Если орган местной власти неправомерно отказался согласовывать проведение публичного мероприятия, организатор оспорит это решение в суде. Должностных лиц ОМСУ могут привлечь к административной ответственности по статье 5.38 КоАП. Она предусматривает штраф в сумме от 30 тыс. до 50 тыс. руб. В этой статье мы расскажем, когда суды встают на сторону органа власти, а когда поддерживают организаторов мероприятия.
На каком основании ОМСУ отказывают в согласовании мероприятия
ОМСУ вправе отказать в согласовании проведения публичного мероприятия только в двух случаях (ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ).
1. Уведомление о проведении мероприятия подало лицо, которое не вправе быть его организатором.
2. Организаторы запланировали публичное мероприятие в месте, где его запрещено проводить по Закону № 54-ФЗ или закону субъекта РФ.
В обоих случаях суд поддержит отказ муниципалитета. Однако ОМСУ отказывают в согласовании мероприятий и в других случаях. Приведем пять распространенных ситуаций.
1. Уведомление о проведении мероприятия составлено с нарушением формы.
2. В заявленные день и время в данном месте планируется другое публичное мероприятие.
3. Численность участников мероприятия превышает норму, установленную органом госвласти региона.
4. Цели мероприятия и формы его проведения не соответствуют положениям Конституции и (или) нарушают запреты, предусмотренные законодательством РФ.
5. Организатор не обеспечил общественный порядок и безопасность граждан.
Уведомление подало лицо, которое не имеет права быть организатором мероприятия
На заметку: Организатором демонстраций, шествий и пикетирований может быть гражданин РФ, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний — 16 лет
Организаторами публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан России, политические партии, другие общественные или религиозные объединения.
Не может быть организатором публичного мероприятия:
- лицо, признанное судом недееспособным либо ограниченно дееспособным;
- человек, который находится в месте лишения свободы по приговору суда;
- лицо с неснятой или непогашенной судимостью за совершение умышленного преступления против основ конституционного строя и безопасности государства или общественной безопасности;
- лицо, которое не менее двух раз привлекали к ответственности по статьям 5.38, 19.3, 20.1–20.3, 20.18, 20.29 КоАП;
- политическая партия, другое общественное или религиозное объединение в случае приостановления или запрета его деятельности, а также в случае его ликвидации.
На заметку: Если в ОМСУ обращается представитель заявителя, то вместе с удостоверяющим документом и справкой он подает доверенность
Вместе с уведомлением о проведении мероприятия организатор должен представить в орган власти документ, удостоверяющий личность, и справку об отсутствии судимости. 
Если заявитель или его представитель не вправе быть организатором, откажите в проведении мероприятия.
В уведомлении указано место, где публичные мероприятия запрещены
Закон № 54-ФЗ запрещает проводить публичные мероприятия в пограничных зонах, на путепроводах, железнодорожных магистралях и полосах отвода железных дорог, нефте-, газо - и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи. Нельзя проводить публичные мероприятия на территориях, прилегающих:
- к опасным производственным объектам и объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности;
- резиденциям Президента;
- зданиям, занимаемым судами;
- территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Региональные органы власти определяют на территории субъекта РФ специально отведенные места для проведения публичных мероприятий. Закон № 54-ФЗ не запрещает проводить такие мероприятия вне специально отведенных мест. Условие: организатор должен согласовать с органом местного самоуправления место и время, указанные в уведомлении (ч. 2.1 ст. 8 Закона № 54-ФЗ).
Конституционный суд указал, что орган власти обязан принять все зависящие от него меры, чтобы мероприятие состоялось в предложенном организатором месте и в заявленное время, и не должен искать предлоги для отказа (постановление от 14.02.2013 № 4-П). Вместе с тем место и время мероприятия, указанные в уведомлении, можно изменить по согласованию с организатором. Например, предложите место, специально отведенное или приспособленное для проведения мероприятия. Такое предложение власти обязаны мотивировать. Объясните, почему мероприятие невозможно провести в заявленном месте в заявленное время. Если орган власти объяснит мотивы смены места и времени, но не предложит альтернативный вариант, суд признает отказ незаконным.
