Российские муниципалитеты начинают использовать краудфандинг — новый способ собрать деньги для решения вопросов местного значения. Краудфандинг не просто позволяет сэкономить бюджетные средства. Он помогает лучше понять потребности населения и выявить болевые точки. Расскажем, как использовать крауд-платформы и какие проекты уже реализовали ваши коллеги в муниципалитетах.
В чем преимущества краудфандинга
Краудфандинг может выступить альтернативой самообложению граждан и инициативному бюджетированию либо дополнить их. В отличие от механизма самообложения, краудфандинг не предполагает, что граждане, финансирующие проект, должны постоянно или преимущественно проживать на территории вашего муниципального образования. Внести средства может любой человек, где бы он ни находился. Это позволяет расширить количество участников и собрать больше денег. Команду авторов проекта можно сформировать из людей, которые тоже находятся в разных городах или поселках. Это делает возможным реализацию межмуниципальных проектов. Сама процедура реализации более простая, чем при самообложении: не нужно проводить референдум.
Краудфандинг также может выступать предварительной стадией инициативного бюджетирования, на которой нужно выявить наиболее значимые потребности местного сообщества. В этом случае средства, которые удалось привлечь через краудфандинговую платформу, дополняют финансирование из местного бюджета.
На заметку:
Какие задачи позволяет решить крауд-платформа
Активисты местных сообществ используют крауд-платформы, чтобы:
— привлечь внимание общественности к проблеме;
— найти и объединить активных граждан, заинтересованных в ее решении;
— коллективно оценить способ решения проблемы;
— собрать денежные средства на реализацию проекта;
— проконтролировать использование собранных средств.
Какие нормы регулируют краудфандинг
Специального правового регулирования краудфандинг не требует. Отношения между участниками крауд-проектов укладываются в правовые конструкции, предусмотренные нормами гражданского права о договорах на оказание услуг, дарения (пожертвования), о спонсорстве. Эти нормы законодательства дополняются правилами крауд-платформ.
Какие проекты реализуют с помощью краудфандинга
Наиболее популярные тематики проектов, финансируемых через краудфандинг:
— благоустройство территорий;
— история, культура и искусство;
— сохранение объектов культурного и исторического наследия;
— региональный и местный туризм;
— социальное предпринимательство;
— физкультура и спорт;
— благотворительная помощь (адресная и отдельным категориям граждан);
— экология.
На заметку: Год назад в деревне прошел концерт уральской группы «Чайф». Музыканты поддержали начинание предпринимателя. Все вырученные за концерт деньги пошли на развитие деревни
ПРИМЕР 1. В Ленинградской области благодаря краудфандингу появилась новая лыжно-беговая трасса. Цель другого проекта — «Оборудование добровольным ладожским пожарным» — решить проблему охраны природы на островах Ладожского озера силами добровольцев.
Фонд помощи бездомным животным «Ника» из подмосковного Зеленограда собрал средства на строительство центра «Мокрый нос». Он рассчитан на временное проживание 500 животных — собак, кошек, лошадей. Организаторы уже отстроили два блока для собак, заложили фундамент для кошачьего домика, зоогостиницы, склада и кафе, провели все необходимые коммуникации, подготовили бетонную основу для дороги и установили забор с воротами. Всего за пять лет с помощью четырех крауд-проектов на реализацию этой идеи было собрано более 20 млн руб., или 73 процента от необходимой суммы.
Социальный предприниматель Гузель Санжапова — автор шести успешных крауд-проектов на Planeta.ru и Boomstarter. На протяжении шести лет она развивает деревню Малый Турыш в Свердловской области. За это время удалось собрать 8 млн руб. на строительство объектов инфраструктуры. Детская площадка, беседка, скважина с чистой питьевой водой и площадка для сбора бытовых отходов — все это теперь есть в деревне благодаря краудфандингу. Кроме того, было организовано производство меда, появились новые рабочие места.
Сколько средств удается привлечь
В среднем инициаторы проектов собирают через крауд-платформы от 200 тыс. до 500 тыс. руб.
ПРИМЕР 2. На строительство 3 пекарен для 15 деревень в поселке Красные Баки Нижегородской области было собрано более 400 тыс. руб., или 104 процента от заявленной суммы. Проект инициировал местный предприниматель.
В Вологде на ремонт деревянного памятника архитектуры «Дом Шахова» удалось собрать около 200 тыс. руб. Это 103 процента от заявленной суммы. После трех пожаров здание стояло под дождем без крыши и превращалось в руины. Дом нуждался в срочном устройстве временной кровли и укреплении стен. Решением проблемы занялась группа местных активистов. Она провела кампанию по сбору средств. Затем здание было законсервировано до реставрации.
В некоторых случаях удается привлечь больше средств.
ПРИМЕР3. На строительство сельского клуба в Малом Турыше было собрано 1,6 млн руб., или 148 процентов от заявленной суммы. Собранных денег хватит на фундамент и каркас здания с крышей. Остальные средства планируется получить от крупного социального предпринимателя. В целом строительство обойдется как минимум в 5 млн руб.
Какую крауд-платформу выбрать
Первые краудфандинговые платформы в России появились в 2010 году. Сегодня таких платформ около 30. Среди них есть универсальные, например Planeta. ru и Boomstarter. С их помощью можно реализовать проекты в различных сферах деятельности. «C миpу пo нитке» — платформа для поддержки благотворительных, социальных, технических и творческих инициатив.
