Как привлечь инвесторов и снизить налоговые недоимки. Рекомендации муниципалитета – победителя конкурса

Тип: статья

— Людмила Владимировна, в стратегии развития района до 2020 года была поставлена задача обеспечить бюджетную самодостаточность муниципального образования. Ее удалось выполнить? Если да, то за счет каких источников?

Когда мы принимали эту стратегию, обеспеченность консолидированного бюджета района собственными доходами составляла 54,5 процента. За счет увеличения налоговых и неналоговых платежей в 2018 году этот показатель удалось довести до 58,1 процента.

Сегодня на долю основного источника пополнения бюджета — налога на доходы физических лиц — приходится 70 процентов от суммы собственных доходов муниципалитета. Чтобы обеспечивать такой показатель, мы создаем новые предприятия с высокооплачиваемыми рабочими местами, модернизируем и развиваем уже существующие, работаем с предприятиями по вопросу выплаты заработной платы выше МРОТ. Администрация района заключила трехстороннее соглашение с общественным cоветом по координации деятельности профсоюзных организаций и межотраслевой ассоциацией работодателей района. Обязательное условие этого соглашения для работодателей — поэтапное увеличение оплаты труда. Благодаря развитию экономики в районе за 2018 год было создано около 1 тыс. новых рабочих мест, что на 34 больше, чем в 2017 году. А благодаря трехстороннему соглашению мы занимаем третье место среди районов Ростовской области по уровню заработной платы.

Кроме того, мы развиваем на территории района индустрию туризма и отдыха, расширяем ассортимент туристских продуктов, внедряем новые направления: туры выходного дня, гастрономический, сельский туризм. Это позволяет вовлекать субъекты малого и среднего бизнеса в сферу туристических и других услуг, развивать сеть предприятий общепита.

— Новые предприятия, как правило, нуждаются в поддержке. Как власти решают этот вопрос?

В Октябрьском районе выстроена четкая система взаимодействия органов местного самоуправления с предпринимателями. Создана инфраструктура поддержки малого бизнеса. Она включает некоммерческое партнерство «Агентство поддержки малого и среднего бизнеса», некоммерческую организацию «Межотраслевое объединение работодателей Октябрьского района», Муниципальный фонд местного развития и поддержки предпринимательства.

В 2018 году финансовую поддержку получили 70 субъектов малого и среднего предпринимательства — более чем на 111 млн руб. Муниципальный фонд местного развития и поддержки предпринимательства предоставил 57 займов. В результате предприятия малого и среднего бизнеса создали 422 рабочих места. В первом полугодии 2019 года поддержку на сумму 22 млн руб. получили 17 предпринимателей.

— Какую поддержку администрация района оказывает предпринимателям наряду с финансовой?

Мы консультируем представителей малого и среднего бизнеса по вопросам трудовых отношений, налогообложения и бухгалтерского учета, регистрации и перерегистрации трудовых мигрантов. В 2018 году предприниматели получили 824 консультации, в первой половине 2019 года — 400. В этом году мы также провели восемь обучающих семинаров для предпринимателей и граждан, планирующих организовать собственное дело. По сравнению с 2018 годом число субъектов малого и среднего предпринимательства в Октябрьском районе увеличилось на 27 и составило 1681. Одновременно выросло количество рабочих мест и налоговые доходы бюджета.

Бюджет района формируется на основе программного подхода. Поэтому мы регулярно проводим мониторинг влияния программных мероприятий на динамику показателей работы субъектов малого и среднего бизнеса. Для предпринимателей района организуем и проводим рейтинговые конкурсы, семинары, круглые столы, выставки-ярмарки.

Чтобы молодежь активно шла в бизнес, мы проводим в школах и учреждениях среднего профессионального образования уроки предпринимательства, организуем бизнес-туры на предприятия. В ходе таких туров ребята могут пообщаться с преуспевающими бизнесменами. В рамках празднования Дня российского предпринимательства в мае 2019 года были проведены конкурс детского рисунка «Бизнес глазами детей», экскурсия для учеников девятых классов на предприятие «Аризона-2», музейный урок на тему «История российского предпринимательства: прошлое и настоящее».

— Срок действия стратегии развития района заканчивается в 2020 году. Времени осталось совсем немного. Каким стратегическим документом будете руководствоваться в дальнейшем?

