Закон не обязывает муниципалитеты подготавливать мастер-план и даже не содержит такого понятия. Но власти многих российских городов разрабатывают мастер-планы как стратегии пространственного развития. На их основе затем составляют другую документацию, в том числе градостроительную. Расскажем истории успеха ваших коллег и дадим рекомендации по разработке мастер-плана.
Чем мастер-план отличается от стратегии
Мастер-план — стратегический документ, в котором отражают приоритеты, направления развития города и механизмы достижения поставленных целей. Этим он схож со стратегией социально-экономического развития муниципального образования. Оба документа базируются на качественном и количественном анализе всех сфер жизни муниципального образования. Чтобы провести этот анализ, разработчики документа собирают различные данные: поднимают статистику, опрашивают и интервьюируют разные группы населения, в том числе представителей бизнеса.
В отечественной практике разработка мастер-плана и стратегии преследует разные цели. Российские муниципалитеты в своих мастер-планах делают основной акцент не на экономике и социальной сфере, а на актуализации существующей застройки и преобразовании городской среды. Поэтому мастер-план обычно представляет собой стратегию пространственного развития, которая содержит градостроительную концепцию. Другие отличия мастер-плана от стратегии мы перечислили в таблице.
Таблица. Стратегия развития и мастер-план: в чем различия
Стратегия социально-экономического развития |
Мастер-план |
---|---|
Носит обязательный характер: если муниципалитет принял стратегию, то должен ее реализовывать |
Носит декларативный характер |
Включена в состав стратегических документов, которые разрабатывают муниципальныеобразования (ст. 39 Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании…») |
Не упоминается в нормативных правовых документах |
Можно разработать только для всего муниципального образования |
Можно разработать для всей территории муниципального образования или для ее отдельнойчасти |
Содержит большое количество технической информации (показателей социально-экономическогоразвития) |
Содержит большое количество наглядной информации (например, в виде карт и схем) |
Важная отличительная черта мастер-плана — большой объем наглядной информации. Карты, схемы и другие средства визуализации делают документ универсальным инструментом городского планирования. Хороший мастер-план понятен обычному горожанину, который не обладает специальными знаниями. Стратегия же, как правило, содержит много количественных показателей, которые неспециалист не всегда может правильно интерпретировать.
Какие задачи помогает решить мастер-план
На заметку: Разработку мастер-плана могут инициировать органы местного самоуправления, представители бизнеса или общественности
С мастер-планом муниципалитету проще:
— распределить бюджетные средства между проектами в городе;
— разработать документы стратегического планирования и градостроительную документацию;
— улучшить коммуникацию с бизнесом и гражданами;
— сформировать позитивный образ муниципального образования, власти которого стремятся создавать комфортную городскую среду;
— укрепить авторитет администрации муниципального образования и повысить инвестиционную привлекательность территории.
Мастер-план помогает выявить болевые точки и определить оптимальные способы решения проблем. Например, старые улицы часто не выдерживают возросшие потоки транспорта. Тогда при разработке мастер-плана нужно определить, в каком месте расширить дороги и в каких дворах создать парковки для личного транспорта. Если киоски портят внешний вид улиц, мешают пешеходам и транспорту, включите в мастер-план один из вариантов решения этой проблемы. Например, выделите места под киоски на территориях вне маршрутов движения общественного транспорта, на первых этажах строящихся жилых зданий, в торговых центрах или на рынках.
Были случаи, когда мастер-план позволял сэкономить бюджетные средства на подготовку и реализацию муниципальных программ формирования комфортной городской среды.
ПРИМЕР 1. В Киселевске (Кемеровская область) разработчики мастер-плана получили от администрации города, его жителей и инициативных групп предложения по преобразованию 14 городских пространств. Из них в ходе общественных обсуждений было выбрано пять самых важных территорий. В рамках подготовки мастер-плана для этих территорий были разработаны дизайн-концепции. Затем эти городские пространства были представлены для участия в приоритетном федеральном проекте «Формирование комфортной городской среды».
Как разработать мастер-план
В России нет сложившейся традиции разработки мастер-плана. Требования к его структуре нигде не установлены. Определите содержание, формат и объем мастер-плана в зависимости от задач, которые вам предстоит решить. Рекомендуем использовать зарубежный опыт. Например, в европейских городах мастер-план, как правило, включает в себя часть стратегии социально-экономического развития и генерального плана или проекта планировки.
Предлагаем разбить разработку мастер-плана на пять этапов.
