Создайте в вашем городе пространство для велосипедистов

Тип: статья

Развитие велосипедного движения позволяет сократить выбросы загрязняющих веществ автотранспортом, снизить шумовую нагрузку, увеличить физическую активность населения. Но органам местного самоуправления не хватает единых методик и нормативных актов с техническими требованиями. Мы собрали в этой статье рекомендации по созданию велосипедной инфраструктуры в городе и привели примеры из российской и зарубежной практики.

Какие муниципальные акты разработать

Рекомендация: Чтобы профинансировать проект, заручитесь поддержкой региона, привлекайте средства спонсоров. Например, в Альметьевске (Республика Татарстан) 50 км выделенных велодорожек проложили на деньги компании «Татнефть»

Примите муниципальный акт о развитии велосипедной инфраструктуры и велосипедного движения в городе. Этот документ может называться по-разному. Например, в Москве разработали Целевую схему развития велотранспортной инфраструктуры на период до 2020 года. В Минске и Могилеве (Белоруссия) – концепции развития городского велосипедного транспорта. Если позволяет финансирование, разработайте муниципальную программу.

Когда документ будет готов, вынесите его на публичные слушания или общественное обсуждение. Мероприятия по развитию велосипедной инфраструктуры включите в стратегию социально-экономического развития города.

Где в первую очередь создавать велоинфраструктуру

Прежде чем создавать сеть веломаршрутов, определите потребность в велосипедных перемещениях и возможности для ее удовлетворения на территории города. Проведите опрос населения. Проанализируйте данные:

  • о маршрутах, по которым велосипедисты ездят чаще всего;
  • территориальном делении города;
  • типах территорий застройки;
  • расположении промышленных зон; 
  • плотности проживания горожан;
  • наличии зеленых зон;
  • размещении объектов социальной инфраструктуры;
  • наличии мостов и железнодорожных переездов;
  • плотности дорожной сети, плотности и типах пешеходных переходов;
  • плотности маршрутов общественного транспорта;
  • дорожно-транспортных происшествиях с участием пешеходов и велосипедистов.

Нанесите на карту основные общегородские маршруты. Выберите те, на которых появятся объекты велосипедной инфраструктуры. В первую очередь создайте ее там, где уже есть или ожидается интенсивное велосипедное движение. Один из наиболее удачных вариантов – начать с центра города и одного из прилегающих жилых районов со спокойным автомобильным движением, где люди уже ездят на велосипедах. Соедините их магистральным веломаршрутом. Затем к этой сети можно последовательно присоединять другие районы, развивая и постепенно уплотняя ее.

80 процентов велосипедных поездок люди совершают на расстояния не более 5 км

Какую инфраструктуру выбрать

Выбирайте виды велодорожной инфраструктуры, предусмотренные пунктом 1.2 Правил дорожного движения (утв. постановлением Совета министров – Правительства от 23.10.1993 № 1090).

1. Велосипедная полоса – полоса на проезжей части, предназначенная для движения на велосипедах и мопедах. Отделена от остальной проезжей части сплошной горизонтальной линией, которую запрещается пересекать водителям мотоциклов и автомобилей.

На заметку: Как правило, велодорожки прокладывают вдоль набережных, в парках, на улицах без автотранспорта или улицах с широкими тротуарами

2. Велосипедная дорожка – конструктивно отделенный от проезжей части и тротуара элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для движения велосипедистов. Она располагается на некотором удалении от проезжей части и (или) на более высоком уровне относительно нее. На улицах с автомобильным движением велодорожка прилегает к проезжей части. На перегонах между микрорайонами и на туристических маршрутах прокладывается отдельно .

3. Велопешеходная дорожка – конструктивно отделенный от проезжей части элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для совместного с пешеходами движения велосипедистов. Велопешеходная дорожка может быть с раздельным движением, когда потоки велосипедистов и пешеходов отделены друг от друга разметкой или конструктивно, либо с совмещенным движением.

4. Велосипедная зона – территория, предназначенная для движения велосипедистов. Ее начало и конец обозначены знаками «Велосипедная зона» и дорожной разметкой. В велосипедной зоне разрешается движение транспортных средств со скоростью не более 20 км/ч.

При создании инфраструктуры используйте опыт городов, где велодвижение уже развито.

ПРИМЕР 1. В Копенгагене фонарные столбы оснастили рукоятками для опоры рук и боковыми опорами для ног. По городу разместили подвесные сетки, в которые велосипедисты могут выбрасывать мусор, не останавливаясь. В поездах предусмотрены вагоны с местами для велосипедов. Разрабатывается сенсорная система светодиодных оповещающих огней на дорогах.