Уже принята Стратегия социально-экономического развития Октябрьского района до 2030 года. Главная ее цель — сохранить и увеличить численность населения, повысить качество жизни и благосостояние граждан. Для нас важно, чтобы люди переезжали к нам на постоянное место жительства из других регионов, городов, станиц. А для этого мы должны обеспечить их качественными муниципальными услугами в сфере образования, здравоохранения, культуры, спорта, досуга, строить жилье, создавать комфортную среду, повышать уровень обслуживания, делать доступными спортивные сооружения и досуговые центры. Все эти задачи объединяют три направления нашей стратегии: устойчивый рост экономики района, развитие человеческого капитала, пространственное развитие территории.

— Каких конкретных показателей Октябрьский район планирует достичь к 2030 году?

Как я уже сказала, в основе Стратегии до 2030 года лежит сбережение населения и рост благополучия наших граждан. Человек, его настоящее и будущее — главный смысл и цель нашего развития. Поэтому к 2030 году мы планируем увеличить среднюю продолжительность жизни в районе с 73 до 80 лет. Среднемесячная заработная плата должна вырасти до 57 тыс. руб.

К намеченному сроку объем отгруженной продукции увеличится в 3 раза, до 35 млрд руб., объем инвестиций — в 2,3 раза, до 20 млрд руб.

— Как привлекаете инвесторов для реализации проектов?

На текущий момент в структуре администрации создано два отдела: отдел архитектуры и сопровождения проектов и отдел инвестиционного развития, в которых работают высококвалифицированные специалисты. Сформирована доступная инфраструктура для размещения производственных и других объектов.

Мы принимаем участие в экономических и инвестиционных форумах как российского, так и международного уровня. Это способствует привлечению инвестиций. Нашим инвесторам мы оказываем комплексную поддержку на каждом этапе реализации инвестпроекта, начиная с выбора земельного участка и заканчивая его благоустройством и вводом объекта в эксплуатацию.

Если при реализации проектов у инвесторов возникают вопросы или проблемы, мы рассматриваем их в кратчайшие сроки на заседаниях совета по инвестициям при главе администрации района. Кроме того, на заседаниях совета мы определяем меры по совершенствованию инвестиционной политики района.

— Администрация Октябрьского района разработала стандарт деятельности органов местного самоуправления по обеспечению благоприятного инвестиционного климата. Как документ помогает в работе с инвесторами?

Данный стандарт содержит перечень мероприятий, направленных на привлечение инвестиций. Некоторые из них мы уже реализовали. Например, разработали инвестиционный меморандум, ввели канал обратной связи с предпринимателями, создали инвестиционный портал octobinvest.ru.

Ежегодно мы формируем и утверждаем реестр инвестиционных проектов района. Его ежемесячный мониторинг позволяет выявлять отставание реализации проекта от плановых сроков.

— Какую работу проводите, чтобы увеличить налогооблагаемую базу и снизить недоимки?

Проводим инвентаризацию земельных участков и проверку объектов недвижимости. Это позволяет нам выявить нарушения в земельном законодательстве. При необходимости для подготовки картографических и других материалов, проведения инвентаризации земель и оформления конечных материалов привлекаем проектно-изыскательские организации. Их представителей включаем в комиссии для проведения инвентаризации земель. Это позволяет получить более точные и достоверные результаты.

Содержание работ по инвентаризации земель, очередность их проведения по поселениям, состав комиссии закреплены в муниципальном нормативном правовом акте. Работы оплачиваем из поступлений в бюджет земельного налога и арендной платы за землю.

Кроме того, мы организуем подомовые обходы и проверки объектов недвижимости. Сотрудники администрации выявляют неиспользуемые участки, а также участки, которые используются без правоустанавливающих документов или не по назначению. Затем мы принимаем меры для их постановки на учет с целью последующей сдачи в аренду или продажи. Материалы проверок по всем выявленным нарушениям направляем в Росреестр или обращаемся в суд.

— Как вы строите межбюджетные отношения с поселениями, входящими в состав района?

На территории района расположены 12 поселений — 1 городское и 11 сельских. Мониторинг движения денежных средств на единых счетах бюджетов поселений, открытых в органах Федерального казначейства, проводим ежедневно. Анализируем баланс доходов и расходов, оцениваем качество управления муниципальными финансами в поселениях. Чтобы снизить разрыв в бюджетной обеспеченности поселений, применяем межбюджетное регулирование.

В Бюджетном кодексе сказано, что район может предусматривать в бюджете дотацию на выравнивание бюджетной обеспеченности поселения, поселение же может выделять району субвенцию на исполнение своих полномочий, переданных по соглашению. Но ни в одном законодательном акте не сказано, что муниципальный район — это единое целое и ответственность за хозяйственную деятельность в нем несет глава района или глава администрации. Это касается и недофинансирования объектов, и любой задолженности в поселениях: по выплате заработной платы, по договорам на поставку энергоресурсов. Считаю, что, даже если на счетах районного бюджета находятся остатки на сумму 500 тыс. руб., а во всех вместе взятых поселениях — 20 млн руб., лучше просить финансовой помощи в вышестоящем бюджете или в банке, чем временно направлять средства поселений на финансирование школ, детских садов и фельдшерско-акушерских пунктов, которые находятся на территории этих поселений. Хотя пока такого не было и мы обходимся без кредитов.