ПРИМЕР 1. Орган власти отказался согласовать митинг. Основание: проведение мероприятия в заявленном месте может помешать нормальной работе объектов жизнеобеспечения, транспортной, социальной инфраструктуры, связи, создать помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств, ограничить доступ граждан к жилым помещениям или другим объектам. Орган власти уведомил об этом организатора, но не предложил ему альтернативных мест для проведения митинга.
Гражданин попросил суд признать отказ незаконным. Суды первой и апелляционной инстанций в удовлетворении требования отказали. Но Верховный суд указал, что орган власти не вправе по своему усмотрению запретить проведение публичного мероприятия либо изменить его цели, место, время или форму. Он вправе лишь предложить другое место и (или) время его проведения. Такое предложение должно быть мотивированным. В данном случае орган власти этого не сделал (определение от 17.08.2018 № 5-КГ18-141).
3 дня — в такой срок предложите организатору провести мероприятие в другом месте или в другое время. Отсчет начинается с момента, когда вы получили уведомление от организатора
Предложение изменить время и (или) место проведения мероприятия ОМСУ должен направить не позднее чем через три дня с момента, когда получил уведомление. Исключение: группа лиц планирует провести пикет и сообщила об этом меньше чем за пять дней до мероприятия. В этом случае предложить альтернативный вариант нужно в день, когда вы получили уведомление. Не пропустите срок, иначе место и время проведения мероприятия будут считаться согласованными (постановление Пленума Верховного суда от 26.06.2018 № 28).
Организатор указал в уведомлении не все сведения
Организатор подает уведомление о проведении публичного мероприятия в письменной форме. Он указывает:
- цель и форму публичного мероприятия;
- место проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников;
- дату, время начала и окончания мероприятия;
- предполагаемое количество участников публичного мероприятия;
- формы и методы обеспечения организатором общественного порядка, организации медпомощи, намерение использовать звукоусиливающие средства;
- Ф. И. О. либо наименование организатора мероприятия, сведения о месте его жительства или пребывания либо о местонахождении, номер телефона;
- Ф. И. О. лиц, которых организатор уполномочил выполнять распорядительные функции по организации и проведению мероприятия;
- дату подачи уведомления.
Сообщите о проблеме с уведомлением организатору, чтобы он мог устранить нарушения
Не отказывайте в согласовании только потому, что организатор нарушил форму уведомления или указал в нем не все сведения. Суд сочтет такой отказ незаконным.
ПРИМЕР 2. Организатор публичного мероприятия дважды подал уведомление о проведении мероприятия в администрацию муниципального района и дважды получил отказ. В суде чиновники заявили, что уведомления не содержали всей необходимой информации и потому не отвечали требованиям статьи 7 Закона № 54-ФЗ.
Суд указал, что нарушение формы уведомления — не основание для отказа. В такой ситуации нужно уведомить организатора о проблеме, чтобы он успел решить ее до проведения мероприятия. Администрация не объяснила, какие нарушения необходимо устранить. Ее ответ имел форму отказа, для которого у чиновников не было объективных и достаточных причин (решение Верхотурского районного суда Свердловской области от 03.07.2014 по делу № 2-499/2014).
В заявленном месте планируется другое мероприятие
ОМСУ часто обосновывают отказ тем, что в заявленном в уведомлении месте уже запланировано другое мероприятие. Суд признает отказ незаконным, если вы не предложите организатору провести мероприятие в другом месте.
ПРИМЕР 3. Администрация города отказалась согласовывать публичное мероприятие. Причина: в заявленном месте запланировано другое массовое мероприятие. Гражданин оспорил решение чиновников в суде.
Суд указал, что орган власти не может запретить публичное мероприятие. Он вправе лишь предложить другое место и (или) время его проведения. Администрация этого не сделала, поэтому Октябрьский районный суд города Ижевска удовлетворил требования истца (решение от 29.09.2017 по делу № 2а6727/2017).
