Есть четыре типичные проблемы, которые возникают в работе административных комиссий муниципальных образований.
1. Недостаточное финансирование и связанная с ним нехватка кадров.
2. Невозможно установить личность нарушителя.
3. Невозможно взыскать административный штраф.
4. Комиссия выходит за рамки своих полномочий.
Рассмотрим эти проблемы и предложим решения.
Проблема 1. Недостаточное финансирование или неполный состав административной комиссии
Организуйте взаимодействие с уличными и домовыми комитетами. Они помогут административной комиссии в ее работе
Недостаточное финансирование ведет к отсутствию материальной заинтересованности ее членов и, как следствие, к неэффективной работе. В крупных муниципалитетах бывает сложно выявить все совершаемые на территории муниципального образования правонарушения. Проблема становится особенно острой, если комиссия работает в неполном составе.
Решение. Организуйте взаимодействие с органами территориального общественного самоуправления (уличными, домовыми комитетами). Они помогут выявлять правонарушения и возьмут на себя общественный контроль за исполнением постановлений административной комиссии. Закрепите в муниципальном акте порядок такого взаимодействия. В местном бюджете предусмотрите финансирование для членов комиссии и органов ТОС.
На заметку: Когда создают административную комиссию
К административной ответственности нарушителей привлекают органы государственной власти. Но многие регионы в рамках передачи отдельных государственных полномочий делегируют органам местного самоуправления право составлять протоколы об административных правонарушениях. Порядок передачи полномочий установлен статьей 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ. Кроме того, субъект РФ может передать местным властям полномочие рассматривать дела об административных правонарушениях и создавать административные комиссии для привлечения к административной ответственности (ч. 2, 5, 6 ст. 1.3.1 КоАП).
Административная комиссия — коллегиальный орган, который действует на постоянной основе. Он готовит к рассмотрению дела об административных правонарушениях, совершенных на территории муниципального образования, рассматривает эти дела и выносит по ним решения.
Проблема 2. Невозможно установить личность нарушителя
Многие нарушители не идут на контакт с должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы. Иногда они ведут себя агрессивно, оскорбляют члена комиссии и даже применяют к нему физическое насилие. В результате без сотрудника полиции невозможно установить личность нарушителя и внести данные о нем в протокол. Кроме того, должностное лицо комиссии не имеет права задерживать лицо, совершившее административное правонарушение.
На заметку: Муниципальную милицию можно создать решением представительного органа МСУ как подразделение местной администрации либо орган МСУ с правами юрлица
Решение. Определите порядок взаимодействия комиссии с органами внутренних дел. Заключите соглашение с территориальным отделом МВД. Организуйте совместные рейды по профилактике административных правонарушений. Сотрудники полиции будут задерживать нарушителей, устанавливать их личность, а члены комиссии — составлять протоколы. Если в связи с большой нагрузкой полиция не сможет выделить сотрудника для проведения совместных рейдов, создайте муниципальную милицию.
Проблема 3. Невозможно взыскать административный штраф
Зачастую орган местного самоуправления не может взыскать с нарушителя штраф. Причин обычно две:
1) недостаточное взаимодействие с территориальными подразделениями службы судебных приставов;
2) у должника нет имущества, на которое можно обратить взыскание.
Решение. Определите порядок взаимодействия административной комиссии и судебных приставов. Заключите соглашение о взаимодействии с территориальным подразделением службы судебных приставов. Предложите ежеквартально проводить координационные совещания по проблемам работы комиссии, круглые столы по вопросам привлечения к административной ответственности.
Проблема 4. Комиссия выходит за рамки своих полномочий
Если комиссия составит протокол в связи с нарушением, за которое она не вправе привлечь к ответственности, суд отменит ее решение.
Решение. ОМСУ вправе составлять протоколы при осуществлении муниципального контроля. Фиксируйте в протоколе случаи, когда проверяемый:
— не повинуется законному распоряжению муниципальных контролеров (ч. 1 ст. 19.4 КоАП);
— препятствует законной деятельности должностного лица органа муниципального контроля (ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП);
— не выполняет предписание муниципальных контролеров (ч. 1 ст. 19.5 КоАП);
— не выполняет законное требование представить контролерам сведения или подает их в неполном либо искаженном виде (ст. 19.7 КоАП).
Регионы устанавливают своими законами составы правонарушений, за которые ОМСУ также вправе привлекать к ответственности. В большинстве регионов местные органы власти могут составлять протоколы на лиц, которые:
— нарушают муниципальные правила благоустройства;
— не соблюдают правила торговли;
— нарушают тишину в ночное время;
— оставляют транспортные средства в неустановленных местах.
Рекомендуем опираться на судебную практику. Рассмотрим, в каких случаях суд признает решение ОМСУ о привлечении к ответственности законным, а когда отменит его.
На заметку: Как создать муниципальную административную комиссию
Порядок создания административных комиссий в муниципальных образованиях утверждают орган власти региона и ОМСУ. В большинстве случаев такие комиссии создают решением представительного органа по представлению главы муниципального образования. Вместе с решением о создании комиссии ОМСУ утверждает положение об административной комиссии и ее состав. В комиссию, как правило, включают руководителей и специалистов подразделений ЖКХ и благоустройства местных администраций. Предусмотрите в составе комиссии должности председателя, заместителя председателя, ответственного секретаря.