Как спроектировать велосеть

При проектировании велосети возьмите за основу три принципа.

Не смешивайте велосипедный и автомобильный трафик на улицах с интенсивным движением или на скоростных дорогах

1. Безопасность. Адаптировать дороги для одновременного их использования для автомобильного и велосипедного транспорта можно только в тихих районах со спокойным трафиком. На дорогах с интенсивным движением и разрешенной скоростью 50 км/ч и более обустройте обособленные велодорожки.

На перекрестках с интенсивным трафиком обеспечьте такое светофорное регулирование, чтобы траектории движения автомобилей и велосипедистов не пересекались. Если это невозможно, примите меры для снижения скорости, обустройте круговые перекрестки.

2. Прямолинейность. Дайте велосипедистам возможность доехать до места назначения по наиболее прямому и короткому пути. Особенно это важно для ежедневных поездок в центр города, в школу, на работу. Маршруты для них можно прокладывать и через непривлекательную местность, если это сократит время в пути. Для рекреационных маршрутов, напротив, важна привлекательность местности. Ее можно достичь с помощью качественных проектных решений и окружающего ландшафта. Извилистые пути и необходимость объездов на таких маршрутах – не проблема для велосипедиста.

Важно запомнить! Рядом с остановками общественного транспорта велодорожка не должна располагаться слишком близко к проезжей части, чтобы пассажиры и велосипедисты не мешали друг другу

3. Связанность. Чем больше маршрутов соединены между собой, тем лучше велосеть. Предоставьте велосипедистам максимальный выбор возможных вариантов построения маршрута. Люди часто используют велосипед, чтобы доехать до нужной остановки общественного транспорта. Обеспечьте связь веломаршрутов с остановками и пересадочными узлами.

Какие требования соблюсти

На федеральном уровне технические требования к элементам велосипедной инфраструктуры не установлены. Поэтому местные власти часто обращаются к зарубежным наработкам.

ПРИМЕР 2. Можно использовать параметры из голландского руководства по проектированию велосипедной инфраструктуры Design manual for bicycle traffic. Его авторы рекомендуют обеспечивать велосипедисту расстояние до газонов и низких бордюров 0,25 м, до высоких бордюров – 0,5 м, до стен – 0,625 м. Если велосипедист едет вдоль бордюра и бордюр расположен только с одной стороны, ширина велодорожки должна составлять не менее 0,9 м.

Если есть возможность, предоставьте место для езды велосипедистов рядом. Родителям будет удобнее кататься с детьми, а у более быстрых велосипедистов будет возможность обгонять тех, кто едет медленнее. В этом случае минимальная ширина дорожки – 1,5 м.

Если велосипедная дорожка будет проходить через тоннель, обеспечьте как минимум 0,75 м свободного пространства над головой.

Велопарковки: где и сколько мест обустроить

Если ваша цель – сделать велосипед значимым средством городского транспорта, организуйте удобные и безопасные парковочные места. Включите организацию парковок для велосипедов в общегородскую парковочную политику, в планирование и проектирование улиц, районов и отдельных зданий.

На заметку: Что изменилось для участников проекта «Формирование комфортной городской среды» в 2019 году, читайте в статье

При проектировании велопарковочной инфраструктуры используйте подход, основанный на планировании и мониторинге. Проведите эту работу в пять этапов.

1. Подсчитайте количество парковочных мест для велосипедов и отметьте их на карте, предварительно разбив территорию города на районы.

2. Определите текущий спрос. Если на существующих в городе парковках в среднем занято больше 80 процентов мест – значит, их уже не хватает. Обустройте дополнительные парковочные места. Если парковка заполнена только наполовину, строить рядом еще одну – ошибка.

3. Подсчитайте количество велосипедов, которые их владельцы оставляют в городе. Их нагромождение на парковке, а также велосипеды, пристегнутые к столбам, деревьям, ограждениям и другим конструкциям, говорят о нехватке парковочных мест. Выделите участок под новую парковку или поставьте дополнительные стойки на уже существующую.

4. Оцените будущую потребность в велопарковках на основе данных о реализуемых строительных проектах.

5. Проведите опрос велосипедистов.

На основе полученных данных определите количество парковочных мест, которые нужно создать в городе.

