недостаточности мер поддержки. Поэтому мы решили в рамках муниципальной программы развития малого и среднего предпринимательства предоставлять бизнесменам всевозможные виды поддержки: финансовую, образовательную, информационную, имущественную.
- Самая ценная поддержка для предпринимателей – финансовая. В какой форме ее предоставляет Сургутский район?
– Мы предоставляем МСП 4 вида грантов до 5 млн руб. и 8 видов грантов до 1 млн руб. Гранты до 1 млн руб. выделяем начинающим предпринимателям, которые занимаются социально значимыми видами деятельности. До 300 тыс. руб. можно получить на любой вид деятельности. Мы также предоставляем субсидии уже существующему бизнесу: возмещаем до 85 процентов затрат на покупку оборудования и контрольно-кассовой техники, аренду нежилых помещений, оплату ЖКУ. Кроме того, компенсируем полную стоимость патента при переходе на патентную систему налогообложения. На сегодня такую поддержку получил 201 субъект МСП.
С 2019 года мы помогаем предпринимателям, которые занимаются производством продукции в поселениях со слабой бизнес-инфраструктурой и численностью населения не более 2,5 тыс. человек. Это, например, поселки Локосово, Сытомино, Угут, деревня Русскинская. Все они находятся далеко от промышленного центра и крупных транспортных развязок: до них более 200 км. Кое-где отсутствует круглогодичное транспортное сообщение. Во всех поселениях происходит отток жителей в крупные населенные пункты. Все это затрудняет работу бизнесменов. Такие поселения больше других нуждаются в финансовой поддержке со стороны муниципалитета.
Гранты выделяем на проекты с объемом инвестиций не менее 15 млн руб.: 5 млн руб. составляет грант от администрации района, не менее 3 млн руб. – собственные средства бизнесмена, оставшаяся часть – заемное софинансирование. Обеспечение заемными средствами и финансовое участие самого предпринимателя – обязательные условия при подаче заявки на грант. Когда экспертная комиссия рассматривает заявку, она учитывает количество создаваемых рабочих мест, размер заработной платы будущих сотрудников и объем налоговых отчислений.
- Предположим, что муниципалитет предоставил грант, а предприниматель не справился с реализацией проекта. Кто компенсирует расходы местного бюджета?
– Все риски муниципалитета мы урегулировали в условиях договора о предоставлении гранта. Там же прописали обязательства предпринимателя в муниципальном порядке предоставления финансовой поддержки (постановление администрации Сургутского района от 13.05.2016 № 1533-НПА). Это позволило минимизировать риски.
В договор о предоставлении гранта мы включили основные показатели бизнес-плана (рабочие места, размер заработной платы, объем налоговых платежей) со сроками их достижения по месяцам. Там же предусмотрели обязательство субъекта малого и среднего предпринимательства вернуть грант с процентами, если проект не выйдет на плановые показатели. Если грантополучатель свернет бизнес, то он должен будет, независимо от причины, вернуть грант с процентами в течение двух лет. В случае недофинансирования со стороны предпринимателя грант и проценты также придется вернуть. Риск отсутствия финансирования со стороны кредитной организации тоже нивелируется условиями договора. Так, проект банка должен быть одобрен до заседания конкурсной комиссии. В состав комиссии в обязательном порядке входит представитель кредитной организации.
- В прошлом году ваш муниципалитет внедрил новую меру поддержки – субсидии НКО и СОНКО, которые предоставляют услуги предпринимателям. В чем ее суть?
– Это способ поддержать тех, кто желает открыть собственный бизнес в Сургутском районе. ИП или ООО в течение года получает бесплатное бухгалтерское, юридическое и методологическое сопровождение. Это стало возможным благодаря соглашению, которое районные органы местной власти заключили с региональной ассоциацией НКО. Мы договорились, что все расходы, связанные с открытием и организацией бизнеса, в том числе своевременной и качественной сдачей отчетности, берет на себя ассоциация НКО, а администрация их возмещает. Предприниматель не несет никаких расходов. Поддержку внедрили в IV квартале 2018 года. До конца года ею воспользовались 133 человека. Аналогов такого содействия предпринимательству пока нет не только в Югре, но и во всей России.
- Какую имущественную поддержку вы оказываете предпринимателям?
– Муниципалитет предоставляет предпринимателям в аренду муниципальное имущество из утвержденного перечня, куда входит 51 объект. При расчете арендной платы применяем пониженную базовую ставку – 310 руб. за 1 кв. м. Обычная ставка – 360 руб. за 1 кв. м. При расчете арендной платы для субъектов малого бизнеса социальной сферы дополнительно применяем льготный коэффициент 0,3. Также есть возможность почасовой арендной платы, что существенно снижает нагрузку на предпринимателя. При расчете стоимости аренды земельных участков применяем льготный коэффициент 0,5. Имущественную поддержку в нашем районе уже получил 171 предприниматель.
- Вы упомянули образовательную поддержку. В чем она заключается?
– Администрация города совместно с подведомственными учреждениями организовала курсы повышения квалификации по различным специальностям. Обучение могут пройти повара, парикмахеры, специалисты по охране труда, мерчандайзингу. По окончании курсов учреждение выдает сертификат. На сегодня зарегистрировано уже 287 получателей этого вида поддержки.