— Каковы результаты реализации проектов на принципах инициативного бюджетирования?

Число активных граждан, вовлеченных в реализацию социально значимых задач, растет ежегодно. С 2012 года в муниципалитете реализовано более 500 инициатив. За это время в поселениях по инициативе граждан отремонтированы дороги, освещены улицы, отреставрированы памятники, появились детские площадки.

В 2018 году реализованы 102 инициативы на общую сумму более 12 млн руб. Это позволило благоустроить территории в большинстве населенных пунктов района. Например, в поселке Заозерье Коммунарского поселения установлен поклонный крест, в хуторе Ильичевка Алексеевского поселения отремонтирован памятник солдатам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. В станицах Заплавская и Бессергеневская Бессергеневского поселения проведено уличное освещение, в Красюковской слободе реализовано шесть инициатив по прокладке водопровода. В 2019 году планируется реализовать 77 инициатив. Уже реализовано 43.

На заметку: Как оценить эффективность муниципальных учреждений

Администрация Октябрьского района оценивает эффективность управления денежными потоками с учетом оценки качества услуг, оказанных на средства из бюджета. При необходимости муниципалитет привлекает независимые оценочные компании. Информацию о деятельности учреждений, в том числе о качестве предоставляемых ими услуг, ОМСУ получают путем анкетирования потребителей. Как правило, для каждого учреждения предусматривают отдельную группу показателей и критериев качества. При выборе критериев администрация ориентируется прежде всего на факторы, которые важны для потребителей. Это, например, доступность услуги, своевременность ее предоставления. Оценить деятельность муниципальных учреждений помогает анализ финансовой и статистической отчетности. Полученные результаты оценки чиновники используют для разработки и реализации мероприятий по повышению эффективности деятельности подведомственных учреждений.

— Сегодня многие муниципалитеты для решения вопросов местного значения привлекают некоммерческие организации. Как с этим обстоят дела в Октябрьском районе?

За последние 3 года на территории района было зарегистрировано более 70 некоммерческих организаций в различных сферах деятельности: пропаганды здорового образа жизни, охраны окружающей среды, культуры, социального туризма, помощи детям-инвалидам. Они действительно помогают решать многие вопросы местного значения. Районная администрация оказывает им поддержку. Так, в мае 2019 года мы провели фестиваль некоммерческих организаций района. Площадка объединила НКО, благотворительные фонды, представителей бизнеса. На мероприятии работали выставки-презентации, мастер-классы для детей и взрослых, проводились развлекательные программы, благотворительные акции, показательные выступления НКО. Фестиваль мы объединили с бизнес-форумом и выставкой-ярмаркой. Сделали это намеренно, чтобы активные граждане могли пообщаться с инициативными представителями бизнеса и объединиться в эффективные сообщества, способные реализовывать совместные социальные проекты и тем самым приносить пользу району.

— Октябрьский район принимает участие в реализации нацпроектов?

Да, принимает. Из 12 нацпроектов на территории района будут реализованы 11. Пять из них — «Демография», «Здравоохранение», «Образование», «Формирование комфортной городской среды» и «Культура» — в 2019 году. За счет реализации нацпроектов в нашем муниципальном образовании будет возведена модульная детская поликлиника, реконструированы два образовательных учреждения, благоустроены две общественные территории, отремонтировано здание сельского Дома культуры.

Сегодня мы стараемся каждый выделенный рубль потратить эффективно. По вопросам реализации нацпроектов активно взаимодействуем с региональными органами власти.

— Октябрьский район вот уже 10 лет подряд не имеет долговых обязательств. Таких муниципалитетов в России найдется немного. Порекомендуйте коллегам — руководителям муниципальных образований — меры, которые помогут избежать долгов.

Чтобы обходиться без кредитов, нужно грамотно работать с тем, что имеешь. В начале каждого рабочего дня я интересуюсь, каковы поступления в бюджет, как правильно их распределить, на что в первую очередь потратить. Сейчас муниципалитетам предоставлена полная финансово-хозяйственная самостоятельность в расходовании средств на социально-экономическое развитие. Главное — учесть все поступления, принять меры для их увеличения и грамотно спланировать расходы.

ЛЮДМИЛА ОВЧИЕВА, глава администрации Октябрьского муниципального района Ростовской области