Велосипедные парковки стоит разместить:

  • рядом с крупными магазинами и супермаркетами;
  • возле вузов, колледжей и школ;
  • недалеко от деловых центров, кинотеатров и спорткомплексов;
  • вблизи жилых комплексов и гостиниц;
  • в зонах отдыха;
  • возле городских железнодорожных станций и вокзалов;
  • на остановках городского общественного транспорта.

Нормативы по количеству парковочных мест в российском законодательстве не установлены. Рекомендуем воспользоваться данными из нашей таблицы. Эти и близкие по значению нормативы действуют в США и странах Европы.

Таблица. Сколько парковочных мест обеспечить велосипедистам
Объекты, возле которых нужны велопарковки
Количество мест
Высшие учебные заведения и колледжи
0,4–0,8 места на одного студента и 0,4 места на одного преподавателя
Школы
0,3 места на одного ученика и 0,4 места на одного учителя
Торговые центры, гипермаркеты
1 место на 20 машино-мест или 1 место на 2 тыс. кв. м площади
Магазины розничной торговли
1 место на 100 кв. м торговой площади
Офисы и производство
0,4 места на одного служащего
Спортивные комплексы и залы
0,6 места на одного спортсмена и 0,4 места на одного зрителя
Гостиницы
2 места на 100 кв. м жилой площади
Кинотеатры, театры
0,2 места на одно зрительское место и 0,4 места на одного работника
Зоны отдыха
1 место на 10 посетителей
Жилые массивы
1 место на одну квартиру

Размещайте велопарковки близко к месту назначения. Наилучшее расположение – непосредственно возле входа в здание. Велопарковка должна хорошо просматриваться изнутри зданий, а также снаружи. Не располагайте велопарковки на заднем дворе, у мусорных баков, в стороне от основных потоков людей. Это создаст удобные условия ворам и вандалам. Велопарковка не должна загораживать запасные выходы, перекрывать канализационные люки, пандусы, лестницы и подходы к ним.

Стойки для велосипедов должны быть хорошо закреплены и обладать достаточной прочностью. Плохо, если стойку легко демонтировать с помощью ручного инструмента, такого как болторез, труборез, гаечный ключ и монтировка. При выборе стоек отдавайте предпочтение П-образным. Избегайте конструкций с креплением для одного колеса. Велосипед в них неустойчив, а отсутствие возможности заблокировать его в двух местах увеличивает вероятность кражи.

Как пропагандировать велодвижение

Проводите различные акции, связанные с использованием велосипеда.

22 сентября – Всемирный день без автомобиля. Запланируйте на эту дату мероприятия в поддержку велодвижения

ПРИМЕР 3. 22 сентября, во Всемирный день без автомобиля, администрации многих городов мира проводят акции, в ходе которых владельцы автотранспорта намеренно отказываются от управления автомобилем и пересаживаются на велосипеды.

В России Всемирный день без автомобиля отмечают с 2005 года. Первым в этой акции поучаствовал Белгород. На следующий год к нему присоединился Нижний Новгород, а затем и другие города.

В Екатеринбурге каждый год 22 сентября проходит мероприятие под названием «Критическая масса». Велосипедисты в ярко-оранжевых накидках курсируют по главным улицам города. Дороги для авто при этом намеренно не перекрывают и не блокируют. Суть движения в том, чтобы показать, что автомобилисты и велосипедисты могут сосуществовать на магистрали.

В 2016 году сценарий Всемирного дня без автомобиля в Москве дополнили пятидневной акцией «На работу на велосипеде». Тем, кто ее поддержал, предоставляли скидки в веломастерских, салонах красоты, кафе.

В Белоруссии во Всемирный день без автомобиля действует бесплатный прокат велосипедов и бесплатный проезд на общественном транспорте. Чтобы воспользоваться льготой, нужно предъявить водительское удостоверение или свидетельство о регистрации авто на свое имя.

В столице Республики Татарстан с 2014 года ежегодно проходит «Велофест». Это ночная прогулка, которая объединяет велосообщества, спортсменов и любителей велодвижения не только из Казани, но и из других городов России. Участники велофестиваля проезжают маршрут общей протяженностью 29 км, проходящий по основным туристическим объектам. Старт и финиш маршрута – возле главной достопримечательности города, Казанского кремля.

В Москве, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону местные власти организуют и проводят велоквесты. В мероприятии можно участвовать поодиночке или командой до трех человек. За отведенное время участники должны посетить как можно больше чек-пойнтов и выполнить на них как можно больше заданий. Те, кто набрал наибольшее количество баллов, получают призы от организаторов.

АНДРЕЙ НИКОЛАЕВ, доцент Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), к. т. н.