Суд поддержит ОМСУ, если тот обоснованно предложил изменить место или время.
ПРИМЕР 4. Городская администрация отказала в согласовании публичных мероприятий. Организатор попытался оспорить это решение, но судьи приняли сторону чиновников. Администрация рассмотрела уведомления организатора и предложила альтернативные варианты в установленные сроки. Провести мероприятия там, где хотел организатор, было невозможно. В этих местах уже были запланированы выставка-ярмарка товаров местных производителей и творческий вечер (апелляционное определение Оренбургского областного суда от 23.11.2017 по делу № 33а-8712/2017).
Цели и формы мероприятия не соответствуют законодательству
Целью публичного мероприятия может быть свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование о своей деятельности при встрече депутата представительного органа власти с избирателями (п. 1 ст. 2 Закона № 54-ФЗ).
Если цели мероприятия и формы его проведения не соответствуют положениям Конституции и (или) нарушают законодательные запреты, предложите организатору устранить противоречия. Если он этого не сделает, мероприятие можно не согласовывать.
Организатор указал численность участников мероприятия выше нормы
Нормы предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия установлены в региональных законах. Если в уведомлении численность участников мероприятия выше, сообщите о проблеме организатору. Он должен принять меры, чтобы норма не была превышена. Если организатор не выполнил это требование, ОМСУ вправе отказать в согласовании мероприятия.
Организатор не обеспечил общественный порядок и безопасность граждан
Важный документ: Постановление Конституционного суда от 18.06.2019 № 24-П
Организатор обеспечивает в пределах своей компетенции общественный порядок и безопасность граждан на мероприятии (п. 5 ч. 4 ст. 5 Закона № 54-ФЗ). Раньше органы власти отказывались согласовывать мероприятия, ссылаясь на эту норму. Но в июне 2019 года ситуация изменилась благодаря позиции Конституционного суда.
На заметку: Обеспечить такие меры придется в пределах своей компетенции совместно с организатором мероприятия и уполномоченным представителем органа внутренних дел
ПРИМЕР 5. Активист из Иркутска уведомил городскую администрацию о том, что планирует провести митинг и демонстрацию. Чиновники мероприятия не согласовали. Основание: гражданин не определил формы и методы обеспечения общественного порядка и организации медпомощи. Районный и областной суды поддержали позицию мэрии.
Иркутянин обратился в Конституционный суд, где привел свои аргументы. Закон № 54-ФЗ предусматривает обязанности организатора мероприятия:
1) обеспечить в пределах своей компетенции общественный порядок и безопасность граждан;
2) указать в уведомлении формы и методы обеспечения общественного порядка, организации медпомощи.
Эти положения содержат расплывчатые формулировки и порождают правовую неопределенность. Возможность на этом основании запретить проведение публичного мероприятия противоречит статье 31 Конституции.
Конституционный суд возложил обязанность по поддержанию порядка в ходе публичных мероприятий на органы власти. Он запретил им отказывать в согласовании мероприятий на основании того, что организатор не предусмотрел меры по обеспечению безопасности и общественного порядка. Если чиновники считают, что меры, указанные в уведомлении, недостаточны, необходимо объяснить причины и предложить организатору изменить формы и методы обеспечения безопасности. Основные обязанности, связанные с оказанием медпомощи, также должны нести органы власти.
Рекомендации
Чтобы избежать судебных споров, совершите три действия, когда получите уведомление о проведении публичного мероприятия.
1. Документально подтвердите, что получили уведомление. Укажите дату и время его получения.
2. Если проводить мероприятия в заявленном месте запрещено либо там запланировано другое мероприятие, предложите организатору альтернативный вариант. Срок — три дня. Его же соблюдайте, если организатор указал в уведомлении цели и формы проведения мероприятия, которые не соответствуют закону.
3. Сообщите организатору, какова предельная заполняемость территории или помещения в месте проведения публичного мероприятия. Предложите принять меры, если заявленная численность выше той, которую установили власти региона.