На заметку: В крупных городах администрации иногда создают целые департаменты, ответственные за мастер-план. Поселения могут доверить разработку мастер-плана специализированным консультантам
Первый этап. Проанализируйте текущее состояние территории. Разработку мастер-плана начните с аналитического исследования:
— географического, политического и экономического положения города;
— транспортной и инженерной инфраструктуры;
— социальной сферы и сферы культуры;
— сложившейся городской застройки, расположения объектов на территории, существующего функционального зонирования;
— экологии города;
— исторических данных о городе.
Второй этап. Вовлеките горожан в работу над проектом. Выясните, каким люди хотят видеть город. Узнайте мнение не только профессионалов в сфере градостроительства, но и обычных горожан.
ПРИМЕР 2. В работе над мастер-планом Омска, помимо классических видов анализа, использовали необычные инструменты: эссе, интернет-платформу и «ментальную карту». Философам, архитекторам, предпринимателям и городским активистам предложили написать эссе об уникальности города и его будущем. Чтобы изучить восприятие городской среды, разработчики мастер-плана создали интернет-платформу «Где-Где?!». На ней разместили карту территории города. Омичи отметили на ней места, которые им нравятся и не нравятся, указали желаемые направления развития города.
В итоге была разработана «ментальная карта» Омска — карта восприятия городской среды населением. Она отражала эмоциональное отношение горожан к территории и помогла установить критерии оценки качества городской среды.
Помимо интернет-платформы, для построения карты были использованы:
— результаты экспертного опроса;
— данные исторического и социокультурного анализа города;
— результаты проектных сессий по оценке восприятия городской среды;
— данные ГИС.
Организуйте профессиональные дискуссии, проектные сессии, конференции и презентации. Проведите интерактивные исследования, интервью. Выясните, какие положительные и отрицательные характеристики жители дают городу.
Разработка мастер-плана без учета мнения местных жителей может обернуться бесполезными тратами.
На заметку: Городские мастер-планы обычно создают на среднесрочную перспективу — 4–8 лет — или долгосрочную перспективу — 10–20 лет
ПРИМЕР 3. В 2010 году в Перми разработали стратегический мастер-план по европейским стандартам при участии голландских архитекторов. На основе мастер-плана городская дума подготовила и утвердила генеральный план. Однако эксперты этот мастер-план не приняли. Поддержки у горожан документ также не нашел. Причина в том, что его подготовили без учета интересов местного населения.
Третий этап. Сформулируйте видение города и его ценности. На основе проведенного на первом этапе анализа определите, каким вы видите город в результате реализации мастер-плана. Ценности сформулируйте на основе положительных качеств города, о которых жители говорили на втором этапе. Подберите графический и семантический образы, отражающие видение города и его ценности. Эти образы сделают мастер-план более понятным для людей. Семантический образ представьте в виде емкого слогана.
ПРИМЕР 4. Разработчики мастер-плана Омска сформулировали видение этого города как дома для миллиона человек. Это не случайно. В ходе опросов выяснилось, что жители Омска относятся к городу как к своему дому. Поэтому был выбран слоган «Омск — дом для миллиона человек».
Четвертый этап. Подготовьте стратегию развития территории. Она должна содержать принципы, цели и направления развития города. Сформулируйте их на основе результатов исследований, проведенных на первом и втором этапах. По каждой цели составьте перечень приоритетных направлений. Например, в список можно включить:
Рекомендация: По каждому мероприятию укажите источники его финансирования и ответственных за его реализацию лиц
— развитие транспортной инфраструктуры;
— создание новых промышленных зон;
— редевелопмент депрессивных территорий;
— решение проблем жилищного строительства;
— создание новых объектов коммерческой недвижимости;
— создание мест для досуга населения;
— улучшение экологии.
Пятый этап. Составьте план мероприятий. Он представляет собой дорожную карту достижения поставленных в мастер-плане целей. Степень детализации мероприятий в дорожной карте зависит от цели проекта.
ПРИМЕР 5. Мастер-план для Владивостока разработала японская компания. На основе проведенных исследований архитекторы предложили создать в городе креативную бизнес-сеть. Она должна включать культурный и бизнес-хабы, новый креативный хаб и новый центральный бизнес-район. Для каждой такой зоны стратегического развития был подготовлен свой проект планировки территории. Учитывая специфику проблем городского округа, в мастер-план включили предложения по транспортным стратегиям.
Весь документ снабжен большим количеством схем. Многие из них напоминают укрупненное функциональное зонирование, которое встречается в генеральных планах.