Нарушение правил благоустройства
Верховный суд: администра тивные комиссии могут выписывать штрафы за нарушение правил благоустройства
Органы местного самоуправления утверждают правила благоустройства на территории муниципального образования. Как правило, суды подтверждают право должностных лиц ОМСУ составлять протоколы на тех, кто эти правила нарушает.
ПРИМЕР 1. Административная комиссия городского округа Тольятти наказала юридическое лицо штрафом на сумму 400 тыс. руб. Санкция была предусмотрена статьей 2.2 Закона Самарской области от 01.11.2007 № 115-ГД «Об административных правонарушениях…». В этой норме установлена ответственность за самовольное нанесение надписей, рисунков на стены зданий, строений, сооружений, элементы благоустройства, в подъездах домов, общественном транспорте, иных общественных местах. Статью можно применять в случаях, когда ответственность за данные действия не предусмотрена федеральным законодательством.
Верховный суд подтвердил наличие у комиссии полномочий выписывать штрафы. Также он закрепил практику составления протоколов об административных правонарушениях по схожим правонарушениям в целях сохранения объектов благоустройства в надлежащем состоянии и защиты их от вандализма (определение Верховного суда от 22.10.2018 по делу № 301-АД18-15974).
Суды признают законными действия административных комиссий по составлению протоколов и в других случаях нарушения правил благоустройства.
ПРИМЕР2. Прокуратура обратилась в районную административную комиссию. Прокуроры сообщили, что ребенок упал на детской площадке и получил травму. Позднее в комиссию обратился и родитель пострадавшего ребенка. Оказалось, что у структурных подразделений органов власти нет сведений о собственнике детской площадки. Комиссия нашла владельца площадки, назначила ему административное наказание и вынесла предписание устранить недостатки, которые стали причиной нарушения.
Постановление административной комиссии помогло и семье пострадавшего ребенка. На основании этого документа законный представитель ребенка обратился в суд общей юрисдикции и потребовал, чтобы владелец площадки возместил причиненный вред и компенсировал затраты на лечение (решение Автозаводского районного суда города Тольятти от 03.05.2017 по делу № 2–2106/2017).
Нарушение тишины и покоя граждан в ночное время
Во многих регионах административные комиссии муниципальных образований привлекают к ответственности тех, кто нарушает тишину и покой граждан в ночное время. Проблемы создают жители многоквартирных домов и участники публичных музыкальных мероприятий.
Документ:Требования к уровню шума предусмотрены в СанПиН 2.1.2.2645–10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях»
ПРИМЕР 3. Местные жители были недовольны шумом и громкой музыкой в баре после 23:00. Административная комиссия составила протокол по статье 2.1 части 2 Закона Самарской области № 115-ГД. Поскольку нарушителя ранее уже наказывали за шум, комиссия выписала штраф 20 тыс. руб. Компания попыталась оспорить постановление в суде.
Суд указал, что протокол об административном правонарушении соответствует требованиям статьи 28.2 КоАП. Виновность компании подтверждает заключение санитарно-эпидемиологической экспертизы. В нем сказано, что в ночное время уровень шума при включенном музыкальном оборудовании бара превышает санитарные нормы (решение Автозаводского районного суда города Тольятти от 04.05.2017 по делу № 12–384/2017).
Парковка транспортных средств на газонах
У сотрудников правоохранительных органов нет полномочий привлекать к административной ответственности лиц, которые оставляют автомобили на озелененных территориях. Поэтому жалобы жителей рассматривают местные администрации.
Когда возникают споры, суды не всегда встают на сторону муниципалитета.
ПРИМЕР 4. В Тольятти предусмотрена административная ответственность «за размещение транспортных средств на озелененной территории» (ч. 2.1 ст. 4.18 Закона Самарской области № 115-ГД). Нарушители, которым выписывали штраф, не раз пытались добиться признания нормы закона противоречащей действующему законодательству. Однако все попытки оказались безуспешными. Пример — решение Самарского областного суда от 16.05.2018 по делу № 3А-988/2018.
В Белгородской области местные власти также пытались штрафовать за парковку на газоне. Но в 2016 году Верховный суд признал штраф, который выписала административная комиссия, незаконным и отменил его (апелляционное определение Верховного суда от 21.12.2016 по делу № 57-АПГ16-7).
Суды пока не пришли к однозначному выводу по вопросу законности штрафов за парковку на озелененной территории. Если административная комиссия вашего муниципального образования выписывает штрафы за подобные нарушения, будьте готовы к судебным разбирательствам.
Выводы и рекомендации для органов местного самоуправления
1. Составляйте протоколы об административных нарушениях, если регион закрепил за ОМСУ такое полномочие.
2. Привлекайте к ответственности только по составам правонарушений, предусмотренным в КоАП и законах вашего региона.
На заметку: ОМСУ имеют право самостоятельно выступать с законодательными инициативами для урегулирования спорных вопросов
3. По вопросам привлечения к ответственности взаимодействуйте с территориальными ОВД, судебными приставами и органами ТОС.
4. Взаимодействуйте с органами власти региона по проблемам в работе административных комиссий. Некоторые субъекты РФ ежеквартально проводят семинары с участием членов административных комиссий.
Результаты обсуждений рекомендуем направлять в региональный законодательный орган. Он может внести изменения в законодательные акты, чтобы урегулировать спорные вопросы.