- Много ли времени заняла работа над муниципальной программой развития малого и среднего предпринимательства?
– На опрос и сбор предложений у нас ушел месяц. На обработку и анализ результатов опроса – две недели. Далее был создан Совет по развитию МСП в Сургутском районе. На это потратили еще два месяца. Сегодня в состав совета входят 36 членов. 70 процентов – это представители субъектов малого и среднего бизнеса, остальные 30 процентов – представители общественности, ТПП, Фонда поддержки предпринимательства и других организаций. За месяц был подготовлен проект муниципальной программы развития малого и среднего предпринимательства. На ее общественные обсуждения и принятие затратили еще месяц. На оценку регулирующего воздействия – 20 рабочих дней.
- Каковы результаты работы муниципалитета с предпринимателями?
– Основной результат – положительная динамика. За 2018 год число субъектов малого и среднего предпринимательства увеличилось на 5 процентов, налоговые поступления – на 14 процентов, или 38 млн руб., создано 698 новых рабочих мест. По итогам 2018 года дополнительные доходы бюджета превысили 281 млн руб. Эти средства мы направляем на строительство спорткомплексов, хоккейных кортов, площадок для уличного воркаута и других социальных объектов.
Мы занимаем призовые места на федеральных и региональных конкурсах. Сургутский район в течение двух последних лет возглавляет инвестиционный рейтинг ХМАО-Югры. Мы стали лидерами округа по развитию малого и среднего предпринимательства. Победили на региональном этапе Национальной премии в области предпринимательской деятельности «Золотой Меркурий», учрежденной Торгово-промышленной палатой.
Бюджет района за три последних года вырос почти на 2,9 млрд руб. В 4,4 раза увеличился бюджет развития, который включает расходы на строительство, ремонт, реконструкцию. За три последних года они составили 739 млн руб. Расходы на улучшение жилищных условий за тот же период увеличились на 1,3 млрд руб. – в 3,3 раза. Кроме того, Сургутский район – единственный муниципалитет в Югре, который строит объекты инженерной инфраструктуры и социально-культурного назначения исключительно за счет своего бюджета.
- Сургутский район применяет новую схему привлечения инвесторов к строительству социальных объектов. Расскажите о ней подробнее.
– Наряду с концессионным соглашением и муниципально-частным партнерством для привлечения инвесторов мы применяем инвестиционный договор.
Механизм привлечения выглядит так. Администрация выделяет земельный участок для строительства на нем социального объекта. Можем предоставить землю в аренду на льготных условиях и даем арендатору преимущественное право выкупа участка в будущем. В договоре аренды указываем, что участок передан в аренду с целью строительства на нем конкретного социального объекта. Начальную цену снижаем за счет единовременного одномоментного выкупа готового объекта в будущем. Тем самым создаем привлекательные условия для инвесторов.
С кем администрация заключит инвестиционный договор, мы решаем по итогам конкурса. Победитель получает право строить социальный объект, будь то школа или детский сад. Затем органы местной власти выдают разрешение на строительство. По инвестиционному договору строительство финансируется за счет средств бюджета Сургутского района. В этом заключается отличие от концессии. По концессионному соглашению средства на строительство выделяет инвестор. Когда объект готов, муниципалитет выдает разрешение на ввод его в эксплуатацию.
В 2015 году мы пошагово прописали в дорожной карте все мероприятия, начиная с формирования земельного участка и выделения средств на инженерную подготовку и заканчивая выдачей разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
- Вы устанавливаете в инвестиционном договоре требования к качеству работ? Всегда ли инвесторы их выполняют и кто контролирует процесс строительства?
– Органы муниципального контроля контролируют строительство объекта и организуют его приемку. Для приемки создается комиссия, в состав которой входят в том числе представители районной администрации. Если у комиссии есть претензии к качеству выполненных работ, она может не принять объект, а органы местного самоуправления – не выдать разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
- В чем вы видите преимущества инвестиционного договора перед концессией?
– Условия инвестиционного договора более выгодны для инвесторов, чем в случае с концессией. Кроме того, концессионный механизм сложный. На обсуждение всех условий соглашения может уйти до года. Инвестиционный договор позволяет быстрее решить вопросы создания новых социальных объектов.
- В процессе строительства у инвестора могут возникнуть вопросы или проблемы. Их также получится оперативно разрешить?
– Для оперативного решения возникающих в процессе инвестиционной деятельности вопросов действует канал прямой связи инвесторов с руководством муниципального образования. Все контакты, в том числе номера сотовых телефонов представителей администрации, опубликованы на инвестиционном портале администрации района (admsr.ru).
Инвесторы видят нашу добросовестность и потому часто идут нам навстречу. Например, один из инвесторов создал проектный офис для управления проектом нового строительства.
- Какие результаты работы в рамках инвестиционных контрактов вы уже получили?
– В поселении Федоровский в этом году мы ввели в эксплуатацию спортивный зал. В сельском поселении Солнечный в 2018 году начали строительство детсада на 300 мест и школы. Планируем ввести их в эксплуатацию в 2020 году. В сельском поселении Нижнесортымский начато строительство школы. Рассчитываем ввести ее в эксплуатацию в 2021 году.