Есть и узкоспециализированные крауд-платформы. Например, Nachinanie. ru подходит для социально значимых проектов. На платформе Kroogi собирают средства на реализацию творческих идей. Платформа Naparapet.ru специализируется на apт-пpoeктах. Также есть локальные крауд-площадки для проектов в отдельных регионах.
На заметку: Повышенная комиссия на первоначальном этапе — это стимул для сбора всей суммы
Прежде чем сделать выбор, выясните стоимость услуг платформы. Краудфандинговые платформы — коммерческие организации. Они удерживают комиссию за работу сервиса. Ее размер в большинстве случаев зависит от успешности проекта и платформы. Например, на платформе Planeta.ru комиссия составит 15 процентов, если вы собрали от 50 до 100 процентов заявленной суммы. Если удалось привлечь более 100 процентов, комиссия снизится до 10 процентов.
Сбор денежных средств возможен как на условиях безвозмездного пожертвования, так и за вознаграждение от инициатора проекта. Это могут быть сувениры с символикой проекта, билеты в театр, кино, приглашения на экскурсии, мастер-классы, лекции.
Как использовать крауд-платформу
Можно выделить четыре этапа использования крауд фандинговой платформы. Расскажем, как достичь максимального эффекта на каждом из них.
Этап 1. Внесите информацию о проекте на сайте платформы
Рекомендация: Обучите сотрудников муниципалитета методике размещения и ведения крауд-проектов. Можно воспользоваться обучающими материалами самой платформы
На этом этапе инициатор проекта регистрируется на сайте и вносит информацию о проекте. Программные средства большинства платформ предлагают последовательно указать все параметры проекта: название, срок проведения кампании по сбору средств, необходимую сумму, описание идеи, срок ее реализации, вознаграждение участникам. Важно не только описать и обосновать идею, но и указать механизм ее реализации. Функционал платформ позволяет загружать видео, фото, рисунки.
Этап 2. Пройдите модерацию и заключите соглашение
Готовые материалы автор отправляет на модерацию — проверку на соответствие проекта правилам платформы. Например, на некоторых сайтах нельзя размещать информацию о проектах, преследующих политические или исключительно религиозные цели, а также проектах, содержание которых противоречит нормам морали и нравственности, этическим нормам.
При необходимости специалисты платформы дадут рекомендации: например, подскажут, что описание проекта недостаточно подробное. Если в нем есть неточности или неопределенность, менеджер попросит автора уточнить информацию.
После модерации автор проекта заключает с платформой соглашение. В нем фиксируют права и обязанности сторон, в том числе условия оказания и оплаты услуг.
Затем специалист платформы запускает проект. Информация о нем попадает в открытый доступ.
Этап 3. Соберите средства
На этом этапе любой пользователь может перечислить денежные средства, разместить информацию о проекте в социальных сетях, сделать комментарии к нему, задать вопросы инициатору. Инициатор может размещать информацию о дополнительных вознаграждениях, рассказывать о проекте в интернете и вне Сети, корректировать содержание проекта, просматривать статистику посещений страницы проекта.
Рекомендация: Отразите собранные средства по статье КОСГУ 150 «Безвозмездные денежные поступления»
Собрать нужную сумму удается не всегда. Если получится привлечь меньше 50 процентов от необходимого объема, то все собранные на платформе средства возвращаются в распоряжение тех лиц, которые выделили их на поддержку проекта.
Наиболее успешные или интересные проекты могут получить от платформы помощь в продвижении. Для признания проекта успешным необходимо привлечь более 50 процентов заявленной суммы. Объем и характер помощи по продвижению проекта зависят от выбранной платформы. Например, Planeta.ru бесплатно распространяет информацию о проекте с помощью рассылок и постов в соцсетях, размещает «карусели» интересных проектов на главной странице сайта или рассказывает о них дружественным СМИ. Boomstarter продает пакеты продвижения. Самый дорогой из них стоит 30 тыс. руб. и включает публикации в соцсетях и рассылки пользователям платформы.
После завершения срока сбора средств на реализацию проекта стороны оформляют акт сдачи-приемки оказанных услуг. Затем платформа перечисляет денежные средства инициатору проекта.
На заметку: Привлеките к проекту внимание общественности
Распространяйте информацию о проекте в соцсетях. Расскажите о выгодах от его реализации для местного населения и бонусах, которые получат спонсоры проекта. Виджет, размещенный на платформе, позволит разместить ссылку-баннер на проект на любом дружественном сайте.
На начальном этапе не исключена негативная реакция на предложение поучаствовать в проекте через краудфандинг. Люди могут выражать недоверие, нежелание платить за блага, которые, по их мнению, нужно профинансировать из бюджета. Чтобы минимизировать скепсис, донесите до местных жителей мысль, что краудфандинг позволит реализовать проекты, на которые в бюджете недостаточно средств. Предложите людям выдвинуть свои идеи по благоустройству поселения или района и финансово поддержать реализацию лучших вариантов.
Этап 4. Отчитывайтесь о ходе реализации проекта и расходах
Большой плюс краудфандинга — его прозрачность. Инициатор публикует бюджет и смету на странице проекта. В соглашении можно предусмотреть обязанность инициатора размещать отчет о реализации проекта. Тогда все, кто поддержал его финансово, смогут видеть, на что инициатор тратит деньги.
В разделе «Новости проекта» можно информировать людей о важных событиях через профиль проекта и социальные сети. Чтобы обсуждать проблемы и получать обратную связь, предложите пользователям оставлять комментарии.